ТЕАТР В ЧЕМОДАНЕ (из опыта работы)
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕАТРА В ЧЕМОДАНЕ
В настоящее время для нашего педагогического коллектива является актуальным вопрос реализации требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому многие педагоги — практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно — развивающей среды ДОУ.
В группе детского сада необходимо иметь центр театра. В них отводится место для различных видов театра: настольный, пальчиковый, набор кукол, масок для разыгрывания сценок. Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Центр театра организуется так
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Мы обратили свое внимание на то, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко пользуются центром театра, а также при его оформлении, мы столкнулись с проблемой, что из – за отсутствия достаточного места, не смогли разместить все виды театров. Руководствуясь известным изречением — всё уже придумано до нас, мы воспользовались всемирной сетью интернет и проработали множество сайтов для педагогов с целью перенять опыт своих коллег. Больше всего нам понравилась идея театра в чемодане. Так как это мобильно, компактно, и в то же время многофункционально.
Использование театра в чемодане позволяет обеспечить активную жизнедеятельность ребенка, становления его субъективной позиции, развития творческих проявлений.
Для театрализованной деятельности нами были оформлены три чемодана. В каждом чемодане есть несколько видов театра.
Маленький чемодан в основном используется детьми младшей группы или детьми старшего возраста для «театра одного артиста».
В этом чемодане можно использовать такие виды театра, как :
— магнитный
— настольный
В большом чемодане:
— фланелеграф
— Бибабо
— настольный
— пальчиковый
— театр «киндеров»
Дети самостоятельно выбирают в какой вид театра будут играть.
В среднем чемодане имеются такие театры , как:
— теневой театр
— Бибабо
— настольный
— конусный
— пальчиковый
— на гапите.
Для театра теней используем экран из полупрозрачной бумаги (кальки), который крепится в углах липучками. Для подсветки у нас компактная лампа на батарейках, которая умещается в чемодане. Черные плоскостные персонажи сказок изготовлены своими руками. Также изображение можно получить и при помощи пальцев рук.
Для кукольного , пальчикового театров и театра на гапите используем шторы на резинке, которые легко надеваются на крышку чемодана.
Для настольного театра используются самые разнообразные игрушки , а также игрушки из киндер – сюрпризов. Театр из «киндеров» является одним из самых востребованным у детей, так как разыгрывание сюжета происходит без предварительной подготовки.
Чемодан очень мобильная вещь, с ним можно найти уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры;
сходить в соседнюю группу, для показа сказки малышам;
вынести на прогулку, просмотреть представление на открытом воздухе;
использовать на музыкальных занятиях и развлечениях.
Использование театра в чемодане дает возможность применения разных видов театров для организации игр дошкольников в театр, а также соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде .
Создавая театр в чемодане, прежде всего мы хотели заинтересовать детей сказками, приобщить их к русской народной культуре, воспитать в них любовь к книге. В наш век информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом сказок, не могут придумать свою историю, рассказ; продолжить рассказ воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще сталкиваемся с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас, возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по картине.
Мы решили заинтересовать детей через театрализованную игру, с применением различных видов театров, где все дети могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок.
Еще много лет прослужит «Театр в чемодане» детям и сыграет свою значимую роль в развитии их творческих способностей.
Литература:
1. Финк, Бостельман: Театр в чемоданчике. Творческая деятельность и речевое развитие в детском саду. ФГОС ДО — М.: Издательство Национальное образование,2017.-87с.
2. А. Лебединский Театр в чемодане – М.:Издательство Искусство, 1977.-122с.
3. Раугил Е.Театр в чемодане: Домашний театр кукол, театральный костюм-М.: Издательство Литера, 1999.- 176 с.
Театр теней в чемодане — бизнес молодой мамы
Молодая мама из Екатеринбурга сделала для сына миниатюрный театр теней в чемодане, а потом превратила семейное увлечение в бизнес и продает свои наборы по всему миру.
В России увлеклись театром теней. Спектакли показывают не только в театрах юного зрителя, но и у себя дома. Мамочки делают миниатюрные театры из картонных коробок и разыгрывают для своих детей сказки.
Вот один из таких театров (описание найдете здесь):
Об этом можно прочитать в многочисленных блогах, посвященных воспитанию детей. Там можно же найти инструкции, как самостоятельно сделать такой театр.
Молодая мама Надежда Суслопарова сначала хотела купить сыну готовый театр теней, чтобы показывать ему разные сказки. Но обнаружила, что все, что продается — это всего лишь ширма, причем, не очень хорошего качества.
Тогда она решила сделать сама, и намного лучше.
Она сделала свой театр в виде чемоданчика, который можно переносить в любое место, разворачивать — и играть спектакль.
В боковых отделениях ширмы хранятся нужные фигурки, которые во время спектакля крепятся на специальные палочки (так ими удобнее играть).
Фигурки Надежда сначала вырезала из бумаги, а потом нашла знакомого мультипликатора, который стал их рисовать и вырезать из дерева.
Посмотреть ее театр вживую вы можете на этом видео:
После того как ее первый театр теней был сделан и Надежда увидела заинтересованность окружающих, она решила сделать из этого бизнес.
Сделала несколько подобных чемоданчиков с разными сказками, разместила информацию у себя в Инстаграме и попросила знакомых блогеров рассказать своим подписчикам о ее театре теней (в обмен на будущий взаимный пиар).
Несколько блогеров откликнулись — и сегодня у Надежды более 19 тысяч подписчиков в Инстаграме и успешный бизнес по продаже переносных театров теней (интернет-магазин — mamasava.ru ).
Надежда предлагает чемоданчики-театры двух форматов: маленькие и большие:
И отдельно продает наборы фигурок к разным сказкам:
За полгода она продала более 100 чемоданчиков (покупают не только из России, но и из Америки, и из Испании).
На ее страничке ВКонтакте я прочитала, что еще в декабре она начала принимать заказы на февраль (то есть заказы есть и бизнес процветает):
По-моему, отличный бизнес для любой мамы — дарить радость своим и чужим детям.
P.S. Более подробно почитать историю становления бизнеса молодой мамы вы можете прочитать здесь>>
homebusiness.ru
«Театр в чемодане»
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
-что такое театр;
-чем отличается театр от других видов искусств
-с чего зародился театр
-какие виды театров существуют
-кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
-об элементарных технических средствах сцены
-об оформлении сцены
-о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
— направлять свою фантазию по заданному руслу
-образно мыслить
-концентрировать внимание
-ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
-общения с партнером
-элементарного актёрского мастерства
-образного восприятия окружающего мира
-адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
-коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
Знает:
— что такое выразительные средства.
Умеет:
— применять выразительные средства для выражения характера сцены.
-фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
-определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
Имеет понятие:
-о рождении сюжета произведения.
-о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
-о сверхзадаче и морали в произведении.
Имеет навыки:
-свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
-выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
— анализировать последовательность поступков.
-простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
-историю театра
-жанры театра;
-виды искусства;
-основные театральные понятия;
-основы гримировального искусства
-основы создания сценической постановки;
-основы создания сценического образа с помощью грима;
-штампы общения;
-стили речи;
должны:
-освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
-освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
-уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
-уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
-владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
-иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
-владеть своим телом как инструментом самовыражения;
-владеть импровизационным конферансом;
-использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
-уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
-изготовлять реквизит и декорации;
-владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки;
xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b
» Театр в чемодане » (театральное творчество)
1 год обучения.
Образовательные:
— знакомство детей с историей театра кукол;
— приобретение определенных знаний в технике изготовления кукол;
— обучение логически правильно и четко в своем чтении передавать мысли автора, выявлять смысл текста;
— знакомство с элементами театрализации;
— знакомство с работой с пьесой.
Личностные:
— формирование эстетического воспитания школьников;
— воспитание духовно – нравственных качеств личности;
— воспитание в детях любви к театральному искусству;
— воспитание внимания;
— воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Метапредметные:
— развитие целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
— развитие кругозора исторических, экологических, литературных знаний учащихся;
— развитие самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.
2 год обучения.
Образовательные:
— ввести обучающихся в мир художественной культуры;
— обучить логически правильно и четко передавать мысли автора, выявлять смысл текста;
— расширять общекультурный кругозор обучающихся: интеллектуальное, эстетическое и духовно – нравственное.
Личностные:
— развивать творческие способности обучающихся;
— активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
— формировать чувство коллективизма и сопереживания друг задруга.
Метапредметные:
— формировать целостное представление об искусстве;
— способствовать воспитанию духовно – эстетического вкуса и интереса к искусству;
— развить способность активного восприятия искусства;
— развить самоуважение и эмоционально – положительного отношения к себе и окружающим.
3 год обучения.
Образовательные:
— развить сознательное и эмоциональное восприятие произведений искусства;
— сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей;
— сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, и музыкальной грамоты и хореографии.
Личностные:
— развивать творческие способности обучающихся;
— развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
— выявлять и развивать индивидуальные и творческие способности.
Метапредметные:
— работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания;
— развить самоуважение и сопереживание друг задруга;
— развитие кругозора исторических, экологических, литературных знаний обучающихся.
xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b
Театр в чемодане… | Газета Вестник
…Так назывался первый региональный открытый фестиваль взрослых любительских театров, который сотоялся в Верхней Салде в первых числах ноября. Среди его участников – творческие коллективы из Ирбита, Алапаевска, Режа, Нижнего Тагила и даже Москвы! Честь Лесного защищали Молодёжный театр «Премьера» (режиссёр Юлия МЕТЁЛКИНА) и Народный музыкально-драматический театр (режиссёр Сергей РУДОЙ).
Коллектив «Премьеры» показал спектакль «Как важно быть серьёзным» по пьесе Оскара Уайльда. Народный музыкально-драматический театр представил моноспектакль «Монолог в никуда» по мотивам повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего».
Жюри по достоинству оценило актёрскую игру лесничан. Домой наши артисты вернулись не с пустыми руками. Так, «Премьера» стала обладателем диплома III степени, актриса театра Лидия ЕРШОВА награждена дипломом в номинации «Лучшая роль второго плана». У НМДТ – диплом II степени, Сергей СЫРОВ получил диплом за лучшую мужскую роль.
Если для опытного артиста Народного музыкально-драматического театра подобный фестиваль – не первый выход на «большую сцену», то для многих актёров «Премьеры» «Театр в чемодане» оказался дебютом.
– Конечно, мы волновались. Но всё-таки сумели собраться и вполне хорошо отыграть спектакль, – говорит Юлия МЕТЁЛКИНА. – Тёплое приветствие организаторов фестиваля и жюри вселило уверенность, что у нас всё получится! В целом я довольна выступлением ребят. Конечно, нас не только похвалили, но и пожурили – указали на кое-какие недочёты. Нам есть к чему стремиться!
По словам Юлии, программа фестиваля включала не только выступления, но и различные актёрские мастер-классы и встречи режиссёров, на которых подробно, «по косточкам» разбирались представленные постановки и спектакли, их сценография и многое другое. Ценные советы давало опытное жюри: Елена САЛЕЙКОВА, Сергей СУВОРОВ (г. Москва), Ольга ДОРОГОВА и Елена Попова (г. Екатеринбург).
– Мы получили полезный опыт, который, безусловно, пригодится в будущем, – признаётся режиссёр «Премьеры». – А главное – мы наметили дальнейший вектор развития.
vestnik-lesnoy.ru