Close

115 фз бенефициарный владелец это – 3. , /

115-ФЗ — Статья 3 — Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;

клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона;

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

замораживание (блокирование) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей;

личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Положения статьи 3 закона №115-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Статья 6 Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
    Указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Открыть статью

kodeks.systecs.ru

Причины отнесения физического лица к бенефициарным владельцам

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Компании должны проводить изучение контрагентов при установлении с ними деловых отношений, а также периодически анализировать информацию в отношении уже существующих контрагентов.

Процесс изучения потенциального нового контрагента должен начинаться с его идентификации. При разработке процедуры идентификации компании нередко используют положения законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих идентификацию клиентов в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. При этом необходимо учитывать, что международно-правовые акты и основанное на них национальное законодательство о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма требуют проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, бенефициарных владельцев клиентов и выгодоприобретателей (бенефициаров) по конкретным операциям (сделкам). В антикоррупционные политики, как правило, включаются положения об идентификации и изучении контрагентов. Понятие контрагента является более широким, чем понятие клиента. Так, в России в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, то есть речь идет о лице, которому организация оказывает какие-либо услуги. В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, опубликованных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 г. контрагент определяется как любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

При идентификации контрагента — физического лица необходимо проверить документы, удостоверяющие личность и зафиксировать полученные сведения. Перечень документов, удостоверяющих личность, определяется в соответствии с законодательством каждого государства. При идентификации контрагента — юридического лица проверяются и документально фиксируются сведения, содержащиеся в учредительных документах и документах о регистрации юридического лица, предусмотренных законодательством соответствующей страны. В случае осуществления контрагентом лицензируемой деятельности, а также деятельности, требующей наличия иных специальных разрешительных документов или специального образования, также проверяется и фиксируется наличие необходимых лицензий, дипломов и иных документов. Компании могут проводить проверку подлинности представленных документов с использованием доступных информационных ресурсов, таких как торговые или иные реестры юридических лиц, содержащие сведения о их регистрации, учредителях и руководителях. Для целей идентификации контрагента, являющегося иностранным физическим или юридическим лицом, наряду с документами обычно запрашивается их заверенный перевод.

Идентификация бенециарных владельцев

Серьезной проблемой, возникающей в процессе идентификации контрагента, является проблема идентификации бенефициарных владельцев. Нередко коррумпированные должностные лица, выстраивают сложные схемы учредительских взаимосвязей с целью скрыть тот факт, что владельцами компаний являются они, их близкие родственники или члены семей. Данные лица могут являться владельцами последней компании в длинной цепочке, зарегистрированной в юрисдикции, в которой сложно получить доступ к информации о компаниях, либо вообще не фигурировать в числе учредителей и руководителей какой-либо компании.

В законодательстве государств понятие бенефициарного владельца нередко определяется на основании принятых ФАТФ Международных стандартов борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации 24 и 25, входящие в Международные стандарты ФАТФ, предусматривают идентификацию бенефициарных владельцев юридических лиц и трастов.

понятие бенефициарного владелеца

Некоторые государства используют более широкий и, на наш взгляд, небесспорный подход к определению бенефициарных владельцев. Так, в России ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определяет бенефициарного владельца как физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. На практике возникают вопросы о том, что следует понимать под возможностью контролировать действия клиента. Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном сообщении о типовых вопросах применения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ разъяснила, что под возможностью контролировать действия клиента — физического лица другим физическим лицом в целях Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями. Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.

Таким образом, Росфинмониторинг дал широкое толкование понятия бенефициарного владельца, включающее два важных элемента. Во-первых, бенефициарный владелец может быть как у юридического, так и у физического лица. Во-вторых, для признания бенефициарным владельцем необязательно наличие юридической связи физического лица с юридическим лицом. Достаточно наличия неформального контроля, например криминального контроля, осуществляемого организованной преступной группой или сообществом. Позицию Росфинмониторинга в отношении возможного наличия бенефициарных владельцев у физических лиц поддержал Центральный банк Российской Федерации. В п. 3.6 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»*(60) предусматривается, что сведения о результате принятых кредитной организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента — физического лица, а в случае выявления бенефициарного владельца клиента — физического лица также решение кредитной организации о признании физического лица бенефициарным владельцем такого клиента — физического лица с обоснованием принятого решения должны быть зафиксированы в анкете (досье) такого клиента. На наш взгляд, использование термина «бенефициарный владелец», характерного для имущественного права, в отношении физического лица, имеющего возможность влиять на принятие решений другим физическим лицом, представляется весьма спорным. Идея принятия нормы, видимо, заключается в том, чтобы выявлять в процессе идентификации подставных лиц и фирмы-однодневки. К сожалению, на практике подставные лица и номинальные владельцы фирм-однодневок, как правило, не знают, кто их использует. Связь с подставными лицами осуществляется в одностороннем порядке с использованием сотовых телефонов оформленных на других подставных лиц. Эффект применения нормы вряд ли будет высоким. В случае невозможности идентификации бенефициарного владельца российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма допускает две возможности. Организация может отказаться от установления деловых отношений с клиентом или признать в качестве бенефициарного владельца единоличный исполнительный орган клиента. Таким образом, существует возможность использования подставных лиц и в качестве бенефициарных владельцев организаций. Учитывая отсутствие в российском антикоррупционном законодательстве положений, касающихся бенефициарных владельцев, многие организации используют при разработке своих внутренних антикоррупционных документов нормы законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Подходы идентификации бенефициарных владельцев

Проблема с идентификацией бенефициарных владельцев возникает, прежде всего, при наличии длинных цепочек учреждающих друг друга компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях. В практике компаний стран БРИКС сформировались три основных подхода к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов. При первом подходе компания просит контрагента предоставить сведения о бенефициарных владельцах. Контрагент предоставляет надлежащим образом заверенные копии учредительных документов и другие необходимые сведения в отношении последней компании в цепи учредительских взаимосвязей и физических лиц — учредителей данной компании. Достоверность информации о том, что физические лица — учредители заявленной компании действительно являются бенефициарными владельцами контрагента остается на совести контрагента. Применяя первый подход к идентификации, компании стремятся быть более привлекательными для потенциальных клиентов и партнеров. При этом, однако, они берут на себя все риски, связанные с недостоверной информацией, предоставленной контрагентом. В цепи компаний — учредителей контрагента может оказаться компания, вовлеченная в совершение коррупционных преступлений или находящаяся в какой-то стране под санкциями. В результате компания, не осуществившая достаточно глубокую идентификацию контрагента, может быть вовлечена в расследование и понести как минимум репутационные потери. При втором подходе компании просят контрагентов раскрыть всю структуру учредительских взаимосвязей с предоставлением учредительных документов по всем компаниям. Такой подход позволяет существенно снизить риски, хотя и может вызывать недовольство некоторых контрагентов. Наконец, при третьем подходе компании просят контрагентов не только раскрыть и документально подтвердить учредительские взаимосвязи, но и пояснить характер деятельности каждой компании, участвующей в цепочке. Так, если какая-то компания зарегистрирована в офшорной территории или в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, контрагенту могут быть заданы вопросы о наличии какого-либо реального бизнеса компании в указанных юрисдикциях. Конкретный подход к идентификации бенефициарных владельцев контрагентов определяется в антикоррупционной политике компании.

Продолжение читайте во второй части.

Автор Иванов Э.А.

xn—115-43df2aa1aa6czbyc3a.xn--p1ai

Банк России напоминает о недопустимости формального подхода в вопросах идентификации бенефициарных владельцев клиентов

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • «Горячие» документы
  • «Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов — юридических лиц» (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР)

 

«Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов — юридических лиц» (утв. Банком России 27.06.2017 N 12-МР)

Банк России обращает внимание на необходимость проведения анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о физическом лице до признания такого физического лица бенефициарным владельцем клиента и рекомендует осуществлять следующие действия:

использовать информацию о бенефициарных владельцах клиентов — юридических лиц, получаемую клиентами в результате реализации требований статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), наряду со сведениями, которые организации получают самостоятельно, обращаясь к доступным им на законных основаниях источникам информации;

в случае непредставления клиентом — юридическим лицом сведений о своем бенефициарном владельце не допускать признания бенефициарным владельцем клиента его единоличного исполнительного органа в «автоматическом» порядке, то есть без проведения соответствующих мероприятий и анализа полученных от клиента документов и сведений. При этом не исключены случаи, когда единоличный исполнительный орган может быть обоснованно признан бенефициарным владельцем юридического лица, если будет установлено, что единоличный исполнительный орган соответствует критериям, определенным статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ;

реализовывать полный комплекс мер, предусмотренный правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, по выявлению и идентификации бенефициарного владельца клиента, в случае, когда у организации имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем такого клиента является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, либо в случае, когда клиентом не представлена информация о его бенефициарном владельце;

фиксировать сведения о принятых организацией мерах по идентификации физического лица в качестве бенефициарного владельца клиента и их результатах в анкете (досье) клиента;

фиксировать в анкете (досье) клиента как сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом — юридическим лицом, так и сведения о бенефициарном владельце клиента — юридического лица, установленные организацией.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 06.07.2017

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *