Close

Синектика что это: Что такое синектика и с чем её едят

Содержание

Что такое синектика и с чем её едят

Что такое синектика и с чем её едят

Синектика – один из видов мозгового штурма, а если говорить точнее – его усовершенствованная версия. В переводе синектика (от англ. synectics) означает “совмещение разнородных элементов”. Питательный коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза!

Техника достаточно сложная в исполнении, но при качественном исполнении может дать невероятные результаты. Отдельные элементы и приемы можно взять себе на вооружение и неподготовленным искателям неординарных решений.

 

Кто придумал?

Метод синектики был придуман Уильямом Гордоном – изобретателем, которому нравилось наблюдать за другими изобретателями и вообще людьми творческими. Свои идеи он изложил в книге “Синектика: развитие творческого воображения”, которая увидела свет в 1961 году. Кстати, за помощью к Гордону и его методу обращались “Zinger”, “General Electrics”, “IBM” и другие компании, известные на весь мир.

 

Общие положения

Над решением проблемы работает группа из 6-8 человек.

 В основе работы лежит принцип “сделать известное незнакомым, а незнакомое – известным”. Для этого используются пять видов аналогий-операторов: прямая, личная, символическая, образная и фантастическая. Группа работает по определенному алгоритму из 5 шагов.

Считается, что все уже давным-давно придумано: поставленная задача имеет аналогии в других сферах, и соответственно, решение может быть найдено там же. Простейший пример: идею многоэтажных домов архитекторам подсказали муравейники. В Гонконге многоэтажки даже так и называют: дома-муравейники.

Рассмотрим технологию более подробно.

 

Синектор – звучит гордо

Подбор команды для решения проблемы методом синектики – трудная задача. Синектором не может стать человек с улицы. Более того – им даже не всегда может стать человек из компании. “Что это за условия такие невероятные?” – спросите вы. А вот:

    1. Для синектора желательно наличие двух специальностей, и чем они полярнее – тем лучше: инженер-музыкант, биолог-фотограф, художник-автослесарь.
    2. Синектор должен обладать широким кругозором, гибким типом мышления, умением воспринимать критику.
    3. Предпочтительный возраст: 25-40 лет.

Группе синекторов так же нужно пройти отбор по нескольким критериям:

    1. Участники группы должны быть знакомы между собой, иметь опыт совместной работы.
    2. Желательно наличие разных психологических типов в рабочей группе.
    3. Для всех участников необходимо умение конструктивно критиковать идеи своих коллег. Наличие критики в ходе дискуссии – главное отличие синектики от мозгового штурма
    4. Так же в любую группу синекторов рекомендуется приглашать эксперта в той области, которой посвящена решаемая задача.
Пять аналогий

Есть 5 аналогий-операторов, с которыми работает группа синекторов.

1. Прямая аналогия. Работаем с науками: ищем похожие факты, сравниваем и исследуем. Хорошо работает поиск аналогий в биологии и науках, связанных с техникой. Хрестоматийный пример: чтобы понять, как можно заставить нечто лететь по воздуху, люди присмотрелись к птицам, стрекозам и т.д., то есть обратились к живому животному миру.

2. Личная аналогия. Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче – кроватью, компьютером, экологией. Здесь необходимы две вещи: хорошее воображение и умение затыкать внутреннего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Этот же прием часто используют для обучения начинающих фотографов: их просят сделать фотографию себя от “лица” подушки, на которой они спят, чайника, который ставят по утрам и т.д.

3. При использовании символической аналогии происходит поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Алгоритм такой:

    1. Синектор описывает суть явления
    2. Находит противоположность этому явлению
    3. Обнаруживает общее у этих явлений
    4. Кратко, возможно абсолютно абсурдными фразами описывает связь между этими противоположностями.

4. В образной аналогии предмет изучения заменяется любым другим, эталонным и удобным для последующего сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности.

5. Аналогия, которая дает неограниченные возможности – фантастическая. Можно игнорировать что угодно: законы физики и термодинамики, время года, современную картину мира… Просто нужно описать необходимый результат, максимально используя свое воображение.

 

Алгоритм поэтапно: 5 шагов
1. Обсуждение проблемы в том виде, как она дана

На этом этапе важно не формулировать проблему конкретно. Участники рабочей группы должны узнать о ней только в общих чертах. В детали изначально может быть посвящен только руководитель группы.

На этом этапе участники высказывают даже глупые идеи. Во-первых, это помогает отсеивать самые первые мысли, которые приходят в голову и которые могут затруднить появление новых идей. Во-вторых, выявляются слабые места в суждениях участников.

2. Формулировка проблемы в том виде, как её понимают

После того, как группа разобралась с сутью проблемы, участникам дается задача сформулировать её так, как они её понимаю или же как они её видят. Это делается для выявления направлений по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи. На этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых маленьких.

Затем руководитель группы и приглашенный эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.

3. Рождение идей в выбранном направлении

Процесс генерации идей начинается с экскурсии по различным областям техники, живой природы, политики, социологии, психологии, машиностроении, химии и т.д. Задача такой экскурсии – выявление решений аналогичных проблем в этих областях. Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.

Экскурсию начинает руководитель. Он просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация или очень похожая к ней.

На этом этапе участники высказывают свои идеи, работая с пятью аналогиями-операторами.

4. Связь найденных идей и первоначальной проблемы

На этом этапе ведущий подводит итоги на генерированным идеям, возвращает группу к поставленной задаче. Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде, в каком она была поставлена. Самым важным фактором на этой стадии является критическая оценка приглашенного эксперта.

Если все, что сгенерировала группа, оказывается трудно реализуемо, все этапы повторяются заново.

5. Проработка лучшей идеи

Происходит развитие и проработка лучшей идеи из предложенных. Далее проводятся анализ полученных результатов, эксперименты, новый анализ новых данных, доработка идеи и т.д. Синекторы ищут наилучшие способы

реализации поставленной проблемы.

Синектика – трудный в своем проведении вариант мозгового штурма, но результаты могут поразить своим качеством, проработанностью и жизнеспособностью.

 

Читайте также:

Синектика — это… Что такое Синектика?

   — метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

   С. была разработана в конце 1950-х — начале 60-х гг. американским психологом У. Гордоном на основе применения метода групповой генерации идей, получившего название «мозговая атака» или мозговой штурм. Развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем промышленности и управления. В 60-е гг. в США стали проводиться эксперименты по разработке и внедрению учебного варианта С. в начальной, средней и высшей школе.

   Организация работы в С. включает следующие осн. моменты.

   1. Первоначальная постановка проблемы.

   2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации. Роль эксперта, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определённой подготовкой.

   3. Выяснение возможностей решения проблемы.

   4. Переформулирование проблемы каждым учащимся в своём собственном понимании.

   5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы.

   6. Выдвижение образных аналогий — ключевой этап для С.

   7. «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

   В качестве субъекта познания в С. выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа. Специфической чертой С. является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорических аналогий ведётся в обстановке тесного межличностного взаимодействия. Значительная упорядоченность, отработанность процедур С. делают её «совместимой» с учебным процессом. В это же время работа по этому методу требует от учителя определённой психолого-педагогической квалификации и высокой отдачи.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258-259)

   Ч312.5

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

синектика — это… Что такое синектика?

  • Синектика — (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон. Литература. Gordon W. Synectics. N.Y …   Психологический словарь

  • СИНЕКТИКА — (англ, synectics) модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала. Специфическая черта синектики совместная поисковая деятельность по решению проблем… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Синектика — (гр. – совместное) – учение о групповой генерации идей. Синектика – это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • синектика — син ектика, и …   Русский орфографический словарь

  • Синектика —     метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико… …   Педагогический терминологический словарь

  • синектика — и, ж. Один із методів підвищення творчої продуктивності, спрямований на подолання стереотипів у мисленні …   Український тлумачний словник

  • СИНЕКТИКА — метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, ме тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. техн. изобретательских задач …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СИНЕКТИКА — один из методов активизации мыслительной деятельности, разновидность «мозгового штурма». Предложена американским ученым У. Гордоном. При использовании метода С. предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СИНЕКТИКА — один из распространенных методов стимулирования научного творчества, разработанный У. Гордоном. Суть этого метода сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • Метод синектики — Синектика (англ. Synectics совмещение разнородных элементов)  методика исследования, основанная на социально психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и… …   Википедия

  • Метод синектики для принятия решений POINT-V.RU

    Метод синектики и в чем его суть

    Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

    Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

    Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

    В отличие от метода мозгового штурма, в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от мозгового штурма метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

    Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
    Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

    Аналогии в методе синектики

    Виды аналогий:

    1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
    2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
    3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
    4. Образная. Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
    5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

    Особенности метода синектики

    Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

    Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

    Смотрите также

    Просмотров: 2 657

    Что такое синектика? — Блог Викиум

    На сегодняшний день миру известно несколько сотен способов генерации идей. Часто они используются в областях маркетинга, IT, менеджмента, развития и пр. Одним из ярчайших представителей методов мозгового штурма является метод синектики.

    В чем состоит суть синектики? В основе этого приема мозгового штурма лежит комбинация малосовместимых элементов.  На основании этой дисгармонии и рождаются новые идеи. Рассмотрим подробнее.

    Вернемся на несколько десятилетий назад. И обратим внимание на то, как зарождалась синектика

    Этот метод обязан своим возникновением исследователю особенностей человеческого мышления и изобретателю — Уильяму Гордону. В пятидесятых годах прошлого века он, в компании своего друга и коллеги — Джорджа Принса, пришли к выводу, что индивидуальный и коллективный творческие процессы происходят по схожему сценарию. Для разработки  и формирования основных принципов нового подхода к мозговому штурму УильямомГордоном была основана экспериментальная группа, которая несколько лет вела упорную работу над новым методом. Название «синектика» отражает всю суть метода: если дословно переводить этот термин с греческого языка, то он означает “единение разных элементов”.

    В основе мозгового штурма, основанного на методе синектики, лежит поиск аналогий. Родоначальник метода  пребывал в уверенности, что только границы мышления при решении нестандартных задач мешают выдавать действительно свежие и нестандартные идеи. Соответственно, их нужно расширить. Чтобы это сделать, группе предлагалось найти аналогию на поставленную задачу в совершенно иной сфере деятельности. И попробовать через этот поиск решить поставленную задачу нестандартным методом.

    Какие известные примеры синектики можно встретить сегодня?

    Например, все мы знаем чипсы “Принглс”. Но далеко не каждый знает необычную историю их возникновения. Несколько десятилетий назад компания Kellogg, которая специализировалась на производстве сухих завтраков и снеков, была озабочена одной, труднорешаемой проблемой: чтобы сделать объем упаковки с чипсами более компактным, производителю необходимо было уменьшить объем воздуха в ней. Но использовать вакуум было нельзя: сжатие упаковки попросту повредило бы хрупкое содержимое. Руководители компании долго думали над поставленной задачей, и, не найдя оптимального варианта, привлекли к решению своего вопроса Уильяма Гордона и его учеников.  В процессе мозгового штурма на основанном им методе, Гордон провел аналогию между пачкой чипсов и мусорным мешком, куда по осени дворники убирают опавшую листву. Мокрая после дождя, листва, занимает меньше пространства в мешке, а, значит, что уборку влажных листьев проводить проще и удобнее.

    Какие выводы были сделаны на основании этой аналогии?

    Гордон предложил руководству компании новый метод формовки чипсов: делать характерные лепестки из картофельной муки, заранее придавая им необходимую форму. Так мы получили узнаваемую компактную упаковку, которая используется производителем чипсов и по сей день.

    Какие виды аналогий встречаются в синектике?

    В своей книге “Синектика: развитие творческого мышления” Гордон выделяет 4 типа аналогий:

    • Прямая. Аналогия элементов или объектов, которые решают схожие задачи. Например, решая задачу относительно оптимизации технологии окраски предметов мебели, можно провести аналогию с рисованием или природным окрасом некоторых элементов.
    • Символическая. Этот вид аналогии обращает внимание на парадоксы. Их предлагается искать в привычных и обыденных, на первый взгляд, вещах. Синектические выражения встречаются и в обычной речи. Например “Живой труп”, “Виноватый без вины” и так далее. Символический вид аналогии часто применяют литераторы и кинематографисты для лучшего раскрытия своих персонажей.
    • Личная. Этот вид аналогии предполагает отождествление человека с объектом исследования. Представители группы, в процессе мозгового штурма и поиска личной аналогии, должны представить себя на месте исследуемого предмета или персонажа. Эта аналогия — одна из самых сложных, поскольку предполагает полный отказ от стереотипного мышления. Однако ее главной задачей является поиск, на первый взгляд, неочевидных, свойств или способностей объекта. Чтобы работать в этой аналогии, просто необходимо обладать отлично развитым воображением и творческим мышлением. Пригодятся и навыки актерского мастерства.
    • Фантастическая. Данный вид аналогии предполагает представление объекта в нереальных, фантастических условиях. Это может быть волшебный мир, в котором не действуют традиционные законы физики. Или насыщенный технологиями, мир будущего.  Или мир, в котором не главенствует время. Зачастую подобный вид аналогий используют писатели-фантасты.

    Как генерировать идеи по методу синектики?

    Как и любой мозговой штурм, синектический метод предполагает несколько этапов.

    • Представление проблемы в общем виде. Руководитель группы не дает участникам подробных условий, поскольку это может ограничить их в поисках подходящего решения. Делаются первые наброски.
    • Незнакомое=знакомое. Проблема штурма описывается более детально. Глобальная задача делится на составные части, для более эффективной работы. Задачи максимально упрощаются.
    • Члены группы работают над проблемой. Каждый пытается решить задачу в том ключе, в котором ее понял.
    • Подбираются метафоры и аналогии, которые позволяют глубже понять исследуемый объект и его проблему.
    • Незнакомое=знакомое. Участники мозгового штурма стараются рассмотреть уже представленную проблему с новой точки зрения, стараясь выделить новые аспекты.
    • Объединение с проблемой. Участники стараются использовать все виды аналогии синектического метода, размышляют над проблемой и стараются примерить ее на себя. В результате этого процесса, работа над объектом утрачивает ограничения.
    • Точка зрения. Участники переносят родившиеся в процессе мозгового штурма, аналогии в решение проблемы.
    • Принятие решения. Это — заключительная стадия мозгового штурма. Все варианты предложенных решений критически оцениваются и доводятся до практического предложения.

    Лучше генерировать креативные идеи вне зависимости от метода, поможет курс Викиум «Творческое мышление». Он поможет легче и успешнее находить новые подходы к решению поставленных задач.

    Читайте нас в Telegram — wikium

    Синектика

    1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе?

    2. Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?

    В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

    В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей».

    Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

    Синекторы в своей работе используют аналогии (см. схему «Типы аналогий»).Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

    Суть методанахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

    Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.

    Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

    Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

    Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

    Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытаетсяосознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

    Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

    Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

    Определяемое понятиеОпределение
    СигаретаТвёрдый дым
    ВентиляторЖесткий ветер,настольный сквозняк,застывший вихрь
    РастворВзвешенная неразбериха
    КнигаМолчаливый рассказчик,диалог наедине
    ПламяВидимая теплота
    ОблакоЛёгкая тяжесть,воздушная вода,непрозрачная пустота
    ПрочностьПринудительная целостность
    Шлифовальный кругТочная шероховатость

    Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

    Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

    Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

    В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

    Ход решения синектической задачи.

    1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

    2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

    3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

    4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

    Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП.

    Практическая работа

    1. Конкурс «Генераторы идей»

    • Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).
    • Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

    2. Задача «Балласт».

    В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

    Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

    3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):

    ПредметФункияАналог
    ВолчокВращениеГироскоп
    БамбукОбеспечивает упргость и прочность за счёт пористого строенияКомпозитные материалы
    ПарусПеремещать предметы за счет внешнего воздействия средыТурбинная лопатка

    4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

    1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики?
    2. В чем отличие метода синектики от МА?
    3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.
    4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.
    5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.

    19. Синектика. Общая характеристика метода.

    • Синектика (англ.Synectics — совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном и Дж. Принцем. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

    Основные инструменты синектики — это аналогия или метафора. В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче.

    20. Экспертные методы в принятии решений

    Метод комиссий

    Это метод открытого обсуждения проблемы в форме дискуссии.

      • Экспертов заранее оповещают и собирают для проведения дискуссии.

      • Дискуссия ведется специально подготовленным лицом — модератором, которое не участвует в обсуждении вопросов и не выносит каких-либо суждений, а лишь организует, контролирует и стимулирует процесс дискуссии.

      • Во время дискуссии запрещается резко прерывать выступающих, критиковать какие-либо точки зрения: любые мнения высказываются выступающими, как личные точки зрения.

      • Итог дискуссии также не подводится.

      • В завершение присутствующим предлагается отразить свое мнение в анкете эксперта.

    Продолжительность дискуссии обычно заранее оговаривается — от 40 минут до полутора часов.

    Недостатки: отсутствие анонимности мнений — некоторые мнения могут быть не высказаны в ходе дискуссии, как последствие конформизма менее опытных или молодых экспертов, присоединяющихся к мнению авторитетов.

    Метод комиссий чаще используется в работе с экспертами средней квалификации и направлен на решение практически-прикладных задач.

    Работа экспертов методом судей организуется в форме ролевой игры.

      • Эксперты произвольным образом делятся на три группы: группу “сторонников” определенного способа решения проблемы, группу “противников” и “присяжных”.

      • Стороны выступают по правилам ведения судебного процесса, обосновывая свои доводы для присяжных, которые выносят вердикт.

      • После вынесения “вердикта” эксперты заполняют анкеты, отражая собственное мнение.

    Достоинство метода: эксперты высказывают свое мнение в игровой форме, не обязывающей их в дальнейшем его придерживаться, при этом их истинное мнение в начальный период игры может полностью не соответствовать занимаемой роли в игре. По существу даже “вердикт” — лишь игровая форма реализации определенного мнения.

    Вместе с тем, проходят апробацию различные точки зрения, выявляются различные смысловые контексты решения проблемы, позволяющие уточнить саму постановку вопроса.

    Чаще используется в работе с экспертами высокой квалификации. Он может быть использован как в очной, так и в заочной форме.

    Экспертиза по методу Делфи проводится в несколько туров.

    • В первом туре экспертов знакомят с целью экспертизы, каждому эксперту выдают анкету и сопроводительные документы: тезаурус, статистическую информацию, относящуюся к предмету экспертизы, иногда имеющиеся публикации по проблеме.

    • Эксперт знакомится с документами и заполняет анкету, которая поступает в аналитическую группу.

    • Аналитическая группа производит обработку результатов экспертизы. В процессе обработки выделяются крайние точки зрения, усредненное мнение экспертов — медиана, верхний и нижний квартили — значения оцениваемой альтернативы, выше и ниже которых расположено 25% оценок.

    • Расстояние между квартилями характеризует согласованность точек зрения экспертов.

    • На втором туре делфийской процедуры экспертам предъявляется усредненная оценка экспертной комиссии и обоснования экспертов, высказавших крайние точки зрения без указания персоналий.

    • Далее процедура экспертной оценки повторяется несколько раз

    Это многоступенчатые методы анализа сложных ситуаций.

    • На каждой ступени комиссия экспертов не только оценивает возможные альтернативы решений и указывает их значимость, но и предлагает кандидатуры экспертов, которые могли бы участвовать в детализации проекта.

    21. Использование моделей массового обслуживания и управления запасами в принятии управленческих решений.

    Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах.. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте. Цель данной модели – сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определённых издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. В этом случае продажа готовой продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также возникают потери от простоя производственных линий, в частности, в связи с необходимостью оплаты труда работников, хотя они не работают в данный момент. Поддержание высокого уровня запасов избавляет от потерь, обуславливаемых их нехваткой. Закупка в больших количествах материалов, необходимых для создания запасов, во многих случаях сводит к минимуму издержки на размещение заказов, поскольку фирма может получить соответствующие скидки и снизить объем “бумажной работы”. Однако эти потенциальные выгоды перекрываются дополнительными издержками типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи, воровства и т.д. 

    Что такое синектика? — Определение с сайта WhatIs.com

    К

    Synectics — это подход к решению проблем, направленный на развитие творческого мышления, часто в небольших группах людей с различным опытом и навыками. Этот подход, который часто используется skunkworks и другими кросс-функциональными командами, может помочь членам группы исследовать проблемы; сохранять новую, часто абстрактную информацию; и разрабатывать творческие решения, отрываясь от существующего мышления. Термин «синектика» происходит от греческого слова «synectikos», что означает объединение различных вещей в единую связь.

    Synectics был разработан в 1950-х годах Джорджем М. Принсом и Уильямом Дж. Дж. Дж. Гордон, когда они работали в Arthur D. Little Invention Design Unit, консалтинговой компании, помогающей компаниям разрабатывать концепции новых продуктов. Принс и Гордон задавались вопросом, почему одни встречи были более продуктивными, чем другие, и полагали, что это связано не столько с участниками, сколько с какой-то неизвестной динамикой. Чтобы понять динамику, они записали на пленку тысячи часов совещаний по разработке продуктов и превратили свои наблюдения в методы, отражающие приемы успешных предпринимателей и изобретателей.

    Гордон установил три максимы теории синектики: когда люди осознают психологические процессы, влияющие на их поведение, творческий результат возрастает; эмоциональная часть творческого поведения затмевает интеллектуальную составляющую; эмоциональные и иррациональные компоненты следует понимать и использовать как инструменты для повышения творческой отдачи.

    Как и дизайн-мышление, синектика опирается на сильные стороны правого полушария (мечтатель) и левого полушария (рассуждающий) и требует, чтобы члены команды чувствовали себя комфортно в условиях сложности и очевидного противоречия.Подход включает в себя мысленное разборку вещей и их повторную сборку, чтобы получить новое понимание, и поиск связей, которые соединяют, казалось бы, несвязанные элементы посредством аналогии и метафоры; это помогает сделать что-то странное знакомым и наоборот.

    Чтобы сессия планирования была продуктивной, фасилитаторы готовятся, выявляя владельцев проблемы, определяя их ожидания и гарантируя, что у них есть возможность внедрять новые решения. В процессе выработки решения могут использоваться различные техники или упражнения «мозгового штурма».Например, владельца проблемы могут попросить изобразить проблему в терминах пожеланий; то есть, выражается как «Я хочу …» Затем группа генерирует как можно больше подходов к решению или трамплинов, а ответственный за проблему выбирает наиболее многообещающие трамплины для исследования. Во время сеанса генерации идей фасилитатор отвечает за культивирование и поддержание атмосферы спекулятивного мышления и открытого вклада для выявления разнообразных идей и защиты участников от критики.

    Последнее обновление было выполнено в апреле 2018 г.

    Synectics and Creativity Equal Problem-Solving

    Когда у кого-то есть проблема, которую он должен решить, его творческий потенциал и умственные процессы, направленные на это решение, оказываются бессознательными. Синектика изучает их и превращает в применимые методологии решения проблем. Читайте дальше, чтобы узнать больше!

    Последнее обновление: 09 июля, 2019

    Когда дело доходит до синектики, творчества и решения проблем, мозг похож на верхушку айсберга: мы можем воспринимать только небольшую часть целого .Таким образом, когда этот орган сталкивается с проблемой, он должен ее решить. Значительная часть психических процессов, которые приводят к такому разрешению, бессознательна, и именно здесь синектика играет роль.

    Название «синектика» происходит от греческого слова synektikós, что означает «соединение вместе различных и явно несущественных элементов». Это творческий метод решения проблем. Более того, одна из его целей — воспользоваться преимуществами этого типа обработки.То есть провести мозговой штурм и придумать метод решения проблем, основанный на опыте.

    Последняя стратегия решения проблем, применяемая в конечном итоге, в значительной степени зависит от вычислений, о которых вы не подозреваете.

    The Scamper Method

    С исторической точки зрения, метод синектики для творческих целей зародился в работах Артура Д. Литтла в начале второй половины 20 века. Основываясь на этих исследованиях, ученые Джордж М.Принц и Уильям Дж. Дж. Gordon доработал эту технику со всеми ее характеристиками и стратегическими компонентами .

    Первая этимология термина соответствует греческому слову, обозначающему концепцию «союза и соединения явно различных и несущественных элементов между собой».

    Сегодня, после заполнения важного пробела в организационной и рабочей среде, этот термин стал расширенным синонимом решения проблем с групповой точки зрения и посредством использования творчества в качестве ядерной стратегии.Таким образом, он уважает значение своего названия, поскольку именно через синектику получаются творческие решения. Их нельзя объяснить простой суммой их компонентов.

    Синектика и творчество: характеристики и методы

    Синектика, задуманная как теория, включает комплексное действие нескольких людей, которые в групповой конфигурации обращаются к подходу и решению различных проблем. Как мы упоминали выше, он в значительной степени полагается на человеческое творчество и сознательно использует предсознательные психические механизмы.В этом его истинная функциональность.

    Целью внедрения данной методики является увеличение вероятности успешного решения проблемы. Однако эта вероятность варьируется в зависимости от того, насколько генерируемым является нововведение . Также на основе синергетического эффекта участников группы.

    Если согласованное решение имеет довольно ограниченную область применения, то преимущества творческой новизны, определяющей суть совместного решения проблемы, уменьшаются.Следовательно, искомые решения должны быть настолько новаторскими, насколько и осуществимыми.

    Синектика и творчество основаны на следующих предпосылках:

    • Те же психические процессы опосредуют феномен изобретения решений в любой дисциплине. Будь то более художественный или более научный.
    • Инновационный процесс — это творческий процесс, который четко определен и описан, а также поддается обучению и пониманию.
    • И человек, и группа людей одинаково осуществляют творческий процесс.Однако полученные гипотезы первого дополняют гипотезы второго.

    «Ты можешь делать то, что я не могу. Я могу делать то, что ты не можешь. Вместе мы можем сделать великие дела ».

    -Мать Тереза-

    Synectics пытается отбросить то, что мы уже знаем , и уступает место тому, что мы считаем странным. Именно по этой причине методика стремится привести нас к творческим и новаторским решениям, которые далеки от обычных.

    Синектика сталкивает человека с его собственными психическими процессами, лежащими в основе рационального мышления.Это вводит их в контакт с мысленным содержанием, скрытым в их подсознании.

    Аналогии

    Чтобы задействовать эти механизмы, существует как минимум пять этапов или методов. Они находятся в центре того, что многие называют «аналогией». Их цель — рассмотреть несколько аспектов одной и той же проблемы , чтобы уйти от наиболее ожидаемых и распространенных решений. Это следующие методы:

    • Прямая аналогия. Путем прямого сравнения проблем.Его цель — извлечь проблему из контекста и поместить ее в другой набор обстоятельств. Цель состоит в том, чтобы созерцать его более широко и свободно.
    • Личная аналогия. Люди поднимают проблему от первого лица, которое отождествляет себя с ней. Таким образом, вы можете посочувствовать проблеме, чтобы решить ее и определить эмоции, связанные с этим вопросом.
    • Противоположная аналогия. Цель состоит в том, чтобы уйти от проблемы, найдя концепции, которые ей противоречат.Таким образом можно определить рассматриваемую проблему и принять новые взгляды на нее.
    • Символическая аналогия. Задачи на этом этапе указаны в сокращенном наборе слов поэтической сущности. Достижение определения ключевых слов, которые сами по себе могут инициировать ранее не поднимавшиеся линии дебатов.
    • Фантастическая аналогия. Ситуация, похожая на проблему, но с фантастической точки зрения. В некотором роде отдельно от конкретного и логического мышления.Чтобы дать новое направление нашему мышлению.

    Короче говоря, применение этих методов может привести к разным мыслям и приблизить нас к необычному. Таким образом, это позволяет получать инновационные и эффективные решения, намного превосходящие то, что можно было бы достичь с помощью простого мозгового штурма.

    Это может вас заинтересовать …

    Синектика | eduTOOLBOX

    В 1961 году Уильям Гордон разработал модель стимулирования творчества с помощью аналогий или метафор.Предпосылка Гордона заключалась в том, что творческие люди обычно используют мышление по аналогии, чтобы поддерживать новые способы рассмотрения вопросов или проблем. Ключ к успешному уроку, включающему синектику , — это задача, требующая от отдельных лиц или групп учащихся обнаружения физических, символических или поведенческих связей между знакомым и странным и способности описывать эти недавно определенные отношения.

    Синектический пусковой механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей.Например, при изучении формы и функции по биологии студентам показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. Д., А также изображения животных с определенными структурными приспособлениями. В этом случае изображения используются, чтобы вызвать аналогии между разными вещами, такими как гепард и скоростной спортивный автомобиль.

    Реализация

    1. Подготовьте графический органайзер Synectics для каждого ученика.

    2. Этот обучающий инструмент зависит от конкретной ситуации.Тщательно обдумайте идею, ситуацию, концепцию, событие или условие, которые вы хотите, чтобы учащиеся изучили.

    3. Используйте синектический пусковой механизм, такой как изображение, стихотворение, песня, рисунок и т. Д., Чтобы быстро начать свои аналогичные рассуждения.

    Â · Используйте идеи из природного или искусственного мира, связи с историческими событиями, вашей школой и т. Д.

    4. Создайте личную аналогию для любого из вышеперечисленных пунктов.

    Â · Примечание: используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.

    Â · Если аналогия настолько очевидна, что каждый сразу «понимает ее», не нуждаясь в оригинальном мышлении, то найдите другую.

    5. Проанализируйте связи, которые, по вашему мнению, существуют в вашей аналогии.

    6. Прежде чем начинать личные аналогии, потренируйтесь выстраивать аналогии с примерами вещей, которые имеют сходство, которое легко идентифицировать.

    Â · Акула во многом похожа на торпеду, потому что…

    Â · Ветряная турбина во многом похожа на солнечную батарею, потому что…

    7.Затем переходите к аналогиям, требующим более абстрактного мышления.

    Â · Приготовление кофе во многом похоже на мозговой штурм, потому что…

    Â · Вождение электромобиля во многом похоже на уплату налогов, потому что…

    Управление классом

    1. Если студенты плохо знакомы с Synectics, вы должны смоделировать процесс, представив вашу собственную аналогию и объяснив связи с классом.

    2. Попросите учащихся быстро разместить слова в каждом из четырех квадрантов.Прежде чем подбирать эти слова, следует немного подумать.

    3. Попросите учащихся ввести концепцию, идею, условие и т. Д., Которые вы хотите изучить, в центральном поле.

    4. Для каждого квадранта попросите учащихся заполнить эту основу предложения: Слово в центральном прямоугольнике очень похоже на элемент в квадранте, потому что…

    5. Поделитесь случайными примерами аналогий учащихся со всем классом.

    6. Предлагаемое формирующее оценивание: плюс-минус-интересно.

    Что такое метод синектики? — Цвета-NewYork.com

    Что такое метод синектики?

    Synectics — это метод, который работает с аналогиями проблемы и помещает их в другую, казалось бы, совсем не связанную среду. Метод основан на предположении, что люди становятся более креативными, когда понимают, как работает творчество.

    Что подразумевается под синектикой?

    Синектика, разработанная Gordon & Prince, означает соединение, казалось бы, не связанных между собой элементов.Синектика в значительной степени полагается на метафоры, чтобы «сделать странное знакомым, а знакомое — странным».

    Как вы делаете Synectics?

    Синектика

    1. Определите владельцев проблем и убедитесь, что им нужны новые решения.
    2. Убедитесь, что у владельцев проблем есть возможность внедрять новые решения.
    3. Понять отношение владельцев проблемы к проблемной области.
    4. Понять параметры ожидаемого решения.
    5. Определите ожидания владельцев проблемы.

    Что такое синектический маркетинг?

    Тип мозгового штурма, при котором участников из разных слоев общества просят решить конкретную задачу. Подход призван повысить творческий потенциал создаваемых идей.

    Что такое техника бега?

    SCAMPER — это аббревиатура, образованная от сокращений: Substitute, Combine, Adapt, Modify (Также увеличить и уменьшить), Put to another use, Eliminate и Reverse. SCAMPER — это техника нестандартного мышления, которая бросает вызов существующему положению вещей и помогает вам исследовать новые возможности.

    Что такое метод мозгового штурма?

    Мозговой штурм — это метод группового творчества, при котором предпринимаются попытки найти решение конкретной проблемы путем сбора списка идей, спонтанно внесенных его участниками.

    Каковы 3 метода мозгового штурма?

    10 эффективных командных методов мозгового штурма Обычно мозговой штурм состоит из трех этапов: фиксация идеи, обсуждение и критика, а также отбор. Следующие стратегии помогут вам и вашей команде пройти все три этапа.

    Что такое мозговой штурм и пример?

    Мозговой штурм — это неформальный способ создания тем, о которых можно написать, или замечаний по вашей теме. Это можно сделать в любой момент в процессе написания. Вы можете провести мозговой штурм по темам для всей статьи, только для заключения или примера.

    Для чего используется мозговой штурм?

    Мозговой штурм сочетает в себе расслабленный, неформальный подход к решению проблем с нестандартным мышлением. Это побуждает людей придумывать мысли и идеи, которые поначалу могут показаться немного сумасшедшими.Некоторые из этих идей могут быть воплощены в оригинальные творческие решения проблемы, в то время как другие могут вызвать еще больше идей.

    Каковы уникальные особенности списка мозгового штурма?

    Характеристика мозгового штурма

    • Это интеллектуальная деятельность.
    • Участвовать могут максимум или все студенты.
    • Каждый студент высказывает свое личное мнение / идеи.
    • Каждая идея не является ни правильной, ни неправильной.
    • Это предполагает дивергентное мышление.

    Каковы две цели мозгового штурма?

    Каковы две цели мозгового штурма? чтобы определить, что вы уже знаете о предмете. чтобы отогнать усталость и стимулировать клетки мозга умственной деятельностью. чтобы дать волю своему разуму и придумывать свежие и креативные идеи. чтобы собрать информацию по теме, когда нет времени на исследования.

    Какое самое важное правило мозгового штурма?

    Но правда в том, что на самом деле самое важное правило — это правило четвертое: объединяйте и улучшайте идеи.

    Чего нельзя делать во время мозгового штурма?

    Ниже описано, чего нельзя делать во время следующего сеанса мозгового штурма.

    1. Не имеют четкой цели
    2. Собери слишком однородную группу.
    3. Позвольте боссу действовать как посредник.
    4. Разрешить раннюю критику.
    5. Согласитесь на несколько идей.
    6. Игнорировать закрытие и / или продолжение.
    7. Заключение.

    Какие этапы процесса мозгового штурма?

    Пятиэтапный процесс эффективного мозгового штурма

    • Объясните проблему.Прежде чем приступить к мозговому штурму, вам нужно четко определить проблему, которую вы хотите решить.
    • Собери свои инструменты.
    • Сосредоточьтесь на идеях.
    • Сузьте список.
    • Представьте свои выводы.

    Как работает мозговой штурм, какие 3 этапа мозгового штурма?

    2) Установите правила заранее. Никогда не критикуйте. Сохраняйте непредвзятость. Сохраняйте центр внимания. Примите безумные идеи.

    Какие четыре этапа мозгового штурма?

    4 шага к успеху мозгового штурма

    • Шаг 1. Думайте самостоятельно.
    • Шаг 2: Бросьте что-нибудь на стену.
    • Шаг 3. Сузьте фокус.
    • Шаг 4: Обратитесь к команде.

    В чем секрет успешного мозгового штурма?

    ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЕ ПРОБЛЕМУ. Мозговые штурмы наиболее эффективны, когда они пытаются решить конкретную проблему, а не просто «придумать идею». Проблема должна быть записана и размещена на видном месте, прежде чем кто-либо начнет думать. 5. МОЩАТЬ РАЙ (ДОБАВИТЬ ПАРКОВКУ).

    Как эффективно использовать мозговой штурм?

    Как эффективно провести мозговой штурм

    1. Уточните цель. Перед тем, как начать мозговой штурм, хорошо определить цель сеанса.
    2. Ослабить.
    3. Примите участие в сотрудничестве.
    4. Ограничения использования.
    5. Разнообразие ценностей и индивидуальный вклад.
    6. Составьте карту своих идей.

    Каковы две фазы мозгового штурма?

    Индивидуальный мозговой штурм — Мозговой штурм можно проводить в группах или в одиночку.Групповой мозговой штурм — Групповой мозговой штурм имеет очевидные преимущества перед индивидуальным мозговым штурмом. Техника номинальной группы — участники проводят мозговой штурм и анонимно высказывают свои идеи.

    Какой следующий шаг после мозгового штурма?

    После мозгового штурма позвольте каждому участнику по очереди объяснить свою идею всей команде. В качестве контекста предложите им объяснить текущую проблему или ситуацию и то, как сама концепция или решение, которое они предлагают, исправляет или улучшает их.

    креативная техника решения проблем.

    СИНЕКТИКА: МЕТОД ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
    Уилсон, С. Х., Грир, Дж. Ф., и Джонсон, Р. М. (1973). Синектика, творческий метод решения проблем для одаренных. Gifted Child Quarterly , 17 (4), 260-267.
    Источник: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1017.1329&rep=rep1&type=pdf

    Всего несколько лет назад считалось, что творческое мышление , производство новых идей, изобретений и тому подобного было оставлено на волю случая.Действительно, многие до сих пор так думают. Тем не менее, я не понимаю, как любой хорошо информированный человек может все еще придерживаться этой точки зрения. удивительных изобретений, достижений, достигнутых с помощью творческих методов решения проблем (Осборн, 1957), синектики (Гордон, 1961) и бионики (Смолл, 1962), должны убедить даже самых упрямых скептиков. Эксперименты с этими преднамеренными методами улучшения творческих способностей также были довольно убедительными (Мальцман, 1960; Парнес, 1960; Торранс, 1961).

    На моих собственных занятиях и семинарах я постоянно обнаруживал, что этим осознанным методам можно обучать от начальных классов до аспирантуры, что позволяет учащимся улучшать свою способность находить оригинальные и полезные решения проблем.На мой взгляд, есть веские доказательства того, что творчество не должно быть случайным (Torrance, 1962).

    Намерение авторов состоит в том, чтобы исследовать метод решения проблем синектики как процедуру, которую учителя могут использовать с одаренными детьми, тем самым сознательно стимулируя скрытое творчество. В то время как другие творческие методы решения проблем также могут быть эффективными (мозговой штурм, морфологический анализ, инженерия стоимости, анализ стоимости, бионика, гипотетические ситуации, список атрибутов, сценарий и альтернативные варианты будущего, фундаментальный метод проектирования), метод синектики, по-видимому, может быть модифицированным как мощный инструмент для использования с одаренными детьми.

    СИНЕКТИКА

    Слово «синектика» является производным от греческого слова synecticos и относится к соединению не связанных между собой элементов. Концепция synecticos становится творческой техникой решения проблем благодаря усилиям У. Дж. Дж. Гордона. Хотя Гордон делает упор на решении проблем в промышленности и управлении, существует возможность развития образовательного опыта, связанного с синектическими методами. Сессия синектики, которую Гордон называет «экскурсией», представляет собой групповую деятельность по решению проблем, в которой людей побуждают творчески мыслить в рамках слабо структурированной системы.Вкратце, процесс начинается с проблемы, представленной лидером, который проводит «экскурсию» по группе через серию шагов, которые пытаются найти решение проблемы. Эта процедура намеренно стимулирует творческое мышление, а не оставляет его на волю случая (Gordon, 1961).

    Специально относящаяся к методологии обучения, синектика обеспечивает минимальную структуру, в которой «структурированная свобода» может быть реализована при планировании и проведении творческого обучения.Такая процедура полезна в технологическом обществе, где возникают сложные проблемы, требующие эффективных и экономичных решений. Очевидно, что в нашем обществе изобретения и решение проблем будут играть все более значительную роль. Гарднер Мерфи (1958) заявил:

    «И не только человек изобретает себя из одного мира в другой; также человеку свойственно продолжать движение к цели , которая не установлена ​​в нынешней природе человека, но продолжает меняться, природа его окружающей среды.’

    Synectics предоставляет студентам широкие возможности для развития навыков, необходимых для изобретения нового мира будущего. В ближайшие годы потребуются люди в промышленности, правительстве, медицине, образовании и смежных областях, способные генерировать новые идеи. Чтобы подготовить кадры, необходимые для технологического и меняющегося общества, наши методы обучения должны измениться в соответствии с новыми требованиями. Конечно, как указывает Торранс, области, связанные с творческим мышлением, больше нельзя оставлять на волю случая.Мир просто не может позволить себе такую ​​роскошь. Учителя будущего найдут веские причины исследовать такие методы, как синектика, для максимального раскрытия творческого потенциала. Промышленность потребует этого. Этого потребует выживание. Идти в ногу с требованиями быстро меняющегося мира, в котором традиционные методы явно не соответствуют требованиям, неизбежно приведет к принятию многих таких новых методов обучения.
    Уоррен Дж. Беннис (1969) в своей увлекательной статье «Временное общество», в которой он размышляет о будущих изменениях, говорит следующее:

    «Фантазия, воображение и творчество будут законными способами, которые сегодня кажутся странными. … Люди будут более интеллектуально преданы своей работе и, вероятно, потребуют большей вовлеченности, участия и автономии … Профессиональных специалистов вряд ли можно назвать сотрудниками организации … Они не являются хорошими сотрудниками компании; они незафиксированы, за исключением сложных условий, где они могут «играть с проблемами» … Ключевое слово будет «временным».

    Будут адаптивные, легко меняющиеся временные системы.Это будут рабочие группы, организованные вокруг проблем, которые будут решать группы относительно незнакомых людей с различными профессиональными навыками. Поскольку появляется все больше свидетельств того, что будущее будет за развитием технологий, а не за спадом, представляется разумным и необходимым предоставить как можно больше образовательных возможностей, чтобы подготовить одаренных учеников к их роли лидеров. Беннис указывает, что проблемы будут решаться не отдельными людьми, а целевыми группами специализированных людей, которые собираются для решения проблем, затем рассредоточиваются и переходят к другим проблемам и другим рабочим группам.Synectics обеспечивает реальный опыт работы «в классе» в смоделированной оперативной группе. В синектической экскурсии одаренный ученик вступает в прямой и явный контакт с видом деятельности, которым он, возможно, окажется через не так много лет. Следовательно, практика решения проблем с помощью синектики может иметь смысл.
    Помимо того факта, что техника синектики актуальна для будущего, она предоставляет новаторскому учителю выгодный, продуктивный и увлекательный метод для немедленного использования.Класс оживает творческой мыслью. Воображения витают в воздухе. Дети тянутся к своему опыту и радуются актуальности собственных знаний. Они учатся слушать, бросать вызов, думать и руководить. Они узнают, что проблемы можно решить совместными усилиями. Они изучают социальные навыки в интеллектуальной среде. Они учатся уважению к идеям. Они изучают языковые навыки. Они учатся выполнять задания и вносить предложения относительно будущих начинаний. Метод синектики не только актуален, выгоден и увлекателен, но и соответствует результатам исследований креативности.Говоря о компонентах творческого мышления, Гилфорд (1957) подчеркивал важность процессов дивергентного мышления:

    «Дивергентное мышление … [характеризуется] … как не связанное с целью . Есть свобода двигаться в разных направлениях … отказ от старого решения и выбор нового направления — это необходимо, и находчивый организм, скорее всего, добьется успеха ».

    Синектика предоставляет широкие возможности для расходящихся мышления и создает ситуацию, в которой человеку, возможно, придется отвергнуть свои идеи, независимо от того, насколько он их любит, и двинуться в новом направлении.Чтобы отказаться от сильных убеждений, нужна гибкость. Гибкость творческого мышления влечет за собой перестройку предыдущих знаний таким образом, чтобы возникла более полезная конструкция. В этом направлении Гетцельс и Джексон (1959) определили творческое мышление как «целенаправленное, легко гибкое, манипулирование знаниями самыми разными новыми или оригинальными способами». это незнакомые области.В отношении творчества Муни (1954) подчеркивал важность «расширения опыта», когда участники выходят за пределы того, что казалось непреодолимым. Следовательно, исследование незнакомых областей мышления создает среду, в которой могут возникнуть творческие комбинации. По самой своей сути синектика делает «странное знакомое» и «знакомое странным» (Gordon, 1961). Кроме того, синектика — это процесс, охватывающий другие важные аспекты творчества. Творчество включает инкубацию (Wallas, 1926), накопление (Murphy, 1947), поиск и моменты творческой проницательности (DeHaan and Havighurst, 1957).Успешный опыт синектики основан на вышеупомянутых аспектах творчества; и, что наиболее важно для процедуры «в классе», весь процесс находится под руководством лидера и не оставлен на волю случая. Существует прямая стимуляция творческих процессов в контролируемой ситуации осознанным методом (Torrance, 1962). Согласно Леубе (1958), стимуляция напрямую связана с творческими функциями. Теория Леуба состоит в том, что творческие личности — это люди с максимальным любопытством, те, кто ищет стимуляции и развивает максимум автономных интересов и активности из-за стимуляции, которую они находят в процессе.Синектика — это средство структурного стимулирования, необходимого для творческого результата в ситуации решения проблем.
    Хотя синектика — это, по сути, групповой процесс, успех группы полностью зависит от способности индивидов самостоятельно достигать самопознания и самореализации в соответствии с принципами Маслоу (1968) и Роджерса (1961), поскольку это происходит через стимуляция группы, которую каждый участник тратит на накопление своего опыта, чтобы выдвинуть новую и творческую идею.
    Нет лучшего доказательства ценности методики обучения, чем реальный непосредственный опыт в классе. К счастью, метод синектики несложно изучить или использовать в классе. «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961) представляет собой введение и основу для заинтересованных учителей, которые могут счесть создание инновационной адаптации увлекательной задачей.

    СИНЕКТИКА КАК ПРОЦЕДУРА КЛАССА
    Успешный опыт синектики во многом зависит от планирования, которое предшествует занятию.Только при правильном планировании можно извлечь максимальную пользу из опыта. Первоначально учитель должен учитывать временные ограничения. Время, затрачиваемое на экскурсии, естественно, зависит от навыков группы и характера проблемы и поэтому редко бывает предсказуемым. Было бы неразумно проводить опыт синектики, когда есть ограниченное время или другие требования требуют остановки в неподходящий момент. Синектикам присущ гибкий подход к использованию времени. Находчивый учитель поймет, что, хотя вся экскурсия может быть не самым полезным подходом, процесс синектики может быть разделен на части для отдельных уроков, что обеспечит более правильное использование времени.Чтобы синектика принесла пользу учащимся, не обязательно завершать весь процесс. Различные этапы процесса хорошо подходят для упражнений на творческое мышление. Эти упражнения могут быть разработаны на основе концепций, присущих процессу синектики. Эти концепции связаны с анализом проблемы, слушанием, спонтанной реакцией, переформулированием, упорядочиванием, ранжированием, ролевой игрой и метафорическим мышлением.
    Хотя для решения большинства проблем не требуется специального помещения или оборудования, кроме обычных письменных принадлежностей, необходимо учитывать организацию рабочей зоны.Расположение помещений определяется характером деятельности. Желательна интимная, но немноголюдная атмосфера. В случае необходимости использования аудиовизуального оборудования его следует настроить заранее и полностью понять принцип работы оборудования, чтобы обеспечить эффективное использование рабочего времени. Неправильное использование оборудования и пространства может привести к неэффективному сеансу. Учитель должен хорошо владеть техникой синектики.
    Имеется много отличных источников, но оригинальная Synectics У.Дж. Дж. Гордон (1961 ~ является подходящей отправной точкой. Творческий учитель сможет разработать множество вариантов адаптации концепций синектики к классу. Полное понимание роли лидера в отношении «Блок-схемы синектики» абсолютно необходимо. необходимо в тех случаях, когда целью является полная «экскурсия». Порядок блок-схемы относится к процедурам мышления, близко приближенным к таковым у творческих людей (Гордон, 1961). Новаторский учитель может рассмотреть возможность пересмотра следующей блок-схемы синектики, чтобы она соответствовала конкретной класс или возрастная группа.


    Первоначально синектика была разработана для решения проблем, связанных с изобретением или продуктом; эти проблемы касались, казалось бы, несовместимых моментов. Поэтому не на все вопросы лучше всего ответить с помощью экскурсии по синектике. Синектика — это, по сути, не метод «установления фактов», а скорее включает синтез фактов и теорий в решение сложной проблемы. Проблема как данность должна быть проблемой синектики. Гордон иллюстрирует множество примеров этих проблем в Synectics.

    Эксперт играет жизненно важную роль в этом процессе. Эта роль может быть исполнена разными способами. Эксперт может быть участником группы или приглашенным гостем. Функция эксперта может выполняться с помощью аудиовизуальных средств, экскурсий и т. Д. Цель «эксперта» — предоставить как можно больше информации, чтобы помочь в решении проблемы. Анализ и объяснение эксперта является одновременно информационным и мотивационным, если к нему подходить творчески. Участникам разрешается озвучивать немедленные очевидные решения проблемы после анализа экспертом.Обычно эти решения не работают, и ответственность за то, чтобы указать, почему это так, лежит на лидере и эксперте. Иногда участник может решить всю проблему во время чистки. Удаление очевидного согласуется с выводами Осборна в «Прикладном воображении» (1963) в том смысле, что ответы, возникающие на более поздних этапах мозгового штурма, имеют тенденцию быть более творческими, чем первоначальные.
    Ответственность за обеспечение полного понимания проблемы всеми участниками — ответственность лидера.Как правило, каждый участник переформулирует или переписывает проблему так, как он ее понимает, своими словами и может обозначить желаемую цель. Переформулировка проблемы в «Генерации проблем как понятых» (PAU) делает странное более знакомым, разбивая исходную проблему на ее компоненты и преобразовывая ее в языковую структуру участника. Затем лидер направляет группу к выбору одного из компонентов PAU для тщательного рассмотрения. Достигается консенсус в отношении выбора проблемы в понимании, и проблема временно «изымается из головы».Затем руководитель готов приступить к изучению творческого аспекта экскурсии в группе, задавая вопросы, которые пробуждают творческое мышление посредством аналогий.
    Аналогии были названы «психологическими механизмами для поддержания определенных психических состояний, которые были сочтены необходимыми для творческой индивидуальности»; (НИИ, 1969). Аналогии помогают участнику перенести информацию, хранящуюся в подсознании, на сознательный уровень. Синектика использует четыре типа аналогий: личную аналогию, прямую аналогию, символическую аналогию и аналогию фантазии.Лидер составляет вызывающие вопросы (EQ), которые вызывают ответы в форме одной или нескольких из четырех аналогий. Например, лидер может попросить группу представить, как на самом деле «чувствовать» себя загрязненной рекой. Это вызовет личную аналогию, которая позволит человеку проникнуть внутрь проблемы и взглянуть на нее с новой и странной точки зрения.

    Формулируя вопрос, призванный вызвать прямую аналогию, фасилитатор / лидер может попросить группу взглянуть на проблему с биологической точки зрения.Прямые аналогии во многом опираются на природу. Например, если проблема связана с каким-либо аспектом проходки туннелей, участников могут попросить взглянуть на природу, чтобы определить, как насекомые и животные успешно проводят туннелирование. Ключ к прямой аналогии — найти ситуации, похожие на проблему, и посмотреть, как было получено решение. Прямая аналогия дает новый взгляд на проблему.

    Другой подход к получению иной точки зрения — это символическая аналогия.Символы используются манипулятивно, чтобы свести проблему к конструкции из двух или трех слов, содержащих суть проблемы.
    Посредством символической редукции участник может приблизиться к сути проблемы. Символические аналогии иногда называют «названиями книг». При построении названия книги из двух или трех слов участник вынужден устанавливать отношения между ранее несовместимыми понятиями. Например, суть проблемы, связанной с процессом нагрева и замораживания, может быть описана как «Горящий лед.
    Другой подход возможен при использовании фантастической аналогии. Эта аналогия позволяет приостановить действие всех законов природы, создав «вселенную», в которой возможно все. Например, если задача требовала перемещения воды на вершину горы, может быть интересно приостановить действие законов гравитации и создать фантазию, в которой вода может естественным образом течь в гору. Такие фантазии привели к развитию множества изобретений и процессов. Рассмотрим «волшебный жезл» для поиска воды и более сложные «металлоискатели», основанные на причудливой идее размахивать чем-то «волшебным» над областью и находить все, что нужно.
    Лидер играет обширную и требовательную роль в фазе метафорической аналогии процесса. Он должен быть в состоянии решить, когда изменить или усилить образ мышления, а когда привести группу к соответствующему выбору примера и изучению примера в качестве возможного вклада в решение проблемы. Он и эксперт помогают группе принудительно подогнать полученные данные к потребностям, изложенным в проблеме. Если потребности не удовлетворяются, группа снова ищет адекватное решение, возвращаясь к аналогиям.Если группа успешно выработает полезное направление мысли, лидер может ввести группу в точку обзора и сосредоточить внимание участников на применении информации к исходной проблеме. Затем группа определяет (1), была ли решена вся проблема, или (2), должен ли быть принят новый подход, или, возможно, (3) что проблема должна быть оставлена ​​в это время. Эксперт помогает в процессе принятия решений.
    Синектика в классе дает много возможностей для развития навыков творческого мышления.Ценность процесса повышается за счет сопутствующих ему аспектов, поскольку помощь оказывается не только творческому мышлению. Учащиеся могут развить языковые навыки и навыки аудирования и должны стать более искусными в групповых процессах и способности организовывать мышление для определенной цели. Следовательно, большинство студентов, которые участвовали в процедурах синектического типа, сообщают, что они находят их приятными и полезными в других областях, где необходимы методы решения проблем.

    Литература:

    • Андерсон, Гарольд Х.(ред.). Творчество и его развитие. Нью-Йорк:

    • Harper and Row, 1959. С. 27-28.

    • Беннис, Уоррент Г. «Временное общество», инновации, номер I,

    • Май 1969 года.

    • ДеХаан, Роберт Ф. и Хавигхерст, Роберт Дж. Воспитание одаренных детей.

    • Чикаго: University of Chicago Press, 1957.

    • Getzels, J.В. и Джексон П. В. Творчество и интеллект. Нью-Йорк:

    • Джон Уайли, 1962 год.

    • Гетцельс, Дж. У. и Джексон, П. У. «Высокоинтеллектуальные и высокоразвитые

    • «Творческий подросток», Исследовательская конференция Университета Юты,

      г.
    • Выявление творческих научных талантов. Солт-Лейк-Сити:

    • Университет, 1959 г.С. 46-57.

    • Золото, Милтон. Воспитание интеллектуально одаренных. Колумбус, Огайо:

    • Charles E. Merrill Books, Inc., 1965. С. 130–33.

    • Гордон, В. Дж. Дж. Синектика. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1961.

    • Guilford, J. P., et. al. Пересмотренная структура интеллекта. Отчеты с

    • Психологическая лаборатория 19, Лос-Анджелес: Южный университет

    • Калифорния, апрель 1957 г.

    • Леуба, Кларенс. «Новый взгляд на любопытство и творчество», журнал

      .
    • Высшее образование, 29: 132-40, март 1958.

    • Ловенфельд, Виктор. «Дело одаренного ребенка», Школа искусств,

      .
    • 55: 13-18, апрель 1956. с. 17.

    • Маслоу, А. Х. К психологии бытия. Нью-Йорк: Ван Ностранд

    • Компания

      , 1968 год.

    • Муни, Росс Л. «Основы творческих исследований», американский

    • Психолог, 9: 545-46, сентябрь 1954 г.

    • Мерфи, Гарднер. Человеческий потенциал. Нью-Йорк: Basic Books, 1958.

    • Мерфи, Гарднер. Личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1947.

    • с. 466.

    • Осборн, А.AFppl.ied Imagination. Нью-Йорк: Scribners, 1963.

      .
    • Роджерс, Карл Р. О становлении человеком. Бостон: Houghton-Mifflin, 1961.

    • Рассел, Дэвид. Детское мышление. Бостон: Джинн, 1956.

    • Стэнфордский исследовательский институт. Структурированные подходы к творчеству. Калифорния: Менло-Парк, НИИ, 1969.

    • Торранс, Э. Пол. Направляющий творческий талант.Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси:

    • Прентис-Холл, 1962.

    • Валлас, Грэм. Искусство мысли. Нью-Йорк: Франклин Уоттс, 1926.

    • с. 85.

    Реинжиниринг анализа ценности и проектирования: план достижения операционного превосходства и

    «Синектика», греческое слово, означает соединение различных предметов и отражает раннее открытие синергетических эффектов «столкновения вещей вместе».«Творческое уравнение A + B = C показывает, как новые идеи могут быть созданы из двух старых идей.

    Синектика как метод творчества означает объединение разнородных (разнородных) людей в группу постановки и решения проблем, результатом которой являются художественные или технические изобретения.

    Synectics использует аналогии. В ходе тестирования и наблюдения за 3000 руководителей за 6-летний период профессора Джеффри Дайер, Хэл Грегерсен и Клейтон Кристенсен [1] отметили пять важных навыков открытия для новаторов: объединение, опрос, наблюдение, экспериментирование и создание сетей.Самым мощным общим движущим фактором инноваций были ассоциации — установление связей между «на первый взгляд несвязанными вопросами, проблемами или идеями». Например, автомобиль сделал лошадь и повозку устаревшими, а четыре ноги превратились в четыре колеса.

    Процесс синектики включает в себя превращение странного в знакомое и знакомое в странное. Сделать странное знакомое означает понять проблему, которую нужно решить, превратить ее странность в знакомую с помощью наших любимых вопросов VA / VE, таких как What is it? Что оно делает? Сколько это стоит? Сделать знакомое странным — значит исказить, инвертировать или переставить повседневные взгляды на вещи с помощью аналогии, свободного объединения идей, таких как сходство , смежность, контраст и . Исследование синектики выявило следующие четыре механизма (психологических инструментария), каждый метафорический по своему характеру, для превращения знакомого в странное 1 :

    Личная аналогия

    Если бы я был покупателем, что бы я купил?

    Прямая аналогия

    Птица и самолет Символическая аналогия

    Использование изображений для представления элементов проблемы Фэнтезийная аналогия Исполнение желаний

    Синектика «Европейская платформа форсайта

    Этот метод был реализован, среди прочего, Wiliam J.Дж. Гордон. С помощью аналогий происходит постепенное разобщение проблемы. Это новое расстояние от проблемы и известных решений ведет к новым перспективам и новым решениям. Основной принцип таков: сделайте странные вещи знакомыми и сделайте знакомые не знакомыми. Это основа для разработки новых и удивительных решений и идей.

    Подход

    Метод синектики разделен на 10 этапов:

    1. Четкое определение проблемы
    2. Улавливаются спонтанные решения
    3. Переформулировка задачи
    4. Прямая аналогия I — e.грамм. аналогии из натуры
    5. Личная аналогия — для идентификации личности участников с проблемой
    6. Разработаны символические аналогии
    7. Прямая аналогия II — например, аналогии из техники
    8. Анализ аналогий
    9. «Force a fit» — аналогии связаны с исходной задачей
    10. Разработка конкретных решений поставленной задачи

    Выходы

    Возможен новый подход и рассмотрение проблемы.

    Плюсы и минусы

    Преимущества:

    • Точное определение проблемы
    • Следовательно: проблема полностью осознана до того, как будет предоставлено окончательное решение
    • Поощряет способность жить со сложностями и очевидными противоречиями
    • Мобилизует оба полушария мозга, правое полушарие (сновидящий) и левое полушарие (рассуждающий).
    • Обеспечивает вольнодумное состояние сознания, укрепляет новые мысли, идеи и изобретения

    Недостатки:

    • Процесс может занять много времени
    • Пользователь должен быть очень сосредоточенным на протяжении всего процесса
    • Для хорошего результата участники должны уметь и иметь настроение фантазировать
    • Он лучше подходит для отдельной задачи, чем для многослойной задачи (может быть использован и для последней, но требует от участников больших усилий)
    • Много усилий потребовалось от лидера группы, чтобы поддержать обсуждение, сформулировать исходную проблему и желаемый результат

    Дополнительные методы

    Синектика как метод содержит несколько мозговых штурмов.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *