Семь креативных техник для любого вида творчества
Существуют сотни разнообразных техник, и с некоторыми из них вы уже наверняка знакомы — SCAMPER, мозговой штурм, метод шести шляп. Что любопытно, при помощи креативных техник люди придумывают в том числе другие креативные техники, так что их будет становиться все больше и больше.
Перед тем как перейти к техникам, стоит сказать о том, что ключевым моментом является постановка задачи или проблемы. А уже потом вы можете начать думать о проблеме, либо же посмотреть на саму постановку проблемы под другим углом. Иначе вы можете искать решение проблемы, которую вы сами для себя нечетко сформулировали.
Итак, вашему вниманию предлагается семь интересных креативных техник, которые вы можете использовать в творчестве, личной жизни и при решении любых проблем.
1
Случайные слова
Эта техника поощряет ваше воображение смотреть на вещи под иным углом на вашу проблему или идею. Приговьте около ста разнообразных слов, маленьких историй или даже твитов, расположите их на столе и начните мозговой штурм.
Как только вы выбрали случайное слово, перечислите все признаки и ассоциации с этим словом, выпишите их на листочек бумаги. А теперь возьмите этот листок и применяйте все признаки к вашей проблеме и идее. Мозг создает очень сильные связи ассоциаций, поэтому так трудно отойти от них. Тем и хороша эта техника, она позволяет найти десятки других ассоциаций с вашей проблемой и идеей. А новые слова и их признаки запускают совершенно новые ассоциации.
2
Использование метафор
Представьте свою проблему или идею в виде какой-либо метафоры. Если вы хотите открыть кафе, придумайте к нему метафору — например «Что было бы, если бы мое кафе было пещерой/смыслом жизни людей/единственным местом, которое осталось невредимым после ядерной войны/автомобилем». Способность видеть мир метафорически помогает не только поэтам, но и бизнесменам, художникам, ученым.
На любую проблему можно посмотреть метафорически. Представить своих работников в виде муравьев может помочь придумать разные способы взаимодействия с ними. А представить свой проект в виде путешествия Одиссея поможет расслабиться и посмотреть на свои проблемы под другим углом.
3
Slice and dice
- Установите проблему.
- Проанализируйте проблему и перечислите (разложите) столько ее признаков, сколько можете.
- Берите один признак за раз и думайте о том, как изменить или улучшить его.
- Старайтесь сделать ваше мышление более гибким.
4
Проблема наоборот
Поменяйте позитивное утверждение на негативное. Если вы хотите улучшить взаимодействие с клиентами, попробуйте придумать десятки сценариев худшего обращения с клиентами. Если вы дизайнер и вам нужно продумать планировку комнаты, представьте и набросайте много вариантов, при котором вас бы уволили. Главное потом — не забыть поменять все обратно.
5
Ассоциативное озарение
- Запишите название проблемы, которую вам нужно решить. Пускай это будет очень длинная фраза, учитывающая массу подробностей.
- Теперь выпишите каждое слово из данной фразы и на каждое слово набросайте по десять слов, которые ассоциируются у вас с этим словом.
- Теперь возьмите первоначальную фразу и поочередно заменяйте каждое слово одним из десятков ассоциативных слов. Это позволит вас посмотреть на проблему иначе и позволит прийти к озарению. Может быть не сразу, но это обязательно произойдет.
6
Сто евро
- Представьте, что у вас есть сто евро. Или тысяча евро. Суть в том, чтобы представить, что у вас есть некая сумма, которую вы потратите на решение проблемы.
- Запишите все этапы решения вашей проблемы. Распределите деньги на эти этапы.
- Посмотрите на суммы, которые вы выделите и попытайтесь заметить выделяющиеся пункты. Если таких несколько, «потратьте» еще сотню евро, чтобы понять, какой этап требует больше денег для реализации.
- Поняв, какой этап требует больших денег, вы выписываете его и начинаете размышлять, как минимизировать, а то и вовсе отказаться от этого этапа, заменив его другим.
7
Стратегия креативности Диснея
Техника была придумана пионером НЛП Робертом Дилтсом, который наблюдал за подходом Уолта Диснея и его воплощением мечты в реальность. Стратегия делится на три ключевые роли:
Мечтатель. Здесь вы придумываете огромную воображаемую картину. Никаких ограничений, лимитов и границ. Мечтатель работает преимущественно с визуальной картиной. Спросите себя «Чего я действительно хочу, будь мир идеален?».
Реалист. Здесь планы организованы, разработаны для того, чтобы определить, что реально сделать, а что нет. Думайте конструктивно и разработайте план действий. Установите временные рамки и этапы, по которым вы будете мерять свой прогресс. Спросите себя «Что я должен сделать, чтобы воплотить эти планы в жизнь?».
Критик. Здесь вы тестируете свой план, ищете проблемы и слабые места. Думайте о том, что может пойти не так, чего не хватает, каковы могут быть побочные эффекты. Помните, что критик — это не только тот, кто должен указать на проблему, но и предложить решение. Спросите себя «Что может пойти не так?».
А какими техниками пользуетесь вы? Поделись ими в комментариях.
Техника решения проблем: 8 креативных подходов
Автор: Эндрю Грин (Andrew Green), управляющий директор Green Communication, одного из лидирующих PR-агентств Великобритании. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.
Каждый день многие специалисты сталкиваются с необходимостью находить креативные решения проблем. Зачастую они пренебрегают креативным подходом и хватаются за первый пришедший в голову вариант.
На первый взгляд вам может показаться, что выдающимся практикам присуща так называемая неосознанная компетентность: они производят впечатление людей, способных творить по наитию. Однако большинство из них, хотя и подсознательно, применяет описанные здесь методы и техники.
Волшебной палочки для генерации идей не существует в природе, но зато есть множество методов, способных помочь любому специалисту стать креативной личностью. Такие техники вкупе со знанием и пониманием креативного процесса с его пятью этапами: Информацией, Инкубацией, Озарением, Интеграцией и Иллюстрацией — позволят вам значительно развить свои творческие способности.
Вместо слепого копирования всех предлагаемых здесь креативных техник постарайтесь лучше разобраться в процессе, который за ними стоит. Это позволит вам понять, насколько конкретная техника соответствует вашей текущей задаче, подходит ли она вам лично и, что самое важное, принесет ли она желаемый результат.
Учтите, что любая стимулирующая креативная техника должна соответствовать одному или более из следующих критериев:
- способствовать временному прекращению критического анализа;
- стимулировать генерацию множества идей;
- позволять сосредоточиться на деталях ситуации или проблемах;
- помогать комбинировать разнородные элементы;
- структурировать либо упорядочивать сбор информации, разработку идеи и оценку ситуации;
- поддерживать креативное направление мыслей;
- предотвращать появление беспокойства;
- обеспечивать дополнительное время для творчества.
Последний пункт может показаться абсолютно очевидным, но одна из распространенных жалоб звучит именно так: «У нас нет времени работать творчески». При этом совершенно ясно, что если не выделять времени для творчества, вы вряд ли сумеете реализовать свой креативный потенциал. Джордж Бернард Шоу как-то в шутку сказал: «Мало кто думает более двух-трех раз в год. Я создал себе всемирную известность тем, что думаю один-два раза в неделю». Предлагаемые техники описаны ниже.
Каждый раз, когда перед вами стоит конкретная задача, установите себе диапазон креативности. Спросите себя: «Какая идея содержит наименьший риск и наиболее консервативна?» Вы определите так называемый «Вариант Беспроигрышной Ставки». Затем задайте себе следующий вопрос: «Какой из возможных путей решения проблемы самый безумный?» — и ответом обозначите «Экстремальный Вариант».
Задав себе эти два вопроса, вы определили исходные ограничивающие параметры последующей креативной деятельности. Графически ситуацию можно представить в виде отрезка, на одном конце которого находится «Вариант Беспроигрышной Ставки», а на другом — «Экстремальный Вариант», тогда как прямая между двумя точками отображает весь креативный диапазон. Теперь спросите себя: «Что еще я могу придумать?» — и записывайте все, что приходит на ум.
Задавая креативный диапазон, вы снимаете с себя психологический груз. Вы ищете не абстрактную и с трудом поддающуюся определению Великую Идею, а «мелкие» идеи, которые можно вписать в креативный диапазон (а затем так скомбинировать их друг с другом, что конечная сумма будет производить впечатление Великой Идеи). Данный метод также позволяет временно отказаться от критического и оценочного мышления, потому что вы не отсеиваете идеи, а просто выстраиваете их по шкале, основываясь на критерии риска.
Можно сформулировать проблему наоборот, поменяв позитивное утверждение на негативное. Например, если вы имеете дело с сюжетом «работа с клиентами», попробуйте представить сценарий самого скверного обслуживания клиентов. Если вы испытываете трудности с поиском нестандартных идей, подобные неожиданные повороты ракурса окажутся очень полезными и помогут вам овладеть пошаговым процессом их разработки. Данная техника автоматически заставит вас отказаться от критической оценки и позволит увидеть новые комбинации идей.
Это очень эффективная техника, которая базируется на пошаговом характере креативного процесса, позволяет создать общее представление о проблеме, быстро определить все «плюсы» и «минусы», усилить позитивные и сгладить негативные аспекты создавшейся ситуации.
Возьмите лист бумаги и начертите сетку, которая послужит основой для вашей образной схемы «змеек и лесенок». На фоне сетки нарисуйте пять змеек и столько же лесенок. Теперь представьте, что искомое решение находится в верхнем левом углу сетки, а вы — на исходном этапе движения к цели, в нижнем правом. Вопрос, заключающий в себе формулировку цели, может быть любым, от «Как мне улучшить отношения с клиентом или руководителем компании?» до «Чем я буду заниматься оставшуюся жизнь?».
Спросите себя: «Какие 5 факторов помогут мне приблизиться к цели?» Затем подпишите каждый из этих позитивных моментов под одной из лесенок. Теперь задайте себе другой вопрос: «Какие 5 факторов препятствуют реализации задуманного?» — и подпишите каждый из негативных факторов под одной из змеек. Посмотрите по очереди на все лесенки и скажите: «Что я могу сделать, чтобы удлинить эту лестницу и таким образом приблизиться к цели?» После этого, глядя на змеек, спросите себя: «Как можно их укоротить и свести к минимуму их негативное влияние?»
Это отличный способ, позволяющий охватить и учесть все аспекты проблемы. Он также упрощает процесс пошагового мышления, если вам нужно генерировать идеи для расширения или минимализации конкретных вопросов. Техника «змеек и лесенок» дает возможность рассмотреть ситуацию в деталях, что займет не более нескольких минут.
Работая по методу шаблона, вы сможете генерировать 36 идей за 36 секунд: вы получите 36 комбинаций на основе двенадцати исходных элементов, расположенных, соответственно, в верхней и левой строчках таблицы. Техника наиболее эффективна в том случае, если все компоненты уже заранее известны. Обычно применяется для дизайна рекламных фотосессий и подбора броских названий для зданий и продуктов.
Творческий шаблон фотосессии (показан в табл. 1) составляется следующим образом. В верхнюю строчку таблицы слева направо заносят протокольные мероприятия: разрезание ленты, посадка дерева (закладка фундамента здания), открытие доски, вручение подарка, обмен рукопожатиями (произнесение тоста или подписание документа), а также раздача проспектов либо иных рекламных материалов с символикой организации. В крайний левый столбец таблицы сверху вниз вписывают шесть персонажей, обычно принимающих участие в подобных акциях: например, мэр города, известный спортсмен, топ-менеджер и старейший сотрудник компании, ребенок, звезда шоу-бизнеса. Разумеется, вы можете произвольно изменять список мероприятий и персонажей.
Применив шаблон, вы сразу же получите 36 комбинаций мероприятий и персонажей.
Таблица 1. Шаблон фотосессии
Разрезание ленты | Посадка дерева | Открытие доски | Вручение сувенира | Обмен рукопожатием | Раздача проспектов | |
Мэр | Мэр разрезает ленту | Мэр сажает дерево | Мэр открывает доску | Мэр вручает сувенир | Мэр обмени — вается рукопо — жатием | Мэр раздает проспекты |
Известный спортсмен | Известный спортсмен разрезает ленту | Известный спортсмен сажает дерево | Известный спортсмен открывает доску | Известный спортсмен вручает сувенир | Известный спортсмен обмени — вается рукопо — жатием | Известный спортсмен раздает проспекты |
Топ — менеджер | Топ — менеджер разрезает ленту | Топ — менеджер сажает дерево | Топ — менеджер открывает доску | Топ — менеджер вручает сувенир | Топ — менеджер обмени — вается рукопо — жатием | Топ — менеджер раздает проспекты |
Старейший сотрудник | Старейший сотрудник разрезает ленту | Старейший сотрудник сажает дерево | Старейший сотрудник открывает доску | Старейший сотрудник вручает сувенир | Старейший сотрудник обмени — вается рукопо — жатием | Старейший сотрудник раздает проспекты |
Ребенок | Ребенок разрезает ленту | Ребенок сажает дерево | Ребенок открывает доску | Ребенок вручает сувенир | Ребенок обмени — вается рукопо — жатием | Ребенок раздает проспекты |
Звезда шоу-бизнеса | Звезда шоу — бизнеса разрезает ленту | Звезда шоу — бизнеса сажает дерево | Звезда шоу — бизнеса открывает доску | Звезда шоу — бизнеса вручает сувенир | Звезда шоу — бизнеса обмени — вается рукопо — жатием | Звезда шоу — бизнеса раздает проспекты |
Вы также можете дополнительно развить концепцию метода шаблона или заданных комбинаций, если вместо того, чтобы располагать различные категории элементов в виде шаблона-матрицы, поместите их в отдельные столбцы (см. табл. 2).
Комбинирование элементов, содержащихся в столбцах, дает целый ряд потенциальных сюжетов: так, по одному из сценариев табл. 2 топ-менеджер сажает дерево на крыше здания, что символизирует знаменательную веху в истории компании.
Таблица 2. Перечень характерных атрибутов протокольных мероприятий
Церемонии | Действующие лица | Место проведения | Основная идея |
Разрезание ленты | Мэр | Перед зданием | Открытие новой эры в истории компании |
Посадка дерева | Известный спортсмен | На крыше здания | Стабильность положения фирмы |
Открытие доски | Топ-менеджер | Приемная | Знаменательная дата в истории компании |
Вручение памятного сувенира | Старейший сотрудник | Помещение с необычным интерьером | Празднование достижений |
Рукопожатие | Ребенок | На фоне городской достопримечательности | Обязательства перед клиентами и т.д. |
Раздача проспектов | Звезда шоу-бизнеса | У вывески фирмы | Новая продукция |
В ситуации, когда налицо только один вариант решения проблемы и лучше сосредоточить все внимание на чем-то одном, метод шаблона окажется малоэффективным. Зато он прекрасно подходит в тех случаях, когда необходимо за короткое время генерировать большое количество сценариев и необычных сочетаний.
Суть метода заключается в случайном, наугад, выборе слова. Это легче всего сделать, просматривая газету. Откройте какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Если, например, на фотографии изображен человек, и ваш палец лежит на его плече, возьмите слово «плечо».
Техника равно подходит и для самостоятельной работы и для работы в небольших группах. Однажды мы воспользовались этим, чтобы помочь сотруднику, которому надо было разработать основные темы будущей медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Наш курс читался в самый разгар кризиса на Балканах, и члены одной из групп выбрали слово «Сербия». Сначала группа была в замешательстве, но затем они быстро придумали темы по ассоциации с этим словом, как-то: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и другие. Другая группа наугад выбрала слово «дом» и предложила темы вроде «Болезнь сердца в вашем доме», «Является ли образ жизни причиной сердечных болезней?» и т. д.
Данный метод позволяет очень быстро (буквально за несколько минут) выстроить ассоциативный ряд, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи и даже новой парадигмы. Описанная техника также обладает тем преимуществом, что задает сразу несколько различных творческих сюжетов и направлений для исследования.
Певец Дэвид Боуи (David Bowie) руководствовался сходными творческими принципами при создании песен, когда он вырезал слова из газетных заголовков и объединял их в произвольном порядке.
В отличие от техники креативного диапазона, цель метода фокусирования состоит в том, чтобы добраться до самой сути проблемы. Делается это с помощью вопроса: « Что является ключевым фактором ситуации, с которой мы работаем?» Вот что говорит Дэвид Огилви в книге «Advertising»: «В каждом продукте есть своя драма. Наша задача номер 1 заключается в том, чтобы ее откопать и с выгодой использовать». Или, как сказал мне один старый специалист по рекламе: «Мы продаем звук шипения от жарящегося бифштекса, а не сам бифштекс».
Парадигма есть нечто, определяющее нашу картину мира. Для успешного творчества человеку иногда требуется толчок, помогающий выйти за пределы парадигмы, которая ограничивает его восприятие. Ниже будет описан ряд техник, способствующих разрушению парадигм.
Хотя в повседневной жизни мы и задействуем множество способов коммуникации, но, оказавшись перед необходимостью решить проблему, зачастую сужаем свою перспективу и в результате загоняем себя в угол, чересчур полагаясь на какой-то один вариант. Порой, оглядываясь на прошлые неудачи, мы ругаем себя, говоря: «Ах, если бы я поступил(а) иначе…» В анализе ситуаций мы слишком ограничены собственными представлениями и посылками.
Следующая техника разрушения парадигм заключается в использовании разнообразных способов передачи информации:
- Визуальный: рисунки, диаграммы, чертежи, светокопии, двумерные и трехмерные изображения увеличат наглядность представляемой идеи.
- Вербальный: грамотно подобранные слова, тексты, звуки и словесные аллитерации могут сообщить формулировке проблемы большую выразительность.
- Основанный на использовании цифр и формул: разъясняя проблему, пользуйтесь цифрами и математическими выражениями.
- Связанный с попутными находками: иногда, занимаясь поиском интересных образов в рабочих данных, мы вдруг открываем для себя новое видение проблемы. Следуя этому принципу, я не раз находил выигрышную для клиента форму представления статистических данных в пресс-релизе.
- Концептуальный: задействует символы, теории, метафоры или аналогии. Лучшие спичрайтеры знают потенциальный эффект метафоры, который, впрочем, недостаточно используется при сочинении пресс-релизов.
- Эмоциональный: акцент на мнения, чувства и настроения людей неплохо работает в кризисных ситуациях. Самой распространенной ошибкой практиков в кризисном паблик рилейшнз является то, что настроениям в обществе они уделяют меньше внимания, чем фактам и событиям. В результате упускается из виду часть аспектов проблемы.
Убедить людей по-новому взглянуть на нечто весьма привычное поможет использование метафоры. Например, во время встреч с клиентами, иногда занимающих целый рабочий день, мы играем в игру, которую обычно называем «Игра в ресторан». Мы предлагаем клиенту оценить деятельность компании так, как будто бы это был ресторан. Хорош ли в ресторане сервис? Что в нем за кухня — это ресторан быстрого питания или заведение высшего класса? Какое там меню — стандартное или оригинальное? Любезен ли обслуживающий персонал? В процессе такого сравнения для каждого аспекта деятельности компании клиента мы подбираем эквивалент из ресторанной тематики.
Разумеется, можно использовать метафору с другими объектами и задать, например, такой вопрос: «Если бы ваша компания была автомобилем, какой бы это был автомобиль?» Все же наиболее удачным оказался именно вариант с рестораном, поскольку на примере ресторана у клиентов появляется возможность оценить все важнейшие характеристики продукции или услуг: сервис, цены, местоположение предприятия и т.д.
Эта техника полезна тем, что помогает людям сформировать объективное представление о своих проблемах, что называется, «за деревьями увидеть лес», и одновременно выделить конкретные аспекты деятельности компании, которые необходимо скорректировать. Используя метод метафоры, участники игры дистанцируются от всякого рода «внутриполитических» нюансов и стереотипов и, вместо того, чтобы заниматься критикой, начинают непосредственно вникать в детали ситуации.
Изучите десятки новых приемов креативного мышления в курсе «Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей»:
Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курсwww.elitarium.ru
Как создавать прорывные идеи: 15 работающих методик
Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки.
1. Мозговой штурм
Что
Мозговой штурм, или брейншторм, — известная креативная методика по поиску идей в команде. Техника позволяет рассматривать любую проблему под разными углами.
Как
- Соберите команду из 5–10 человек.
- Сформулируйте проблему.
- Засеките 10–15 минут на то, чтобы каждый член команды подумал и записал свои мысли.
- Каждый участник делится своими идеями, а ведущий записывает их на доске.
- Группа может дать позитивную обратную связь после того, как автор закончит выступление.
- Проголосуйте за лучшую идею.
Важно
Поощряйте абсурдные идеи и не критикуйте чужие предложения. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы. Главное не качество идей, а их количество.
2. Обратная мозговая атака
Что
Суть техники — поиск недостатков и совершенствование рассматриваемого объекта. Метод был придуман в компании General Electric и подходит для решения конкретных задач в различных областях.
Как
- Соберите команду из 5–10 человек.
- Сформулируйте задачу.
- Дайте каждому участнику 10–15 минут для того, чтобы найти или придумать все возможные недостатки описанного объекта.
- Каждый участник должен поделиться своими идеями.
- Ведущий записывает идеи на доске.
- Группа может дать обратную связь после того, как автор закончит выступление.
- После того как все выскажутся, обсудите, как избавиться от недостатков, используя метод мозгового штурма.
Важно
Поощряйте любую критику, даже если она будет болезненно воспринята окружающими.
3. Матрица возможностей
Что
Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Нарисуйте таблицу 5 на 10.
- Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
- Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
- Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
- Выпишите понравившиеся идеи.
Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.
Характеристика / свойство | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формат | Кружка в виде вымени | Вытянутая бутылка | Железная банка, 0,33 л | Треугольный пакет | Перчатка |
Материал | Крафтовая бумага | Пупырчатая упаковка | Закалённое стекло | Кожа / замша | Глина |
Главное изображение | Человек пьёт из одной миски с котом | Коровы и козы загорают на пляже | Солнце пьёт молоко | Дети уезжают из города в деревню | Доярка становится президентом |
Важно
Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.
4. Переворот
Что
Техника придумана экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть — придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Выпишите всё, что приходит вам в голову, когда вы думаете о её решении. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой — что угодно.
- Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не».
- Рассмотрите каждое «перевёрнутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи.
- Запишите возникшие идеи.
- Выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Важно
Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода.
5. Метод Киплинга
Что
Метод основан на известном стихотворении Редьярда Киплинга. Суть — проанализировать проблему и развить идеи с помощью вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?». Метод подойдёт для работы с конкретными задачами в команде и самостоятельно.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Задайте объекту рассмотрения шесть основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?».
- Ответив, переходите к дополнительным. Это поможет всесторонне рассмотреть проблему.
- Сколько?
- Почему бы и нет?
- Каков срок?
- В каком месте?
- Кто с этим справится?
- Где ещё?
- В чём состоит проблема?
- Где это происходит?
- Когда это происходит?
- Почему это происходит?
- Как преодолеть эти трудности?
- Кого надо привлечь?
- Как узнать, что проблема решена?
- По ходу креативной сессии выписывайте ответы и новые возникающие вопросы.
Важно
Метод требует критического мышления и конкретных ответов. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы.
6. Инсайтный метод
Что
Это известный и доступный метод, которым пользовались художник Сальвадор Дали, мыслитель Рене Декарт и многие другие великие. Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Суть — фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Также можно использовать идеи, пришедшие к вам во время долговременной медитации.
Как
- Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой. Это будет ваш дневник сновидений.
- Перед тем как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить.
- Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите всё, что вам снилось. Не анализируйте написанное.
- Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Какие люди, вещи, места, события мне привиделись?
- Какие самые яркие образы сновидения мне запомнились?
- Какие ассоциации у меня возникают?
- Какое чувство я испытывал во время сновидения?
- Какие связи я вижу между своей задачей и содержанием сна?
Важно
С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.
7. Метод ассоциативного поиска
Что
Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями.
Как
- Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения.
- Соберите команду и сформулируйте проблему.
- На каждое заготовленное слово даётся по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций.
- Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации.
- Записывайте каждую ассоциацию на доске.
- Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберёте достаточно для решения задачи.
- Используйте полученную информацию по назначению.
Важно
Говорите первое, что придёт в голову. Если вы зашли в тупик, просто смените слово. Лучше использовать слова, не имеющие прямого отношения к самой проблеме.
8. Бисоциация
Что
Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
- Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
- Фиксируйте возникающие идеи.
- После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.
Не относятся к задаче | Относятся к задаче |
Охота на медведя | Выбрать материалы |
Химчистка пухового одеяла | Выбрать цвета |
Покрасить забор | Нарисовать картину |
Приготовить овсяную кашу | Придумать сюжет |
Умыться родниковой водой | Подарить картину |
Залить бензин | Написать поздравление |
Написать жалобу | Упаковать подарок |
Важно
Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.
9. Случайный стимул
Что
Эта техника напоминает гадание на кофейной гуще. Её использовали наши предки и современные гадалки для интерпретации знаков. Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул.
- Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, с ним связанные.
- Поставьте таймер на 3–5 минут.
- Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь.
- Фиксируйте появляющиеся идеи. Не углубляйтесь в детали. Вам надо набросать как можно больше решений.
- После перерыва выберите наиболее перспективные идеи. Доработайте, если требуется.
Важно
Если не удаётся найти связи с первого раза, не мучайтесь. Лучше выберите другую технику. Менять выбранный стимул нельзя. Метод можно усложнить, добавив ещё три случайно выбранных стимула.
10. Катена
Что
Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.
Как
- Сформулируйте задачу и запишите её.
- Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
- Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
- Определитесь с правилами.
- Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
- Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.
- Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
- Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
- Фиксируйте возникшие идеи.
- После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.
Важно
Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.
11. Фила
Что
Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.
Как
Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.
- Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
- Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.
Составив филу, приступайте к решению задачи.
- Сформулируйте задачу.
- Выберите советника из состава филы.
- Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
- Постройте связи между советом и задачей.
- Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
- Записывайте возникающие идеи.
- Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
- После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.
Важно
Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.
12. Метод квоты идей
Что
Техника позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно.
Как
- Сформулируйте проблему, цель или задачу.
- Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день. Берите планку выше: для начала 10–20 идей.
- Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание.
- Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте.
- Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте.
- Для генерации идей можете использовать любую технику.
Важно
Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычёркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.
13. Техника шести шляп Эдварда де Боно
Что
Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.
Как
- Соберите команду из шести человек.
- Сформулируйте задачу.
- Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
- Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
- Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.
Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.
Цвет шляпы | Роль |
Красная шляпа | Отвечает за эмоции, предчувствия, интуицию |
Жёлтая шляпа | Описывает выгоды и преимущества |
Чёрная шляпа | Учитывает недочёты и возможные риски |
Зелёная шляпа | Генерирует идеи |
Белая шляпа | Озвучивает факты и цифры |
Синяя шляпа | Ведущий, контролирует смену шляп |
Важно
Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.
14. Фрирайтинг
Что
Это техника впервые была описана профессором английского языка Питером Элбоу. Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме.
Как
- Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги или откройте новый текстовый файл на компьютере.
- Поставьте таймер на 20 минут. Выключите все уведомления.
- Пишите всё, что приходит в голову, пока не кончится время. Не отвлекайтесь.
- Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке.
- Закончив работу, отложите текст.
- После хорошего перерыва прочтите написанное вслух.
- Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
- Запишите идеи, возникшие при разборе текста.
Важно
Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на снятие стресса и внутренних блоков, чем на решение конкретных задач. Если вам не о чем писать, пишите о том, что вас окружает. Постепенно у вас начнут образовываться в голове ассоциации, и дело пойдёт на лад.
15. Метод ограничений
Что
Метод был сформулирован профессором Стивеном М. Косслином. Ваша задача — понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить её формулировку, чтобы прийти к правильному решению.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить задачу. Выпишите их.
- Найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение.
- Найдите три способа, как можно обойти каждое ограничение.
- Найдите три способа, как можно изменить каждое ограничение.
- Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение.
- Найдите ещё ограничения.
- Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз.
- Сравните исходную и конечную задачи.
Важно
Если у вашей задачи нет ограничений, придумайте их. Ограничьте задачу в будущем и прошлом, сверху и снизу.
А какие методики помогают создавать идеи вам? Делитесь в комментариях.
Читайте также 🧐
lifehacker.ru
Методы креативного мышления — виды, суть применения, наглядные примеры
Думаете, предпринимателю ни к чему все это творчество? А вот и нет. Оригинальные бизнес-идеи и схемы работы способны вдохнуть жизнь в любой бизнес, отстроиться от конкурентов и принести в итоге прибыль. В сегодняшней статье Университета InSales рассмотрим основные техники и методы креативности и научимся воплощать их в жизнь, разбирая конкретные примеры.
Для чего нужна креативность в бизнесе?
- Чтобы придумывать оригинальные идеи. Торговать одеждой, продуктами и автозапчастями — дело хорошее, прибыльное. Замахнуться на необычную идею — куда сложнее. Однако такая идея способна озолотить того, кто первым до нее додумался.
- Чтобы выходить за рамки обыденного, расширять сознание. Нет, мы сейчас не о всяких стимуляторах — Боже упаси. Речь о том, чтобы заставить свой мозг мыслить нестандартно — как в бизнесе, так и в жизни.
- Чтобы развивать, масштабировать и совершенствовать собственное дело. Приток новых необычных идей — как глоток свежего воздуха. Особенно это касается тех, кто немного застоялся или испытывает трудности.
- Чтобы отстраиваться от конкурентов. Большинство бизнес-процессов — организация работы, взаимодействие с сотрудниками, выполнение должностных обязанностей, заключение сделок — в целом мало отличаются. Тот, кто сможет облечь их в новую форму, станет примером для других бизнесменом и гуру для клиентов.
Техники креативного мышления
Начнем с самых простых, закончим целыми системами. Поехали!
1. Мозговой штурм
Все вы знаете, что это такое. Но часто ли применяли этот способ на практике?
Суть: один или несколько человек садятся и начинают генерировать идеи — абсолютно все, что придут в голову. Никаких “это не для нашей компании” и “что за ерунду ты придумал?” не принимаются. На втором этапе идеи анализируются и выбираются самые лучшие, которые и будут впоследствии воплощены в жизнь.
Пример: вы придумываете название для интернет-магазина. Или решаете важную проблему: как привлечь больше клиентов. Или думаете, как сделать так, чтобы сотрудники работали в полную силу. Подробнее о 10 главных правилах мозгового штурма читайте в нашей статье.
2. Десять идей в день
Все просто: вы ставите себе задачу придумывать ровно по 10 идей в день (можно больше). Неважно, на какую тему они будут. Неважно, насколько окажутся оригинальными.
Суть метода: раскрыть творческий потенциал, заставить мозг работать. Это нужно повторять каждый день — пока не войдет в привычку. Советуем записывать: во-первых, так вы накопите себе багаж мыслей, во-вторых — впоследствии сами удивитесь, насколько первые идеи были слабыми и безжизненными по сравнению с теми, которые вы будете генерировать спустя некоторое время.
Пример: возьмите сферу бизнеса, в которой вы работаете. Что бы вы изобрели в ней, что бы усовершенствовали? Что бы сделали, если бы стали монополистом и могли диктовать свои порядки?
3. Смена привычек
На первый взгляд простое задание, которое меж тем здорово раскрывает творческий потенциал.
Суть: если вы смотрели фильм “Всегда говори “Да!” — поймете, о чем мы говорим. Главное — не отказываться от новых возможностей, которые преподносит жизнь, и самостоятельно менять привычки — как повседневные, так и более глобальные.
Пример: ездить на работу другой дорогой, брать отпуск не в августе, а в феврале, читать не развлекательные журналы, а секреты успеха великих бизнесменов. Заказывать вместо говядины — морепродукты. Не делать все самому, а делегировать полномочия сотрудникам. И так далее.
4. Нестандартное применение
Составление списков — отличная помощь в развитии креативного мышления. Только списки должны быть не простые.
Суть: искать нестандартные применения стандартных вещей. Все зависит от вашей фантазии!
Пример: возьмите любой предмет (компьютерную мышку, ежедневник, стакан с водой) и напишите сферы его применения. Написали? Отлично. Теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет. Чем необычнее будет идея — тем лучше.
5. Анализ текущей информации
Отличный способ отслеживать тенденции в мире и делать выводы.
Суть: все мы варимся в мире постоянного информационного потока. Обыденную информацию — электронные письма, спам, рекламу, проявления массовой культуры — мы не воспринимаем, она идет фоном к реальной жизни. А зря! Стоит изучить ее и делать соответствующие выводы.
Пример: изучите письма, которые обычно отправляются в спам. Да не одно и не несколько, а те, которые пришли в последний месяц. Что в них общего? Наверняка появляются новые тенденции, которые вы тоже можете использовать в работе. Почитайте газеты, сделайте выводы о региональной и мировой экономике. Какие возможности сулит это для вашего бизнеса? Послушайте песни по радио, пока едете в машине на работу. Что сейчас модно, что интересует людей? Примеряйте каждую ситуацию к жизни, используйте по полной ситуативный маркетинг для продвижения своего бизнеса.
6. Метод ассоциаций
Один из самых простых методов, который дает толчок к нестандартному мышлению.
Суть: все просто — используйте ассоциации к любому слову или предмету. Или к ситуации в целом.
Пример: что занимает и волнует вас сейчас более всего? Например, работник косячит — надо с этим что-то делать. Теперь возьмите каждое слово из этой фразы и подберите к нему с десяток ассоциаций. Например — работник — раб, помощник, бездонная дыра, в которую уходит зарплата, лентяй, добрая душа… и так далее. Так проделайте с каждым словом, а затем по очереди подставляйте полученные ассоциации в исходную фразу. Меняйте слова местами, комбинируйте в самые неожиданные варианты. Крутите фразу и так и сяк -должно прийти ассоциативное озарение.
7. Стратегия креативности Уолта Диснея
Эта стратегия помогла известному мультипликатору добиться успеха. Поможет и вам.
Суть: рассматривать каждую ситуацию с точки зрения будто разных людей: мечтателя, реалиста и строгого критика.
Пример: вы хотите ввести в ассортимент новый товар, но не знаете, как отреагирует целевая аудитория. Ваш внутренний мечтатель рисует идеальную картину: что получится, если все срастется? Реалист мыслит конструктивно, примеряет сроки выполнения мечты и указывает на возможные риски и перспективы. Критик все время сомневается: а если что-то пойдет не так? Совместными усилиями этой троицы вы просчитываете ситуацию и продумываете план.
8. Случайное слово
Похоже на ассоциации, но не совсем так.
Суть: обозначаете проблему, которую нужно срочно решить, открываете книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Чем дальше по смыслу оно будет отстоять от исходной проблемы — тем лучше. Ваша задача — связать это слово и ситуацию.
Пример: перед вами стоит вопрос: как снизить затраты на рекламу и добиться большей эффективности в продажах. В книге попалось слово “память”. Разум рождает ассоциации: нужно понять, как потребитель запоминает рекламную информацию — с первого раза или с десятого. Логично, что нужно сделать эту информацию более простой и доступной — чтобы запоминалась с первого раза. Еще ассоциация — “память предков”. Человеку свойственно покупать то, что одобряли его родители, близкие люди. Можно сыграть на этом, построив рекламную кампанию на семейных традициях, преемственности, связи поколений. И таких ассоциаций к одному случайному слову может быть множество.
9. Фрирайтинг
Фрирайтинг, или свободное письмо — метод, которым пользуются не только писатели и журналисты. Он подходит для всех, кто умеет писать и включать кухонный таймер. При чем тут последний? Сейчас объясним.
Суть: вы садитесь и начинаете писать все, что думаете о конкретной ситуации или проблеме, которая вас мучает. Абсолютно все — не редактируя, не стирая и не зачеркивая. Думаете “эээ, что я хотел сказать?” и прочую бессмыслицу — так и пишите. Если угодно — это этакий поток сознания, который отражает ваше истинное отношение к проблеме/ситуации.
Второй этап — перечитываете все, что написали, и выделяете самые главные мысли. Вы их точно узнаете — запомните, что именно в процессе фрирайтинга вдохновило вас, заставило задуматься, после чего вы начали писать с большим вдохновением. Если пишете от руки — заметьте, даже почерк на таких мыслях становится другим — более уверенным и размашистым. Когда выделите главные мысли — развивайте их дальше, дополняйте, углубляйте.
Есть еще один момент: писать нужно в течение определенного периода времени. Заведите секундомер, будильник или, как советует автор методики, Марк Леви, кухонный таймер и засеките 10 минут. Все. Пишите.
Пример: вам нужно принять решение: работать ли дальше с этим поставщиком или искать другого. Это мучает вас, вы целыми днями думаете об этом. Садитесь и пишите. В этой ситуации можно применить несколько способов фрирайтинга. Например, дайте себе наводку. Напишите фразу “Если я завтра откажусь от услуг поставщика, то….” — и продолжайте. Еще вариант. Изложите все факты, которые на сегодняшний день имеются. Плюсы и минусы решения, плюсы и минусы другого решения, ситуация на рынке, курс доллара, мнение окружающих, поступки конкурентов в аналогичной ситуации — все, что знаете. И еще способ: заведите мысленный диалог с человеком (любым: хоть вашим партнером, хоть Владимиром Путиным) и объясните ему вашу позиции. Пусть он спорит, приводит аргументы — отвечайте. К концу диалога сами увидите, к какому выбору вы склоняетесь.
10. Шесть шляп мышления
Эту методику можно отнести как к прокачивающей мышление, так и к креативной.
Суть: каждую проблему, каждую ситуацию можно разложить в виде условных шести шляп. Это нужно для того, чтобы уложить в голове все по полочкам, и подходит для решения трудных задач.
В каждой из шести шляп рассматриваются отдельные аспекты мышления. Синяя шляпа — шляпа управления. В этом блоке рассматриваются организационные вопросы, способы достижения целей. В белой шляпе — только факты, которые у вас есть. Соответственно, методом исключения можно определить факты, которых не хватает. Эмоции и чувства лежат в красной шляпе. Риски и опасности — в черной. Возможности и преимущества — в желтой (здесь невольно вспоминается SWOT-анализ). И наконец, нестандартные идеи, всяческий креатив — в зеленой.
Пример: дана определенная ситуация. Например, вы стоите перед выбором: повышать цены на товары или оставить все как есть. Вот и пробегитесь по всем шляпам: сначала решите, какой итоговой цели хотите добиться, потом соберите в одно все факты: что конкуренты давным-давно подняли цены, в стране инфляция и вы вообще не меняли ценовую политику последние пять лет. Что вы при этом чувствуете — облегчение, уверенность, страх, что продажи снизятся, а клиенты уйдут? А если и правда уйдут — насколько возможен такой риск? А если не уйдут, а примут новые цены и останутся с вами? И так далее.
11. Латеральное мышление
Этот термин означает “боковое”, “направленное в сторону” мышление, призванное посмотреть на проблему или ситуации с совершенно новой стороны.
Суть: заменить привычное понимание ситуации на нечто совсем иное, которое ранее никем не использовалось.
Пример: в компании Bayer производили аспирин. Сфера применения понятна: болеутоляющее лекарство. Креативные головы компании пошли дальше и придумали следующее: оказывается, обычный аспирин может снижать риск сердечных приступов — а значит, его можно продавать совершенно новой целевой аудитории. Что и было сделано. Еще пример: производители сыра решили вывести свойства продукта в новое измерение и создали сладкий сыр на палочках, похожий на конфеты. Итог — добавилась новая ЦА — дети и их родители, которая ранее вообще не рассматривалась.
Согласитесь, довольно простые техники? Абсолютно каждый предприниматель может использовать их для решения бизнес-задач. Как писал автор книги “Рисовый штурм” Майкл Микалко, у творческих и нетворческих людей есть всего лишь одно отличие. Первые уверены в своей креативности, а вторые думают, что это не про них. Стоит разрешить себе генерировать новые идеи — и вскоре вы сами себя не узнаете. Позвольте себе это! Удачи в продвижении!
www.insales.ru
Креативные техники — Психология Дома Солнца
Учтите, что любая стимулирующая креативная техника должна соответствовать одному или более из следующих критериев:способствовать временному прекращению критического анализа;
стимулировать генерацию множества идей;
позволять сосредоточиться на деталях ситуации или проблемах;
помогать комбинировать разнородные элементы;
структурировать либо упорядочивать сбор информации,
разработку идеи и оценку ситуации;
поддерживать креативное направление мыслей;
предотвращать появление беспокойства;
обеспечивать дополнительное время для творчества.
Последний пункт может показаться абсолютно очевидным, но одна из распространенных жалоб практиков паблик рилейшнз звучит именно так: “У нас нет времени работать творчески”. При этом совершенно ясно, что если не выделять времени для творчества, вы вряд ли сумеете реализовать свой креативный потенциал. Джордж Бернар Шоу как-то в шутку сказал: “Мало кто думает более двух-трех раз в год. Я создал себе всемирную известность тем, что думаю один-два раза в неделю”.
Приведенные здесь техники позволят вам более эффективно управлять временем, поскольку с их помощью вы упорядочите процесс генерации идей, и теперь это будет происходить за считанные минуты, даже секунды, не доставляя вам никакого беспокойства. По моему мнению, здесь работает правило 90:5:5. Качество 90% ваших идей или их вариаций окажется невысоким (или еще хуже), 5% составят идеи, которые пришли бы вам в голову и при работе в обычном режиме, но оставшиеся 5% идей можно назвать неординарными. Предлагаемые техники описаны ниже.
Задайте диапазон креативности
Каждый раз, когда перед вами стоит конкретная задача наподобие разработки идеи проведения ланча или фотосессии, установите себе диапазон креативности. Спросите себя: “Какая идея содержит наименьший риск и наиболее консервативна?” Вы определите так называемый “Вариант Беспроигрышной Ставки”. Затем задайте себе следующий вопрос: “Какой из возможных путей решения проблемы самый безумный?” — и ответом обозначите “Экстремальный Вариант”.
Задав себе эти два вопроса, вы определили исходные ограничивающие параметры последующей креативной деятельности. Графически ситуацию можно представить в виде отрезка, на одном конце которого находится “Вариант Беспроигрышной Ставки”, а на другом — “Экстремальный Вариант”, тогда как прямая между двумя точками отображает весь креативный диапазон. Теперь спросите себя: “Что еще я могу придумать?” — и записывайте все, что приходит на ум. Начните с фиксации того, что покажется вам “Экстремальным Вариантом”: далее могут возникнуть еще более экстравагантные идеи.
Задавая креативный диапазон, вы в каком-то смысле снимаете с себя психологический груз, поскольку, во-первых, у вас появляется безопасный вариант, к которому вы в любой момент можете вернуться, а во-вторых, что еще важнее, вы с наибольшей выгодой используете пошаговый характер креативного процесса. Вы ищете не абстрактную и с трудом поддающуюся определению Великую Идею, а “мелкие” идеи, которые можно вписать в креативный диапазон (а затем так скомбинировать их друг с другом, что конечная сумма будет производить впечатление Великой Идеи). Данный метод также позволяет временно отказаться от критического и оценочного мышления, потому что вы не отсеиваете идеи, а просто выстраиваете их по шкале, основываясь на критерии риска.
Однажды я встретил человека, который утверждал, что написал текст рекламы для сигарет с ментолом “Consulate” следующего содержания: “Прохладный, будто горный поток”. Я спросил его, как он пришел к такой идее. Он ответил: “Я просто стал размышлять, что можно назвать полной противоположностью мерзкой, вонючей сигареты, и тогда передо мной встала картина горного потока”. Задавая себе креативный диапазон, вы не только создаете основу для творческого мыслительного процесса, но и можете неожиданно прийти к интересной идее, в которой и будет заключаться решение.
Сформулируйте проблему наоборот
Можно по частичной аналогии с методом “Экстремального Варианта” сформулировать проблему наоборот, поменяв позитивное утверждение на негативное. Например, если вы имеете дело с сюжетом “работа с клиентами”, попробуйте представить сценарий самого скверного обслуживания клиентов. Если вы испытываете трудности с поиском нестандартных идей, подобные неожиданные повороты ракурса окажутся очень полезными и помогут вам овладеть пошаговым процессом их разработки. Данная техника автоматически заставит вас отказаться от критической оценки и позволит увидеть новые комбинации идей.
Техника произвольно выбранных слов
Впервые услышав о технике произвольно выбранных слов, большинство слушателей курса по проблемам креативности относится к ней весьма скептически. Однако подобный скепсис вскоре исчезает.
Суть метода заключается в случайном, наугад, выборе слова. Это легче всего сделать, просматривая газету. Откройте какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Если, например, на фотографии изображен человек, и ваш палец лежит на его плече, возьмите слово “плечо”.
Техника равно подходит и для самостоятельной работы и для работы в небольших группах. Однажды мы воспользовались этим, чтобы помочь сотруднику, которому надо было разработать основные темы будущей медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Наш курс читался в 1999 году, в самый разгар кризиса на Балканах, и члены одной из групп выбрали слово “Сербия”. Сначала группа была в замешательстве, но затем они быстро придумали темы по ассоциации с этим словом, как-то: “Стратегический удар по болезням сердца”, “Война с болезнями сердца” и другие. Другая группа наугад выбрала слово “дом” и предложила темы вроде “Болезнь сердца в вашем доме”, “Является ли образ жизни причиной сердечных болезней?” и т. д.
Данный метод позволяет очень быстро (буквально за несколько минут) выстроить ассоциативный ряд, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи и даже новой парадигмы. Описанная техника также, обладает тем преимуществом, что задает сразу несколько различных творческих сюжетов и направлений для исследования. В результате исключается тенденция преждевременного отхода от мышления в зеленом свете, когда внимание практиков переключается на какую-то одну идею, и они не исследуют другие варианты.
Певец Дэвид Боуи (David Bowie) руководствуется сходными творческими принципами при создании своих песен, когда вырезает слова из газетных заголовков и потом объединяет их в произвольном порядке.
Попробуйте также применить технику случайного выбора изображений. Например, ваша задача — разработать сюжет, связанный с пенсионными выплатами, и вы произвольно выбрали рисунок круга. Чтобы найти новое понимание проблемы, вы рассматриваете возможные ассоциативные мостики между вопросом пенсий и мотивом круга.
Техника “Список-экспресс” (SCAMPER)
Алекс Осборн (Alex Osborn), один из пионеров креативного мышления, предложил технику экспресс-списка, которая сводится к подстановке “волшебных” слов и выражений. Рекомендуемая версия подобного метода, использующего акроним SCAMPER, автором которой является Майкл Микалко (Michael Michalko), выглядит следующим образом:
Заменить (Substitute)
Скомбинировать (Combine)
Адаптировать (Adapt)
Модифицировать (уменьшить/увеличить) [Modify (make bigger/smaller)]
Применить в другой области (Put to other uses)
Исключить (Eliminate)
Изменить на противоположное (Reverse)
“Волшебное” слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего вам остается продумать возможный сценарий развития ситуации.
Один участник наших тренингов применил данный метод для разработки нового способа демонстрации потенциала компьютерной системы, которую предстояло раскрутить его агентству. Сопоставив задачу со словом “модифицировать”, он пришел к идее стократного увеличения исходной фотографии с помощью системы компьютерного дизайна растровых изображений, что позволило бы получить снимок повышенной четкости.
В свою очередь, примером эффективного использования “волшебного” слова “уменьшить” служит получившая широкое освещение в британских СМИ история с новым пабом в Уэйкфилде, Йоркшир. Обычно владельцы пабов стремятся максимально продлить часы работы. Желая создать в своем заведении особую атмосферу, хозяин Harry’s Bar, вопреки общей тенденции, приобрел лицензию, в соответствии с которой он был обязан закрывать паб в 10 часов вечера.
По личному опыту я знаю, что мои слушатели, использующие технику экспресс-списка SCAMPER, сначала испытывают некоторый дискомфорт. Поэтому я рекомендую вам предварительно попрактиковаться и хорошо освоить технику произвольно выбранных слов, а лишь затем приступать к овладению методом экспресс-списка SCAMPER.[/modify]
[modify]
Использование метафор
Убедить людей по-новому взглянуть на нечто весьма привычное поможет использование метафоры. Например, во время встреч с клиентами, иногда занимающих целый рабочий день, мы играем в игру, которую обычно называем “Игра в ресторан”. Мы предлагаем клиенту оценить деятельность компании так, как будто бы это был ресторан. Хорош ли в ресторане сервис? Что в нем за кухня — это ресторан быстрого питания или заведение высшего класса? Какое там меню — стандартное или оригинальное? Любезен ли обслуживающий персонал? В процессе такого сравнения для каждого аспекта деятельности компании клиента мы подбираем эквивалент из ресторанной тематики.
Разумеется, можно использовать метафору с другими объектами и задать, например, такой вопрос: “Если бы компания была автомобилем, какой бы это был автомобиль?” Все же наиболее удачным оказался именно вариант с рестораном, поскольку на примере ресторана у клиентов появляется возможность оценить все важнейшие характеристики продукции или услуг: сервис, цены, местоположение предприятия и промоушн.
Эта техника полезна тем, что помогает людям сформировать объективное представление о своих проблемах, что называется, “за деревьями увидеть лес”, и одновременно выделить конкретные аспекты деятельности компании, которые необходимо скорректировать. Используя метод метафоры, участники игры дистанцируются от всякого рода “внутриполитических” нюансов и стереотипов и, вместо того, чтобы заниматься критикой, начинают непосредственно вникать в детали ситуации.[/modify]
www.sunhome.ru
Креативные техники генерации идей
На первый взгляд может показаться, что выдающимся практикам присуща так называемая неосознанная компетентность: они производят впечатление людей, способных творить по наитию. Однако большинство из них применяет описанные здесь методы и техники. Волшебной палочки для генерации идей не существует в природе, но зато есть множество методов, способных помочь любому специалисту стать креативной личностью. Такие техники вкупе со знанием и пониманием креативного процесса позволят вам значительно развить свои творческие способности.Каждый день многие специалисты сталкиваются с необходимостью находить креативные решения проблем. Зачастую они пренебрегают креативным подходом и хватаются за первый пришедший в голову вариант.
На первый взгляд вам может показаться, что выдающимся практикам присуща так называемая неосознанная компетентность: они производят впечатление людей, способных творить по наитию. Однако большинство из них, хотя и подсознательно, применяет описанные здесь методы и техники.
Волшебной палочки для генерации идей не существует в природе, но зато есть множество методов, способных помочь любому специалисту стать креативной личностью. Такие техники вкупе со знанием и пониманием креативного процесса с его пятью этапами: Информацией, Инкубацией, Озарением, Интеграцией и Иллюстрацией — позволят вам значительно развить свои творческие способности.
Вместо слепого копирования всех предлагаемых здесь креативных техник постарайтесь лучше разобраться в процессе, который за ними стоит. Это позволит вам понять, насколько конкретная техника соответствует вашей текущей задаче, подходит ли она вам лично и, что самое важное, принесет ли она желаемый результат.
Учтите, что любая стимулирующая креативная техника должна соответствовать одному или более из следующих критериев:
способствовать временному прекращению критического анализа;
стимулировать генерацию множества идей;
позволять сосредоточиться на деталях ситуации или проблемах;
помогать комбинировать разнородные элементы;
структурировать либо упорядочивать сбор информации, разработку идеи и оценку ситуации;
поддерживать креативное направление мыслей;
предотвращать появление беспокойства;
обеспечивать дополнительное время для творчества.
Последний пункт может показаться абсолютно очевидным, но одна из распространенных жалоб звучит именно так: «У нас нет времени работать творчески». При этом совершенно ясно, что если не выделять времени для творчества, вы вряд ли сумеете реализовать свой креативный потенциал. Джордж Бернард Шоу как-то в шутку сказал: «Мало кто думает более двух-трех раз в год. Я создал себе всемирную известность тем, что думаю один-два раза в неделю». Предлагаемые техники описаны ниже.
1. Задайте диапазон креативности
Каждый раз, когда перед вами стоит конкретная задача, установите себе диапазон креативности. Спросите себя: «Какая идея содержит наименьший риск и наиболее консервативна?» Вы определите так называемый «Вариант Беспроигрышной Ставки». Затем задайте себе следующий вопрос: «Какой из возможных путей решения проблемы самый безумный?» — и ответом обозначите «Экстремальный Вариант».
Задав себе эти два вопроса, вы определили исходные ограничивающие параметры последующей креативной деятельности. Графически ситуацию можно представить в виде отрезка, на одном конце которого находится «Вариант Беспроигрышной Ставки», а на другом — «Экстремальный Вариант», тогда как прямая между двумя точками отображает весь креативный диапазон. Теперь спросите себя: «Что еще я могу придумать?» — и записывайте все, что приходит на ум.
Задавая креативный диапазон, вы снимаете с себя психологический груз. Вы ищете не абстрактную и с трудом поддающуюся определению Великую Идею, а «мелкие» идеи, которые можно вписать в креативный диапазон (а затем так скомбинировать их друг с другом, что конечная сумма будет производить впечатление Великой Идеи). Данный метод также позволяет временно отказаться от критического и оценочного мышления, потому что вы не отсеиваете идеи, а просто выстраиваете их по шкале, основываясь на критерии риска.
2. Сформулируйте проблему наоборот
Можно сформулировать проблему наоборот, поменяв позитивное утверждение на негативное. Например, если вы имеете дело с сюжетом «работа с клиентами», попробуйте представить сценарий самого скверного обслуживания клиентов. Если вы испытываете трудности с поиском нестандартных идей, подобные неожиданные повороты ракурса окажутся очень полезными и помогут вам овладеть пошаговым процессом их разработки. Данная техника автоматически заставит вас отказаться от критической оценки и позволит увидеть новые комбинации идей.ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Успешный выставочный стенд и правила его оформления
3. Змейки и лесенки
Это очень эффективная техника, которая базируется на пошаговом характере креативного процесса, позволяет создать общее представление о проблеме, быстро определить все «плюсы» и «минусы», усилить позитивные и сгладить негативные аспекты создавшейся ситуации.
Возьмите лист бумаги и начертите сетку, которая послужит основой для вашей образной схемы «змеек и лесенок». На фоне сетки нарисуйте пять змеек и столько же лесенок. Теперь представьте, что искомое решение находится в верхнем левом углу сетки, а вы — на исходном этапе движения к цели, в нижнем правом. Вопрос, заключающий в себе формулировку цели, может быть любым, от «Как мне улучшить отношения с клиентом или руководителем компании?» до «Чем я буду заниматься оставшуюся жизнь?».
Спросите себя: «Какие 5 факторов помогут мне приблизиться к цели?» Затем подпишите каждый из этих позитивных моментов под одной из лесенок. Теперь задайте себе другой вопрос: «Какие 5 факторов препятствуют реализации задуманного?» — и подпишите каждый из негативных факторов под одной из змеек. Посмотрите по очереди на все лесенки и скажите: «Что я могу сделать, чтобы удлинить эту лестницу и таким образом приблизиться к цели?» После этого, глядя на змеек, спросите себя: «Как можно их укоротить и свести к минимуму их негативное влияние?»
Это отличный способ, позволяющий охватить и учесть все аспекты проблемы. Он также упрощает процесс пошагового мышления, если вам нужно генерировать идеи для расширения или минимализации конкретных вопросов. Техника «змеек и лесенок» дает возможность рассмотреть ситуацию в деталях, что займет не более нескольких минут.
4. Заданные комбинации или метод шаблона
Работая по методу шаблона, вы сможете генерировать 36 идей за 36 секунд: вы получите 36 комбинаций на основе двенадцати исходных элементов, расположенных, соответственно, в верхней и левой строчках таблицы. Техника наиболее эффективна в том случае, если все компоненты уже заранее известны. Обычно применяется для дизайна рекламных фотосессий и подбора броских названий для зданий и продуктов.
Творческий шаблон фотосессии (показан в табл. 1) составляется следующим образом. В верхнюю строчку таблицы слева направо заносят протокольные мероприятия: разрезание ленты, посадка дерева (закладка фундамента здания), открытие доски, вручение подарка, обмен рукопожатиями (произнесение тоста или подписание документа), а также раздача проспектов либо иных рекламных материалов с символикой организации. В крайний левый столбец таблицы сверху вниз вписывают шесть персонажей, обычно принимающих участие в подобных акциях: например, мэр города, известный спортсмен, топ-менеджер и старейший сотрудник компании, ребенок, звезда шоу-бизнеса. Разумеется, вы можете произвольно изменять список мероприятий и персонажей.
Применив шаблон, вы сразу же получите 36 комбинаций мероприятий и персонажей.
Вы также можете дополнительно развить концепцию метода шаблона или заданных комбинаций, если вместо того, чтобы располагать различные категории элементов в виде шаблона-матрицы, поместите их в отдельные столбцы (см. табл. 2). Комбинирование элементов, содержащихся в столбцах, дает целый ряд потенциальных сюжетов: так, по одному из сценариев табл. 2 топ-менеджер сажает дерево на крыше здания, что символизирует знаменательную веху в истории компании.
В ситуации, когда налицо только один вариант решения проблемы и лучше сосредоточить все внимание на чем-то одном, метод шаблона окажется малоэффективным. Зато он прекрасно подходит в тех случаях, когда необходимо за короткое время генерировать большое количество сценариев и необычных сочетаний.
5. Техника произвольно выбранных слов
Суть метода заключается в случайном, наугад, выборе слова. Это легче всего сделать, просматривая газету. Откройте какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Если, например, на фотографии изображен человек, и ваш палец лежит на его плече, возьмите слово «плечо».
Техника равно подходит и для самостоятельной работы и для работы в небольших группах. Однажды мы воспользовались этим, чтобы помочь сотруднику, которому надо было разработать основные темы будущей медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Наш курс читался в самый разгар кризиса на Балканах, и члены одной из групп выбрали слово «Сербия». Сначала группа была в замешательстве, но затем они быстро придумали темы по ассоциации с этим словом, как-то: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и другие. Другая группа наугад выбрала слово «дом» и предложила темы вроде «Болезнь сердца в вашем доме», «Является ли образ жизни причиной сердечных болезней?» и т. д.
Данный метод позволяет очень быстро (буквально за несколько минут) выстроить ассоциативный ряд, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи и даже новой парадигмы. Описанная техника также обладает тем преимуществом, что задает сразу несколько различных творческих сюжетов и направлений для исследования.
Певец Дэвид Боуи (David Bowie) руководствуется сходными творческими принципами при создании своих песен, когда вырезает слова из газетных заголовков и потом объединяет их в произвольном порядке.
6. Метод фокусирования
В отличие от техники креативного диапазона, цель метода фокусирования состоит в том, чтобы добраться до самой сути проблемы. Делается это с помощью вопроса: « Что является ключевым фактором ситуации, с которой мы работаем?» Вот что говорит Дэвид Огилви в книге «Advertising»: «В каждом продукте есть своя драма. Наша задача номер 1 заключается в том, чтобы ее откопать и с выгодой использовать». Или, как сказал мне один старый специалист по рекламе: «Мы продаем звук шипения от жарящегося бифштекса, а не сам бифштекс».
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Как определяется цена: методы ценообразования и ценовая политика бизнеса
7. Разрушение парадигм
Парадигма есть нечто, определяющее нашу картину мира. Для успешного творчества человеку иногда требуется толчок, помогающий выйти за пределы парадигмы, которая ограничивает его восприятие. Ниже будет описан ряд техник, способствующих разрушению парадигм.
Хотя в повседневной жизни мы и задействуем множество способов коммуникации, но, оказавшись перед необходимостью решить проблему, зачастую сужаем свою перспективу и в результате загоняем себя в угол, чересчур полагаясь на какой-то один вариант. Порой, оглядываясь на прошлые неудачи, мы ругаем себя, говоря: «Ах, если бы я поступил(а) иначе…» В анализе ситуаций мы слишком ограничены собственными представлениями и посылками.
Следующая техника разрушения парадигм заключается в использовании разнообразных способов передачи информации:
Визуальный: рисунки, диаграммы, чертежи, светокопии, двумерные и трехмерные изображения увеличат наглядность представляемой идеи.
Вербальный: грамотно подобранные слова, тексты, звуки и словесные аллитерации могут сообщить формулировке проблемы большую выразительность.
Основанный на использовании цифр и формул: разъясняя проблему, пользуйтесь цифрами и математическими выражениями.
Связанный с попутными находками: иногда, занимаясь поиском интересных образов в рабочих данных, мы вдруг открываем для себя новое видение проблемы. Следуя этому принципу, я не раз находил выигрышную для клиента форму представления статистических данных в пресс-релизе.
Концептуальный: задействует символы, теории, метафоры или аналогии. Лучшие спичрайтеры знают потенциальный эффект метафоры, который, впрочем, недостаточно используется при сочинении пресс-релизов.
Эмоциональный: акцент на мнения, чувства и настроения людей неплохо работает в кризисных ситуациях. Самой распространенной ошибкой практиков в кризисном паблик рилейшнз является то, что настроениям в обществе они уделяют меньше внимания, чем фактам и событиям. В результате упускается из виду часть аспектов проблемы.
8. Использование метафор
Убедить людей по-новому взглянуть на нечто весьма привычное поможет использование метафоры. Например, во время встреч с клиентами, иногда занимающих целый рабочий день, мы играем в игру, которую обычно называем «Игра в ресторан». Мы предлагаем клиенту оценить деятельность компании так, как будто бы это был ресторан. Хорош ли в ресторане сервис? Что в нем за кухня — это ресторан быстрого питания или заведение высшего класса? Какое там меню — стандартное или оригинальное? Любезен ли обслуживающий персонал? В процессе такого сравнения для каждого аспекта деятельности компании клиента мы подбираем эквивалент из ресторанной тематики.
Разумеется, можно использовать метафору с другими объектами и задать, например, такой вопрос: «Если бы ваша компания была автомобилем, какой бы это был автомобиль?» Все же наиболее удачным оказался именно вариант с рестораном, поскольку на примере ресторана у клиентов появляется возможность оценить все важнейшие характеристики продукции или услуг: сервис, цены, местоположение предприятия и т.д.
Эта техника полезна тем, что помогает людям сформировать объективное представление о своих проблемах, что называется, «за деревьями увидеть лес», и одновременно выделить конкретные аспекты деятельности компании, которые необходимо скорректировать. Используя метод метафоры, участники игры дистанцируются от всякого рода «внутриполитических» нюансов и стереотипов и, вместо того, чтобы заниматься критикой, начинают непосредственно вникать в детали ситуации.
Автор: Эндрю Грин (Andrew Green), управляющий директор Green Communication, одного из лидирующих PR-агентств Великобритании. Материал публикуется в сокращенном и адаптированном переводе с английского.
www.proreklamu.com
Креативные техники и методы – классификация
- Главная
- Статьи
Первое разделение можно сделать по типам мышления, по Д.Гилфорду.
Первый тип
- мышление направлено на поиск единственно правильного решения среди нескольких возможных вариантов.
Второй тип
- собственно генерация большого количества возможных вариантов решений.
- Таким образом, существуют методы позволяющие сделать правильный выбор, или в современной терминологии — принять правильное решение. И методы помогающие организовать процесс мышления направленный на создание чего-то абсолютно нового.
Второе разделение провела Э. Бос (автор книги «Как развивать креативность).
Первый тип
- интуитивные техники. Их большинство, и основаны они на спонтанном, интуитивном мышлении, практически без подготовки, без анализа задачи (но не без правильной постановки). Яркий представитель — мозговой штурм. И, что немаловажно, рассчитаны они на работу в течение короткого промежутка времени.
Второй тип
- деструктивные. Этот тип техник предполагает детальный анализ задачи. При этом нужно охватить проблему полностью и поэтапно двигаться к решению. Затраты времени значительны.
Существуют техники третьего типа
- смешанные или комбинированные где используются методы из различных типов.
Еще методы можно разделить на индивидуальные и коллективные.
- И самое главное – разделение методов на те, которые нравятся лично вам, подходят к вашему темпераменту, способу мышления и те которые вам категорически не подходят. После ознакомления со всеми методами и их «испытания», выберите для себя три-четыре наиболее комфортные для вас техники. Это один из моментов описанных в статье «Помехи вашей креативной работе».
При размещении статьи на другом сайте на забудьте поставить ссылку на проект КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Спасибо!
Разрабатывайте новые идеи с книгой Креативный компьютер ►
Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:
Взгляните на эти публикации, там много интересного:
kreamozg.ru