Close

Производители кованных дисков – 7 лучших производителей кованых дисков — Рейтинг 2018 года (Топ 7)

Содержание

Как делают кованые диски

Колесные диски для легковых автомобилей делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. Более подробно об этом мы писали в статье: Классификация автомобильных дисков. Штампованные чаще всего изготавливаются из стали, а литые и кованые из алюминиевого сплава. Кованые диски лучше всего соответствуют требованиям безопасности, надежности и внешней привлекательности. Они обладают высокой прочностью и жесткостью конструкции, низким весом и высокой стойкостью к коррозии. Но почему колесные диски такие дорогие? Чтобы ответить на этот вопрос, следует детально рассмотреть процесс их производства.


Кованые диски изготавливают из алюминия, который выплавляют из глинозема, который, в свою очередь, получают из бокситов. Боксит – это алюминиевая руда, состоящая из гидроксида алюминия, оксидов железа и кремния. Он поступает на глиноземные заводы, где из него выделяют глинозем – чистый оксид алюминия (AL2O2). При этом из него удаляют примеси железа, кремния и прочих элементов.

90% всех залежей бокситовой руды сосредоточено в странах с тропическим и субтропическим климатом (Австралия, Бразилия, Вьетнам, Гвинея, Ямайка). По сравнению с другими металлами, получение алюминия из руды является сложным процессом, что объясняется его высокой реакционной способностью и высокой температурой плавления руды.


Полученный глинозем поступает на алюминиевый завод. Там сырье попадает в электролизер. Он представляет собой специальную закрытую ванну, где проходит процесс электролиза, в результате которого из оксида алюминия выделяют чистый металл. В процессе электролиза участвует криолит (NA3AL

F6), который смешивается с глиноземом (AL2O3). На смесь воздействуют с помощью электрического тока, в результате чего происходит распад на ионы. Иными словами, чистый алюминий выпадает в осадок на катоде, а кислород и другие газы устремляются к аноду и удаляются.

Полученный жидкий алюминий перемещается в газовую печь, где вместе с легирующими элементами (железо, титан и другие) получают однородную смесь. Это делается для получения сплава с необходимыми физическими, химическими, прочностными и технологическими свойствами. Полученный сплав разливается в формы, где принудительно остужается, застывая в слитках. Такие слитки могут использоваться в различных областях, от производства посуды, до авиастроения.


Полученные слитки алюминия вместе с магнием медью и марганцем попадают в еще одну печь. Там при температуре около 1500 градусов формируется сплав для производства дисков. После снятия с поверхности смеси шлаков готовый алюминиевый сплав отправляется в цех литья заготовок. Для того чтобы получить заготовку, алюминий отливают в формы-кристаллизаторы, где жидкий металл твердеет и приобретает форму цилиндров.

На следующем этапе производства из цилиндров, с помощью циркулярной пилы, нарезают заготовки, которые отправляются на ковку. Этот этап является основной отличительной особенностью кованых дисков от литых. Именно благодаря ковке заготовка приобретает прочность и упругость. В процессе ковки нагретые в печи цилиндры прессуются под воздействием пресса. В итоге алюминий сжимается в несколько раз и приобретает мелкозернистую и волокнистую структуру, существенно увеличивающую прочность будущего диска.


Полученные заготовки в очередной раз нагревают в печи и отправляют на штамповку, придающую заготовкам примерный профиль будущего диска, напоминающего кухонную раковину. Каждая заготовка проходит этот процесс трижды, что улучшает ее геометрические и прочностные показатели.

Далее, заготовки закаливают в печи при температуре 515 градусов, после чего остужают в холодной воде. В результате закалки меняется структура металла, она становится мелкозернистой, улучшая прочностные характеристики будущего автомобильного диска. Каждая заготовка проходит этот процесс трижды, после чего подвергается искусственному старению в печи, чтобы снять внутренние механические напряжения.


В цехе механической обработки закаленные заготовки приобретают свой окончательный вид. Именно тут технологическая и дизайнерская мысль объединяются в готовый продукт. Но даже самые смелые дизайнерские идеи должны учитывать такие характеристики как параметры колесных дисков, крепежные отверстия, охлаждение тормозных элементов, прочность конструкции и вес будущего диска.

После того, как дизайнер разработал внешний вид диска, чертеж и размеры поступают в токарный цех. Там, на программируемых токарных станках, с помощью револьверных головок, заготовка приобретает окончательный вид. Сначала обтачивается обод, затем прорезаются окна, после чего высверливаются отверстия под крепеж и диск поступает на финишную шлифовку внутренней и наружной частей. В процессе токарной обработки заготовка проходит 5-6 различных станков, в результате чего теряет около 40 килограмм.


На каждом этапе производства налажен строгий контроль качества, минимизирующий процент брака. Помимо этого, финальной стадией производства является тестирование дисков из каждой партии на соответствие внутренних стандартов компании.

Ознакомившись с процессом производства, легко ответить на вопрос, который был задан в начале статьи — почему кованые диски такие дорогие? На их изготовление тратится колоссальное количество усилий, времени и материала. Итогом производства становятся кованые автомобильные диски исключительного качества.

www.4tochki.ru

Кованые диски — технология производства и особенности

Особенности и технология производства кованых автомобильных дисков

Кованные диски производятся с использованием специализированных методик, которые не в полной мере соответствуют названию изделий. Ковка в классическом понимании не используется, обработка металла осуществляется без деформации с применением молота и наковальни.


Производство начинается с формирования заготовки, которая включает различные металлы и сплавы. Основу составляют: алюминий, марганец и магний. Далее следует несколько производственных этапов:

  • нагрев заготовки, доведение металла до пластичного состояния. Температура при этом не превышает 450° C;
  • прессование с применением специализированных форм. Так обеспечивается равномерное воздействие на поверхность металла;
  • термическая обработка или закалка, которая делает сплавы более твердыми за счет изменения структуры кристаллической решетки;
  • проведение механической обработки на токарных и фрезерных станках для устранения шероховатостей, придания металлу однородной структуры.

Некоторые модели дополнительно покрываются краской. В основном производители (преимущественно отечественные) оставляют натуральную металлическую структуру.


В реальности технологию производства дисков правильнее назвать горячая штамповка. Она обозначается словом «FORGED», которое выштамповано на внутренней или внешней стороне диска. Литые аналоги обозначаются, как «CAST» и такая маркировка выпуклая. Это поможет выбрать нужную модель, так как литые и кованные образцы внешне не имеют существенных различий.

Ознакомиться с моделями и ценами на кованые диски можно в нашем каталоге. Если возникнут вопросы, то звоните и наши специалисты дадут бесплатную консультацию.

Преимущества и недостатки кованых дисков


Кованные диски – это сочетание практичности с надежностью. Изделия предлагают небольшой вес и устойчивость к механическим повреждениям. В отличии от стальных и легкосплавных аналогов, они не мнутся, структура не разрушается от ударов. При этом ведутся споры относительно ремонтопригодности. Некоторые эксперты утверждают, что этот показатель на 20–30% выше, чем у литых дисков, другие, – считают, что находится приблизительно на одном уровне. Но сочетание прочности с небольшим весом – основное преимущество кованных дисков.

Также можно выделить такие преимущества:
  • используемые в производстве сплавы и металлы, устойчивы к воздействию влаги, других негативных разрушающих факторов окружающей среды. Поэтому диски не требуют специального ухода, периодического обслуживания, десятилетиями сохраняют привлекательный внешний вид;
  • небольшой вес снижает нагрузку на ходовую часть авто, что в долгосрочной перспективе дает ощутимый эксплуатационный, экономический эффект;
  • сохранение целостности покрышки при попадании колеса в яму. В таких ситуациях литые аналоги приводят к образованию боковых порезов.

К минусам кованных дисков относят высокую стоимость и небольшое количество моделей. Но утверждение только частично соответствует действительности. Производство этого вида изделий увеличивается, поэтому их не так сложно найти в специализированных магазинах. Стереотип о недоступности сформировался из-за того, что многие не знают, как отличить литые модели от кованных. Этому также способствовала популярность легкосплавных образцов и широкий спрос на них.

Что касается цены, то дорого стоят изделия выпущенные за рубежом. Тут играет роль специфика производства, транспортные расходы. Российские заводы поставляют на рынок более дешевую продукцию, которая уступает зарубежным аналогам только менее презентабельным внешним видом. В основном, выпускают кованные диски отечественные оборонные предприятия, располагающие соответствующим оборудованием.

Критерии подбора дисков – какие параметры нужно учитывать


Подобрать диски, которые гармонично впишутся в экстерьер автомобиля, подарят комфорт управления, практичность обслуживания помогут такие параметры.

Посадочный диаметр


Монтажный или посадочный диаметр – величина измеряется в дюймах, важна для выбора покрышки, также влияет на ходовые характеристики автомобиля.

Ширина


Ширина – параметр обозначается буквой «J», выражается в дюймах влияет на выбор резины. Тут стоит отметить, что ширина шин измеряется в миллиметрах и для правильного выбора стоит использовать специальные таблицы, где указывается соответствие ширины диска и покрышки. Предельно допустимая погрешность не должна превышать 1–2 дюйма. Например, для диска шириной 6 дюймов подойдет резина с типоразмерами, начинающимися со значений 185, 195 мм.

Крепежные отверстия


PCD – расположение, количество крепежных отверстий или разболтовка определяется весом автомобиля. В среднем это 4–6 штатных мест для гаек или болтов. Расстояние между ними должно соответствовать аналогичному показателю ступицы автомобиля. Погрешность в несколько миллиметров нельзя компенсировать утягиванием крепежного элемента. Отсутствие центровки приводит появлению биения, неравномерному износу резины, необходимости корректировки настроек развала/схождения.

Форма крепежных отверстий


Форма крепежных отверстий – параметр отвечающий за надежную фиксацию диска, плотное прилегание к ступице. У кованных дисков это перевернутый конус или прямая цилиндрическая форма. Категорически запрещено использовать гайки и болты другой формы и длинны. Это чревато авариями, появлением посторонних шумов, снижением комфорта управления автомобилем.

Диаметр центрального отверстия


Диаметр центрального отверстия – параметр влияющий на центровку и посадку диска на ступицу колеса. Меньший параметр не позволит его установить, больший, – создаст такие же проблемы, как и при несоблюдении требований к параметрам разболтовки. Для компенсации зазора между диском и ступицей используются пластиковые кольца, которые продаются в комплекте с дисками.

Вылет диска

Вылет диска – геометрический параметр, определяющий расположение диска в колесных арках. Это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице измеряется в миллиметрах.


Для правильного выбора, тут необходимо знать, какие бывают варианты:

  • нулевой;
  • положительный;
  • отрицательный.

Изменение вылета влияет на ширину колесной базы, а соответственно, и на габариты автомобиля. Смещение параметра, смещает рулевую ось, что меняет на поведение системы управления.

Хампы

Хампы – бортики, обеспечивающие герметичность при посадке покрышки на диск. Эти элементы есть у всех современных моделей. Они отсутствуют только на изделиях, ориентированных под установку камерных покрышек, которые применяются преимущественно на ретро автомобилях. Работа хампов становится видна при хлопках и ударах по диску во время накачивания воздухом покрышек.


Параметры, характеристики кованных дисков указываются в сопроводительной документации. Они должны соответствовать, не превышать допустимых показателей, указанных производителем транспортного средства. Несоответствие параметров обуславливает необходимость переработки конструкции кузова автомобиля, негативно сказывается на динамике, ходовых характеристиках.

Особенности подбора шин к диску


Правильно покупать диски, а к ним подбирать резину. Так обеспечивается комфорт обслуживания и эксплуатации комплекта, исключаются технические проблемы при ремонте, сезонной смене резины.

Важно учитывать совокупность параметров технических и геометрических. Ошибочно ориентироваться только на посадочный диаметр. Но и от него напрямую зависят эксплуатационные характеристики. Тут для правильного выбора, следует ориентироваться на рекомендации производителя авто. Не следует устанавливать диски больше установленного размера. Тут оптимальным решением станет диаметр на 1 дюйм меньше максимального значения.

Подходящая ширина определяется с помощью специальных таблиц или подбирается продавцом-консультантом. Этот параметр, как и вылет диска важен для отсутствия трения шины об подкрылки при максимально вывернутом руле. Форма крепежных отверстий – важный геометрический параметр, если требуется замена крепежных элементов при утере или поломке штатных образцов.


Разболтовка избавляет от проблем с установкой дисков. Но желательно примерять их на месте, чтобы в последствии не терять время на возврат, выбор новых моделей. Так проверяется соответствие диаметра центрального отверстия. Обязательно учитывается вылет диска для сохранения исходных габаритов машины, характеристик рулевого управления.

Важно!

Знание параметров поможет быстро подобрать колесные диски, которые станут функциональным гармоничным дополнением технической составляющей, украшением дизайна. Полностью надеяться на продавцов не стоит, необходимо разбираться в геометрических и технических характеристиках.


Какую модель выбрать в части дизайна определяет владелец авто, но на первом месте стоят геометрические, технические параметры.


pin-avto.ru

Кованые диски российского производства: отзывы

Автомобильный колесный диск — как обувь для человека. Если ботинки или туфли сделать комфортными, стильными, удобными, а главное — качественными относительно просто, то провернуть такой же фокус с колесными дисками автомобиля – это нетривиальная задача.

Что может произойти, если ошибиться с выбором при покупке новой пары ботинок? Некачественная обувь всего лишь грозит своему владельцу мелкими неприятностями, а вот некачественные автомобильные диски могут стоить достаточно дорого, счет пойдет на человеческие жизни. В этой статье вы узнаете, из чего делают современные колеса и какое сложилось мнение о кованых дисках российского производства у автолюбителей.

Этап производства

Производство начинается с поступления алюминиевых «чушек» на заводы, где произведут технически совершенное кованое колесо. Прибывшие слитки помещают в печь с температурой 1000 градусов, куда добавят необходимые элементы: магний, медь, марганец и другие. Получившейся коктейль разливают в емкости, в итоге получаются столбы, каждый длиной 6 метров.

Чтобы получить заготовки для кованых дисков российского производства, столбы нарезают на равные части. Готовые заготовки отправляют в цех штамповки, где под воздействием гигантского пресса конечный продукт приобретает необходимые качества – прочность и упругость. С усилием 10 000 тонн на квадратный сантиметр пресс формирует из заготовок своеобразные блины. Благодаря этому воздействию и последующей трехкратной закалке кованый диск становится прочнее стали. Это тяжелая кропотливая ручная работа. На следующем этапе на прессе меняют штамповочные формы и продолжают формировать внешний вид будущего колеса, формы меняют несколько раз. Только на третий раз получают заготовку, из которой выпиливается конечный продукт — кованый диск.

Под маркой ВСМПО

Кованые диски российского производства ВСМПО поставляются в различные страны. Колеса используют автопроизводители Nissan, Mazda, Honda и другие. Контракт, заключенный с компанией Rolls-Royce до 2025 года на поставку изделий из титана и легкосплавных металлов, в том числе кованых колес, свидетельствует о мировом признании качества производимой продукции. Из-за загруженности завода контрактами с мировыми автопроизводителями выпуск кованых дисков для розницы с 2012-го остановлен. Но запаса произведенной продукции, который накоплен на складах предприятия, хватит на какое-то время. Так что в магазинах они еще есть. Отзывы автолюбителей о продукции ВСМПО представлены ниже.

Положительные комментарии:

  • Вес. Кованые, а значит — легкие, соответственно, ниже расход топлива.
  • Более низкая цена в сравнении с импортными аналогами.
  • Классический дизайн диска.
  • Много оттенков серого, есть белые и черные цвета, легко подобрать к конкретному автомобилю.
  • Хороший выбор популярных диаметров 14 и 15 дюймов.
  • Хорошо гасят удары, стойкие к деформации.
  • Продолжительный срок эксплуатации без видимых повреждений.
  • Особенно хвалят модели: «Пантера 17», «Вега», «Сигма 16», «Веста», «Паллада».
  • Многие подчеркивают хорошую управляемость и маневренность автомобиля.

Встречается и отрицательный опыт.

  • После покупки нового комплекта стоит проверить диски на стенде. Иногда попадаются несбалансированные экземпляры. Результатом будет биение рулевого колеса. Но такие отзывы — скорее исключение, чем правило.
  • Единственный недостаток, на который часто указывают, – цена. По сравнению с литьем, кованые диски существенно дороже, хотя и дешевле импортных колес.

Кованая «обувь» SLIK

Кованые диски российского производства SLIK выпускаются с 1992 года. Холдинг производит колесные диски, закупая заготовки (блины) у проверенных отечественных производителей. Остальную работу по горячей штамповке посредством прессования и последующую обработку производят на собственных мощностях. Кованые диски компании SLIK устанавливают на спортивные автомобили гоночных команд, которые участвуют в соревнованиях серии «АвтоВАЗ». Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает более 50 видов. Потребители ценят продукцию под наименованием SLIK.

По отзывам, кованые диски российского производства имеют следующие достоинства:

  • Автолюбители особенно хорошо отзываются о большом ассортименте представленных колес. На каждую модель имеется полный размерный ряд. Соответственно, можно подобрать понравившийся комплект на любое авто.
  • Особенно подчеркивают низкую массу изделия. Вес варьируется от 4 до 9 килограмм в зависимости от типа и модели, а это ниже литья на 25-30 %.
  • Отличная коррозийная стойкость и пластичность при наезде на препятствие.
  • Современный дизайн является коньком компании SLIK. Диски смотрятся современно и преображают авто.
  • Цена в разы ниже зарубежных аналогов.
  • Любители спортивных колес на низкопрофильной резине подчеркивают отличную управляемость, современный внешний вид и прочность.
  • Есть возможность заказать индивидуальный комплект на официальном сайте.
  • Часто выпускают новинки.

Жалобы в отзывах следующие:

  • При покупке на официальном сайте автолюбители жалуются на долгую доставку.
  • При заказе индивидуальных параметров ожидание затягивается от месяца до двух.
  • В продаже иногда встречаются несбалансированные комплекты.
  • Из-за популярности часто подделывают, стоит быть аккуратным, подбирая вариант.

Продукция под маркой СМК

Производитель авиакомплектующих ОАО «Ступинская МК» в 90-х годах прошлого века расширил ассортимент линией по выпуску кованых колес. Кованые диски российского производства СМК также известны под брендом M&K. Готовая продукция выпускается на новейшем оборудовании с применением горячей штамповки. Технология помогает добиваться высоких эксплуатационных характеристик. Колеса закупают автопроизводители из Японии, Германии, КНР. Изделия поставляются на конвейеры Bentley и Aston Martin.

