Шелкография своими руками или шелкотрафаретная печать на дому
Многим из нас знаком расслабляющий эффект от таких занятий, как вязание, приготовление домашней пиццы или чтение хорошей книжки. Возможно это покажется странным, но процесс нанесения шелкотрафаретной печати на кухонные полотенца также способен снять нервное напряжение, вызвать чувство успокоения и релаксации. Предлагаем вам попробовать себя в этом деле, постичь азы искусства создания трафаретной печати.
Любому неискушенному в этом деле человеку может показаться, что трафаретная печать (также называемая шелкографией) это невероятно сложный процесс, который под силу только специалистам вооруженным специальной техникой. Не правда! Оказывается, создавать шелкотрафаретные отпечатки без особых затруднений можно и в домашних условиях.
Итак, давайте познакомимся с основами технологии нанесения шелкотрафаретной печати. В общих чертах это выглядит следующим образом: вы покрываете сетку печатной формы светочувствительной краской и даете ей затвердеть, когда окрашенная фотоэмульсией поверхность подсохнет, вы размещаете изображение для отпечатка поверх слоя краски и выставляете всю эту конструкцию под яркий свет ламп. Трафаретная сетка, накрытая сверху изображением, не затвердеет, так как не подвергается воздействию света. Поэтому, после того как вы «засветили» и высушили вашу печатную форму, незасвеченная фотоэмульсия сетки, которая находится под изображением, легко и просто смоется водой. Этот участок в виде картинки или текста и есть ваш трафаретный рисунок. Пропустив сквозь него красящую пасту, вы получите четкий трафаретный оттиск на футболке, сумке или кухонном полотенце.
Все предельно понятно? Не совсем? Окей. Попробуем объяснить еще раз. При помощи фотографий…
Во-первых, нужно определиться с картинкой, отпечаток которой вы хотели бы получить. Мы в качестве примера решили остановиться на изображении силуэта елки. Для первого опыта работы с трафаретной печатью рекомендуем подбирать крупные сплошные картинки без тонких линий и мелких деталей. Изображения наподобие этой елки или надпись будут идеальными для новичков.
Вы можете распечатать выбранную картинку на обычной бумаге и затем аккуратно ее вырезать, либо скопировать изображение на специальную прозрачную бумагу. В любом случае следует помнить о том, что картинка должна быть СВЕТОНЕПРОНИЦАЕМА. Если вы не уверены в том, что ваш трафаретный рисунок не просвечивает, попробуйте посмотреть сквозь него на яркий источник света. Если лучи света проходят через изображение, то оно будет не достаточно светонепроницаемо для получения качественной шелкотрафаретной печати. В этом случае рекомендуем распечатать еще одну копию и наложить картинки друг на друга или закрасить ваш образец черным маркером.
Вам также понадобится рамка с натянутой на ней мелкоячеистой «шелковой» сеткой. На самом деле, в качестве шелка используется полиэстер. Такую сетку можно приобрести в специализированных магазинах. Убедитесь в том, что вы покупаете трафаретную полиэстеровую сетку с типоразмером «110».
На данном этапе предлагаем вам воспользоваться возможностью выбора: вы либо покупаете уже готовую рамку с натянутой на нее сеткой, либо приобретаете рамку и несколько метров полиэстеролового полотна и закрепляете материал на рамке самостоятельно. Если же вы увлекаетесь кустарными промыслами, то можете соорудить рамку самостоятельно.
Для того чтобы натянуть ткань на рамку можно воспользоваться обычным строительным степлером. Материал натягивается в тугую, но не настолько сильно, чтобы ткань расползалась в местах крепления скобами.
После того, как вы прикрепили ткань к рамке, обрежьте остатки материала по краям.
Для того чтобы краска не растекалась, проклейте края рамки лентой внутри и снаружи. Для этого можно использовать обыкновенную изоленту, если же вы не хотите тратить время на отскабливание остатков изоленты с поверхности трафаретной сетки, то лучше приобрести в художественном салоне-магазине специальную бумажную клейкую ленту и пользоваться ей.
Теперь, когда ваша трафаретная форма готова, самое время покрыть ее жидкой фотоэмульсией. Это особый состав, который реагирует на свет. Поэтому данный этап работы следует выполнять в затемненном помещении. Оставьте там же пропитанную фотоэмульсией сетку до полного высыхания. Внимание! Сохнуть трафаретная сетка должна в абсолютно темной комнате. Если вы решили высушить рамку в шкафу, убедитесь, что свет не проникает внутрь через дверные щели.
Обычно фотоэмульсия поставляется в двух частях. Это контейнер, который вы можете увидеть на фото, и небольшая бутылочка с химическим реагентом, который нужно добавить в контейнер, чтобы активировать его содержимое. Ничего сверхъестественного. Инструкция по использованию прилагается. А вам просто нужно несколько раз энергично встряхнуть бутылку с раствором.
Фотоэмульсия наносится при помощи резинового скребка. Можно использовать имеющийся скребок или купить новый.
Находясь в темном помещении, нанесите фотоэмульсию на трафаретную сетку. Рекомендуем наносить химический состав по направлению сверху вниз, тщательно прокрашивая все участки поверхности формы.
При помощи резинового скребка эмульсия наносится на поверхность всей сетки. Старайтесь нанести состав хорошим ровным слоем, не забывайте, что данный вид работы нужно проводить аккуратно и очень быстро. После нанесения фотоэмульсии поставьте форму в темное место для просыхания. Рамку следует установить горизонтально, не вертикально. В зависимости от толщины положенного слоя фотоэмульсии просушка займет от одного до трех часов.
Пока подготовленная трафаретная сетка сохнет, вы можете заняться устройством участка для экспонирования. Технически вы можете засветить свою форму просто на солнце, но это сопряжено с некоторым риском. Дело в том, что рамка должна облучаться в течение определенного времени. Если вы передержите сетку на свету, то не сможете смыть фотоэмульсию с незасвеченных участков. Если недодержите, то ваше изображение не зафиксируется, а смоется с рамки вместе с незатвердевшей фотоэмульсией.
Лучшие всего проводить экспонирование при помощи света от 150 ваттной лампочки. Обычно в инструкции к фотоэмульсии указывается время ультрафиолетового облучения сетки, в зависимости от ее размера. Так же в инструкции приводится информация об оптимальном расстоянии между источником света и экспонируемым объектом. Для экспонирования очень удобны лампы для фотографирования. Обычно они оснащены специальными купольными отражателями, которые помогают сфокусировать свет на нужном участке. Если у вас нет такой лампы, можно попробовать направить свет с помощью металлической чашки или банки с блестящим покрытием, или же немного увеличить время выдержки вашего изображения на свету.
Кроме того, для экспонирования необходима матово черная подставка, на которую вы поместите вашу трафаретную сетку. Можно использовать старую доску. Черный кусок картона тоже подойдет.
После того, как участок для экспонирования подготовлен, можно заняться вырезанием напечатанных на бумаге образцов для шелкотрафаретных оттисков. Можно вырезать контур картинки при помощи специального ножа с поворотной головкой или же использовать ножницы.
Когда ваша трафаретная сетка подсохнет, накройте ее темной тканью, чтобы предотвратить попадание света, и поместите на подготовленный участок для экспонирования.
- Поместите рамку с сеткой на черной матовой поверхности подставки. Расположив поверхность с нанесенной эмульсией «лицом» к источнику света.
- Поместите ваше изображение на сетку в ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Возьмите картинку в руки, повернув ее так, как вы бы хотели разместить ее на футболке, затем переверните картинку и положите ее на сетку трафаретной рамки.
- Плотно прижмите изображение к сетке при помощи чистого куска прозрачного стекла.
- Включите источник света.
Время экспонирования нашей сетки (размеры 60х60 см) составило 35 минут, при воздействии лампы мощностью в 150 Вт, размещенной на расстоянии 45 см от рисунка. В зависимости от размеров рамки и самого изображения время выдержки на свету может быть другим. Возможно, ваш первый опыт экспонирования будет неудачным. Не стоит отчаиваться. Определение правильного времени выдержки изображений может занять некоторое время.
Установите таймер и оставьте ваше изображение в покое. Не нужно нажимать на стекло или поправлять картинку. По истечении необходимого времени, уберите стекло и вырезанный бумажный образец. Слабый отпечаток картинки, проявившийся на сетке трафарета, вы заметите сразу же.
Отнесите вашу рамку в ванную комнату и промойте под хорошим напором теплой воды. Просто направьте насадку душа на трафаретную сетку, и вы увидите как постепенно, по мере вымывания фотоэмульсии, контуры изображения станут четче, а сам рисунок ярче. Вы только что создали свой первый трафарет для шелкографии. Впечатлены?
Поместите футболку или любое другое изделие, на которое вы желаете нанести печатный оттиск, в предварительно подготовленную рабочую зону, защищенную от возможного разбрызгивания краски.
Положите ваш только что изготовленный трафарет на футболку. Внешняя сторона рамки с натянутой сеткой должна соприкасаться с тканью футболки, а бортики рамки окажутся наверху.
Выложите краску в верхней части трафарета. В нашем случае использовалась смесь черной и белой красок для получения глубокого темно-серого оттенка. Помните, что просохнув, краска приобретет более темный оттенок, чем во время окрашивания. При помощи резинового скребка нанесите краску на ваше изображение. Не нужно надавливать на скребок пытаясь протолкнуть краску через трафарет на поверхность ткани.
Затем, надавливая, проведите скребком по изображению еще раз в том же самом направлении.
Если надавливать на скребок с небольшим усилием, то получившийся трафаретный оттиск будет выглядеть слегка выцветшим.
Чем сильнее давить на скребок, тем более насыщенной получится отпечатанная картинка.
Просушите изделие с нанесенным изображением.
После того, как отпечаток просох необходимо закрепить изображение, прогладив его горячим утюгом. Шелкотрафаретный оттиск готов. Согласитесь, что нанесение трафаретной печати не такой уж и сложный процесс и затраченные на создание оттиска усилия окупаются полученным от работы удовольствием.
www.magentaco.ru
5). фиксируем обычными офисными зажимами… но это все конечно, ламерство! существуют специальный вакуумные столы | 6). ставим на солнце на пару минут. по опыту, уже могу сказать что это очень важный момент! чуть передержишь — и пипец! вся краска сходит вместе с рисунком. нужен секундомер, реле, часы с будильником… важна каждая минута… кстати, на этих специальных вакуумных столах встроен таймер, который включается на определенное время (в зависимости от размера листа) |
7). опускаем на минут 15 в теплую воду. | 8). под струей холодной воды аккуратно смываем «засветившийся» грунт. тонкой кистью можно чистить мелкие детали. |
9). сушим весла… собст-на что это было: это обычный шелк пропитанный фотоэмульсией. при контакте со светом (фото 6) эмульсия меняет структуру — затвердевает в тех местах куда падает свет, и разрушается ( в нашем случае под буквой «Ж» ) там куда свет не проходит. такой же принцип при проявки фотографий. |
10). перед печатью на майке делается «тест» на бумаге. ракель (squeegee) нужно держать под углом 90?. О КРАСКАХ: у меня сейчас ACRYLIC Screen Printing Ink совершенно без запаха, на вкус как гуашь, но смывается на много легче))) точнее, я никогда не встречал ничего подобного, что так легко смывается! марка Speedball. лучше использовать материалы высокого качества, это советуют на всех англоязычных форумах по шелкографии; |
11). собст-на сам «тест»… в краску можно подмешивать всевозможные УФ лаки и добавки. это каким-то образом должно влиять на качество отпечатка. | 12). теперь тоже самое повторяем на футболке. что бы не испачкать краской ткань я взял обычный лист пленки (можно плотную бумагу) вырезал посередине квадрат и приклеил скотчем наш зеленый трафарет. |
13). ле вуаля ))) | 14). контрольный «ле вуаля» на рукаве )) |
www.maryjane.ru
делаем своими руками дома, пошаговая инструкция
Скажите, кому не хочется внести что-то свое в одежду, уникализировать и декорировать, подчеркнуть свою индивидуальность, а может быть и донести свой образ мышления или протест обществу (особенно если вы молоды)? Для этого кто-то даже идет на такой шаг как тату на нашей родной плотской одежде — коже, а кто-то делает шелкографию на одежде из ткани. И то и другое имеет право на жизнь, но мы сегодня поговорим о шелкографии, а о татуировках вы можете почитать отдельную статью, если вам интересно.
Шелкография на толстовке сделанная своими рукамиЧтобы сделать шелкографию своими руками дома, не потребуется сверх-умений, нужно лишь желание и чуточку терпения. Понадобится сама одежда на которой будет делаться шелкография, краски акриловые для ткани (спрей), тонкая полупрозрачная бумага (для шелкографии холодного отделения с клеевой основой — можно заказать в интернет-магазине; но если таковой нет, то это может быть и другой материал для изготовления трафаретов для декорирования), утюг, кисть, острый монтажный нож (не забываем что работать им нужно осторожно), бумажный монтажный скотч, и какой нибудь эскиз рисунка на ваш вкус.
То что нужно для шелкографииШаг 1: картинка (эскиз)
Исходное изображение у нас должно быть абсолютно контрастным — то есть черно-белым. Так его будет лучше видно через тонкую бумагу которую мы будем прикладывать сверху. Нужную картинку можно найти в интернете и распечатать на принтере. Будет ли это нарушением авторским прав… не не знаю, все зависит от источника.
Итак, кладем эскиз на ровный стол, сверху него шелковую бумагу, которую крепим по углам к столу бумажным скотчем (см. фото ниже).
Тонкая бумага прикрепленная поверх эскиза рисункаШаг 2: вырезание
Вот это самая долгая часть, и потребуется определенное терпение, особенно если у вас рисунок сложный, со множеством мелких деталей и кусочков (поэтому при выборе рисунка заранее рассчитайте свои возможности, возможно не стоит останавливать свой выбор на слишком сложных узорах). «Плавающие» кусочки трафарета можно пронумеровать и отложить в сторону, чтобы потом аккуратно вернуть их на должное место, когда мы будем наносить краску.
Вырезание трафарета нужно делать очень осторожно
Шаг 3: дополнительная детализация
Чтобы наша шелкография не была скучной, можно дополнительно детализировать ее. Например можно сделать полосы — просто наклеиваете бумажный малярный скотчи полосами, и затем слегка распылите краску (см. как на фото ниже).
Дополнительный декор из полос напыленной краскиШаг 4: проглаживание
Теперь пришло время закрепить трафарет. Кладем его клеевой стороной вниз на нужное место. Разогрейте утюг до средне температуры, и аккуратно прикладывайте. Водить им туда-сюда не нужно, просто прикладывать сверху. Иначе наша шелкография может получиться с кривым рисунком.
Разглаживание трафаретаШаг 5: нанесение краски
Пожалуй самая приятная часть нашей шелкографии производимой своими руками. Просто равномерно распыляем краску поверх трафарета до адекватного слоя (не нужно делать его слишком толстым). Далее ждем когда краска немного подсохнет.
Распыление краски на трафаретШаг 6: снятие трафарета
Осторожно снимаем трафарет. В ткань краска у нас впитывается, а вот на трафарете может быть толстый слой еще влажной краски, поэтому снимая его нужно быть очень осторожным, чтобы не замазать этой краской свободные части рисунка, тем самым испортив нашу шелкографию. Кроме того трафаретная бумага тонкая и легко рвется. На краях и тонких кусочках, трафарет можно аккуратно поддевать тем же ножом которым его вырезали, постепенно снимая его. На сложных рисунках требуется некоторая сноровка.
Осторожное снятие трафарета поддевая мелкие отрезки ножомШаг 7: одежда с шелкографией готова!
Вуаля, 7 шагов и наша старая одежда — рубашка, майка, да не суть важно что, главное что уже выглядит совсем по новому, и сделано своими руками! Наслаждайтесь своей уникальной работой и носите с удовольствием! А быть может вовлечетесь и будете собирать заказы на изготовление шелкографии
Готовый шелкографический рисунок на кофтеИсточник: instructables.com
Полезная информация?
Поделитесь с друзьями и они поделятся чем-то полезным с Вами!
womenuseful.ru
Здравствуйте! Добро пожаловать в школу Трафаретной печати.
Политика конфиденциальности
Настоящая Политика конфиденциальности регулирует порядок обработки и использования
персональных данных физических лиц, пользующихся сервисами Сайта «Школа Трафаретной
печати», ИП Котенко А.В. (далее — Оператор).
Передавая Оператору персональные данные посредством использования Сайта и
регистрации на Сайте, Пользователь дает свое согласие (добровольное и бессрочное) на
использование персональных данных на условиях, изложенных в настоящей Политике
конфиденциальности. Данное согласие является сознательным.
Пользователь дает согласие на обработку персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие не
является письменным, так как Оператор не обрабатывает специальные и биометрические
персональные данные. Согласие дается в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от
27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных».
Если Пользователь не согласен с условиями настоящей Политики конфиденциальности, он
обязан прекратить использование Сайта.
Безусловным акцептом настоящей Политики конфиденциальности является начало
использования Сайта Пользователем.
Оператор может обновлять Политику по мере необходимости. Рекомендуем Пользователям
периодически проверять актуальность данной Политики. Продолжая пользоваться Сайтом
после изменения Политики, Вы подтверждаете согласие с внесенными изменениями.
1. Термины
1.1. Сайт – сайт, расположенный в сети Интернет по адресу http://shelkograf.com
Все исключительные права на Сайт и его отдельные элементы (включая программное
обеспечение, дизайн) принадлежат Оператору в полном объеме. Передача исключительных
прав Пользователю не является предметом настоящей Политики конфиденциальности.
1.2. Пользователь — лицо использующее Сайт.
1.3. Персональные данные — персональные данные Пользователя, которые Пользователь
предоставляет о себе самостоятельно при Регистрации или в процессе использования Сайта.
1.4. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий
(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования
таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление,
хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу
(распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление,
уничтожение персональных данных.
1.5. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения Оператором
или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их
распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного
основания.
1.6. Регистрация — заполнение Пользователем Регистрационной формы, расположенной на
Сайте, путем указания необходимых сведений и выбора логина и пароля.
1.7. Регистрационная форма — форма, расположенная на Сайте, которую Пользователь должен
заполнить для прохождения Регистрации на Сайте.
2. Состав информации о Пользователях
2.1. Оператор обрабатывает следующие персональные данные:
Имя Пользователя
Адрес электронной почты
2.2. Обработка указанных выше персональных данных осуществляется Оператором
исключительно в целях заключения и исполнения договоров дистанционной продажи товаров,
размещенных на Сайте. Персональные данные Оператором не распространяются и не
передаются третьим лицам.
2.3. Для получения интернет рассылки о рекламных акциях и получения рекламно-
информационных материалов (направляются Пользователям для того, чтобы можно было
сориентироваться и сделать правильный выбор товара) необходимо указать только имя
Пользователя и Адрес электронной почты. Пользователь может в любой момент отказаться от
рассылки путем направления Оператору запроса на отказ от рассылки по
адресу: [email protected] или нажатием соответствующей кнопки «отписаться от
рассылки» в теле письма рассылки.
3. Порядок обработки персональных данных
3.1. Оператор обязуется использовать Персональные данные в соответствии с Федеральным
Законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. и настоящей политикой
конфиденциальности.
3.2. В отношении персональных данных Пользователя сохраняется их конфиденциальность,
кроме случаев, когда указанные данные являются общедоступными.
3.3. Оператор имеет право хранить персональные только на серверах на территории Российской
Федерации.
3.4. Оператор имеет право передавать персональные данные Пользователя без согласия
Пользователя следующим лицам:
3.4.1 государственным органам, в том числе органам дознания и следствия, и органам местного
самоуправления по их мотивированному запросу;
3.4.2 в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ.
3.5. Оператор имеет право передавать персональные данные третьим лицам, не указанным в п.
3.4. настоящей Политики конфиденциальности, в следующих случаях:
3.5.1 Пользователь выразил свое согласие на такие действия;
3.5.2 передача необходима в рамках использования Пользователем Сайта или оказания Услуг
Пользователю;
3.5.3 передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса (полностью или в
части), при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий
настоящей Политики.
3.6. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных.
4. Права и обязанности Пользователя
4.1. Пользователь обязуется не сообщать третьим лицам логин и пароль, используемые им для
идентификации на Сайте.
4.2. Пользователь обязуется соблюдать должную осмотрительность при хранении пароля, при
его вводе.
4.3. Пользователь обязуется при регистрации на Сайте использовать сложные сочетания
символов для создания логина/пароля.
4.4. Пользователь обязуется не предоставлять третьим лицам в пользование компьютерное
устройство в случае, если с него возможен свободный доступ к личному кабинету
Пользователя.
4.5. Пользователь гарантирует, что все персональные данные являются актуальными и не
относятся к третьим лицам.
4.6. Пользователь вправе изменять, удалять свои персональные данные. Персональные данные
Пользователь может редактировать в создаваемом при регистрации профиле.
5. Защита персональных данных
5.1. Оператор осуществляет надлежащую защиту персональных данных в соответствии с
законодательством РФ и принимает необходимые и достаточные организационные и
технические меры для защиты персональных данных.
5.2. Для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке Оператор
принимает меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа
к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления,
распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных
данных.
5.3. В целях обеспечения информационной безопасности Оператором предпринимаются
следующие меры для защиты персональной информации:
— обязательное использование брандмауэров, антивирусных систем;
— резервное копирование данных;
— использование стандартных отраслевых мер безопасности.
Персональная информация хранится на сервере компании и может быть использована для
последующего информирования клиентов о новых акциях и услугах, а также для проведения
маркетинговых, статистических и иных исследований.
6. Cookies
6.1. Оператор использует файлы «cookies». Файлы «cookies» – это небольшие текстовые файлы,
размещаемые на жестких дисках устройств Пользователей во время использования различных
сайтов, предназначенные для содействия в настройке пользовательского интерфейса в
соответствии с предпочтениями Пользователей.
6.2. Большинство браузеров позволяют отказаться от получения файлов «cookies» и удалить их
с жесткого диска устройства.
7. Иные положения
7.1. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и
Оператором, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит
применению право Российской Федерации.
7.2. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения, подлежат разрешению в
соответствии с действующим законодательством по месту регистрации Оператора.
Перед обращением в суд Пользователь должен соблюсти обязательный досудебный порядок
и направить Оператору соответствующую претензию в письменном виде. Срок ответа на
претензию составляет 30 (тридцать) рабочих дней.
7.3. Если по тем или иным причинам одно или несколько положений Политики
конфиденциальности будут признаны недействительными или не имеющими юридической
силы, это не оказывает влияния на действительность или применимость остальных положений
Политики конфиденциальности.
7.4. Оператор имеет право в любой момент изменять Политику конфиденциальности
(полностью или в части) в одностороннем порядке без предварительного согласования с
Пользователем. Все изменения вступают в силу на следующий день после размещения на
Сайте.
7.5. Пользователь обязуется самостоятельно следить за изменениями Политики
конфиденциальности путем ознакомления с актуальной редакцией.
8. Контактная информация Оператора
8.1. ИП «ЛогоПринт» Котенко А.В, ИНН/БИН — 680425302403, РНН — 092010034749
8.2. E-mail: [email protected]
shelkograf.com
Шелкография на дому | Свое маленькое дело
Нанести многоцветный рисунок на панно, модную эмблему, спортивный флажок и вымпел, футболку и куртку, снабдив затейливое изображение надписями, тиражировать все это — сравнительно новый вид трафаретной печати, называемой шелкографией, занятие, вполне посильное домашнему умельцу…
Сначала изображение наносят на сетку из шелка (отсюда название), натянутую на раму. Участки сетки, которые соответствуют пробельным местам рисунка, покрывают непроницаемым для краски материалом. После этого краску наносят на сетку, она продавливается на поверхность, которую хотят покрыть рисунком, специальным инструментом — ракелем. Этим способом можно получать большое число оттисков. Обеспечивается это несложным оборудованием.
Рис. 1. Рабочий столик с крышкой А и резак для бумаги Б, сделанный из ножовочного полотна
Прежде всего необходим небольшой столик, у которого верхнюю крышку заменяет толстое стекло (рис. 1. а). Под столик ставят лампу для подсветки. Подойдет и обычный раздвижной обеденный стол. Раздвинув его, кладут вместо дополнительной секции толстое стекло. Не обойтись и без хорошего резака для бумаги (рис. 1, б). Естественно, можно использовать специальные ножи из набора для инкрустаций. Но нетрудно и самому смастерить резак из обломка ножовочного полотна. Еще понадобится прочная деревянная рама, на которую туго натянута очень тонкая шелковая ткань. Необходимо, чтобы рама не перекашивалась, поэтому самое лучшее соединение ее деталей — в “шип” (рис. 2).
Рис. 2. Рама с натянутым на нее шелком
Натянуть на раму можно и тонкую синтетическую ткань. Напр., выцветший платок из синтетического шелка, лучше прозрачный. Годится и тонкий капроновый чулок. Отрежьте его верхнюю и нижнюю части. Разрежьте чулок вдоль. Получится почти квадратный лоскут. Чтобы не “побежали” петли, вдоль краев лоскута проводят нагретой на огне металлической полоской. Натягивают подготовленный материал на раму, предварительно смочив его горячей водой,- тогда, высохнув, он плотнее сядет. Края материала закрепляют с боков рамы гвоздиками с большими шляпками и (дополнительно) клейкой лентой. Сверху рамки шелк прижимают тонкими деревянными планками. Очень важный инструмент — ракель, представляющий собой пластину из твердой толстой, 6 — 8 мм, резины, для жесткости укрепленную полоской из жести на заклепках (рис. 3). Рабочий край ракеля должен быть тщательно выровнен. Желательно иметь несколько таких инструментов разной ширины. За 1 проход ракель
Рис.3. Ракель из твердой резины А — основной рабочий инструмент; как им работают Б — перекрывают всю ширину рисунка, но не выходят излишне за его пределы.
Из материалов потребуется марля, натягиваемая на многоярусные рамки, на которых ведется сушка готовых оттисков (рис. 4). В технологическом процессе важное место занимает краска, обычная масляная в тюбиках. Ее цвета выигрывают в яркости и сочности, если ее разводить на основе цинковых белил. Краску добавляют к белилам в соотношении 1 : 2 или 1 : 3 (по объему). К черной краске тоже лучше примешать белила. Смешивают краску на толстой оберточной бумаге. Готовую смесь выдерживают некоторое время (от 1/2 до 3 суток для разных красок). Это необходимо, чтобы избыточное масло впиталось в бумагу, иначе нанесенная на ткань краска образует вокруг себя масляный ореол. Когда смесь готова, ее кладут на кусок стекла; добавляют пентафталевый лак Пф-285 или Пф-286 и сиккатив (резинат кальция жидкий). К “лепешке” краски 12 — 15 см добавляют примерно 3 пластмассовые крышечки сиккатива (такими обычно закрываются бутылки с этой жидкостью). Необходимо, чтобы краска в результате всех перечисленных операций приобрела консистенцию густой сметаны. Смесь готовят и к предстоящей работе (заранее), и впрок. Краска со временем покроется пленкой, которую перед работой снимают и добавляют 1. неполную крышечку сиккатива.
Рис. 4. Многоярусные рамки для сушки оттисков
Технологию шелкографии рассмотрим на примере изготовления эмблем и вымпелов. Лучший материал для этого — атлас, белый или цветной, который раскраивают на куски нужного размера.
Но сначала разрабатывают рисунок. Например, вы решили изготовить эмблему (наподобие той, что изображены на рис. 5). Ее выполняют 2 красками — оранжевой и коричневой. Цвет 3-й — эта цвет ткани, на которой будет нанесен рисунок. На ватмане нарисуйте в натуральную величину красками или карандашами то, что вы задумали. Нанести буквы и цифры можно, используя готовые пластмассовые трафареты, которые бывают в продаже. Любая эмблема, вымпел должны иметь цветную кайму. Благодаря этому достигается красота; кроме того, за счет краски края ткани становятся жесткими и не осыпаются. Справа и слева от готового рисунка ставят метки, которые помогут правильно совместить цвета. У вымпела или флажка размечают подгиб для подвески.
Рис. 5. Кальки для эмблем — каждая соответствует цвету
Берут теперь небольшой кусок кальки (лучше всего той, что предназначена для туши), кладут ее на эскиз и обводят (все детали оранжевого цвета (рис. 5, Б). На другом листе кальки обводят коричневые детали (рис, 5, В). Необходимо учесть, чтобы та краска, которая будет накладываться второй, немного перекрывала рисунок, нанесенный первой краской,- так можно избежать нежелательного разрыва линий и пустот. Не забудьте перенести на кальки метки. На одной из калек вычерчивают подгиб для подвески, если это вымпел или флажок. Его тоже надо будет покрыть краской, чтобы «не осыпались края. Достаточно для этого окантовать подгиб узкой цветной рамочкой. Заостренным кончиком резака вырезают из обеих калек все детали рисунка. После этого кусочком мыла (макая в воду) натирают одну сторону небольшого куска толстого стекла, чтобы от него потом могла легко отделиться калька. Подготовленное стекло кладут на основной рисунок обработанной поверхностью кверху. На стекло — кальку с вырезанными деталями, совместив их с рисунком. Рамку с натянутым шелком располагают на кальку, стекло и рисунок под ним, прижимают на время — рис. 3, Б). Если в задуманной композиции есть детали, которые вырезаны отдельно, то после наложения рамы их точно совмещают с рисунком прямо через шелк, двигая каждую деталь кончиками 2 иголок.
Далее тонкой кистью начинают наносить через шелк на кальку лак НЦ. Прихватив кальку к шелку, наносят лак на рабочий край ракеля и через шелк проводят им по кальке. Эту операцию повторяют 4 раза, давая лаку высохнуть. В результате лак должен тонким ровным слоем покрыть всю кальку, лежащую под шелком. Промокательную бумагу кладут на толстый деревянный брусок. На нее помещают перевернутую раму так, чтобы калька оказалась сверху. Кисточкой, смоченной в ацетоне, осторожно снимают лак с шелка на вырезанных участках и промакивают кусочком хлопчатобумажной ткани.
Итак, кальки, соответствующие одному цвету, наконец наклеены лаком на шелк и лак удален с открытых участков шелка. (А позволяют размеры рамки, так на шелке размещают все кальки; в противном случае можно сделать еще одну рамку или повторно использовать одну и ту же).
Атласную ткань, приготовленную для нанесения рисунка или надписи, тщательно разглаживают утюгом, раскраивают ее по размерам с некоторым запасом. На стол кладут вырезанный лоскут, а сверху раму — так, чтобы калька оказалась между атласом и натянутым на раму щелком. Резиновый ракель обмакивают в краску и проводят по рисунку сверху вниз (рис. 3, Б). Проводя ракелем первый раз, следят за тем, чтобы его плоскость находилась к поверхности под углом 45 град.. Краска при этом остается на открытых участках рисунка. Второй раз проводят ракелем по рисунку, держа его под углом 80 град. к поверхности шелка. Операцией этой лишняя краска снимается с оттиска. Нажим ракеля необходим такой, чтобы и шелк не растянуть, и краску продавить. Подняв раму, ткань отделяют от шелковой сетки. Кончиком иголки осторожно снимают приставшие к шелку волоконца ткани. Сделав нужное число оттисков (с 1 кальки их можно получить более 100), промывают шелковую сетку тряпочкой, смоченной скипидаром. Лоскутки с оттисками (пока 1-цветными) раскладывают сушить. Через 1 сутки приступают к наложению другого цвета. Вторую кальку аккуратно совмещают, используя метки, с цветным эскизным рисунком. На этом этапе работы понадобится нижняя подсветка. Как уже было описано, вся процедура наложения краски повторяется. Спустя еще 1 сутки при необходимости можно и третий цвет наложить.
Рис. 6. Расположение рисунка, стекла, кальки и рамки перед нанесением лака.
После высыхания краски края эмблем или вымпелов обрезают с тем расчетом, чтобы срез проходил по окрашенным участкам,- тогда не будет осыпаться ткань. Как было сказано в самом начале, способом шелкографии можно наносить многоцветные рисунки и надписи также и на одежду. Лучше всего для этого подходят хлопчатобумажные ткани. Следует лишь предупредить, что нанесенный на них рисунок выдерживает только осторожную стирку. Ha трикотажных же вещах этот способ неприменим, требуются иные красители. Масляная краска, недостаточно эластичная, при растяжении трикотажа может осыпаться. Фотография на ткани в настоящее время находит все большее распространение в оформлении элементов интерьера квартиры, вещей домашнего обихода. Получение черно-белых изображений, нанесение портретов, рисунков на шторы, сумки, (платки, одежду и т. д.” доступно каждому, кто занимается фотографией. Фотоотпечаток на тканевой основе по сравнению с фотографией на бумажной имеет, естественно, свои особенности — повышенную гибкость и устойчивость по отношению к свету и влаге, нередко даже превосходя обычный снимок по качеству изображения. Ткань подбирают в зависимости от характера передаваемого рисунка. Чтобы получить полутоновое изображение (портрет, пейзаж), берут легкие 1-тоновые ткани — батист, шелк, трикотаж, шифон. — Штриховое же — любые, в т. ч. грубые ткани (напр., холст). Негативы для печати на тканях пригодны практически любого формата — 2,4х3,6 см, 9х12, 13х18 см и больше. Обычно используют негативы среднего контраста и плотности. Съемку проводят на любительские пленки типа “Фото” и фототехнические “ФТ”. Обрабатывают их (в зависимости от преследуемой цели) в обычных, мелкозернистых или б контрастных проявителях. Перед печатью негативы тщательно очищают от пыли и ретушируют при необходимости. Наносимый на ткань светочувствительный слой обладает обычно очень низкой чувствительностью. И ткань, подготовленная таким образом, предназначается лишь для контактной фотопечати с негатива, размер которого соответствует размеру задуманного для украшения рисунка. По этой же причине [копировальный процесс, можно проводить при очень слабом дневном цвете или искусственном освещении. Копировальный процесс — технология получения фотоизображения на ткани — складывается из следующих стадий. Это, во-первых, предварительная подготовка ткани. Далее — нанесение на ткань светочувствительного слоя. Сушка очувствленной ткани. Экспонирование ее под негативом. Проявление изображения. Обработка ткани в промежуточном растворе (лишь для некоторых способов). Ополаскивание ткани в воде. Фиксирование изображение. Промывка копии в воде. Сушка и окончательная проглажка копии утюгом.
Ткань, предназначенную для обработки, стирают в горячей воде с мылом. Как следует прополаскивают в проточной воде. Высушивают и чуть влажную разглаживают теплым утюгом. Подсинивать и крахмалить ткань не рекомендуется.
Способов получения светочувствительной смеси, наносимой на тканевую основу, много. Одна из таких смесей — на солях железа. Раствор для “очувствления” ткани в этом случае готовят следующего состава: 3,5 г щавелевой кислоты, 5 г железоаммиачных квасцов, 20 мл 10%-го раствора аммиака, до 100 мл воды. Более высокую чувствительность создают, заменяя квасцы в этом растворе на такое же количество лимонно-аммиачного железа — “коричневого” или “зеленого”. Раствора же аммиака потребуется в 2 раза меньше. Щавелевую кислоту растворяют в 50 мл дистиллированной (или кипяченой) воды. В таком же количестве воды растворяют и квасцы. И в том и в другом случае температура воды 60 град.. Затем оба раствора сливают вместе. И после того как этот раствор остынет, в него, непрерывно помешивая, добавляют раствор аммиака. Рецепт этот пригоден при наличии “зеленого” железа. Если же в растворе используется “коричневое” лимонно-аммиачное железо, то раствор нагревают до кипения и лишь после этого, перемешивая, добавляют раствор аммиака. “Коричневая” соль железа при этом перейдет в “зеленую”. Рецепт с лимонно-аммиачным железом предпочтительнее, когда печать производится при искусственном освещении. Чувствительный раствор может храниться в темном прохладном месте около 1 — 1,5 мс.
“Очувствление” ткани, натянутой на раме в виде пяльцев ведут, погружая ее в светочувствительный раствор, налитый в чистую стеклянную или фарфоровую посуду. “Очувствляют” — хорошо пропитывают раствором — лишь то место, на которое будет печататься изображение. Затем ткань слегка отжимают и вешают на просушку в комнате при неярком электрическом свете. К нижнему концу прикрепляют кнопками деревянный брус, чтобы уберечь ткань от скручивания. Высушенную ткань проглаживают горячим утюгом.
Экспонирование проводят контактным способом — накладкой эмульсионного слоя черно-белого негатива на эмульсионный слой ткани. Необходимо, чтобы источник света для экспонирования был сильным (солнечный свет, лампы дневного света). Полутоновые негативы экспонируют лишь на прямом солнечном свете. Выдержка (2 — б мин) определяется опытным путем и зависит от времени года. Раствор с квасцами пригоден главным образом для получения изображения с нормальных негативов. Контрастность можно поднять, если на 100 мл раствора добавить около 0,2 г двухромовокислого калия. Проэкспонированный участок ткани вновь натягивают на рамку и опускают на 3-4 секунды в проявляющий раствор (налитый в кювету слоем толщиной 1-1,5 см, температурой 20 град.) следующего состава:
3 г азотнокислого аммония, 1 г азотнокислого серебра, до 100 мл кипяченой воды.
Проявив, ткань вновь отжимают и переносят на 0,5- 1 мин в 0,1 % -и (промежуточный) раствор соляной кислоты, чтобы просветлить изображение. А затем в течение 5 секунд ополаскивают в воде, удаляя остатки раствора. Фиксирование (2-3 мин) проводят в 1%-м растворе тиосульфата натрия. Фиксирование более 5 мин или повышение концентрации тиосульфата приводит к ослаблению изображения (исчезают полутона и мелкие детали). Окончательная промывка (4 мин) — в проточной воде. Сушка — при 20 град.. Высушенное фотоизображение приглаживают для прочности и усиления его тона горячим утюгом, в результате чего оно приобретает бархатисто-черный тон. Фиксаж и промежуточная ванна — 1-разового использования. Подобное изображение достаточно прочное и выдерживает неоднократную стирку без кипячения.
Цветные изображения на тканях. Способ их получения основан на свойстве хромовокислых солей переходить под влиянием света в соединении окиси хрома и образовывать протраву, которая и дает с красящими веществами нерастворимые соединения. Полученный таким образом краситель достаточно надежно противостоит действию снега, воздуха, кислот и щелочей. “Очувствляя” хлопчатобумажную или шелковую ткань (либо ее участок), погружают в ванну следующего состава: 50 г двухромовокислого аммония, 5 г метаванадиевого аммония, до 1 л воды. Ткань затем сушат при температуре до 25 град. (более высокая вызывает видоизменение чувствительного слоя, выражающегося в окраске белых участков и вуалировании изображения). Обработанную ткань экспонируют в копировальной рамке под негативом до проявления всего изображения, после чего тщательно промывают в воде. Омытый и высушенный отпечаток может храниться несколько дней. Перед окрашиванием в какой-либо цвет ткань с отпечатком размачивают в теплой воде. В качестве красящих веществ используют различные анилиновые красители. Причем эти красители можно смешивать между собой, создавая необходимую гамму. Окрашивающий раствор с погруженной в него тканью доводят до кипения и выдерживают при этой температуре 15-20 мин. После этого ткань с отпечатком тщательно ополаскивают водой. И, если цвета подучились не совсем чистыми, опускают в теплый раствор мыла или соды. По окончании этой операции отпечаток как следует промывают.
Чтобы получить отпечатки на коленкоре, шелке и атласе используют и другой способ, срадания светочувствительного слоя. Вначале готовят следующий раствор: 17 г сахара обычного, 1 г виннокаменной кислоты, до 100 мл горячей воды. Кипятят около 1 мин. Затем, сняв с огня и помешивая прибавляют к раствору 0,5 г буры. Примерно через 6 ч сливают отстой. Растворяют в нем 4 г поваренной соли и фильтруют. Ткань равномерно настилают на поверхность этого раствора и оставляют в нем на 1 мин, пока изнанка, не станет сырой. Тогда материю снимают, сушат, проглаживают с обратной стороны утюгом и серебрят 1- 2 мин в 10%-м растворе азотнокислого серебра. После сушки ткань подвергают печати под негативом. Готовый отпечаток красится и фиксируется. Способ получения фотографии на ткани с помощью альбуминной (яичной) эмульсии дает влагостойкий непрочный отпечаток. Приготовление эмульсии: белок от 3 свежих яиц смешивают со ЮО мл дистиллированной
Печатают контактным способом копировальной рамке. Ведут печатание в течение 15-20 мин или дольше. Например, у окна. Закрепление и окрашивание изображения проводят, используя следующий вираж-фиксаж: 50 г азотнокислого свинца, 150 г тиосульфата натрия, дол 1 л воды. Сначала в 400 мл воды растворяют нитрат серебра, а в 600 мл — тиосульфат. Для получения рабочего раствора первый раствор вливают во второй и смесь отстаивают сутки. В вираже — фиксаже ткань остается 5-10 мин до приобретения изображением теплого коричневого тона. Готовый отпечаток промывают около 1 ч в проточной воде, но не под струёй. Если необходимо копировать большие поверхности ткани. Удобно использовать специальные копировальные ящики или подсвечивающие экраны с лампами дневного света. Исправить изображение на ткани, вызванное небольшими передержкой или недодержкой при экспонировании, можно обычным ослабляющим или усиливающим раствором. Полное удаление изображение в некоторых случаях достигается применением концентрированного ослабителя фермера.
Фото ткань ФТ-1, имеющуюся в продаже, использовать для получения фотоотпечатков с негативов контактным и проекционным методами печати и изготавливают на основе искусственной шелковой ткани. ФТ требует эмульсионного покрытия — на нее уже нанесена эмульсия типа применяемой на фотобумаге “Унибром”. Она характеризуется высокой белизной я нейтрально-черным цветом полученного изображения, Отпечатки на ФТ хорошо передают тонкую проработку деталей, теней, тонов и полутонов. Именно этот материал больше всею подходит для изготовления фотовитража, фотоширм и каминных фотоэкранов, картин, абажуров, украшения интерьеров квартиры. Выпускаемая не только в листах, но и в рулонах, при ширине 90 см, она позволяет делать полупрочные черно-белые изображения с большим увеличением.
Обработка фототкани проходит аналогично обработке черно-белой фотобумаге. Для проявления подходит стандартный проявитель № I или “Энско-130”, Время проявления при температуре 20 град. — около 2 мин. Фиксирует тканевые фотоотпечатки в кислом фиксирующем растворе в течение 10 — 15 мин. Промывают в проточной воде при температуре 10 — 20 град. 20 — 30 мин. чтобы отпечатки не скручивались, в последнюю порцию промывной воды вводят глицерин. Изображение на ткани можно тонировать в различные цвета — голубой, синий, зеленый, пурпурный, тон сепии, раскрашивать белковыми лазурными красками, грифелями, анилиновыми красителями. При соблюдении перечисленных выше правил отпечатки на ткани сохраняются десятки лет.
yesyes.ru
|
funer.ru
|
funer.ru