Close

Бизнес на севере – Какой бизнес открыть в поселке на крайнем севере? — Бизнес идеи для малого бизнеса, каким бизнесом заняться 2019

Строительство платных дорог на Крайнем Севере может вестись добывающими компаниями — Экономика и бизнес

МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Строительство безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере может вестись работающими там добывающими и промышленными компаниями, однако такие стройки могут быть невыгодны в силу суровых условий на этой территории. В то же время платные дороги помогут созданию инфраструктуры, повысят транспортную доступность для населения и инвестиционную привлекательность регионов Крайнего Севера, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Закон, позволяющий строить в районах Крайнего Севера платные автомобильные дороги при отсутствии альтернативной бесплатной трассы, вступил в силу 13 августа. Он разрешает строить платные трассы в районы Крайнего Севера, если дорога или ее участок расположены вне границ городских и сельских населенных пунктов, а также если участком является отдельное искусственное дорожное сооружение.

Положения закона

Ранее для районов Крайнего Севера действовало единое правило по стране об обязательном наличии бесплатной автомобильной дороги при строительстве рядом платной, принятый закон предусматривает исключение из общего требования в отношении районов Крайнего Севера. Кроме того, в новом законе закрепляется условие бесплатного проезда легковых автомобилей и мототранспортных средств по платным автомобильным дорогам в целях обеспечения интересов населения Крайнего Севера.

Как поясняли в августе в Министерстве транспорта РФ, в регионах Крайнего Севера создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений невозможно даже в долгосрочном периоде из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации. Более того, строительство автомобильных дорог там существенно ограничено возможностями региональных бюджетов. Создание платных дорог призвано, с точки зрения Минтранса РФ, улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера, предоставить условия для привлечения инвестиций в районы Крайнего Севера, а главное, дать местному населению возможность бесплатного транспортного сообщения по автомобильной дороге на личном легковом транспорте.

В интересах бизнеса

Министр транспорта Красноярского края Константин Димитров положительно оценил возможность строительства таких дорог, «потому что, когда сообщения вообще нет и нет бюджетной эффективности этого проекта, чтобы вкладывать бюджетные деньги, такая инициатива очень хороша». «У нас пока таких проектов нет, но с вводом данного закона мы, наверное, проработаем этот вопрос с промышленниками», — рассказал он ТАСС.

По словам Димитрова, в ряде регионов Крайнего Севера уже есть готовые проекты промышленных компаний, которые осваивают месторождения на глубоком Севере. Он добавил, что в Красноярском крае такие дороги могли бы появиться, в частности, в Эвенкии и Богучанском районе.

Согласно закону, дороги останутся бесплатными для населения. «Ранее компания, которая хотела разработать определенное месторождение в районах Крайнего Севера, построив дорогу, не могла определить ее частной, потому что нет альтернативы. Сейчас им разрешили, что, по сути, они строят дорогу для собственных нужд, но за эксплуатацию другими недропользователями и собственниками они могут брать плату и частично компенсировать свои расходы», — подчеркнул министр, добавив, что полностью окупаемыми такие дороги не станут.

Разделяет его мнение и вице-спикер собрания депутатов Ненецкого автономного округа (НАО), председатель постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Матвей Чупров. «Тема возникла в связи с тем, что нужно строить платные дороги для разработки месторождений, для реализации крупных проектов, для создания инфраструктуры, на которую у государства в настоящее время нет средств», — уверен он.

Доцент кафедры государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, эксперт Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики) Александр Воротников отметил в разговоре с ТАСС, что инвестиционная привлекательность строительства дороги в регионах Арктической зоны РФ, тем более платной, очень невелика. «Однако есть причины, которые требуют ее строительства. И в первую очередь это интересы бизнеса. А так как ему необходимо эту дорогу окупить, естественно, вводится плата за проезд. И надо понимать, что в настоящее время платой за проезд дорога не окупится, но зато будет обеспечено транспортное обеспечение бизнеса», — заверил он.

Уже строят

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), где почти 72% населенных пунктов не имеют круглогодичного автомобильного сообщения, за счет частных средств уже строится мост через реку Пур. Предполагается, что он свяжет восточную часть округа с основной сетью региональных дорог и обеспечит бесперебойный доступ к промышленным объектам и месторождениям в восточной части региона.

«Сейчас перебраться через реку Пур можно только по платной понтонной переправе, движение по которой прерывается дважды в год в период ледохода и ледостава на срок до месяца. Если жители могут в этот период пользоваться судами на воздушных подушках и вертолетах, то грузовая и тяжелая техника вынуждена простаивать. Кроме того, на понтонной переправе установлен довольно высокий тариф за проезд», — сообщил ТАСС директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Максим Першиков.

По его словам, все легковые автомобили, мотоциклы, автобусы и транспорт экстренных служб смогут передвигаться по новому мосту бесплатно, а тариф за проезд для грузовиков будет почти в два раза меньше, чем установленный на действующей переправе. «Таким образом, как у крупных предприятий, так и у малого бизнеса существенно сократятся затраты на транспортировку», — добавил директор департамента. При этом он отметил, что возможность строить платные для грузовиков дороги на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) не отменяет строительство и реконструкцию дорог в округе за счет бюджета.

Эксперт по дорожному строительству, председатель Красноярского краевого отделения «Деловой России» Эдуард Веккессер отметил в разговоре с ТАСС, что ГЧП действительно может стать одним из вариантов строительства платных дорог на Севере, но прежде всего необходимо понять, насколько эта магистраль необходима на тех или иных территориях. По его словам, для массового потребителя в северных условиях более актуальным транспортом является воздушный.

«Допустим, построили дорогу из Норильска до Тюмени, но здесь проще преодолеть эти тысячи километров на самолете, чем рисковать попасть в пургу на трассе. В северных условиях сложно обеспечить пользователям платных дорог качественные сервисы, которые обычно должны быть на таких магистралях», — сказал Веккессер.

В ожидании инвестора

Представители некоторых регионов Крайнего Севера отмечают, что на их территориях нет необходимости в таких дорогах. «У нас в Мурманской области потребности в строительстве платных дорог нет, вся область приравнена к территории Крайнего Севера. У нас связь дорожная практически со всеми населенными пунктами обеспечена, за исключением отдаленных сел, до которых очень большое расстояние, и понятно, что там инвестиционной привлекательности не будет, там численность населения в основном менее 100 человек», — сказал ТАСС министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, добавив, что у регионального правительства нет планов по строительству платных автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера.

Соснин пояснил, что в указанные отдаленные села экономически нецелесообразно тянуть дороги, поскольку они будут крайне дорогими. «А ко всем остальным поселениям Мурманской области у нас проезд обеспечен, и строительство именно платных дорог мы пока не предполагаем. Необходимости в этом нет», — сказал Соснин.

По оценке Веккессера, строительство и содержание дорог на Крайнем Севере обойдется существенно выше, чем в условиях средней полосы. Кроме того, нужно учитывать фактор вечной мерзлоты. «Избежать этого можно с помощью строительства дорог на сваях по типу виадуков, но тут встает вопрос, насколько это затратно», — замечает собеседник агентства.

Ряд регионов положительно относится к строительству платных дорог, но к ним не идет инвестор. Как сообщили ТАСС в Министерстве транспорта Архангельской области, в регионе пока нет планов по строительству платных безальтернативных дорог. «Если в качестве труднодоступных рассматривать населенные пункты, транспортное сообщение с которыми обеспечивается по зимним автомобильным дорогам, то перспектив по строительству платных автомобильных дорог на данных направлениях в настоящее время нет в связи с отсутствием заинтересованных инвесторов. В случае получения предложений от инвесторов на финансовое обеспечение работ по проектированию и строительству объектов дорожной инфраструктуры вопрос о льготном налогообложении может быть рассмотрен», — пояснил представитель министерства, добавив, что возможное строительство платных дорог улучшит транспортную доступность для населения.

Согласны с такой позицией и в Министерстве транспорта Карелии, где отметили, что в ближайших перспективах в регионе нет планов строительства платных дорог на территории трех образований, относящихся к Крайнему Северу (Беломорский, Кемский и Лоухский районы). «Причина — низкая интенсивность движения, которая не даст возможности инвестору окупить затраты на строительство трассы», — уточнил представитель пресс-службы министерства.

tass.ru

Народный бизнес на Крайнем Севере — Когита!ру

Жители закрытых и закрывающихся поселков, как за соломинку, хватаются за любые намеки и слухи о том, что кто-то что-то в их поселках «откроет». Людям не хочется уезжать и хочется верить в то, что у их любимых мест еще может быть будущее – ведь «здесь такая природа!».

Например, в закрытой и разоренной Слюде рассказывают о каких-то голландцах, которые приезжали смотреть на здание местной школы, чтобы устроить там турбазу, но передумали из-за плохой дороги, о французах, которые думали выращивать шампиньоны в заброшенной шахте – но, замерив уровень радиации, «убежали бегом». В Риколатве надеялись, что откроют пансионат «для наркоманов, бомжей – тех, которые обществу неугодны». Но это все планы кого-то «со стороны», а чем же в это время занимаются местные жители?  

Постиндустриальные собиратели

Массовым частным предпринимательством можно считать сбор ягод и грибов. В урожайные годы некоторым удается неплохо заработать: «Однажды я на ягодах заработала на пылесос!», — говорит Галина Ивановна из Риколатвы. Пенсионеры Романовы, живущие все лето в закрытой Слюде, два года назад заработали «на чернике» 97 тысяч – и все отдали за учебу внучки в Мурманске. Это здесь, к слову, довольно типично: никто ничего не ждет для себя, все средства и силы вкладываются в образование и устройство детей и внуков. Чернику сдают на местах, а конечным пунктом назначения ягод обычно являются соседние европейские страны, в первую очередь Финляндия. Массовый черничный бизнес, однако, имеет оборотную сторону: для увеличения «производительности» собирают чернику не вручную, а с помощью комбайнов, которые вместе с ягодами обрывают с куста черники листву и могут повредить его корневую систему. «Финны-то о своей природе заботятся, не собирают так, покупают у нас. А потом те же финские йогурты с нашей черникой нам же и продают», — рассказывает местная жительница, — «а наши только рады заработать».

Местным бизнесом стало и собирательство другого рода: ни одно здание, оставшееся без видимого хозяина, не застраховано от моментального растаскивания на кирпичи, металл и дрова. Широко распространенная здесь практика — сбор металла на бывших промышленных территориях, в районах шахт и рудников. Сами поселки также постепенно рушатся под напором «металлистов».  Нина Владимировна, жительница поселка Слюда, рассказывает: «Когда поселок закрыли и многие уже разъехались, здесь каждый вечер стоял страшный скрежет – все выдирали, что могли найти. Оборудование из столовой, котельной, перекрытия, кабели – все». Система сбора металлолома —  многоуровневая. Сборщики – «металлисты» низшего уровня — колесят по Ковдорскому району на грузовиках и машинах без номеров, выгребают все, что могут найти, сдают по три рубля за килограмм в поселке Енский. Оттуда цепочка перепродаж, как говорят сами сборщики, тянется до самого Мурманска. По пути металлолом, естественно, дорожает.

Отношение к металлистам среди местных жителей противоречивое. Некоторые жители активно возмущаются, что на их глазах нахально разбирают следы благополучного прошлого, надежды на возрождение которого у некоторых все же остались. Нина Владимировна – самый упорный борец с уничтожением поселка Слюда, возмущена тем, что «металлисты» без всяких разрешений и лицензий собирают металлолом, разрушая при этом остатки зданий и асфальтовую дорогу в поселке бульдозерами и тракторами. И как многие местные жители, она вздыхает: «На те деньги, что здесь наворовали и на этом металле заработали, можно было бы асфальтовую дорогу до самого Ковдора проложить!». «Этих денег хватило бы на то, чтобы с людьми расплатиться – рудник ведь за 9 месяцев так и не выплатил зарплату», — вторит ей Любовь Викторовна из Риколатвы. В тоже время, многие понимают – возрождения не будет, а безработным металлистам нужно на что-то кормить свои семьи. Кроме того, лес вокруг поселков настолько замусорен ржавыми и уродливыми остатками «жизнедеятельности» шахт, что металлисты выступают даже как «санитары леса», возвращая ему приличный вид.

Вот, собственно, и все предпринимательство – вернее, собирательство, сложившееся в бывшем промышленном центре. Люди по привычке ждут и надеются, что о них кто-то позаботится – ведь раньше их и поселки «опекали» рудники и комбинаты, от которых сегодня остались только горы металлолома и изрытые горы.

Фермеры Заполярья

Более традиционные формы предпринимательства в Заполярье, конечно, тоже есть. Франц Ефимович Ромашко, начальник управления Енского территориального сельского поселения в Ковдорском районе, с гордостью рассказывает: подсобное хозяйство Ковдорского ГОКа несколько лет назад перешло в руки частного предпринимателя – Рафаила Вагизова — и превратилось в одно из самых успешных сельскохозяйственных предприятий Мурманской области. «Агрокомплекс «Ковдорский»» смог извлечь выгоду из того, что потерял крупного «покровителя» в виде ГОКа. Сегодня весь юг Мурманской области питается молочными продуктами, мясом и яйцами из поселка Лейпи. Ромашко связывает такую успешность и с особенностями местного, северного отношения к работе: «У нас в Мурманской области всегда и коровы лучше доились, и картошки дольше хватало, чем даже в Краснодарском крае. А все потому, что у нас отношение здесь другое, более бережное, разумное».

Однако не всегда судьба отправляющихся в свободное плавание северных предпринимателей складывается так радужно. Сплошной борьбой с обстоятельствами и соседями представляется история Владимира Тихомирова – человека с активной жизненной позицией и деятельным характером из поселка Риколатва. Несколько раз Владимир Федорович пытался начать свое дело: он занимался оленеводством, обучившись всему с нуля, после оленей – завел коров, после коров хотел заняться рыбоводством. «Но в нашей стране нельзя быть белой вороной, нельзя выделяться», — горько заключает Владимир Федорович. Ни одно из этих начинаний не удавалось ему реализовать так, как хотелось. Оленей ловили и убивали, коровы, бродившие по поселку и топтавшие огороды, вызывали негодование односельчан, и кто-то поджег сено в хозяйстве Тихомирова – животных едва удалось спасти. После этого случая от идеи заниматься животноводством фермер отказался. «Каждое занятие оставляло только минус в душе», — говорит предприниматель.

Новый вид народного бизнеса

Как мы писали в предыдущем очерке, многие северяне обижены на руководство промышленных предприятий и на местную администрацию: люди чувствуют себя брошенными. Однако с 2003 года действует Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Прописанная в нем процедура переселения с Севера запустила огромный — хотя и не предусмотренный собственно государством, а являющийся результатом смекалки и предприимчивости наших людей — механизм извлечения из государства хотя бы небольшой компенсации за долгие годы работы на Севере.

В соответствии с этим законом, граждане, желающие перебраться в среднюю полосу России (в первую очередь, это касается пенсионеров и ветеранов труда, но жителям закрывающихся поселков такая возможность также предоставляется), получают взамен своего жилья на Севере не жилплощадь в конкретном месте, а жилищный сертификат на определенную сумму. Сумма устанавливается в зависимости от того, в какой именно регион хочет перебраться получатель. Единственная проблема в том, что высчитывается сумма с учетом средней государственной, а не рыночной стоимости квадратного метра в том или ином регионе. Естественно, на реальную покупку этого сертификата не хватит. И вот здесь и начинается народный северный бизнес.

Самые высокие цены на жилье – даже государство это понимает – в Москве и Петербурге. Поэтому подавляющее большинство северян сегодня «собирается» именно туда: согласно заявлениям, поданным на получение жилищных сертификатов. Между тем, реально в Москву и Петербург мало кто хочет, а многие и вовсе не желают покидать Заполярье – привыкли, и природа красивая, и люди лучше, да и вообще, прожившим всю жизнь в условиях Крайнего Севера адаптация к климату средней полосы может оказаться невозможной и вредной. На помощь им приходят московские и петербургские агентства недвижимости, быстро отреагировавшие на спрос: они помогают обналичить сертификат, выдают переселяющимся деньги за вычетом комиссионных (обычно это 10% от суммы), на которые те могут купить жилье, где пожелают. Это уже не будут столичные города, но денег может хватить на покупку квартиры или дома в регионах. При хорошем раскладе у переселенцев даже остаются кое-какие деньги после покупки нового жилья.

Сейчас эта система находится под угрозой: чиновники, естественно, в курсе того, как «выкручиваются» люди, и обсуждают возможность введения единой средней по стране суммы, прописываемой в сертификате. По словам депутата Госдумы Ростислава Гольдштейна, из-за обналичивания сертификатов с «сумасшедшими» суммами «очередь на переселение движется очень медленно. Если же сделать цену единой по России, то все будет честно, и гораздо большее количество людей сможет получить жилье в благоприятных по климату регионах». Между тем, местные говорят – до того, как появились способы обналичивания сертификатов, их никто не хотел брать, и очередь не двигалась вовсе: никому были не нужны сертификаты с «нерыночными» суммами.

Приобретение жилья, переезды, сертификаты и прочие операции с жилплощадью – самая животрепещущая тема на Севере сегодня. Люди не столько пытаются уехать с Севера, сколько занимаются приращением – пытаются и сами не прогадать, и детям, и внукам что-то выкроить. Подробнее о том, как происходит закрытие и переселение – в следующем очерке на Cogita!ru.

 

<Продолжение следует>

Материал, положенный в основу данной серии очерков, собран в рамках проекта MOVE-INNOCOM (поддержан Академией наук Финляндии, грант N118702).

www.cogita.ru

«Нужно выработать предложения по повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на Севере» · Новости Архангельска и Архангельской области. Сетевое издание DVINANEWS

Министерство экономического развития РФ поддержало предложения правительства Архангельской области по выравниванию условий для бизнеса на Севере.

Напомним, что в прошлом месяце губернатор Архангельской области Игорь Орлов в ходе рабочей поездки в Москву встретился с Министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным. На встрече обсуждались вопросы, требующие содействия со стороны федеральных органов власти. 

Министерством экономического развития России сделан анализ условий, в которых ведет свою деятельность малое и среднее предпринимательство на Крайнем Севере и приравненных к ним территориях. В частности, в Минэкономразвития РФ поддержали позицию правительства Архангельской области по замене для субъектов МСП обязанности по компенсации проезда к месту отдыха правом работников на налоговый вычет в части понесенных расходов, а также исключению из базы для исчисления страховых взносов выплат, начисленных сотрудникам с учетом применения районных коэффициентов и процентных надбавок. 

Другие предложения по выравниванию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будут рассмотрены на расширенном совещании с участием органов власти федерального и регионального уровня, а также предпринимателей, которое пройдет в Архангельске в ближайшее время. 

— На этой площадке мы соберем экспертов и представителей всех арктических территорий, чтобы выработать идеи, а возможно, и законодательные инициативы, направленные на повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на Севере. И мы должны подойти к этой встрече с набором конкретных предложений, – отметил Игорь Орлов. 

Повестку совещания было предложено формировать с учетом мнений муниципалитетов, при которых действуют советы по предпринимательству. Глава региона также предложил САФУ включиться в работу по подготовке совещания. 

В течение недели будет сформирован перечень вопросов, которые планируется обсудить на расширенном совещании, и направлен на утверждение в Минэкономразвития России. 

Кроме того, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики планирует в сентябре провести обсуждение регионального раздела стратегии развития Арктической зоны РФ. На этой встрече также предполагается рассмотрение мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

dvinanews.ru

Улучшить бизнес-климат в Арктике поможет изменение налоговой базы — Российская газета

Торгово-промышленная палата РФ предлагает уменьшить налоги для предпринимателей, работающих в северных регионах. По мнению экспертов, это поможет остановить отток малых и средних бизнесменов с арктических территорий, а также улучшить инвестиционную привлекательность.

Как пояснил директор департамента развития торгово-промышленных палат ТПП РФ Дмитрий Кузьмин, ведение бизнеса на Севере зачастую нерентабельно из-за необходимости в соответствии с законом оплачивать сотрудникам дополнительные отпуска и выполнять другие социальные обязательства, связанные с северными льготами.

— Мы предлагаем законодательно закрепить возможность уменьшения налогооблагаемой базы на величину расходов по выполнению социальных обязательств, — пояснил он.

Предложения Торгово-промышленной палаты РФ были рассмотрены на Экспертном совете по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, который прошел в Архангельске.

— Мы всегда говорим об особенности территории Крайнего Севера для РФ, Арктической зоны, но, к сожалению, при создании норм, законов и правил тема именно этих территорий, как правило, выпадает из регулирования как особенных, — замечает губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Игорь Орлов предложил, чтобы перед принятием законов на федеральном уровне происходила оценка их возможного воздействия на ситуацию на отдаленных территориях.

Уполномоченный по правам предпринимателей Якутии Айталина Соколова сообщила, что введение онлайн-касс и тахографов резко ударило по ведению дел на таких территориях.

— Как оказалось, онлайн-кассы не работают при минус 20 градусов, а что говорить о тех селах, где нет стабильного Интернета. То же самое происходит и с тахографами. Я понимаю, что режим труда и отдыха для водителей должен соблюдаться, но как быть, если зимник открыли на несколько часов и нужно срочно доставить продукты в населенный пункт? Считаю, что для арктических территорий должны быть свои нормы и правила, — заключает она.

Заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов уверен, что создание опорных зон в Арктике позволит объединить инструменты поддержки, определить методы стимулирования.

— Сейчас идет обсуждение стратегии пространственного развития нашей страны. Ее концепцию представят на утверждение в июле этого года, — добавляет Савва Шипов. — Арктические регионы должны обязательно подключиться к ее обсуждению, внести свои предложения.

По мнению заместителя председателя Госдумы РФ Ольги Епифановой, главная задача органов власти и бизнесменов, работающих в северных регионах, синхронизировать инициативы и предложения с намерениями федерального центра. Например, сейчас идет бурное обсуждение предложения о том, чтобы убрать отчисления во внебюджетные фонды с северных надбавок и коэффициентов.

— С 1 мая будет очередное повышение МРОТ. Это хорошее решение. При этом большинство представителей предпринимательского сообщества и главы администраций крупных городов Поморья поддерживают вариант возможности приравнивания территорий Крайнего Севера к территориям особого развития со снижением отчислений с заработной платы во внебюджетные фоны с 30 до 7,6 процента, — подчеркнул бизнес-омбудсмен Архангельской области Иван Кулявцев.

Депутат Мурманской областной думы Юрий Щадрин отметил, что последние изменения в законодательстве заставляют предпринимателей средней руки уходить «в тень». По его словам, многие бизнесмены в Заполярье закрывают свои фирмы, но только юридически, продолжая фактически работать, но уже нелегально.

— Это позволяет им существовать и не платить налоги, — предполагает Юрий Щадрин. — Если снизить отчисления страховых взносов для бизнеса на Севере до семи-восьми процентов, это позволит остановить рост «теневого» сектора.

Эксперты подчеркивают, что подобная мера не должна ухудшить положение сотрудников, а, наоборот, стимулировать предпринимателей полностью выполнять свои обязательства.

По словам председателя ассоциации «Арктические муниципалитеты» Михаила Гмырина, в Северодвинске за последние три года также наметилась тенденция к снижению числа юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

— В 2018 году их стало на 816 меньше, чем 2016 году, — заметил он. — Предлагаю попробовать снизить страховые взносы для бизнеса на Севере до приемлемого уровня, допустим, сроком на три года. А за это время провести инвентаризацию всех субъектов предпринимательства, чтобы понять — кто сможет выжить в таких условиях и как эта мера работает на практике.

Планируется, что резолюцию Экспертного совета с конкретными предложениями об улучшении инвестиционного климата северных территорий рассмотрят на одном из заседаний в Госдуме РФ. Итоги Совета будут озвучены на ближайшей госкомиссии по вопросам развития Арктики.

Прямая речь

Егор Трескин, индивидуальный предприниматель, г. Архангельск:

— Не решив проблемы выравнивания условия для бизнеса на Севере и в других регионах, можно забыть об инвестиционной привлекательности Арктической зоны РФ. В долгосрочной перспективе имеет смысл использовать мировой опыт адресной поддержки населения, проживающего на Крайнем Севере. Это могут быть льготные ипотечные кредиты со ставкой ноль процентов годовых, рассрочка для получения образования, бесплатные путевки на отдых и тому подобное. Но это не должно ложиться бременем на плечи предпринимателей. Это очень длинный путь изменения федеральных законов и перекройки бюджетов.

rg.ru

Подкиньте идею бизнеса на севере.

Выращивание рассады для садовых участков за полярным кругом. Фруктами торгуйте, т.е. дифицитом.

самые высокодоходные и перспективные рынки, — интернет-технологий и электронной коммерции и рынок ценных бумаг.. . -если интересно, обращайтесь. . :))

Тепличное хозяйство. Фрукты-овощи там в цене. Платёжеспособное население тоже есть. По-моему, главное найти дешёвый источник тепла. Газпром добывет газ, надо посмотреть, где можно за бесплатно (дёшево) использовать тепловые потери этого монстра. Говорят, газ гоняют турбинами, приэтом деле выделяется много тепла в атмосферу.

Глубокая, очень глубокая заморозка…<br>всего…

через инет, раельно, пишите подскажу

touch.otvet.mail.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *