Несостоятельность (банкротство) юридического лица
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Несостоятельность (банкротство) юридического лицаБанкротство — правовая ситуация, при которой юр.лицо не способно отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.
Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства
С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.
Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.
Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:
- наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
- финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
- внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
- конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
- мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.
Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде
Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов – не менее 3-х месяцев.
Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.
После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений – в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.
В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:
- о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
- об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
- о введении и назначении конкурсного управляющего;
- о прекращении судебного производства о банкротстве организации.
Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.
В том случае, если у него не имеется денежных средств – публикация осуществляется за счет кредиторов.
На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Процедура наблюдения, понятие и сущность
Процедура наблюдения вводится на самом начальном этапе банкротства – как только в арбитражный суд поступило письменное заявление о признании несостоятельности юридического лица. Длительность данной процедуры составляет 3 месяца.
Начало процедуры наблюдения несет за собой введение определенных изменений. С этого момента кредиторы не должны обращаться к должнику в индивидуальном порядке.
Теперь все требования должны предъявляться временному управляющему в письменном виде. Они могут быть предъявлены в течение одного месяца.
Если кредитор пропустил установленный срок и не предъявил официальных требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.
В этот момент происходит приостановление исполнения документов по судебным решениям о взысканиях задолженностей по заработной плате, по авторским договорам, по алиментам и т.д.
В тех случаях, когда в арбитражном суде будет вынесено решение об отказе в признании юридического лица банкротом, процедура исполнения указанных документов вновь начнется с данного момента.
Временный управляющий всегда должен представлять собой физическое лицо, обладающее соответствующей компетенцией и знаниями, которое не обладает заинтересованностью в конечном результате дела о признании экономической несостоятельности.
Заключительным этапом процедуры наблюдения становится принятие решения арбитражным судом после проведения первого собрания кредиторов.
Данное решение может заключаться либо в признании должника банкротом и дальнейшем открытии конкурсного производства, либо в введении внешнего управления. Также здесь может быть заключено и мировое соглашение между сторонами.
Порядок и цели процедур финансового оздоровления и внешнего управления
Юридическая процедура банкротства предприятия включает в себя такие этапы и виды, как внешнее управление и финансовое оздоровление.
Сущность и цель внешнего управления заключаются в восстановлении экономической несостоятельности должника, насколько это представляется возможным. При этом происходит передача полномочий по управлению делами организации временному управляющему.
Решение о введении данной процедуры, как правило, выносится после первого собрания кредиторов и по окончанию процедуры наблюдения.
Основными последствиями этой процедуры можно назвать отстранение руководителя-должника от всех текущих дел. Вместе с этим полномочия прекращаются и у органов управления имуществом должника. В течение трех дней руководители обязаны передать всю необходимую документацию и информацию.
Финансовое оздоровление как процедура банкротства представляет собой определенные действия, цель и сущность которых направлены на восстановление платёжеспособности должника и поправке текущего финансового положения организации.
Инициатива проведения данной процедуры может исходить от унитарного предприятия, являющегося собственником имущества должника, учредителей, либо третьих лиц.
Определение о введении процедуры оздоровления выносит арбитражный суд, одновременно назначая административного управляющего. В судебном определении обязательно указывается срок, в течение которого проводится данная процедура.
Административный управляющий должен составить план оздоровления, в котором указывается его сущность и дополнительные особенности данного дела об экономической несостоятельности.
Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно по причине определенных обстоятельств, например, из-за неоднократных нарушений графика удовлетворения требований кредиторов.
Процедура конкурсного производства и мировое соглашение
Конкурсное производство является неотъемлемой процедурой банкротства. Суть конкурсного производства заключается в удовлетворении требований кредиторов, после того, как лицо окончательно было признано банкротом.
Важные особенности конкурсного производства заключаются в том, что оно должно быть проведено в определенный срок – 1 год основой и 6 месяцев дополнительный. В случае необходимости конкурсное производство может быть продлено по судебному решению.
Такая важная процедура как конкурсное производство, должна быть начата сразу же после завершения рассмотрения судебного дела и признания лица банкротом. Конкурсное производство содержит определенный порядок по выплатам денежных средств кредиторам, например, установленную очередность.
При рассмотрении судебного дела о несостоятельности, стороны всегда имеют возможность заключить мировое соглашение при банкротстве, путем установления взаимных уступок. Природа мирового соглашения направлена, прежде всего, на досрочное урегулирование финансового конфликта.
Мировое соглашение всегда является взаимным решением сторон. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на общем собрании кредиторов, при рассмотрении судебного дела.
Помимо должника и кредитора, оно может содержать и данные о третьих лицах, например, о поручителях.
advokat-malov.ru
§ 5. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц и граждан
Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товарно-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к развитию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоровления экономики страны. Необходимо было срочно разработать механизм законодательного регулирования несостоятельности (банкротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюджетные фонды).
Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Общим признаком для граждан и юридических лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных
93
предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, — 100 и более минимальных размеров оплаты труда
Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обращено судом взыскание.
В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено только арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предпринимателя обратиться в арбитражный суд с заявлением об их банкротстве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или лескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, органами управления должника или собственником его имущества (унитарного предприятия)!
Фиктивным по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника
94
суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.
Преднамеренным считается банкротство должника, происшедшее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на учредителей (участников) должника, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.
Собрание кредиторов. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.
В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопросов введения, продления, прекращения внешнего управления, заключения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кредиторов.
Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требования которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.
Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представления информации о финансовом состоянии должника, ходе внешнего управления и конкурсного производства; в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)», обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляющего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).
Арбитражный управляющий — физическое лицо, осуществляющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий),
95
назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризисного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кандидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.
На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анализом финансового состояния должника, рассмотрение^ требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выполнения обязанностей арбитражному управляющему предоставляются определенные законом права. Так, заявления арбитражных управляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения заявлений выносятся определения.
За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утверждаемое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, может явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.
Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о принятия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника.
96
Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжается в полном объеме. Однако затруднительное положение должника предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.
Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности активов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела должника.
Выполняя названные задачи, временный управляющий выявляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.
Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.
Внешнее управление является еще одной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешний управляющий назначается судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.
Важнейшими обязанностями временного управляющего являются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприятиях.
На период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным
97
документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются заработная плата и иное вознаграждение работникам организации-должника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.
В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний управляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстановило платежеспособность и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управляющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управляющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управление не дало желаемого результата — восстановление платежеспособности должника.
Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Главной задачей конкурсного производства являются аккумулирование имущества должника и сформирование конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую — оплаты труда, выходных пособий, авторское
98
вознаграждение, в третью — обязательства, обеспеченные залогом, в четвертую — по обязательным платежам, в пятую — конкурсных кредиторов в размере основной задолженности и процентов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, неустоек, финансовых санкций.
Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, платежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.
При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на основании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требования должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, причем требования каждой очереди удовлетворяются после полного выполнения требований предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносятся сведения о погашении требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.
Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанностей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требований кредиторов и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.
В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
99
В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
Мировое соглашение предусмотрено в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» как один из видов применяемых к должнику процедур.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении спора на основе взаимных уступок и мирного урегулирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководитель организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.
Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует большинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.
Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу мирового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.
В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства. В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юри-дического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
100
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» определены особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.
Что касается банкротства граждан, то соответствующие положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не действуют до внесения норм о банкротстве граждан в Гражданский кодекс РФ.
101
studfile.net
18.Банкротство юридического лица: основания, порядок, стадии.
Банкротство юридического лица
несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
Основания:
Неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей — неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков — в предвидении грозящей ему опасности. По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо — если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении — выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).
Стадии
Наблюдение,финансовое оздоровление,внешнее управление,конкурсное производство,мировое соглашение,
19.Банкротство: стадия наблюдения. Наблюдение – первая стадия в процессе банкротства организаций. Оно вводится арбитражным судом после рассмотрения требования заявителя. Данная процедура применяется для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7. юридические последствия введения наблюдения:
— требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;
— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;
— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.
Находясь в процедуре наблюдения, банкротящееся предприятие по-прежнему может осуществлять хозяйственную деятельность, но не в полном объеме. Часть сделок может проходить только после одобрения временного управляющего. Также предприятие-должник не может проводить процедуру ликвидации юридического лица, реорганизации, создания филиалов и т.п. В период наблюдения проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и принимается решение о проведении первого собрания кредиторов.
20.Банкротство: стадия внешнего управления. Внешнее управление применяется к предприятию-должнику для того, чтобы восстановить его платежеспособность. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если последнее установило, что существует реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено указанным Федеральным законом. В период внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Восстановление платежеспособности должника проводится в соответствии с планом внешнего управления, который может включать в себя следующие меры: • закрытие нерентабельных производств; • перепрофилирование производства; • продажа части имущества должника; • взыскание дебиторской задолженности; • уступка прав требования должника; • размещение дополнительных обыкновенных акций должника; • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; • продажа предприятия должника; • замещение активов должника; • иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
studfile.net
9.Прекращение юридических лиц. Несостоятельность (банкротство)
Прекращению Юридического лица означает прекращение его правоспособности. Существует 4 способа прекращения юридического лица: Ликвидация.
Правоспособность прекращается без правопреемства, права и обязанности не передаются, считаются погашенными за исключением случаев, предусмотренных законом. Обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью передаются.
Ликвидация бывает добровольная (ликвидируется по решению ее участников) и принудительная (ликвидируется по решению суда)
Порядок ликвидации:
Принятие решения о ликвидации и о лице, осуществляющем ликвидацию (ликвидационная комиссия (при добровольной ликвидации (учредитель, участник, орган)) либо физическое лицо. При принудительной ликвидации решение принимает суд.
Этап извещения о принятом решении.
Оповещение заинтересованных лиц: личное извещение+публикация в прессе.
Этап выявления активов и пассивов – 2х месячный срок – минимально предоставляемый для оповещения кредиторов и должников.
Составляется промежуточный ликвидационный баланс. При наличии признаков банкротства ликвидация заканчивается.
Стадия удовлетворения требований кредиторов (ст. 64 ГК РФ).
Составление окончательного ликвидационного баланса.
Обращение в ликвидационный орган с целью исключения из реестра.
Реорганизация.
Юридическое лицо прекращает свою правоспособность, но с определением правопреемников. При реорганизации не всегда прекращается правоспособность, иногда создаётся новое Юридическое лицо, объявленное правопреемником.
Способы реорганизации:
Слияние: 2 или более юридических лица прекращают правоспособность, образуется 1 новое, которое выступает правопреемником и первого и второго.
Присоединение: Юридическое лицо к которому осуществляется присоединение сохраняет правоспособность, присоединяемое юридическое лицо прекращает существование, права и обязанности переходят первому.
Разделение: Из 1 юридического лица образуются 2 и более юридических лиц. Разделяемое юридическое лицо прекращает своё существование.
Выделение: из сохраняющегося юридического лица образуется 1 или более новых юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей.
Преобразование: изменение организационно-правовой формы с передачей всех прав и обязанностей первоначального Юридического лица.
Этапы реорганизации:
Принятие решения о реорганизации (добровольно либо принудительно).
Информационный этап: информирование третьих лиц непосредственно.
Кредиторы вне зависимости от наступления срока исполнения по требованию имеют право предъявить требование досрочного исполнения обязанностей.
Стадия составления документов о правопреемниках (Разделительный баланс или передаточный акт).
Регистрационная стадия: вновь созданные юридические лица.
Если правопреемник по требованию кредитора не определен, то все правопреемники объявляются солидарными содолжниками. Солидарные содолжники обязаны удовлетворить долг без ссылки на существование других должников.
Исключение из реестра.
Ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (создан для исключения фирм-однодневок).
Основание: Данное лицо не предъявляет документов налоговой отчётности и не совершает операций со счётом в банке. Это состояние должно длиться не менее 12 месяцев. Такие юридические лица объявляются несуществующими.
Порядок исключения из реестра:
Принятие решения налоговым органом.
Публикация в налоговом вестнике.
Ожидание 3 месяцев: если в течении 3 месяцев последует возражение кредитора или учредителя (что дальше не написано)
Исключение из реестра.
В течении года решение может быть отменено в судебном порядке.
!!! дополнить! 4. Внесение имущества в уставный капитал акционерного общества или его продажа (это способы ликвидации государственного или муниципального имущества).
Банкротство юридического лица.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) 2002 г».
Банкротство – это одно из оснований принудительной ликвидации.
Для применения процедуры банкротства необходимы обстоятельства:
Юридическое лицо должно быть отнесено к тем, которые могут быть ликвидированы (ст. 65+иные ФЗ – юр. лица, к которым процедура банкротства не применяется).
Юридическое лицо должно иметь признаки несостоятельности – неозможность полного удовлетворения лицом всех денежных требований кредитора.
наличие задолженности по особым видам платежей в течении 3 месяцкев.
Минимальный объем задолженности – в ФЗ (около 500 МРОТ).
Порядок – только судебный.
Особенности ликвидации:
Ликвидация осуществляется под контролем суда.
Ликвидация производится под контролем кредиторов.
Действует ликвидационная комиссия
Особенности банкротства:
Собрание кредиторов руководит процедурой.
Организует процесс конкурсный управляющий, назначаемый судом.
Последствия – обычные для ликвидации.
НО: п. 3 ст. 56 ГК: По долгам банкрота можно привлечь к ответственности других лиц ( при условии доказанности причинной связи между деятельности этих лиц и банкротством и наличием вины этих лиц).
Меры по предупреждению банкротства:
Досудебная санация – оказание должнику финансовой помощи, достаточной для погашения его денежных обязательств.
Мировое соглашение должника с кредитором. Могут составлять условия о рассрочке или отсрочке удовлетворения кредиторов.
studfile.net