В отзывах потребители подмечают следующее:

  • Колеса под маркой СМК «неубиваемые» и легкие.
  • К прочности и качеству сплава претензий нет, диски соответствуют заявленным характеристикам.
  • С геометрией все нормально, особых жалоб не возникало.
  • Единственным подмеченным недостатком является окраска диска. Легко повреждается в местах крепления. Через несколько лет эксплуатации диск теряет внешний лоск и привлекательность.
  • Также потребители хорошо высказываются о линейке кованых колес для мототехники.

Диски КРАМЗ

Красноярский металлургический завод занимает прочно место на рынке колесной тематики. Кованые диски российского производства КРАМЗ выпускаются по собственной уникальной технологии. За годы выпуска налажена единая схема литья, ковки, штамповки заготовок, термическая и механическая обработка изделия. Технология ковки позволяет добиться прочности и эластичности диска, который при ударе о препятствие не лопается, а изгибается без расколов и трещин.

Отзывов о дисках в Интернете мало, но те, что есть, в основном положительные:

  • Любители внедорожников предпочитают диски именно КРАМЗ. На форумах только положительные отзывы, ценят высокую прочность. Колеса действительно выдерживают жесткие условия эксплуатации.
  • Потребители высказываются о доступной цене, в два раза ниже импортных аналогов.
  • После трех лет эксплуатации не теряют внешнего лоска, качественная и долговечная окраска.

Колеса «Магалтек»

Стоит отметить кованые диски российского производства «Магалтек» из города Тулы. Компания поставляет свою продукцию фирмам, которые занимаются тюнингом. Например, известное ателье Marchesini закупает данные колеса. Это тюнинговое ателье обслуживает гоночную серию MotoGP.

Отзывы о данном производителе следующие:

  • Потребители указывают, что компания закупает заготовки на КРАМЗ, а это является дополнительной гарантией качества.
  • Особенно ценится, что из каждой произведенной партии несколько образцов проходят экспертизу, только после этого колеса поступают в продажу.
  • Диски прочные, долговечные, покраска стойкая.

Заключение

Положительные отзывы о кованых дисках российского производства в среде автолюбителей свидетельствуют о прочности и надежности, а минимальный вес обеспечивает заявленные характеристики. Российские отечественные технологии производства успешно конкурируют на рынке кованых дисков.

fb.ru

Какие диски лучше: кованые или литые? Отзывы

Кованые диски российского производства

При фразе «кованые диски» у знающего автолюбителя сразу на ум приходит компания ВСМПО. Да, именно она в свое время получила широкие рекламации и заслуженное уважение у всех, кто эксплуатировал их продукцию.

Но, к сожалению, в 2012 году компания закрыла розничные продажи своего товара для широкого круга покупателей и сориентировалась на долгосрочном сотрудничестве с производителями автомобилей. Именно российские диски от корпорации
ВСМПО можно встретить на Honda, Nissan и Mazda, а также некоторых других японских автомобилях. Но самым главным достижением стал контракт с Rolls-Royce. Согласно договоренности, российская компания будет поставлять кованые колесные диски для английского автопроизводителя до 2025 года. Согласитесь, вы не знали этот факт!? 😉

К сожалению, найти необходимые по параметрам кованые диски ВСМПО с каждым годом все сложнее. Перед закрытием своего производства фирма дала официальный комментарий, в котором сообщила, что произведенная продукция будет доступна аж
до 2020 года. Однако, уже сейчас, в 2016 году видно по каталогам крупных магазинов, что остались модели, которые по параметрам подойдут далеко не каждому автомобилю.

Но ковка в России — дело довольно распространенное. Наравне с ВСМПО популярность получила продукция Ступинского металлургического комбината. Выпускает интересующие нас компоненты подразделение под названием СМК Авиатехнологии,
которое, как видно из названия, занимается выпуском авиационных комплектующих. Их кованые диски также не имеют широкого распространения в рознице, зато с 1996 года поставлялись на конвейеры ведущих автомобильных производств Европы. 😎 Кроме этого, были заключены контракты на поставку дисков для Aston Martin и Bentley. А кроме вышеперечисленных, продукцию оценило немецкое тюнинг-ателье Mansory.

Но, к сожалению, как и ВСМПО, СМК Авиатехнологии закрыли производство кованых дисков вообще, которые, кстати, были известны под брендом SMK Wheels.

На самом деле все не так печально. Кроме них есть не менее известная, правда, среди люксовых автомобилей, компания M&K Forged Wheels. Она в 2003 году стала первой фирмой, производившей диски от 15 до 24 дюймов, в том числе для люксовых моделей мировых автопроизводителей, а их продукция даже демонстрировалась на автосалоне во Франкфурте уже в 2004 году. К слову, данная фирма существует и сейчас и даже имеет свой интернет-магазин.

Кроме них, в угоду владельцам по-настоящему дорогостоящих автомобилей, существует SOLOMON ALSBERG. Данный бренд вырос благодаря наработкам СМК Авиатехнологии и получил широкое признание, т.к. именно их продукцией комплектуют самые топовые тюнинговые комплекты для Mercedes и Porsche.

Одни закрылись, а другие переключились на платежеспособных покупателей. Что же делать обычному автовладельцу, который желает приобрести кованые диски российского производства? Об этом позаботилась компания СЛИК, которая изначально занималась производством колесных дисков для спортивных автомобилей. Она существует и по сей день, занимает существенную долю рынка данной продукции, в первую очередь, благодаря цене.

А еще немаловажен ассортимент. Именно СЛИК предлагают диски как к отечественным автомобилям, так и иномаркам разных ценовых категорий. А для самых требовательных клиентов существует вариант заказа комплекта из 4 дисков и более с желаемыми параметрами в довольно сжатые сроки.

Вот такая ситуация сложилась с кованными дисками в России. И после такого введения в ситуацию на рынке перейдем к практическим знаниям.

Как отличить кованый диск от литого?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, давайте разберемся, а какие диски лучше? Кованые или литые?

Визуальных отличий практически нет. А вот характеристики ощутимо разные. Прежде всего, это вес. Качественный кованый диск легче аналогичного по параметрам примерно в 1,5-2 раза. Но ровно во столько же дороже литого. Однако, эта плата вполне оправдается впоследствии, ведь, если колеса легче, значит уменьшается нагрузка на ходовую часть и трансмиссию с двигателем.

Также отличить кованый диск от литого можно по форме изделия. Как правило, литой диск не получает дополнительной обработки после изготовления. Однако, кованый диск, кроме получения основной формы, проходит дополнительно фрезерную и токарную обработку. Но с другой стороны современные технологии их изготовления позволяют получать внешне неотличимую продукцию как по форме, так и по цене.

Также маркировка диска может выдать его способ изготовления. В спецификации кованых дисков (обычно на ободе диска) крупные предприятия указывают термин «FORGED», а также «Gefalscht». Обе надписи говорят об одном и том же (диски —
кованые), но должна быть только одна из них.

Также сам способ нанесения надписи расскажет о диске. На кованных способ нанесения надписей происходит по технологии штамповки, причем сама надпись будет вдавленной. Однако, иногда встречаются обратные ситуации.

Наконец-таки, лучше всего о диске расскажет информация на сайте производителя. Поэтому важно приобретать подобную продукцию в специализированных магазинах.
Но, если же вы предпочитаете подержанную продукцию, важно помнить, что каждое из правил имеет свои исключения. А еще просто важно знать, как выглядят желаемые диски, дабы не попасть на их подделку.

Какие диски лучше: кованые или литые? Отзывы реальных владельцев

Для начала изучим мнение владельцев кованых дисков.

Вот, что думают о продукции ЗАО СЛИК:

  • Управляемость машиной заметно облегчилась. Почувствовал это, т.к. до того стояли штамповки R13. Ковка реально очень лёгкая. Если верить сайту производителя – диск всего 5.2 кг. Еще заметил, что, если нет явной грязи, пачкаются только пылью. А в остальных случаях все легко смывается и протирается. Но мытье все-таки отнимает время – все-таки надо вымыть 10 спиц. Внешность у них радует. Покраска на высоте, не придраться, а каждый диск маркирован заводской печатью «ЗАО Слик» с параметрами и месяцем изготовления. Правда, нашел один недостаток — пришлось купить покрышки с очень жесткими боковинами. Сам не подозревал, что ковка мягкую резину быстро рубит. Теперь езжу медленно, потому что каждая кочка ощутимо отдаёт по кузову (учитывая наши дороги) – отзыв о модели Slik L1711.

  • Купил СЛИК, ковку. Непривычно легкие и очень прочные. Внешностью очень доволен, хотя иногда говорят, что дизайн у них своеобразен. Был случай, что после встречи с бордюром шины и диски остались целыми, а вот пострадала подвеска.  Довольно любопытный случай. Но, если ездить по более-менее нормальным дорогам – эффект снижения затрат и повышения управляемости будет явным! И еще немаловажное дополнение: секретки не помешают (особенно ценны для недобросовестных людей).

  • Купил Slik L184. Немного тяжеловаты, в сравнении с ВСМПО, но зато на заводе могут под заказ выполнить с любыми параметрами. Так сделал и я, чем остался доволен. Единственным огорчением стала ржавчина в районе соприкосновения диска со ступицей.

А вот мнения владельцев ВСМПО:

  • Катаюсь на ВСМПО Антарес уже больше 2х лет. Очень нравится дизайн, а также тот факт, что производилось огромное количество типоразмеров – можно встретить и на Оке, и на BMW. Но, если первому владельцу будет приятно, то второй задумается, правильно ли он поступил, покупаяя?))) Ну это в плане эксклюзивности. А вот на практике они шикарны – заехал случайно в яму и пробил резину. Резина в утиль, а диски целые. Прям очень доволен! Жаль, что второй комплект под зимнее пользование не купишь – производство закрыто…

  • Езжу каждый день! На обоих комплектах колес установлены ВСМПО Антарес, которым уже 5 лет! Проезжал очень серьезные ямы, менял не один комплект покрышек, но диски до сих пор в порядке! И менять не собираюсь.

  • В Брянске дороги полностью отсутствуют. За свой довольно продолжительный опыт вождения припоминаю 4 разрубленных покрышки и 6 грыж! И это только за последние 5 лет. Но вот с ВСМПО полный порядок. Стоят на Ладе Калине в паре с покрышками Кумхо.

  • Феноменальная прочность! Рад, что купил отечественную продукцию за довольно серьезную сумму и она оказалась непривычно качественной! Дизайн простой, но смотрится достойно, особенно в белом цвете. Ездил на ВСМПО Вега около года, максимум – повреждения ЛКП, и все. Ни трещин, не деформаций! Пришлось продать машину с ними. А так оставил бы, если б знал, что подойдут на будущее приобретение.

Кроме СМК и ВСМПО существует производство под названием КраМЗ – это Красноярский металлургический комбинат, который также занят производством колесных дисков. В основном, он ориентирован на владельцев продукции «АвтоВАЗа» и некоторых бюджетных иномарок. Поэтому изучить отзывы людей, эксплуатирующих данную продукцию, не будет лишним узнать.

  • Отличные диски КраМЗ Кан! Много раз сталкивался с бордюрами, а в результате отделывался царапинами. А еще удивлен их массой – всего-то 6 кг. Жаль, что новыми их уже не купить…

Далее давайте изучим мнения пользователей литых дисков. Выберем для изучения продукцию также отечественных производителей, которая широко распространена среди автовладельцев.

  • Использую SKAD Форвард. Нормальные по всем пунктам диски. Прочные, с минимальным биением. Краска стойко держится, не облезает. К сожалению, не стал исключением, и попались два бракованных диска. К счастью, поменяли без проблем.

  • Покупал iFree Майами. Внешне очень приглянулись, а на момент покупки была очень низкая цена. Брал два года назад по 1450р/шт за R14 на девятку. К сожалению, не самые прочные. Две ямы «подарили» два погнутых диска; один выправили путем сварки и отогрева. Также, если на большой скорости колесами заденете какие-либо препятствия на дороге – 99%, что попадёте на ремонт. Аккуратное движение решает. Но в целом доволен!

  • K&K – один из лидеров рынка колесных дисков. У меня модель Калина-Спорт – самые красивые диски, по-моему, на Лада Калина. Соотношение цена-качество зарекомендовало себя – езжу уже 5 лет без проблем. Однако, первые повреждения получил после бокового столкновения с бордюром. Позже погнул при проезде ямы один диск. Радует, что все исправляется силами профессиональных шиномонтажников. А также, в силу многоспицевой конструкции, сложновато смывать грязь.

Как видно из отзывов, литые часто не переносят активного вождения, а также быстрого проезда по неровным поверхностям. Но для повседневного спокойного вождения они вполне подойдут, а также порадуют ценой, которая зачастую ниже той, что просят за кованную продукцию.

Но, учитывая наши дороги, попасть с серьезным ударом в яму можно и при аккуратном вождении. Поэтому, если на вашем пути часто появляются разбитые дороги: ваш выбор — кованые, которые более уверенно будут противостоять любым дорожным неприятностям.

Но для того, чтоб вы разобрались, какие же все-таки вам будут лучше, советуем посмотреть видео на эту тему и определиться!

А вдруг и это будет интересно:

myfords.ru

Лучшие кованые диски российского производства

Производство кованых дисков очень сложно — в нём применяется дорогостоящее оборудование, которое практически не имеет аналогов. Именно поэтому в мире нельзя найти более 20–30 брендов кованых колёс, часть из которых практически неизвестна за пределами своей страны. Однако сейчас производство таких автомобильных компонентов активно развивается в России — на сегодняшний день уже можно назвать 6 крупных заводов, выполняющих автоматизированную промышленную ковку изделий из цветных металлов. Причина этого — в наличии незагруженного оборудования у многих производственных предприятий, которые выпускают продукцию военной и аэрокосмической отрасли либо двойного назначения. Кованые диски российского производства славятся во всём мире своей прочностью, надёжностью и минимальным дизайном — ранее считалось, что их единственным недостатком является неактуальный дизайн, однако в последние годы появилось множество новейших стильных моделей.

Мировой лидер

Российская корпорация ВСМПО, занимающаяся производством титановых изделий, решила расширить свой модельный ряд колёсными дисками для спортивных автомобилей. Изначально они выпускались небольшими партиями на опытном предприятии, однако уже через пару лет продукция концерна получила мировое признание. Так, некоторые японские производители автомобилей закупали у ВСМПО готовые диски и заготовки для их производства — затем их можно было увидеть на динамичных машинах, выпущенных Nissan, Mazda, Honda и другими знаменитыми брендами. Однако лучшим свидетельством качества кованых дисков ВСМПО стал контракт, заключённый с Rolls-Royce — согласно его положениям, до 2025 года российское предприятие поставит титановые и легкосплавные изделия, включая колёсные диски, на сумму более 300 миллионов долларов.
К сожалению, в 2012 году производство кованых колёс под маркой ВСМПО было официально прекращено — компания решила ориентироваться на прямое сотрудничество с производителями, а не на розничные продажи. Однако по оценкам специалистов запасов готовой продукции на складах хватит до 2020 года, хотя с каждым годом количество доступных потребителю моделей будет снижаться. Кованые диски российского производства будут устанавливаться на отечественные и зарубежные автомобили, хотя найти название знакомого бренда на них уже будет невозможно.

Колёсные диски ВСПМО отличаются исключительной надёжностью — для их деформации требуется в 5–10 раз большее усилие, чем для повреждения обычного литого колеса. Одним из их преимуществ можно назвать и чрезвычайно малую массу, к примеру, кованые диски наиболее популярной размерности R16 весят всего 5–6 килограмм в зависимости от выбранной модели. Каждое изделие окрашивается с применением порошковой технологии, причём материалы для обработки производит всемирно известная компания Akzo Nobel. Модельный ряд ВСМПО включает более 40 видов кованых дисков, доступных в различных размерах — они подходят для установки на обычные легковушки, внедорожники и спорткары. Диски могут оснащаться рядом декоративных и функциональных элементов:

  • Защитными накладками;
  • Центральными колёсными гайками с фиксаторами;
  • Окраской ступицы и спиц.

Из мира автоспорта

Ещё в 1992 году российская компания SLIK решила начать производство колёсных дисков, закупив соответствующее оборудование. Изначально небольшой завод ориентировался исключительно на потребности гоночных команд, однако со временем кованые диски начали поступать в свободную продажу. В отличие от ВСМПО, эта фирма не имеет собственного добывающего и металлургического производства, поэтому она покупает заготовки у ведущих металлургических комбинатов страны. Однако прессование, горячая формовка, а также доведение дисков до нужных параметров полностью выполняются на мощностях предприятия, расположенных в Тольятти.

На сегодняшний день под торговой маркой SLIK производится более 50 видов кованых дисков, которые отличаются размерностью и дизайном. Внешний вид большинства из них невозможно назвать устаревшим или неактуальным — диски получили ряд наград на международных и российских конкурсах, а также были одобрены некоторыми автомобильными производителями. Кованые диски SLIK изготавливаются из высокопрочного алюминиевого сплава, содержащего примеси магния, титана и других цветных металлов — это позволяет добиться их превосходной прочности при минимальной массе. Все изделия могут окрашиваться в различные цвета, включая золотистый, белый, чёрный, серебристый. Производитель также допускает художественное оформление дисков — для этого нужно воспользоваться специальными стойкими красителями.

Одним из лучших подтверждений качества кованых дисков российской фирмы служит их использование в гоночной серии АвтоВАЗ. Кроме того, их покупают частные гоночные команды, которые участвуют в соревнованиях, проводимых на крупнейших автодромах мира. В отличие от продукции ВСМПО, кованые диски SLIK легко найти в свободной продаже — компания имеет свои представительства в крупнейших городах России.

Из авиации — в автомобили

Очень большую популярность во многих странах мира получили диски Ступинского металлургического комбината, которые продаются под брендами «СМК», а также M&K. Выпускает их одно из наиболее высокотехнологических подразделений предприятия — СМК Авиатехнологии, специализирующееся на производстве самолётных компонентов. Кованые диски проходят обработку методом горячей штамповки, а также многослойную порошковую окраску, которая позволяет добиться их максимальной надёжности. В качестве сырья для производства применяется сплав алюминия с высокопрочными цветными металлами.

Такие российские кованые диски с 1996 года поставляются на конвейеры ведущих автомобильных производителей из Японии, Германии, Чехии, США, Китая и многих других стран. Об их мировом признании говорит использование российских кованых колёс тюнинговыми ателье Mansory и IFG. Кроме того, кованые колёса СМК продавали под своими брендами компании OZ Racing, Regamaster, Starkar. Наибольшим же достижением представители завода считают поставки своей продукции на конвейеры Aston Martin и Bentley. Кроме того, особое подразделение металлургического комбината производит и высокопрочные диски для мотоциклов, которые закупают компании Aprilia, Bimota, MV Agusta, Moto Guzzi и другие.

Опросы российских автомобилистов показывают, что диски СМК по рейтингу уступают только продукции ВСМПО, которая постепенно уходит с рынка. Однако существенным недостатком компании является крайне ограниченный модельный ряд, который существенно уступает производственной программе двух перечисленных выше предприятий. Кроме того, СМК Авиатехнологии ориентируется скорее на оптовые продажи, поэтому наблюдается ощутимый дефицит её продукции. Руководство компании обещает направить масштабные инвестиции на борьбу с этими проблемами, но увидеть множество моделей кованых колёс СМК в розничной продаже мы сможем лишь через несколько лет.

Номер один в мире

Благодаря наличию мощной производственной базы и технологических наработок из военной и авиационной промышленности Россия постепенно становится мировым лидером по производству кованых дисков. Продукция её предприятий поставляется на конвейер крупнейших производителей автомобилей мира — от АвтоВАЗа до Bentley и Rolls-Royce. Кроме того, она пользуется немалым спросом среди гоночных команд, тюнинговых ателье и любителей модификации своих машин. Отличительная черта российских кованых дисков — превосходная прочность и надёжность, которые сочетаются с минимальной массой.

365cars.ru

Изготовление кованых колесных дисков на заказ от Bullet

Диски на заказ

Ищете компанию, которая занимается изготовлением колёсных дисков на заказ? Обращайтесь в «Bullet»! Мы практикуем индивидуальный подход, поэтому Вы можете рассчитывать на то, что диски на заказ будут идеально смотреться и подчеркнут красоту кузова Вашего автомобиля!

Кованые диски на заказ от «Bullet» — это оптимальный вариант для всех, кто желает получить настоящий эксклюзив! Их качество не вызывает вопросов — так же, как и эстетические характеристики. Вы получаете долговечные диски, которые ещё и выглядят очень стильно!

Дизайн кованых дисков под заказ от «Bullet» создаётся нашими опытными дизайнерами, которые хорошо знакомы со всеми современными тенденциями. Их производство осуществляется на собственных мощностях, оборудованных по последнему слову техники.

Диски «Bullet»: превосходное качество!

Заказать кованые диски у нас значит получить лёгкие и надёжные изделия, которые станут настоящей «изюминкой» Вашего автомобиля. Они располагают великолепными прочностными характеристиками, поскольку в производстве применяются высококачественные материалы, а технология выверена до мелочей. Каждый этап производства контролируется, равно как и уже готовые изделия проходят тестирование. Всё это позволяет нам гарантировать отличное качество наших дисков!

Особенности

Мы производим кованые диски, и именно этот их вид выбрали не случайно. Практика показывает, что они достаточно легки, но при этом куда более прочны, чем литые экземпляры. Такие поистине великолепные характеристики достигаются за счёт:

  • применения для изготовления алюминиевого сплава с добавлением легирующих добавок;
  • применения таких технологий, которые дают возможность изменить структуру сплава и сделать его ещё более прочным, не лишив при этом пластичности.
Технология производства

Процесс производства кованых дисков «Bullet» непроста и включает в себя проведение целого ряда сложных работ. Прежде всего осуществляется предварительная подготовка отливки, которую подвергают горячей объёмной штамповке. Данный этап требует разогрева заготовок до температуры +430 °C и их прессование необходимым формирующим профилем.

Далее заготовки подвергают ещё одному процессу нагрева и проводят их финишную штамповку с обязательным соблюдением временного интервала в 11 секунд между этими двумя процессами. Важно, чтобы металл не успел остыть за это время — иначе достичь высокого качества конечного изделия не получится.

Отличные показатели прочности и пластичности кованых дисков стали доступны благодаря проведению дополнительной обработки высокими температурами, которая предусматривает двойное нагревание и охлаждение:

  • В течение нескольких часов проводится прогревание заготовок в печи при температуре +515 °C;
  • После этого осуществляется погружение в воду и охлаждение;
  • Для того чтобы структура изделия была выровнена, требуются сутки выдерживания в печи при температуре +150 °C – +160 °C;
  • Охлаждение осуществляется естественным способом.

Финишные этапы изготовления предусматривают работы на токарном станке с удалением лишнего металла и просверливанием отверстий. Наши виртуозы, работающие на фрезерном станке, обеспечивают заготовкам требуемый дизайн. Рисунок, в свою очередь, может быть даже самым замысловатым. При этом мы обязательно придерживаемся таких показателей, при которых диск будет хорошо выдерживать нагрузку.

Слесарная обработка позволяет удалить острые кромки, если таковые имеются. Помимо этого проводится полировка. Диски «Bullet» проходят проверку на соответствие геометрическим размерам, дисбаланс и биение обода. Именно так мы и гарантируем высокое качество каждого из наших дисков!

forgedbullet.ru

Производство штампованных и литых дисков, Россия

Что является самым важным фактором в производстве колеса? Процесс производства дисков — это наука и искусство, добавьте туда технические инновации и многоступенчатый контроль качества — и вы получите готовый продукт для дистрибуции.

Производственные мощности — это 4 современных предприятия полного цикла: 2 завода по изготовлению литых дисков суммарной производственной мощностью 2 млн/единиц в год и 2 завода-изготовителя штампованных дисков с мощностью 1,5 млн/единиц в год. Каждое предприятие соответствует производственным стандартам ISO 14001:2004, ISO/TS 16949, ISO 9001:2008. Вся продукция имеет сертификаты соответствия ГОСТ-Р50511, TSE, CE.  

Диски разрабатывают и производят только профессиональные дизайнеры и технологи. Система отбора персонала позволяет сформировать команду лучших специалистов и квалифицированных экспертов. 

Виртуальные тесты

Производитель знает о каждом диске все задолго до отлива первого колеса. Каждая новая модель начинается с виртуального моделирования пресс-формы. Инженеры разрабатывают 3D модель, которая подвергается искусственным тестам.  Программное обеспечение позволяет спрогнозировать наперед, как диск будет вести себя на стендовых испытаниях. После положительного результата выпускается опытная партия, которая проходит аналогичные проверки, но уже в реальных условиях.

Изготовление литых дисков

Жизненный цикл каждой модели начинается с отлива пресс-формы. Для производства литых и штампованных дисков на заводах используется только высококачественное сырье. Поставщиком сырья для штампованных дисков является всемирно известный металлургический гигант «Baosteel Group». 

Основные компоненты сплава — это жидкий алюминий, кремний и легирующие присадки. В производстве используются литейный алюминиевый сплав в сочетании с термической обработкой по технологии Т6. Он лучше остальных переносит термическую обработку и на 20% лучше выдерживает механические нагрузки. По готовности сплава опытный образец отправляется на спектральный анализ на соответствие всем техническим нормам.

При отливе заготовок производитель использует способ литья под низким давлением и технология кокильной заливки форм. На предприятиях имеется 25 семиосных автоматических установок низкого давления и 20 машин для кокильного литья. В процессе отливки достигается быстрое заполнение литейной формы, микроструктура сплава получается плотной. Готовые отливки поступают на рентгеноскопический контроль для недопущения в производство заготовок с внутренними дефектами.

Высокоточные станки с ЧПУ позволяют отливать и производить механическую обработку любые типоразмеры дисков от 12 до 30 дюймов. Также  производитель может открыть любую необходимую пресс-форму по желанию клиента.

Итальянская покрасочная линия, установленная на обоих заводах, одна из самых современных. В производстве используются экологически чистые порошковые краски. При нанесении краска стремится распределиться равномерно по всему корпусу диска, что улучшает качество покрытия не только на плоских поверхностях, на острых углах и краях изделия. Такой метод окрашивания гарантирует равномерность покрытия, отсутствие подтеков, дефектов покрытия или эффекта «шагрени».

Вследствие большой прочности порошковых покрытий диски надолго сохраняют товарный вид и устойчивы к воздействию уличных реагентов и механических повреждений.

Изготовление штампованных дисков

В изготовлении штампованных дисков используется листовая сталь, поставляемая на заводы в бухтах. Бухту разматывают и режут на заготовки индивидуально для каждого типоразмера. Из каждой заготовки методом вальцовки, прессования и сварки изготавливают полуфабрикат, который профилируют и придают профиль обода колесного диска.

На сборочной линии спицы впрессовывают в обод и сваривают методом точечной 4х-тактной сварки в среде углекислого газа. Готовый колесный диск проверяют на соответствие требованиям качества и затем на его поверхность наносят защитно-декоративное покрытие.

Стендовые испытания

Прежде чем сойти с конвейера, каждый диск проходит испытания в сертифицированной лаборатории: тест на растяжимость, радиальное биение и динамическую балансировку, герметичность, устойчивость к коррозии, диагностику на целостность структуры и отсутствие микротрещин, хроматический контроль и оценку адгезивных свойств ЛКП.

В 2016 году в Ярославле началось строительство завода по производству штампованных колесных дисков. Главным инвестором данного проекта стало ЗАО ТК «Яршинторг», что позволило в кратчайшие сроки на территории инвестора построить и организовать производство автомобильных дисков. Таким образом, в конце 2017 года в Ярославле открылся первый завод по полному циклу производства штампованных колесных дисков для легковых и легкогрузовых автомобилей.

Завод образует вокруг себя развитую промышленную инфраструктуру. Производственные процессы имеют высокий уровень автоматизации.

На предприятие поставлено современное оборудование итальянского, американского, китайского и российского производства. Мощность производства – 1,5 млн/дисков в год. Завод производит 13, 14, 15, 16 и 17 дюймовые колеса для всех популярных марок автомобилей. Новый завод позволил переориентировать товарные потоки из Китая в Россию. Уже запланированы поставки готовой продукции для первичной (OEM) комплектации автомобилей на российских заводах-изготовителях. Заключены контракты на экспорт дисков в Европу. Все выпущенные на российском заводе диски соответствуют нормам немецкого стандарта TUV и итальянского Qualilab.

На производстве действует серия международных стандартов качества ISO 9001, а надежность готовой продукции соответствует стандартам, принятым в России, Северной Америке, Европе и Азии. Социальную значимость завода можно оценить уже сегодня. В производстве задействованы десятки опытных инженеров и специалистов. Запущенный в эксплуатацию завод обеспечивает рабочими местами более 150 человек и оказывает благоприятное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Помимо экономической эффективности производства производитель стремится добиться баланса с окружающей средой. Специально для нового предприятия была разработана долгосрочная программа снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

На новом предприятии внедрены международные стандарты и системы экологического мониторинга, что позволяет в режиме реального времени регулировать производственную нагрузку и не превышать предельно-допустимые нормы по промышленным выбросам.

ЗАО ТК «Яршинторг» — современная, постоянно развивающаяся компания. Глубоко анализируя потребительский рынок и чутко реагируя на его изменения, мы разрабатываем новые пути развития бизнеса с учетом максимального удовлетворения запросов существующих и потенциальных клиентов.

На основе маркетинговых исследований и выявления растущего спроса на услугу по изготовлению кованных дисков, стремительно набирающих популярность во всем мире, в 2017 году в компании стартовало новое направление деятельности, которое потребовало серьезных инвестиций для достижения требований, предъявляемых потребительскими рынками. И уже в 2018 году на основании заключенных договоров о намерениях с иностранными заказчиками открылась производственная площадка для изготовления кованых дисков. На сегодняшний день заказы на дисковую продукцию поступают от специализированных компаний России, Европы, США и Китая.

Наше производство оснащено современным оборудованием с программным управлением ведущих торговых марок, что гарантирует высокую производительность и качество обработки. При изготовлении дисков используются сырье и материалы от европейских производителей, качество которых подтверждено сертификатами соответствия.

Производственный процесс состоит из линий обработки, покраски, сушки, лабораторных испытаний и упаковки продукции с контролем качества на каждом этапе.

Наши специалисты проходят регулярные стажировки и обучение для повышения квалификации, что гарантирует высокое качество готовой продукции. Также это позволяет вводить в работу новые варианты покраски и обработки дисков и соответствовать высоким требованиям заказчиков.

Мы обеспечиваем максимально возможный сервис на всех этапах жизненного цикла сделки.

Каждому заказчику предоставляется персональный менеджер, который ведет проект от начала сотрудничества и до получения клиентом своего заказа.

На сегодняшний деть производство кованых дисков вышло на плановые показатели, и в ближайшее время планируется его расширение, что позволит свести к минимуму сроки изготовления и доставки продукции.

www.yst.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *