Close

Идею – идея — Толковый словарь Ожегова

идея — Толковый словарь Ожегова

ИДЕЯ, и, ж.

1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи.

2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа.

3. чего. Мысленный образ чего-н., понятие о чёмн. (книжн.). И. добра.

4. Мысль, намерение, план. В голову пришла счастливая и. Кто подал эту идею?

5. идея! Говорится в знач.: это хорошая мысль, хорошо придумано, мысль (в 5 знач.) (разг.). Поехать за город? Это и.!

По идее 1) по замыслу, как задумано. По идее строение должно заканчиваться шпилем; 2) как будто бы, предположительно (разг.). Он дома? По идее должен быть дома.

| уменьш.-унич.

идейка, и, ж. (к 1 знач.).

| прил. идейный, ая, ое (ко 2 знач.). Идейная концепция. И. замысел сочинения.

Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. идея — идея I ж. Основная причина и источник исторического развития (в идеалистической философии). II ж. 1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения. Толковый словарь Ефремовой
  2. идея — ИДЕЯ -и; ж. [греч. idea — образ, понятие, представление] 1. Понятие, представление. Отвлеченная и. Ассоциация идей. // Мысленный образ чего-л., понятие о чём-л. Идеи добра, справедливости, гармонии. И. общечеловеческой солидарности. Толковый словарь Кузнецова
  3. ИДЕЯ — ИДЕЯ — понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие… Новейший философский словарь
  4. идея — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? идеи, чему? идее, (вижу) что? идею, чем? идеей, о чём? об идее; мн. что? идеи, (нет) чего? идей, чему? идеям, (вижу) что? идей, чем? идеями, о чём? об идеях… Толковый словарь Дмитриева
  5. Идея — (греч. idéa) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл… Большая советская энциклопедия
  6. идея — -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Малый академический словарь
  7. ИДЕЯ — Идея, мысль. Словарь татарских женских имён
  8. идея — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  9. идея — Идеи, ж. [греч. idea]. 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии – умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Большой словарь иностранных слов
  10. идея — Идея, идеи, идеи, идей, идее, идеям, идею, идеи, идеей, идеею, идеями, идее, идеях Грамматический словарь Зализняка
  11. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос) — затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Большой энциклопедический словарь
  12. идея — ИДЕЯ — И. комбинации. В шахматах и шашках — удар, завершающий комбинацию. — И. Манури (международные шашки). Следующий приём для выигрыша в окончаниях «Дамка с простыми против простых» — Б.: Д. 35, пр. 31,37; Ч.: пр. 26, 43. 1. 35-49! 43-48 2.49-21!!… Словарь спортивных терминов
  13. идея — Иде́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  14. идея — орф. идефикс, -а и идея фикс, идеи фикс Орфографический словарь Лопатина
  15. идея — 1. Основная мысль, соображение; намерение. Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная, вредная, гениальная, главная, глубокая, голая, готовая, дерзкая, дурацкая (разг. Словарь эпитетов русского языка
  16. идея — иде́я уже у Шафирова, 1710 г.; см. Смирнов 117. Из польск. idеа, нем. Idee или франц. idéе от лат. idеа, греч. ἰδέα : ἰδεῖν «видеть». См. виде́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. идея — см.: Голова полна идей… Толковый словарь русского арго
  18. идея — ИДЕЯ и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <�гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. — общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Словарь галлицизмов русского языка
  19. ИДЕЯ — ИДЕЯ — англ. idea; нем. Idee. 1. Форма и продукт человеческого мышления, способ отражения, познания объективной реальности, 2. Цель, замысел, т. е. предполагаемый результат человеческой деятельности. Социологический словарь
  20. идея — • грандиозная ~ Словарь русской идиоматики
  21. идея — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где ideja < лат. īdea, восходящего к греч. idea «внешность, образ» > «идея, первообраз, общий образ познаваемой действительности» (от idein — аориста от eidon «видеть, созерцать; казаться, представляться»). Того же корня, что и вид, видеть, ведать. Этимологический словарь Шанского
  22. идея — Ч е г о и о ч е м. 1. ч е г о (замысел, основной принцип чего-л.). Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением… (Исаковский). Идея этой машины мне чрезвычайно понравилась (М. Управление в русском языке
  23. идея — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. Основная мысль текста. 3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114]. Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  24. идея — ИДЕЯ — первоначальное этимологическое значение данного термина, появившегося в греческом языке (eidos), означает «вид», «зрительный образ», возникающий вследствие чувственного восприятия внешних предметов. Однако это обыденное понимание слова… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  25. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. ἰδέα) – форма постижения мира в мысли. Понятие «идея» появилось еще в античности. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. У Платона идеи – умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Новая философская энциклопедия
  26. Идея — И, жен. Нов. Производные: Идейка; Ида; Идуня; Идуся; Дея. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. идея в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  27. идея — ИД’ЕЯ, идеи, ·жен. (·греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ (·книж. ). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии — умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Толковый словарь Ушакова
  28. идея — ИДЕЯ ж. латин. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. || Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; || намеренье, замысел. Идеология… Толковый словарь Даля
  29. идея — Понятие, представление предмета; мысль Ср. Чтобы (отцу) хуже после этого свидания не сделалось… Ведь он непременно начал бы говорить с тобою об этом — это его idée fixe, главное, что его гложет. Маркевич. Бездна. 1, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  30. идея — см. >> мнение, мысль, понятие Словарь синонимов Абрамова

gufo.me

Значение слова ИДЕЯ. Что такое ИДЕЯ?

ИДЕ́Я, -и, ж.

1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. — идея без человека и до человека, идея в абстракции, идея абсолютная есть теологическая выдумка идеалиста Гегеля. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

2. Определяющее положение в системе взглядов, воззрений; убеждение. Паншин не служит никакому делу, не предан никакой 631 идее, не выработал себе никакого твердого, дорогого убеждения. Писарев, Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. Русская социал-демократия не должна раздроблять свои силы, она должна сосредоточиться на деятельности среди промышленного пролетариата, наиболее восприимчивого для социал-демократических идей —. Ленин, Задачи русских социал-демократов.

3. Мысль, замысел, намерение, план. Идея сохранения и упрочения мира.Я задумался: не смогу ли я увеличить количество дутья, несколько понизив давление. — Но как осуществить эту идею? М. Павлов, Воспоминания металлурга. Главный инженер неожиданно предложил — перенести [трассу] с правого берега на левыйЭта идея показалась проектировщикам неправильной и просто неосуществимой. Ажаев, Далеко от Москвы.

4. Основная, главная мысль какого-л. произведения. Идея картины.Не хлопочите о воплощении идей; если вы поэт — в ваших созданиях будет идея, даже без вашего ведома. Белинский, О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя». Идея поэтического произведения — — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением, ради чего он его пишет. Исаковский, О поэтическом мастерстве. || Основной принцип устройства чего-л. Идея этой машины мне чрезвычайно понравилась. М. Павлов, Воспоминания металлурга.

[От греч. ’ιδέα — образ, понятие, представление]

kartaslov.ru

ИДЕЯ — это… Что такое ИДЕЯ?

(от греч. ἰδέα – вид, наружность, род, образ, способ) – форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практич. преобразования. Поскольку диалектич. материализм понимает истину как бесконечно развертывающийся процесс, разрешающий возникающие в нем противоречия, постольку И. неразрывно связана с диалектич. противоречием. В силу этого И. есть необходимая фаза процесса совпадения знания с его предметом и субъективный движущей принцип этого процесса. «Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идет к объективной истине ч е р е з «практику» (и технику)» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 192). Как форму познания И. не следует метафизически противопоставлять др. его формам: представлению, понятию, теории и т.д. По содержанию И. в зависимости от степени ее зрелости может выражаться и как представление, и как понятие, и как теория; отличие И. от этих форм ее выражения в том, что в ней осознается общая перспектива, цель, направление дальнейшего исследования и практич. преобразования внешнего мира. В формировании и развитии категории «И.» в истории философии можно выделить несколько узловых пунктов. И. – как умопостигаемое истинно сущее. Впервые такое понимание И. встречается в философии Анаксагора и Демокрита. Демокрит называет атомы идеями (ἄτομους ἰδέας – неделимые формы) [см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 228–29]. И. – не мысль об атомах, а сам атом, являющийся первоосновой, сущностью всех вещей. Для Платона, как и для Демокрита, И. – подлинно сущее, постигаемое не чувствами, а разумом. Но Платон под И. разумел не материальную, а идеальную сущность. В его философии И. лишены телесности и являются подлинно объективным, реальным, существующим независимо от конкретных вещей. «Идеи эти пребывают в природе, как бы в виде образцов, прочие же вещи сходствуют с ними и являются их подобиями, и самая причастность их идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении последним» (Полн. собр. творений, т. 3, Л., 1929, с. 23). У Аристотеля начинается отход от чисто онтологического понимания И. к ее истолкованию как формы мысли о сущем. Место И. в онтологии Аристотеля заняла форма, как активное начало в вещах, а в гносеологии – понятия и категории, посредством к-рых мышление постигает всеобщее и необходимое в вещах. Ср.-век. философы истолковывали И. как первообраз вещей, принадлежащий божеств. духу. Бог творит вещи согласно своим И., формам, прообразам (archetypum). И. – мысли бога. Подобно тому, учил Ансельм Кентерберийский, как художник творит произведение, имея в уме его И., так и вещи сначала существовали в уме бога как идеи. И. в боге –разговор бога с самим собой. Николай Кузанский связывает понятие И. с интеллектуальным (разумным) познанием, к-рое отличается от рассудочной деятельности. Функция рассудка состоит в способности к различению (discretivum discursum), разуме помощью ума судит о понятиях, создавая И. Бог содержит И. вещей, а ум их извлекает у бога: «Божественный ум своим конципированием с о з д а е т, а наш ум своим конципированием уподобляется, создавая понятия или интеллектуальные образы (visiones)» («Об уме», в кн.: Избр. филос. соч., М., 1937, с. 185). В философии нового времени прогрессивные мыслители разрабатывали учение об И. как способе человеч. познания, ставя вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному миру. Эмпирич. понимание И. выражено в наиболее яркой форме Локком, для к-рого И. – это любое представление, все, чем занята душа человека во время мышления. Своим источником И. имеют либо ощущения от внешних материальных вещей, либо рефлексию. В связи с этим он подвергает критике теорию врожденных И. Обосновав опытное происхождение И., Локк положил начало узко эмпирич. взгляду на природу И. Слабости эмпиризма Локка были использованы Беркли и Юмом. Беркли понимал под И. ощущения и представления, лишенные материальной субстанциальной основы. Юм называл И. менее сильные и живые представления: «… все наши идеи, или более слабые представления, суть копии с наших впечатлений, или более живых представлений» («Исследование человеческого разумения», СПБ, 1902, с. 18). Франц. материалисты и Фейербах развивали дальше на материалистич. основе положение Локка об опытном происхождении И. Так, Гельвеций называл И. все, из чего складывается ум человека. Линия последовательного материалистич. сенсуализма в истолковании И. проведена Фейербахом: «… реальность идеи есть чувственность, но реальность есть истинность идеи, следовательно, только чувственность есть ее истинность» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 181–82). Рационализм связывал И. со спонтанной деятельностью мышления. Терминологически Декарт понимал под И. то же самое, что и Локк: «…в этом месте и во всех следующих под словом идея следует вообще понимать всякую мыслимую вещь, поскольку она представлена каким-либо объектом в уме» (Декарт Р., Избр. произв., М., 1950, с. 706, прим.). Однако он связывал это понимание с учением о врожденности И. Спиноза определял И. как «…понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая (res cogitans)» (Избр. произв., М., 1957, т. 1, с. 402). Толкуя И. материалистически («Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей», – там же, с. 407), Спиноза вместе с тем справедливо рассматривал И. как «действие души», т.е. проявление активности человека. Лейбниц считал И. не формой мышления, а внутр. непосредств. его объектом, выражающим природу или качество вещей: «Если бы идея была формой мышления, то она возникала и исчезала бы вместе с соответствующими ей актуальными мыслями; но, будучи объектом мышления, она может и предшествовать мысли и следовать за ней («Новые опыты…», 1936, с. 99). И. находятся в нас и до того, как мы их сознаем с известной отчетливостью. Против смешения И. с понятиями и представлениями, не говоря уже об ощущениях и восприятиях, выступил Кант, определивший И. как понятие разума. Рассудок со своими категориями направлен на созерцание, на наглядные представления, подводя их под правило; разум со своими И. (или принципами) направлен на суждения и понятия, являющиеся результатом рассудочной деятельности. Посредством И. осуществляется высший синтез, носящий надэмпирич. характер и претендующий на абсолютную завершенность и законченность. И. разума по отношению ко всем явлениям трансцендентальны, даны природой самого разума, выходя за пределы всякого опыта: «Под идеей я разумею необходимое понятие разума, которому нет соответствующего предмета в нашей чувственности» («Критика чистого разума», СПБ, 1867, с. 285). И. сохраняют только регулятивное, методологич. содержание как принципы умозаключения разума. Фихте трактует И. законченно субъективно-идеалистически, как имманентную цель, как творящего мир субъекта, «Я». «Мир, как мир вообще, как субстрат с известными определенными механическими и органическими законами, содержится в этой идее; а эти законы вполне пригодны к тому, чтобы выражать конечную цель разума» (Избр. соч., т. 1, 1916, с. 503). Для Шеллинга И. есть понятие, как бесконечное полагание бытия, а вещи являются видимыми моментами И.: «…всякая отдельная вещь предопределена целым или идеей природы вообще» (Werke, Münch., 1927, Bd 2, S. 279). Линия объективного идеализма в понимании И. была продолжена Гегелем, к-рый подверг критике Канта за утверждение, что И. имеет лишь чисто регулятивное значение, и защищал положение об объективности И.: «Идея есть адекватное понятие, объективная истина, или истина как таковая. Если что-либо истинно, оно истинно через свою идею или, иначе говоря, н е ч т о и с т и н н о л и ш ь постольку, поскольку оно есть и д е я» (Соч., т. 6, М., 1939, с. 214). В системе логики Гегеля категория И. занимает особое место, венчая, завершая весь процесс развития. В своем развитии И., как цроцесс, проходит три ступени: жизнь, познание (теоретич. и практич. И.), абсолютная И. и представляет собой тождество субъективного и объективного, практического и теоретического, жизни и познания. Абсолютная И. – это полная истина, включающая в себя всю предшествующую систему движения мысли. Ленин, материалистически истолковывая абсолютную идею Гегеля, понимал ее как полную истину, конкретное и всестороннее знание о мире, целостную систему абстракций, выражающую суть явлений объективного мира, глубокие закономерности их развития: «Отдельное бытие (предмет, явление etc.) есть (лишь) о д н а с т о р о н а идеи (истины). Для истины нужны еще другие стороны д е й с т в и т е л ь н о с т и , которые тоже лишь кажутся самостоятельными и отдельными… Л и ш ь в и х с о в о к у п н о с т и (zusammen) и в и х о т н о ш е н и и (Beziehung) реализуется истина» (Соч., т. 38, с. 187). По Гегелю, И. становится истиной не в результате только чисто теоретич. деятельности, а в практике. И. должна реализоваться, стать действительностью. Эту реализацию идеи Гегель понимал идеалистически, как переход чистой мысли в природу и историю. В совр. бурж. философии существует несколько направлений в толковании понятия И., но, несмотря на их различия, все они носят идеалистич. характер. Неотомизм интерпретирует И. в духе ср.-век. схоластики, рассматривает ее как идеальную форму, прообраз реальных вещей. Гуссерль и его последователи идеями считали истины, к-рые не связаны ни с мыслящим субъектом, ни с объектом, отраженным в них; И. – это идеальная форма теоретич. знания, претендующего на действит. «истинность» и «предметность». Линию юмизма и берклианства в понимании И. продолжают прагматисты и неопозитивисты. Прагматизм считает И. орудиями, инструментами действия, приводящего к успеху. И. истинна, если она помогает нам оперировать теоретически или практически с к.-л. реальностью и содействует нам в приспособлении к ней. Неопозитивисты отрицают объективное содержание И., толкуя ее как состояние биопсихич. субъективной потребности: «Я определил бы «идею», – пишет Рассел, – как состояние организма, соответствующее (в некотором смысле) чему-то чувственно отсутствующему» («Человеческое познание», М., 1957, с. 129). Классики марксизма-ленинизма последова- тельно развили тезис материалистич. философии, согласно к-рому все И., в конечном счете, имеют опытное происхождение и являются отражением вещей, явлений, процессов и закономерностей объективного мира. «Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или же искаженные» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 317). В развитии учения об И. классики марксизма-ленинизма подчеркивали, с одной стороны, определяющую роль обществ. бытия по отношению к И. в обществе, с другой – активное воздействие И. на ход развития истории, на все стороны жизни людей. «Взгляд, согласно которому б у д т о б ы идеями и представлениями людей созданы условия их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали» (там же, с. 326). И. являются отражением объективных процессов и порождаются потребностями общественного развития, но, возникнув и овладев массами, они становятся материальной силой, а затем претворяются в действительность.

Марксистская диалектич. логика вскрывает сущность И. как формы мышления и ее функцию в познании. По своей логич. структуре и по языковому выражению И. – вид понятия. Своеобразие И. состоит не в особенностях ее формально-логич. структуры, а в ее содержании и месте в развитии познания. «Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff’а с реальностью» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 160).

В И. выражен действительно творч. характер мышления. И. – мысль, переходящая в действие или, как писал Ленин: «идея есть п о з н а н и е и стремление (хотение) [человека]… Процесс (происходящего, конечного, ограниченного) познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную о б ъ е к т и в н о с т ь» (там же, с. 186–87). В связи с этим в содержании И. можно выделить две стороны, момента. Во-первых, как всякое знание, И. отражает объективную реальность, закономерность; во-вторых, И. не просто знание (созерцание действительности), но и определение путей ее изменения, поэтому всякая И. включает в свое содержание постановку цели перед человеком и определения практич., материальной деятельности. Эта особенность И. определяет и ее место в движении познания. Ленин выделяет следующие моменты в И.: «Идея… есть совпадение (согласие) понятия и объективности («общее»). Это – во-1-х.

Во-2-х, идея есть о т н о ш е н и е для себя сущей (= якобы самостоятельной) субъективности = человека) к отличной (от этой идеи) объективности…

Идея, познание есть п р о ц е с с погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта и обобщения (познания общего в ее явлениях)…» (там же, с. 185).

И. выступает гносеологическим «идеалом», к к-рому стремится в своем движении познание, в ней совпадение субъективного с объективным предстает как незавершенный процесс в его общей перспективе. И. как высший достигнутый уже уровень объективности и конкретности познания стремится к практич. реализации и материальному воплощению посредством практики. Но И. – исторически преходящий идеал в познании, она развивается на базе противоречий. Достигая определ. результатов, познание идет дальше, субъект стремится к знанию, в к-ром достигается еще бóльшая объективность и конкретность. Соответственно развитию практики и познания изменяются цели человека. Следовательно, старые И. отрицаются только путем их реализации, и это их отрицание есть одно из непременных условий возникновения новых И. «Идея, – пишет Ленин, – имеет в себе и сильнейшее противоречие, покой (для мышления человека) состоит в твердости и уверенности, с которой он вечно создает (это противоречие мысли с объектом) и вечно преодолевает его…» (там же, с. 186). Если И. остановится в своем развитии, окостенеет, «возомнит» себя абсолютным идеалом, она гибнет как научная идея. Она сохраняет себя лишь непрерывно развиваясь, конкретизируясь. Отношение И. к объекту является сложным и противоречивым. И. является отражением объекта, но не просто в том виде, в каком он налично существует, а в его возможностях и тенденциях, в развитии. И. – не «описание» объекта, а постижение общих закономерностей его движения. Будучи отражена в виде И., эта закономерность начинает играть активную роль. В практике И., как нечто четко сформулированное, выступает даже нек-рым исходным пунктом деятельности. «Понятие (=человек), – пишет Ленин, – как субъективное, снова предполагает само-в-себе сущее инобытие (=независимую от человека природу). Это понятие (=человек) есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя. В теоретической идее (в области теории) субъективное понятие (познание?), как общее и само по себе лишенное определенности, противостоит объективному миру, из коего оно почерпает определенное содержание и наполнение. В практической идее (в области практики) это понятие, как действительное (действующее?), противостоит действительному» (там же, с. 204). Воплощая И., человек создает то, что ранее в готовом виде не существовало (напр., машины, новые материалы и т.д.). В этом смысле и следует понимать замечание Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же). Человек изменяет мир практич. действием, но на основе теоретич. отражения мира в И. В И. предмет отражается в аспекте идеала, т.е. не только таким, как он «есть», но и каким он «должен быть». Если знание не достигло такого уровня, что на его основе можно поставить практич. цель, то это значит, что оно не стало И. В практич. деятельности не И. превращается в предмет, а последний становится другим, и И. есть лишь посредствующее звено этого становления. И. направляет практич. деятельность, образуя идеальную форму будущей вещи или процесса. Причем отделить И. (идеальную форму) от материальной практич. деятельности можно только в абстракции. И. выступает нек-рым опосредствующим звеном в движении от одного объекта к другому. Когда И. реализуется, становится не только по содержанию, но и по форме своего существования объективной, она перестает быть И., становится объективной реальностью. Переход от абстрактного к конкретному невозможен без образования И., объединяющей многочисл. абстракции в нек-рую целостность, образующую науч. теорию, потому что в И. осуществляется синтез теоретич. предположений и практич. опыта, обнаруживающего их истинность. Пока не созреет, не выкристаллизуется И., нельзя приступить и к созданию науч. теории и образующих ее понятий. Функция И. в познании состоит в достижении синтеза знания. Напр., И. рефлекса лежит в основе теории И. П. Павлова, И. развития – в основе диалектики как науч. теории. И. выражает такую закономерность, к-рая характеризует существенное во всем процессе, отражающемся в данной теории, и на всем протяжении его протекания и потому осознается в общем виде раньше, чем подробности и детали. Все остальные понятия, входящие в данную теорию, связаны с И., выражают ее отд. стороны и моменты. Напр., все законы и категории материалистич. диалектики объединены в одно целое, в одну теорию. Началом, их объединяющим, является И. развития, законы диалектики являются законами развития, они выражают отд. стороны, процессы и формы его. Понятие, отражающее закономерность, становится И., когда оно в построении и образовании науч. теории выполняет определ. функцию, а именно: объединяет др. понятия в определ. систему, намечая целостный, контурный образ изучаемого предмета, объединяет многочисл. абстракции в синтетич. образ, дающий конкретное, многостороннее знание предмета. Новая И. созревает, в свою очередь, на базе предшествующего развития знания, т.е. после того как наука накопила большой фактич. материал, открыла ряд частных закономерностей, выраженных в абстракциях, но оказалась не в состоянии разобраться в их сложном многообразии, систематически их синтезировать. Поскольку все понятия в науч. теории связаны с И., подчинены ей и выражают ее различные стороны, моменты, содержание И. не раскрывается одной дефиницией, нужна целая совокупность определений, к-рые бы характеризовали ее с различных сторон. И. раскрывается в принципах, законах, категориях и т.д., т.е. превращается в теорию.

Синтезирующую роль выполняет И. и в художеств. произведении, объединяя представления и мысли в целостный образ.

И. развивается и в своем развитии может достигать различной степени зрелости. Одни И. являются достоверными, а другие находятся на ступени предположения достаточной степени вероятности, чтобы стать основой для построения гипотезы. Превращение гипотезы в достоверную теорию связано с доказательностью И., лежащей в ее основе. Когда наука и практика установят объективную истинность И., лежащей в основе гипотезы, последняя, путем ее конкретного развития, становится достоверной теорией. Существуют И., к-рые фантастически, искаженно отражают действительность. Такие идеи лежат в основе идеалистич. филос. систем и религ. учений.

И. в науке выполняют роль активных эвристич. принципов объяснения явлений, в дальнейшем движении познания, в анализе накопленных фактов и открытых законов. И. тогда открывает широкие горизонты в дальнейшем прогрессе знания, когда она точно и полно отражает наиболее общие фундаментальные закономерности. Такими являются филос., политич., правовые, эстетич., моральные И. марксистско-ленинского мировоззрения, оказывающие благотворные влияния на все стороны обществ. жизни. На основе этих И. происходит преобразование действительности.

В зависимости от своего содержания И. различно влияют на ход развития общества. И., правильно отражающая процессы и выражающая интересы передовых обществ. классов, ускоряет обществ. развитие. Эта И. организует и мобилизует массы на борьбу за свержение отжившего свой век и установления нового обществ. строя. Реакц. И., искажающие действительность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ. прогресса. Реакционный характер носят И. совр. бурж. философии и социологии, ревизионизма и религии. Примером передовых И. являются идеи марксизма-ленинизма, указывающие пролетариату выход из социального рабства и пути построения нового общества. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 16–49; Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм. Соч., 4 изд., т. 14, с. 113–14; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 183–231; Кант И., Критика чистого разума, СПБ, 1897; Гегель Г. В. Ф., Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 320–44; его же, Наука логики, там же, т. 5–6, М., 1937–39; Аристотель, Метафизика, пер. и прим. А. В. Кубицкого, М.–Л., 1934, кн. 13, гл. 4–5; Локк Д ж., Опыт о человеческом разуме, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Mаковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с.228–35.

П. Копнин. Киев.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

идея — Толковый словарь Ефремовой

идея

I ж.

Основная причина и источник исторического развития (в идеалистической философии).

II ж.

1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения.

2. Главная мысль, определяющая содержание чего-либо.

3. Замысел, намерение, план.

4. Мысленный образ чего-либо, понятие о чём-либо.

5. Прочно сложившееся мнение о чём-либо, определяющее положение в системе взглядов, воззрений.

6. Основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.

|| Основной принцип устройства чего-либо.

Источник: Современный толковый словарь русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. идея — ИДЕЯ -и; ж. [греч. idea — образ, понятие, представление] 1. Понятие, представление. Отвлеченная и. Ассоциация идей. // Мысленный образ чего-л., понятие о чём-л. Идеи добра, справедливости, гармонии. И. общечеловеческой солидарности. Толковый словарь Кузнецова
  2. ИДЕЯ — ИДЕЯ — понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие… Новейший философский словарь
  3. идея — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? идеи, чему? идее, (вижу) что? идею, чем? идеей, о чём? об идее; мн. что? идеи, (нет) чего? идей, чему? идеям, (вижу) что? идей, чем? идеями, о чём? об идеях… Толковый словарь Дмитриева
  4. Идея — (греч. idéa) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл… Большая советская энциклопедия
  5. идея — -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Малый академический словарь
  6. ИДЕЯ — Идея, мысль. Словарь татарских женских имён
  7. идея — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  8. идея — ИДЕЯ, и, ж. 1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа. 3. чего. Толковый словарь Ожегова
  9. идея — Идеи, ж. [греч. idea]. 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии – умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Большой словарь иностранных слов
  10. идея — Идея, идеи, идеи, идей, идее, идеям, идею, идеи, идеей, идеею, идеями, идее, идеях Грамматический словарь Зализняка
  11. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос) — затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Большой энциклопедический словарь
  12. идея — ИДЕЯ — И. комбинации. В шахматах и шашках — удар, завершающий комбинацию. — И. Манури (международные шашки). Следующий приём для выигрыша в окончаниях «Дамка с простыми против простых» — Б.: Д. 35, пр. 31,37; Ч.: пр. 26, 43. 1. 35-49! 43-48 2.49-21!!… Словарь спортивных терминов
  13. идея — Иде́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  14. идея — орф. идефикс, -а и идея фикс, идеи фикс Орфографический словарь Лопатина
  15. идея — 1. Основная мысль, соображение; намерение. Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная, вредная, гениальная, главная, глубокая, голая, готовая, дерзкая, дурацкая (разг. Словарь эпитетов русского языка
  16. идея — иде́я уже у Шафирова, 1710 г.; см. Смирнов 117. Из польск. idеа, нем. Idee или франц. idéе от лат. idеа, греч. ἰδέα : ἰδεῖν «видеть». См. виде́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. идея — см.: Голова полна идей… Толковый словарь русского арго
  18. идея — ИДЕЯ и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <�гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. — общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Словарь галлицизмов русского языка
  19. ИДЕЯ — ИДЕЯ — англ. idea; нем. Idee. 1. Форма и продукт человеческого мышления, способ отражения, познания объективной реальности, 2. Цель, замысел, т. е. предполагаемый результат человеческой деятельности. Социологический словарь
  20. идея — • грандиозная ~ Словарь русской идиоматики
  21. идея — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где ideja < лат. īdea, восходящего к греч. idea «внешность, образ» > «идея, первообраз, общий образ познаваемой действительности» (от idein — аориста от eidon «видеть, созерцать; казаться, представляться»). Того же корня, что и вид, видеть, ведать. Этимологический словарь Шанского
  22. идея — Ч е г о и о ч е м. 1. ч е г о (замысел, основной принцип чего-л.). Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением… (Исаковский). Идея этой машины мне чрезвычайно понравилась (М. Управление в русском языке
  23. идея — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. Основная мысль текста. 3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114]. Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  24. идея — ИДЕЯ — первоначальное этимологическое значение данного термина, появившегося в греческом языке (eidos), означает «вид», «зрительный образ», возникающий вследствие чувственного восприятия внешних предметов. Однако это обыденное понимание слова… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  25. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. ἰδέα) – форма постижения мира в мысли. Понятие «идея» появилось еще в античности. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. У Платона идеи – умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Новая философская энциклопедия
  26. Идея — И, жен. Нов. Производные: Идейка; Ида; Идуня; Идуся; Дея. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. идея в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  27. идея — ИД’ЕЯ, идеи, ·жен. (·греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ (·книж. ). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии — умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Толковый словарь Ушакова
  28. идея — ИДЕЯ ж. латин. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. || Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; || намеренье, замысел. Идеология… Толковый словарь Даля
  29. идея — Понятие, представление предмета; мысль Ср. Чтобы (отцу) хуже после этого свидания не сделалось… Ведь он непременно начал бы говорить с тобою об этом — это его idée fixe, главное, что его гложет. Маркевич. Бездна. 1, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  30. идея — см. >> мнение, мысль, понятие Словарь синонимов Абрамова

gufo.me

идея — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

и·де́·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 6a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -идеj-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мысль, часто неожиданная; понятие, обобщающее некоторый опыт и отражающее отношение к действительности ◆ Мне в голову пришла идея.
  2. полит., высок. то же, что учение; система политических представлений ◆ Борец за идею. ◆ Идеи коммунизма все ещё широко распространены.
Синонимы[править]
  1. мысль, концепция, понятие
  2. учение
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. информация
  2. информация
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

идея
  • уменьш.-ласк. формы: идейка
  • пр. существительные: безыдейность, идеал, идеализатор, идеализация, идеализирование, идеализм, идеалист, идеалистичность, идеалистка, идеальность, идейность, идефикс,
  • прилагательные: безыдеальный, безыдейный, идеализированный, идеалистический, идеалистичный, идеально-духовный, идеально-материальный, идеальный, идейно-воспитательный, идейно-нравственный, идейно-политический, идейно-теоретический, идейно-философский, идейно-художественный, идейно-эстетический, идейный
  • глаголы: идеализировать, идеализироваться
  • наречия: безыдейно, идеалистически, идеалистично, идеально, идейно

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. ἰδέα «вид, понятие, образ», далее из εἴδω «видеть», далее из праиндоевр. *weide- «видеть».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

  • Кобозева И. М. Мысль и идея на фоне категоризации ментальных имен // Ло­гический анализ языка. Язык ментальных действий. М., 1993.
  • Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: ИРЯ РАН — Языки славянской культуры, 2003, с. 117–127 [Часть I. Языковое представление об устройстве человека («наивная анатомия»). Приложение 1. Мысль, идея, дума (с. 117–127)].
  • Иомдин Л. Л., Идея и цель: об одном типе русских связочных предложений // Сборник статей в честь Н. Д. Арутюновой. Москва: Языки русской культуры, 2004. С. 418–425.

ru.wiktionary.org

ИДЕЯ — Новая философская энциклопедия

ИДЕЯ (греч. ἰδέα) – форма постижения мира в мысли. Понятие «идея» появилось еще в античности. Демокрит называл идеями (неделимыми умопостигаемыми формами) атомы. У Платона идеи – умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. В средние века идея понималась как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу: Бог творил вещи согласно своим идеям, идеальным формам. В 1718 вв. на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи – учение об идеях как способе человеческого познания, проблема происхождения идей, их познавательной ценности. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм – со спонтанной деятельностью мышления. Кант называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности. По Фихте, идеи – это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир. Для Гегеля идея является объективной истиной, венчает весь процесс развития. В науке идеи выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в целостную систему, выполняют роль эвристических принципов объяснения мира. См. также ст. Разум [РАЗУМ], Мышление, Знание и лит. к ним.

А.П.Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. идея — идея I ж. Основная причина и источник исторического развития (в идеалистической философии). II ж. 1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся важнейшим принципом мировоззрения. Толковый словарь Ефремовой
  2. идея — ИДЕЯ -и; ж. [греч. idea — образ, понятие, представление] 1. Понятие, представление. Отвлеченная и. Ассоциация идей. // Мысленный образ чего-л., понятие о чём-л. Идеи добра, справедливости, гармонии. И. общечеловеческой солидарности. Толковый словарь Кузнецова
  3. ИДЕЯ — ИДЕЯ — понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее — знания). Понятие… Новейший философский словарь
  4. идея — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? идеи, чему? идее, (вижу) что? идею, чем? идеей, о чём? об идее; мн. что? идеи, (нет) чего? идей, чему? идеям, (вижу) что? идей, чем? идеями, о чём? об идеях… Толковый словарь Дмитриева
  5. Идея — (греч. idéa) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Понятие И. было выдвинуто ещё в античности. Демокрит называл… Большая советская энциклопедия
  6. идея — -и, ж. 1. Форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практического преобразования. Малый академический словарь
  7. ИДЕЯ — Идея, мысль. Словарь татарских женских имён
  8. идея — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  9. идея — ИДЕЯ, и, ж. 1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа. 3. чего. Толковый словарь Ожегова
  10. идея — Идеи, ж. [греч. idea]. 1. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии – умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Большой словарь иностранных слов
  11. идея — Идея, идеи, идеи, идей, идее, идеям, идею, идеи, идеей, идеею, идеями, идее, идеях Грамматический словарь Зализняка
  12. ИДЕЯ — ИДЕЯ (греч. idea) — 1) первоначально «то, что видно», «видимое» (как и эйдос) — затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. Большой энциклопедический словарь
  13. идея — ИДЕЯ — И. комбинации. В шахматах и шашках — удар, завершающий комбинацию. — И. Манури (международные шашки). Следующий приём для выигрыша в окончаниях «Дамка с простыми против простых» — Б.: Д. 35, пр. 31,37; Ч.: пр. 26, 43. 1. 35-49! 43-48 2.49-21!!… Словарь спортивных терминов
  14. идея — Иде́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  15. идея — орф. идефикс, -а и идея фикс, идеи фикс Орфографический словарь Лопатина
  16. идея — 1. Основная мысль, соображение; намерение. Абстрактная, банальная, беспочвенная, блестящая, блистательная, богатая, большая, бредовая, важная, ведущая, верная, вечная, вредная, гениальная, главная, глубокая, голая, готовая, дерзкая, дурацкая (разг. Словарь эпитетов русского языка
  17. идея — иде́я уже у Шафирова, 1710 г.; см. Смирнов 117. Из польск. idеа, нем. Idee или франц. idéе от лат. idеа, греч. ἰδέα : ἰδεῖν «видеть». См. виде́ть. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. идея — см.: Голова полна идей… Толковый словарь русского арго
  19. идея — ИДЕЯ и, ж. idée f, пол. idea <, лат. idea <�гр. idea. 1. Первоначально, с посл. десятилетия в сфере школьного образования, где и. — общее представление, понятие о предмете (и. общей истории). Бирж. 154. Словарь галлицизмов русского языка
  20. ИДЕЯ — ИДЕЯ — англ. idea; нем. Idee. 1. Форма и продукт человеческого мышления, способ отражения, познания объективной реальности, 2. Цель, замысел, т. е. предполагаемый результат человеческой деятельности. Социологический словарь
  21. идея — • грандиозная ~ Словарь русской идиоматики
  22. идея — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где ideja < лат. īdea, восходящего к греч. idea «внешность, образ» > «идея, первообраз, общий образ познаваемой действительности» (от idein — аориста от eidon «видеть, созерцать; казаться, представляться»). Того же корня, что и вид, видеть, ведать. Этимологический словарь Шанского
  23. идея — Ч е г о и о ч е м. 1. ч е г о (замысел, основной принцип чего-л.). Идея поэтического произведения — это основной замысел поэта, это то главное, что хочет сказать поэт своим произведением… (Исаковский). Идея этой машины мне чрезвычайно понравилась (М. Управление в русском языке
  24. идея — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. Основная мысль текста. 3. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства [Поспелов 1987: 114]. Идея отражает глубинный смысл произведения искусства. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  25. идея — ИДЕЯ — первоначальное этимологическое значение данного термина, появившегося в греческом языке (eidos), означает «вид», «зрительный образ», возникающий вследствие чувственного восприятия внешних предметов. Однако это обыденное понимание слова… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  26. Идея — И, жен. Нов. Производные: Идейка; Ида; Идуня; Идуся; Дея. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. идея в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  27. идея — ИД’ЕЯ, идеи, ·жен. (·греч. idea). 1. Мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемый разумом образ (·книж. ). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства. 2. В идеалистической философии — умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Толковый словарь Ушакова
  28. идея — ИДЕЯ ж. латин. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. || Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; || намеренье, замысел. Идеология… Толковый словарь Даля
  29. идея — Понятие, представление предмета; мысль Ср. Чтобы (отцу) хуже после этого свидания не сделалось… Ведь он непременно начал бы говорить с тобою об этом — это его idée fixe, главное, что его гложет. Маркевич. Бездна. 1, 6. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  30. идея — см. >> мнение, мысль, понятие Словарь синонимов Абрамова

gufo.me

Слово ИДЕЯ — Что такое ИДЕЯ?

Слово состоит из 4 букв: первая и, вторая д, третья е, последняя я,

Слово идея английскими буквами(транслитом) — ideya

Значения слова идея. Что такое идея?

Идея

ИДЕЯ — содержимое ума. В повседневном языке — общее представление о чем-либо. Например: «У меня идея. Я знаю, что нужно делать». В философий — абстрактное представление, созданное мыслью о живом существе, отно-ы шении между вещами, объекте…

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

Иде́я (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.

ru.wikipedia.org

Идея В данном труде я иногда пользуюсь понятием «идея» для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.).

Юнг К. Словарь терминов

ИДЕЯ — представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. Идея о том, что техника — это плохо заставляла луддитов ломать станки.

Словарь политической психологии

Идея — представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. Идея о том, что техника — это плохо заставляла луддитов ломать станки.

Карманов А. Психологический словарь

Есть идея!

«Есть идея!» — детский художественный фильм Владимира Бычкова. Сказочно-комедийный фильм рассказывает о двух изобретателях: великом Иване Кулибине из XVIII века и школьнике Вовке Морковкине.

ru.wikipedia.org

«ЕСТЬ ИДЕЯ!», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1977, цв., 63 мин. Школьная комедия, приключенческая сказка. Прошлое, настоящее и фантазии — все смешивается в голове у Вовки Морковкина, начитавшегося книг об изобретателе Кулибине.

Энциклопедия кино. — 2010

Русская идея

РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный Вл. С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин…

Философская энциклопедия

РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный 21». С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин…

Новая философская энциклопедия. — 2003

РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887-1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания…

Русская философия: Словарь. – М., 1995

Абсолютная идея

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно).

Философская энциклопедия

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.

ru.wikipedia.org

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (нем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание…

Философская энциклопедия

Платоническая идея

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Платон выступал за сильную форму дуализма, согласно которой сознание и тело состоят из разных «материалов» и подчиняются разным законам.

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Платоническая идея — убеждение Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н.э.) в том, что сознание и тело состоят из разных субстанций и подчиняются разным законам.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Платоническая идея – убеждение Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н.э.) в том, что сознание и тело человека состоят из абсолютно разных субстанций, каждая из которых подчиняется совершенно разным законам функционирования.

vocabulary.ru

Врождённые идеи

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ см. Врождённое знание. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ представления и знания…

Философская энциклопедия

Врожденные идеи Впервые в истории философии теорию врожденных идей мы находим у Платона (429-347). Платон пришел к теории врожденных идей вследствие того, что в нашем разуме оказываются познания таких предметов…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ (лат. ideae тпа1ае)—одно из самых важных и в то же время двусмысленных эпистемологических понятий европейской философии. Проблема врожденных идей, или, в общем виде, врожденного знания…

Философская энциклопедия

Идеи чистого разума

ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) — термин, используемый И, Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума.

Философская энциклопедия

Идеи чистого разума (Ideen der reinen Vernunft — нем.). Термин, используемый Кантом в сочинениях критического периода для. обозначения основных понятий чистого разума.

Васильев В. Термины кантовской философии

ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА — согласно И. Канту, необходимые понятия чистого разума, которые данны самой его природой, но выходят за пределы возможного опыта, и которым «в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет»…

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

Русский язык

Эски́з-иде́я, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Сверхценные идеи

Сверхценная идея; Идея-фикс — психологический термин, обозначающий явление, выделенное в 1892 году как отдельное психическое расстройство немецким психиатром Карлом Вернике. Это суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств…

ru.wikipedia.org

Сверхценные идеи — идеи, суждения, возникающие вследствие реальных обстоятельств и занимающие в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место.

Медицинская эциклопедия

СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ-суждения, которые возникают в результате реальных обстоятельств, сопровождаются чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладают в сознании над всеми остальными суждениями.

med-lib.ru

Примеры употребления слова идея

Даже если бы кому и пришла в голову такая идея, он бы очень скоро понял: это mission impossible.

Идея проведения такого дня была предложена Всемирной организацией гастроэнтерологов.

Мне очень понравилась идея, касающаяся помощников губернатора из числа активной молодежи.

Идея введения регулирования на российском рынке форекс появилась еще несколько лет назад.

Для меня лично предпочтительной выглядит идея с магнитосферой, а не с внутренним строением.

В феврале текущего года впервые была озвучена идея создания такого банка.

Вряд ли можно рассчитывать на то, что идея с национальными доменами «сдуется».

Идея отмывания средств через офшоры или нейтральные территории начнет ослабевать.

Российский артист также напомнил, что идея продюсирования принадлежала ему.

Честно говоря, идея компактного автомобиля с колесной формулой 4х4 мне кажется интересной.


  1. идеями
  2. идеям
  3. идеях
  4. идея
  5. идиллик
  6. идиллический
  7. идилличность

wordhelp.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *