Close

Проблемы российского бизнеса: Проблемы бизнеса в России — исследование

Содержание

Проблемы бизнеса в России — исследование

Проблемы бизнеса в России — исследование

Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведенного платформой для предпринимателей «Деловая среда» и Аналитическим центром НАФИ в январе-феврале 2018 г. среди руководителей российского малого и среднего бизнеса.

Основные причины затруднений, с которыми сталкиваются предприниматели в России сегодня − высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи (64%), а также пониженный спрос на товары и услуги (54%). Эти причины актуальны для компаний из всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производства и добычи ископаемых, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также услуг.

Среди других важных проблем – нехватка квалифицированных кадров (39%), высокая конкуренция с теневым сектором (34%), административные барьеры (29%) и сложности в получении кредитов (28%). 

В частности, на нехватку квалифицированных кадров особое внимание обратили представители строительных компаний (40%), сфер производства и добычи ископаемых (51%) и транспорта и связи (44%). Представители сельского хозяйства жалуются на сложности в получении кредитов (36%) и преодолении административных барьеров (36%). В компаниях оптовой и розничной торговли отметили сложности в конкуренции с теневым сектором (41%). 

Для самых малых по численности предприятий остро стоят вопросы снижения спроса на товары и услуги (59%), а также недоступности финансов (32%). Налоговая нагрузка оказалась наиболее серьезной проблемой для компаний численностью 101-250 сотрудников (68%). В более крупных компаниях (от 250 чел.) на первое место выходит кадровый дефицит. 

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ: «Российские предприниматели, в первую очередь, заняты решением проблем, источник которых – внешняя экономическая конъюнктура. Это скорее выживание, а не развитие. Чем меньше бизнес, тем сложнее ему оставаться на плаву на фоне текущей налоговой нагрузки и снижения спроса. К тому же существующий перекос структуры предпринимательства в сторону торговли делает малый и средний бизнес особенно уязвимым в непростые времена. О внутренних проблемах, связанных с развитием компании, можно говорить в отношении крупного бизнеса, для которого кадровые проблемы, вопросы производительности труда выходят на первый план».

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от всех опрошенных. 

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от опрошенных предпринимателей (по отраслям).

* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от опрошенных предпринимателей (по размеру компании).

Источник: НАФИ

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

Терешкина М.А.

Бакалавр, Финансовый университет при Правительстве РФ

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрено – положение малого и среднего бизнеса в России в текущее время, проблемы, сопровождающие их деятельность, а также предложены пути решения этих проблем.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, проблемы.

Tereshkina M.A.

Undergraduate student, Financial University under the Government of Russia

PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Abstract

The article consideres position of small and medium business in Russia at the present time, the problems accompanying their activities and proposed solutions to these problems.

Keywords: small business, medium business, problems.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 – 70 процентов ВНП. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Кроме этого существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в России выглядит следующим образом.

Согласно данным ФНС России, за период с 1 декабря 2013 года по 1 июля 2013 года произошло резкое сокращение числа индивидуальных предпринимателей на 474,1 тыс. человек (11,5 %).

В первом квартале 2013 года по сравнению с первым кварталом 2012 года, согласно данным Росстата, произошло сокращение количества малых предприятий (на 1,5%), количества средних предприятий (на 3,4%) и численности занятых на средних предприятиях работников (на 0,8%).

При этом необходимо отметить, что согласно данным Росстата за январь – май 2013 года на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в крупных и средних организациях. Тенденция к сокращению занятости на крупных и средних компаниях наблюдается с 2012 года, однако высвобождающаяся рабочая сила не вовлекается в сектор малого и среднего предпринимательства. Это позволяет сделать вывод о том, что высвобождающиеся работники продолжают осуществлять деятельность, в том числе предпринимательскую, в неформальном секторе, при этом доля такой неформальной занятости растет.

По оценке Росстата, в неформальном секторе в 2013 году (данные на март 2013 года) занято 13,2 млн. человек или 18,7% от общей численности занятого населения, при этом с января 2013 года по март 2013 года численность занятых в неформальном секторе увеличилась на 2%. Наличие значительного теневого сектора, находящегося вне нормативно-правового регулирования, приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и искажению конкурентной среды. Согласно исследованиям НИУ ВШЭ в неформальном секторе в настоящий момент занято около 22 млн. человек.

Результаты исследований, проведенных российскими организациями, подтверждаются международными оценками. Так, по данным Международной организации труда уровень неформальной занятости в России достигает 12% от трудоспособного населения. Неблагоприятные тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства, приводящие к росту теневого сектора, предопределяют необходимость выявления проблем в данной области, чтобы понимать, что можно сделать, какие меры предпринять для развития малых и средних компаний, созданию благоприятной предпринимательской среды. Рассмотрим, что же мешает развиваться малому и среднему бизнесу в России.

Наиболее общая проблема – это ситуация в стране в целом. Ее никак нельзя назвать стабильной, поскольку процессы, происходящие в экономике России сегодня – замедление темпов роста, ослабление рубля, изменчивость законодательства – сильно подрывают уверенность предпринимателей в завтрашнем дне и никак не стимулируют к открытию и ведению собственного дела. Кроме того, такая ситуация не позволяет управленцам планировать свою деятельность на годы вперед, разработать стратегию по выживанию и развитию бизнеса. Максимально возможный и эффективный период планирования в настоящее время – год. Планирование на 2-3 года – чересчур самонадеянно.

Другая серьезная проблема – лоббирование интересов преимущественно крупных компаний. Несмотря на то, что в нашей стране существует Торгово-промышленная палата, занимающаяся установлением в России благоприятных для развития малого предпринимательства условий, реальная помощь от государства направляется в основном крупным компаниям, которые при умелом руководстве сами справились бы с большинством проблем. Примером может служить кризис 2008-2009 годов, когда львиная доля государственных резервов была выделена на спасение банков и российского автопрома, а не на оказание помощи предприятиям малого бизнеса. Безусловно, цель была благая – помочь банкам, чтобы те могли выдавать кредиты малому бизнесу под невысокую процентную ставку. Однако многие меры подобного рода (когда выстраивается длинная цепочка доведения денежных средств) оказываются эффективными только на очень короткий срок из-за того, что предприниматели быстро вовлекаются в коррупционные схемы.

Говоря о мерах государственной поддержки в виде государственных и муниципальных заказов, можно отметить то, что, несмотря на принимаемые в этом направлении меры, госзаказ по-прежнему не доступен для малого и среднего бизнеса. Его размещение идет в отсутствие реальной конкуренции, с большим количеством нарушений со стороны органов власти. Судебные споры вызывают тяжелые финансовые последствия для участников конкурсных процедур и в ряде случаев приводят к остановке и прекращению бизнеса.

В целом необходимость снижения фискальной нагрузки на бизнес, дальнейшее совершенствование налогового администрирования является также одной из наиболее острых проблем. Главная проблема в области осуществления налоговой политики – отсутствие разделения налоговым законодательством участников предпринимательской деятельности на реальных предпринимателей (сознательно выбравших этот путь, развивающихся, успешно и эффективно действующих, понимающих и принимающих все риски, связанные с деятельностью «на свой страх и риск»), и тех, для кого малый бизнес – это самозанятость, попытка как-то выжить в сложных экономический условиях самому и прокормить свою семью.  Это означает, что и те и другие должны платить налоги на равных, хотя финансовое положение и возможности для деятельности разные.

В таком контексте представляется необходимым, более правильным, адекватным экономическим реалиям разделять бизнес не по организационно-правовым формам «Индивидуальный Предприниматель» и «ООО» (ОАО, ЗАО), а по реальным масштабам бизнеса: использует ли предприниматель наемных работников, создает предприятие, наращивает обороты или работает сам в качестве самозанятого. Что в свою очередь не дает возможности успешно развиваться стартапам.

Для решения данной проблемы предпринимательскому сообществу совместно со специалистами – экспертами (юристами, налоговиками, финансистами, специалистами службы занятости) необходимо проработать вопрос возможности введения категории «самозанятый» («самозанятость») с соответствующими предельно простыми административно-налоговыми взаимоотношениями с государственными органами. При введении данной категории предлагается ввести систему налогообложения в виде простых временных патентов без обязательной регистрации в качестве ИП или юрлица для некоторых «бытовых» видов деятельности (чистка и уборка помещений, мелкая уличная торговля, помощь по дому и пр.).

Вторая налоговая мера по стимулированию развития малого бизнеса –  освобождение от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов, впервые прошедших государственную регистрацию ИП. Впервые зарегистрированный ИП выбирает режим налогообложения – упрощенная система или патент – и в течение двух лет со дня регистрации не уплачивает налоги, предусмотренные выбранным налоговым режимом. Эта мера позволит снизить финансовые затраты вначале предпринимательской деятельности и создаст условия для сокращения занятости.

Кроме перечисленных выше проблем существую еще ряд других: недостаточность ресурсов для закупки оборудования и материалов, дорогая аренда помещений, некомпетентность бизнесенов, неслаженная работа государственных органов по поддержке ИП и небольших компаний. Однако решение в первую очередь рассмотренных в статье основных проблем малого и среднего бизнеса позволит перейти на новый уровень работы с предпринимателями и, соответственно даст мощный задел для развития малого и среднего бизнеса на уровне развитых стран.

Литература

  1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 19.01.2014).
  2. Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.tpprf.ru// (дата обращения 19.01.2014)

Малый бизнес назвал четыре главные проблемы :: Экономика :: РБК

На четвертую позицию респонденты поставили проблемы с доступом к рынкам сбыта, следом идут «поиск поставщиков товаров и услуг», «доступ к технологиям производства и обучения» и «инфраструктура».

«Нереально» высокие издержки

Давая комментарии в свободной форме, многие предприниматели отметили также высокие издержки («нереально высокая стоимость присоединения к электросетям», «повышение тарифов на электроэнергию»).

Читайте на РБК Pro

Это не исчерпывающий список трудностей бизнеса. Упоминались также высокие налоги и их повышение («Невероятно большие взносы за сотрудников!!!», — написал один из предпринимателей), конкуренция со стороны теневого бизнеса, распространение федеральных торговых сетей, «взаимосвязь предпринимательства с административным ресурсом», низкая информированность бизнеса о программах поддержки.

«Общий вывод в том, что проблемы для бизнеса в целом не меняются. С течением времени меняется их приоритетность», — говорит Алексей Назаров, директор группы стратегического и операционного консультирования KPMG Russia. Если раньше упор делался на бизнес-климат, поясняет он, то в период кризиса финансовые ресурсы вышли на первое место, а бизнес-климат отодвинулся на второе.

Региональные различия

Авторы опроса также составили рейтинг регионов России по показателю совокупной благоприятности ведения бизнеса.

Показатель благоприятности рассчитывался путем суммирования средних оценок по всем категориям проблем для каждого региона. Соответственно, чем выше этот показатель, тем больше в регионе проблем, с точки зрения опрошенных.

Самыми благоприятными регионами для ведения бизнеса по результатам опроса стали Республика Адыгея, Воронежская область и Чукотский административный округ. В хвосте рейтинга субъектов РФ оказались Магаданская область, Республика Бурятия и Курская область.

Власти знают о проблемах предпринимателей: в апреле 2015 года президент Владимир Путин поручил разработать стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса. Итоговый проект должен быть представлен Министерством экономического развития до 1 октября, сообщил ранее РБК представитель Минэка. Детали программы будут обсуждаться, но РБК удалось ознакомиться с последней версией документа.

В систему мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).

Автор

Ольга Волкова

Жалобы бизнеса взяли на экспертизу – Газета Коммерсантъ № 100 (6580) от 13.06.2019

Бизнес-омбудсмен Борис Титов получит новую площадку для обсуждения барьеров, мешающих развитию предпринимательства. По итогам его майского доклада Владимиру Путину правительству поручено сформировать на базе Аналитического центра (АЦ) межведомственную рабочую группу для решения системных проблем бизнеса — с участием представителей экономического блока Белого дома и администрации президента и, по всей видимости, без привлечения силовых ведомств.

Белый дом совместно с институтом бизнес-омбудсмена займется рассмотрением проблем предпринимателей. Для этого на площадке Аналитического центра при правительстве будет сформирована межведомственная рабочая группа. Предметом обсуждений станет «Реестр системных проблем российского бизнеса», недавно представленный Владимиру Путину уполномоченным по правам предпринимателей Борисом Титовым.

Как следует из документов, имеющихся у “Ъ”, инициатором создания такой группы выступил сам омбудсмен. Курировать работу президент назначил своего помощника Андрея Белоусова. Минэкономики во главе с Максимом Орешкиным поручено проработать организационную составляющую (совместно с Борисом Титовым и экспертами АЦ), а также согласовать ее с планом мероприятий проекта «Трансформация делового климата». Этот план из 150 мероприятий, напомним, был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым в январе 2019 года — он охватывает 12 направлений: от технологического присоединения к инженерным сетям до таможенного администрирования.

Кроме экономического блока правительства, АЦ и администрации президента к работе новой группы планируется привлечь главу аппарата Белого дома, вице-премьера Константина Чуйченко, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. При этом речи о включении в группу представителей силовых ведомств, по всей видимости, не идет. Впрочем, органы прокуратуры по поручению президента уже занимаются проверкой информации из доклада господина Титова о давлении контролеров на бизнес в регионах. Выводы должны быть представлены на заседании правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции не позднее ноября этого года. К этому же сроку должны быть готовы и результаты работы новой межведомственной группы.

В Аналитическом центре “Ъ” подтвердили, что решение о создании группы принято, однако способы его реализации пока не обсуждались. Там пояснили, что рассмотрение жалоб предпринимателей станет продолжением работы прежней межведомственной рабочей группы на базе АЦ, которая с осени 2018 года занималась разработкой предложений по стратегии ускорения несырьевого экономического роста.

В «Реестр системных проблем российского бизнеса», который заменил в последнем докладе омбудсмена «Книгу жалоб и предложений российского бизнеса», были включены более 280 проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, в 32 сферах госуправления: от традиционных проблемных точек вроде таможенного и антимонопольного регулирования или госзакупок до зарождающейся цифровой экономики.

Переименование этого раздела доклада должно подчеркнуть, что «большая часть проблем российского бизнеса за годы существования института уполномоченных так и не была решена, а некоторые из них существуют «уже десятилетия». В 2018 году в жалобную книгу бизнеса были включены 284 проблемы, в 2017-м — 269, в 2016-м — 231. Последний доклад бизнес-омбудсмена фокусировался не столько на экономических проблемах, сколько на необоснованном уголовном преследовании бизнесменов.

Надежда Краснушкина


Толщина омлета по-прежнему не главная проблема российского бизнеса

Большинство предпринимателей не верят, что отечественная система правосудия может их защитить

Проверки пожарной безопасности проводятся по ежегодному плану и графику. Фото РИА Новости

Предприниматели продолжают жаловаться на бизнес-климат в стране, хотя власти уверяют, что ситуация улучшается, и приводят в пример начатую еще правительством Дмитрия Медведева «регуляторную гильотину». Уполномоченный по защите прав предпринимателей представил президенту Владимиру Путину доклад о результатах своей работы в 2020 году, в котором отмечается, что на 40 решенных за год системных проблем добавилось 200 новых. Большинство предпринимателей считают, что административная нагрузка на их бизнес в прошлом году не снизилась, а более половины считают, что ситуация не улучшится и в 2021 году. Эксперты «НГ» отмечают, что, несмотря на то что «гильотина» начала действовать уже полгода назад, бизнесмены не понимают в деталях, как она проводится, и уверены, что этот процесс станет постоянным, так как еще много нелепых требований сохраняются.

Около 80% предпринимателей считают небезопасным ведение бизнеса в России и полагают, что законодательство не дает им достаточных гарантий от необоснованного уголовного преследования, говорится в докладе, который бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту Владимиру Путину в понедельник. Эти данные получила служба специальной связи и информации ФСО, которая провела опрос среди 830 предпринимателей в 34 регионах. Согласно опросу, почти 80% предпринимателей по-прежнему не считают правосудие в стране независимым и объективным (интересно, что опрашивались также и прокуроры, среди них более 80% не согласны с такой оценкой предпринимателей). При этом Путин поддержал инициативу Титова организовать совместный с Генпрокуратурой мониторинг реализации федерального закона о государственном и муниципальном контроле. Новый закон очень благоприятен для бизнеса, так как делает акцент на профилактике нарушений в противовес наказанию, на применении риск-ориентированных подходов, заявил Титов.

Обвинительный уклон следствия является сегодня нормой при расследовании преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отметил Титов в докладе. Он решил прекратить заниматься возвращением бизнесменов из «лондонского списка» из-за отсутствия гарантий от Генпрокуратуры о неотправлении их в СИЗО. Список был составлен в феврале 2018 года после встречи Титова с покинувшими РФ бизнесменами, в отношении которых возбуждены уголовные дела.

Накануне вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко в интервью «Российской газете» рассказал, как упрощается жизнь бизнеса с проведением властями реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) – «регуляторной гильотины»: были отменены более 12 тыс. актов, в основном содержащих устаревшие требования советских времен. Например, устаревшие акты регламентировали, что при уборке шкафов крошки следует сметать с полок специальными щетками, обязывали мыть посуду ветошью, – отметил Григоренко. Но самый известный пример, связанный с «гильотиной», приводил бывший премьер Дмитрий Медведев – про толщину омлета.

По словам Григоренко, на смену прежнему регулированию пришло новое, составленное с учетом современных реалий, и было принято почти 450 актов. Если ограничиться только отменой требований, это могло привести к правовому вакууму, пояснил вице-премьер. Пример такого вакуума проводили зоозащитные организации: после отмены советского документа оказались без защиты места обитания морских млекопитающих, в том числе моржей.

Официально «регуляторная гильотина», частью которой стала реформа КНД, заработала с 1 января 2021 года. Как ранее сообщал Григоренко, 33% обязательных требований, которые бизнес должен был выполнять, отменены как избыточные или дублирующие (из 11,8 тыс. нормативно-правовых актов более 8,8 тыс. документов относились к временам СССР). В 2020 году был принят закон об обязательных требованиях, который ввел шестилетний цикл актуализации документов, то есть «гильотина» будет работать на постоянной основе.

Вопросы ветоши и толщины омлета, очевидно, не находятся в приоритете у бизнесменов. Эксперты «НГ» в целом поддерживают процесс упорядочивания требований и проведения проверок, но обращают внимание на невозможность быстро изучить все происходящие изменения и отмечают, что еще немало нормативных актов, требующих исправления. В аппарате уполномоченного обещают даже издать специальную памятку для предпринимателей.

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), член правления РСПП Андрей Разбродин отметил в беседе с «НГ», что только у очень крупных компаний есть возможность тщательно анализировать результаты работы «гильотины». «У малых и средних предприятий нет столько юристов. В условиях кризиса и низкой маржинальности отдельно заниматься этим никто не будет. Бизнес эту «гильотину» не видит, не понимает, до тех пор пока его конкретно не коснется эта проблема. При этом в целом никто не против проведения этой работы, есть понимание, что ею нужно заниматься постоянно, не допуская, чтобы какие-то нормативные акты 40–50-летней давности использовались для давления на предпринимателей. Контроль должен быть минимальным и разумным. И определенный прогресс здесь в последнее время появился», – говорит он.

Глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что, несмотря на объявленный запуск «гильотины», еще действует немало нормативных актов, которые усложняют жизнь бизнесменам. «Предприниматели занимаются рутиной и пока не очень в курсе происходящих изменений. В целом есть ожидание, что эта работа приведет к сдерживанию активности некоторых ведомств, особенно активно продуцирующих подобные документы», – указывает он.

Эксперт также надеется, что также будут отменены нелепейшие правила, противоречащие друг другу. «Например, по одним требованиям пожарный выход необходимо держать открытым, а по другим – ровно наоборот. До сих пор отравляет жизнь членам нашей ассоциации принятый впопыхах в 2015 году закон, ограничивающий торговлю табачными изделиями расстоянием не менее чем в 100 м от образовательных учреждений, при этом расстояние измеряется по прямой, не учитывая препятствий в виде реки или оврага, а к образовательным учреждениям относят, например, курсы кройки и шитья или клубы по интересам для пенсионеров», – сказал эксперт «НГ». 

Уменьшение количества проверок малого и среднего бизнеса не привело к ухудшению ситуации, констатировал в понедельник президент. Титов попросил продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса до 2022 года. На его взгляд, «это сработало». «Хуже не стало», – согласился глава государства. «Мы видим, что контрольно-надзорные функции у нас в стране явно избыточны и их можно снижать», – отметил уполномоченный.

Общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах Марина Блудян рассказала, что аппарат уполномоченного проводит активные консультации с МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом, Ростехнадзором и другими контрольными ведомствами. На вебинарах те разъясняют подробности постановлений, регламентирующих все виды контроля. «По итогам обобщим услышанное и при участии Минэкономразвития создадим памятку для предпринимателей, которая поможет им справиться с будущими проверками», – пообещала Блудян.

Действие советских актов де факто уже и в прошлые годы не ощущалось, но, тем не менее, де юре они действовали и как козырь контрольно-надзорных органов могли быть вытащены в последний момент, сказал «НГ» советник уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей Антон Свириденко.

«К тому же была такая ситуация, когда многие акты наслаивались друг на друга – по одной теме действовало сразу несколько актов, непонятно было какие нормы применять. Суды принимали разные решения, ссылаясь на разные нормы, поэтому акты в любом случае надо было обновлять. Плюс российские акты тоже должны были быть отменены все, которые работали до 1 января 2021. Поэтому план по гильотине был полномасштабный, и отчасти ее удалось реализовать. Ряд избыточных требований действительно был отменен, и в общепите, и на транспорте, и в других видах деятельности».

Однако, говорит эксперт, полностью поменять ситуацию в лучшую сторону не удалось. «Больше 1 тыс. актов включены в спецперечень, который не отменяется. Плюс, многие требования, увы, просто перетащили из старых в новые. Например, в сфере фитосанитарного контроля или сферы охраны труда, — говорит Свириденко. — Например, порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, который был выведен из под «регуляторной гильотины», установлено, что требование о прохождении обязательных предрейсовых медицинских осмотров распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП) в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами. Однако ИП сталкиваются со сложностями при соблюдении указанного требования, поскольку зачастую используют одно и то же транспортное средство как для личных, так и для рабочих целей, а разграничить цели использования объективно не всегда возможно».

У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что вся эта история с гильотиной стала пиар-проектом: ведется активная бумажная работа, сообщают о тысячах отмененных актов, но бизнес продолжает испытывать проблемы. Однако Свириденко с этим не согласен. «Нельзя назвать гильотину чисто пиар-проектом, но она могла отменить куда больше ненужных требований. Есть надежды, что все-таки она будет идти далее и постепенно выкашивать те ненужные нормы, которые остались и не давать пройти новым требованиям, которые не нужны», — говорит он.

При этом эксперт не видит у гильотины обратной стороны – то есть ситуации, когда некоторые требования или стандарты стоило бы сохранить или вернуть. «Вот чего делать не надо, так это возвращать требования к бизнесу. Как правило, требования в нашей действительности направлены на то, чтобы упростить жизнь госорганам и усложнить бизнесу. Поэтому новые требования к бизнесу должны применяться в самом крайнем случае и в новом законодательстве это отражено», — говорит эксперт.

При пересмотре и сокращении обязательных требований для бизнеса российские нормативные акты не менее подвержены комплексному анализу и проработке, чем отмена утративших значимость советских актов и актов РСФСР, сказал «НГ» руководитель экспертного центра «Деловой России» по контрольно-надзорной деятельности Ринат Гизатулин. «Работа по их пересмотру также ведется, но мы считаем, что в этом процессе недопустимо внесение изменений в нормативные правовые акты, уже скорректированные по итогам реализации механизма «регуляторной гильотины». Такие примеры говорят об отсутствии ограничений нормотворчества и создают угрозу ревизии и пересмотра результатов регуляторной реформы, — говорит он. — По нашему мнению, подобные случаи должны быть искоренены. Кроме того, продолжение регуляторное реформы должно в обязательном порядке охватывать всю иерархию нормативных правовых актов, начиная с федеральных законов, а также реализовываться на принципах создания условий для экономического роста, внедрения прорывных решений и технологий при обеспечении необходимого уровня безопасности в соответствующих сферах».

«Это комплексная переработка, которая продолжается и в 2021 году вместе с созданными рабочими группами от бизнес сообществ, которые выносят предложения и замечания на публичные обсуждения с представителями органов власти, целью которых является урегулирование разногласий между разработчиками нормативно-правовых актов (НПА) и бизнесом, продолжает эксперт. «Регуляторная реформа является дополнительным инструментом к эффективному законодательству и мы оцениваем ее как мероприятие, которое обязано продолжаться. При этом положительную роль для бизнеса может сыграть разработка единой систематизированной информации о количестве обязательных требований, которые следует соблюдать при осуществляемой предпринимательской деятельности», — говорит Гизатулин.

Во избежание «правового вакуума», когда старые требования отменены, а новые еще не изданы, необходим тщательный анализ и согласование замечаний между деловым сообществом и разработчиками НПА, прежде чем отменять акты в сферах деятельности, на которые распространен механизм «регуляторной гильотины», отмечает эксперт. «Цель регуляторное реформы заключается в ликвидации неопределенности при выборе предпринимателем необходимого правила поведения при осуществлении предпринимательской деятельности, — говорит Гизатулин. — Также мы признаем позицию председателя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина о том, что проверенные временем акты не стоит трогать, в частности, те акты советского времени, которые по-прежнему применяются на практике и включены Минюстом в состав обновленного законодательства».

Борис Титов заявил, что две трети из проблем, на которые жалуется российский бизнес не решаются годами » Информ-24: Парламентские новости

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину очередной ежегодный доклад о своей деятельности. Его составной частью стал Реестр системных проблем российского бизнеса, в котором собраны максимально беспокоящие предпринимателей обстоятельства государственного регулирования экономики. До 2019 года этот раздел носил название «Книга жалоб и предложений российского бизнеса».

«Подготовка второго по счету Реестра пришлась на крайне непростой для отечественной экономики период, — говорится в докладе Титова. — Кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции и резким падением цен на нефть, нанес серьезный удар по деятельности большинства отечественных предпринимателей и в первую очередь по субъектам малого предпринимательства. В этих условиях существенно усилился негативный эффект от накопившихся за годы и до сих пор не решенных системных проблем, сдерживающих развитие бизнеса в Российской Федерации».

В 2020 году в Реестр системных проблем российского бизнеса включено уже 335 проблем, распределенных по 34 направлениям деятельности. Из них 116 проблем включено в Реестр в 2020 году, а остальные 219 проблем остаются нерешенными с предыдущих лет: 64 проблемы с 2019 года, 32 проблемы с 2018 года, 38 проблем с 2017 года, 48 проблем с 2016 года, 20 проблем с 2015 года, 15 проблем с 2014 года и 2 проблемы с 2013 года.

«Решение указанных проблем должно стать первоочередной мерой, направленной на поддержку российского бизнеса, которая позволит предпринимателям сэкономить свое время и финансовые ресурсы и адаптироваться к осуществлению деятельности в сложившейся кризисной ситуации, — продолжает Титов. — При этом для этого не требуется дополнительного бюджетного финансирования, поскольку в основном перечисленные в реестре проблемы являются избыточными административными барьерами, устранение которых лежит в плоскости совершенствования нормативно-правового регулирования».

Реестр проблем делится на 34 отраслевых раздела, каждый из которых готовился при участии общественного омбудсмена по соответствующему профилю.

За все время работы институт уполномоченных по защите прав предпринимателей принял свыше 79 тыс. обращений (свыше 15 тыс. в центральный аппарат и свыше 64 тыс. региональным уполномоченным).

Ссылка на «Реестр системных проблем российского бизнеса»: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/3.pdf

проблемы бизнеса в России сегодня — НАФИ

МОСКВА, 5 марта 2018 года. Наиболее острые проблемы бизнеса сегодня – высокая налоговая нагрузка и снижение спроса на товары и услуги. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведенного платформой для предпринимателей «Деловая среда» и Аналитическим центром НАФИ в январе-феврале 2018 г.* среди руководителей российского малого и среднего бизнеса.

Основные причины затруднений, с которыми сталкиваются предприниматели в России сегодня − высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи (64%), а также пониженный спрос на товары и услуги (54%). Эти причины актуальны для компаний из всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производства и добычи ископаемых, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также услуг.

Среди других важных проблем – нехватка квалифицированных кадров (39%), высокая конкуренция с теневым сектором (34%), административные барьеры (29%) и сложности в получении кредитов (28%).

В частности, на нехватку квалифицированных кадров особое внимание обратили представители строительных компаний (40%), сфер производства и добычи ископаемых (51%) и транспорта и связи (44%). Представители сельского хозяйства жалуются на сложности в получении кредитов (36%) и преодолении административных барьеров (36%). В компаниях оптовой и розничной торговли отметили сложности в конкуренции с теневым сектором (41%).

Для самых малых по численности предприятий остро стоят вопросы снижения спроса на товары и услуги (59%), а также недоступности финансов (32%). Налоговая нагрузка оказалась наиболее серьёзной проблемой для компаний численностью 101-250 сотрудников (68%). В более крупных компаниях (от 250 чел.) на первое место выходит кадровый дефицит.

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от всех опрошенных

  % от всех опрошенных
Высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи 64
Снижение спроса на товары и услуги 54
Нехватка квалифицированных кадров 39
Высокая конкуренция с теневым сектором 34
Административные барьеры 29
Сложности при получении кредита 28
Сложность подключения к инфраструктуре (газ, электричество, водоснабжение) 13
Недостаток опыта, определенных знаний о ведении бизнеса 12
Ничего из перечисленного 8
Затрудняюсь ответить 1

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от опрошенных предпринимателей (по отраслям)**


  Сельское хозяйство Производство и добыча ископаемых Строи-тельство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь Услуги
Высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи 57 63 68 63 69 62
Снижение спроса на товары и услуги 46 43 56 63 47 48
Высокая конкуренция с теневым сектором 21 33 36 41 35 19
Высокие издержки на регулирование и проверки (административные барьеры) 36 38 32 25 31 28
Недостаток опыта, определенных знаний о ведении бизнеса 4 15 15 12 5 9
Нехватка квалифицированных кадров 29 51 40 37 44 34
Недоступность финансов (сроки, ставки, бумажные процедуры при получении кредита) 36 31 33 28 33 20
Сложность подключения к инфраструктуре (газ, электричество, водоснабжение) 18 16 11 13 15 13
Ничего из перечисленного 14 6 6 7 7 13
Затрудняюсь ответить 4 0 0 2 0 0

Скажите, с какими из ситуаций приходилось сталкиваться Вашему предприятию за последний год?, в % от опрошенных предпринимателей (по размеру компании)

  1-15 чел. 16-100 чел. 101-250 чел. 251+ чел.
Высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи 64 65 68 57
Снижение спроса на товары и услуги 59 53 57 38
Высокая конкуренция с теневым сектором 34 35 37 34
Высокие издержки на регулирование и проверки (административные барьеры) 25 31 46 35
Недостаток опыта, определенных знаний о ведении бизнеса 13 12 10 6
Нехватка квалифицированных кадров 33 41 54 60
Недоступность финансов (сроки, ставки, бумажные процедуры при получении кредита) 32 26 27 26
Сложность подключения к инфраструктуре (газ, электричество, водоснабжение) 15 13 13 15
Ничего из перечисленного 9 6 3 10
Затрудняюсь ответить 1 1 0 0

Россия — вызовы рынка

Помимо санкций, характеристики рынка, включая усиление государственного доминирования в экономике, высокую стоимость заимствований и отсутствие широких экономических реформ, вероятно, продолжат сдерживать экономический рост и рыночный потенциал. Крупные транснациональные корпорации США, акции которых обращаются на бирже, а также малые и средние предприятия продолжают внимательно отслеживать общий деловой климат в России, балансируя возможности и риски. И западные, и российские компании приближаются к 2021–2022 годам, стремясь извлечь выгоду из возможностей, но осознавая серьезные проблемы, с которыми сталкиваются западные участники рынка.Неустойчивые цены на нефть, падение курса рубля по отношению к доллару, продолжающаяся жесткая налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика и повышенный спрос в некоторых отраслях промышленности, вероятно, вернут российскую экономику к росту где-то в 2021 году, хотя и медленно. Действительно, как западные, так и российские компании сообщают о росте спроса на крупное промышленное оборудование для горнодобывающей промышленности, энергетики и тяжелого оборудования из года в год. Однако розничная торговля и жилищное строительство являются примерами секторов, которые остаются слабыми. В начале 2018 года Standard & Poor’s присвоило российскому долгу рейтинги BBB- (более низкий инвестиционный рейтинг), а в начале 2019 года Moody’s присвоило российскому долгу улучшенный рейтинг Baa3 (также более низкий инвестиционный рейтинг).Несмотря на необходимость структурной более глубокой экономической реформы, большинство аналитиков сомневаются, что произойдут какие-либо серьезные изменения в политике, которые послужили бы катализатором значительного экономического ускорения. Наконец, с точки зрения верховенства закона, в 2020 году наблюдается продолжение прошлых тенденций для иностранных инвесторов, которые могут оказаться в слабых позициях, когда российские службы безопасности вмешиваются от имени конкурентов или деловых партнеров, очевидно, стремясь использовать государственные связи для восстановления баланса. деловые отношения в их пользу.

Россия — большая страна с различными сегментами рынка, расположенными в одиннадцати часовых поясах. Основные рынки Москвы и Санкт-Петербурга хорошо обслуживаются, и новые участники рынка столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны уже существующих предприятий. Однако рынки в других крупных городах, таких как Екатеринбург, Казань, Новосибирск и Владивосток, могут быть не столь развиты, но могут быстро перейти на новый продукт / услугу.

• Учитывая санкции США против определенных секторов, юридических и физических лиц в России, компаниям необходимо планировать соблюдение нормативных требований и оценивать будущие риски.Коммерческая служба посольства США может проконсультировать вашу фирму по таким вопросам и связать вас с ключевыми ресурсами правительства США, чтобы получить дополнительную информацию об экспортном контроле и экономических санкциях в министерствах финансов, государства, внутренней безопасности и торговли.

• Существует долгосрочная тенденция «импортозамещения», которая является официальной политикой правительства России. Льготное финансирование для российских компаний, мягкие руководящие принципы, ограничивающие закупку иностранных продуктов, официальные преференции «покупайте российские» в государственных тендерах и обязательное хранение данных о клиентах на локальных серверах — все это типично для политики, которая может препятствовать U.Способность фирм S. конкурировать с точки зрения цены / качества.

• Несмотря на то, что за последние два десятилетия верховенство закона в бизнесе в России улучшилось, оно остается слабым по западным стандартам и, возможно, ухудшилось, о чем свидетельствует громкий арест в начале 2019 года долгосрочного американского инвестора по уголовным обвинениям. по вопросам, связанным с деловым спором ..

• Обременительные правила, преобладание и сила государственных предприятий и государственная политика, поощряющая локализацию, создают проблемы для U.С. экспортеров. Россия включена в список Special 301 Priority Watch List из-за существенных недостатков в защите прав интеллектуальной собственности (ПИС). Хотя характер и серьезность этих рисков ПИС варьируются в зависимости от отрасли, перспектива принудительного лицензирования фармацевтических препаратов остается одной из постоянных проблем.

• Поскольку в последние годы реальные доходы не изменились, российские импортеры и потребители по-прежнему чувствительны к ценам и задают много вопросов о предлагаемых товарах / услугах.Потенциальным экспортерам необходимо представить убедительные аргументы в поддержку сильной позиции на переговорах.

• За пределами университетов и круга международных компаний, английский не так широко распространен, даже в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Немного разговорного русского может иметь большое значение, особенно в приготовлении еды и тостов, когда вы встречаете новые деловые контакты. См. Дополнительную информацию в Business Travel .

(PDF) Ведение бизнеса в России.Основные политические риски и вызовы для международных компаний

Примечательно, что реализация антикоррупционных мер повысила популярность Путина,

, но вся кампания прошла без особого успеха. Некоторые эксперты утверждают, что

, продолжающийся антикоррупционный дискурс в России на самом деле часто не связан с практической борьбой с коррупцией

. По мнению Леденевой и Шекшни, антикоррупционные стратегии

неэффективны в реализации, поскольку неформальные практики в какой-то степени функционируют для российской экономики.«Они выполняют функцию« амортизаторов »

для системы — всегда в движении и с учетом контекста, они корректируют и корректируют ориентированные на прошлое неформальные коды

и интегрируют их с ориентированными на будущее формальными правилами. Они работают на

, решая проблемы, связанные с недостатками правовой системы, и компенсируют

несовершенства российской корпоративной культуры »(Леденева, Шекшня, 2011, с. 5). Некоторые исследователи

также утверждали, что новые правила не всегда отменяют коррупцию, поскольку

людей, ответственных за их разработку и внедрение, остаются прежними.

Они переписывают правила таким образом, чтобы изменить форму коррупционных действий, но не устраняют их. Следовательно, при анализе причин коррупции необходимо принимать во внимание среду регулирования и самих участников (Тулаева, 2011).

Кроме того, российское правительство предприняло шаги по улучшению климата для прямых иностранных инвестиций в стране

. Он реализовал ряд стимулов для иностранных инвестиций, в том числе

финансовой поддержки.В 2011 году он учредил, например, Российский инвестиционный фонд, который

обеспечивает совместное инвестирование в проекты долгосрочного партнерства с иностранными инвесторами. Государственный банк

Внешэкономбанк также предложил финансовую поддержку в виде займов, кредитов

и гарантий для проектов соинвестирования. Несмотря на эти меры, режим регулирования для

ПИИ в России остается одним из самых строгих среди стран OCDE, особенно для

финансового сектора, горнодобывающей промышленности и транспорта (Радзивилл, Вазякова, 2015, с.21).

В целях повышения прозрачности и доверия к государственным учреждениям правительство

также реализовало многочисленные инициативы, направленные на усиление участия гражданского общества в

процессах принятия решений. Весной 2013 года, например, была создана федеральная государственная система демократии E-

— интернет-портал для общественного обсуждения новых законов и

постановлений. Кроме того, правительство разработало механизмы Национальной предпринимательской инициативы

, которые позволяют представителям бизнеса принимать участие в законодательных процессах

более структурированным образом.Был введен ряд положений об НПО, которые, например,

, упрощают регистрацию и улучшают налогообложение. Правительство также создало

Координационный совет по государственной поддержке благотворительности при Министерстве экономического развития

, который раздает гранты НПО (Радзивилл, Вазякова, 2015). В то же время, однако,

новых юридических ограничений на участие в публичных протестах были введены правительством

с новым законом об НПО в ноябре 2012 года.Он требует, чтобы НПО, которые занимаются политической деятельностью

и получают пожертвования из-за границы, были зарегистрированы как «иностранные агенты», а

, таким образом, связаны с негативным подтекстом шпионажа.

закона и его применения подверглись критике со стороны международных организаций и многочисленных правозащитных групп как

, представляющих нарушение прав человека и новый механизм противодействия политической оппозиции

(Elder, 2013; Winning, 2013).

Почему инвестировать в Россию — рискованный бизнес

Россия никогда не была легкой для понимания посторонней страной.Уинстон Черчилль назвал это «загадкой, окутанной тайной, внутри загадки», и сегодняшние инвесторы вполне могут разделить его точку зрения.

Многим инвесторам все еще трудно избавиться от воспоминаний об эпохе советского коммунистического правления, даже спустя десятилетия после его впечатляющего краха в 1991 году. Последовавший за этим период эйфории был недолгим и сменился режимом деспотичного правительства и культурой дружбы. капитализм.

  • Россия обладает огромными запасами нефти, газа и полезных ископаемых, включая алмазы.
  • Коррупция и отсутствие прозрачности являются серьезными препятствиями для бизнеса.
  • Его зависимость от нефти делает его уязвимым перед колебаниями цен на сырьевые товары.

От бюста к буму в России

Переход России от коммунистической мировой державы к развивающейся экономике был нелегким процессом для ее граждан. Только в 1998 году, когда российский рубль был девальвирован в ответ на экономический кризис, его экономика начала расти.

Со временем темпы роста поставили его в один ряд с другими доминирующими развивающимися рынками, такими как Бразилия, Индия и Китай.Размер ее экономики не на том же уровне, что и у этих стран: Россия занимает 11-е место среди экономик мира по валовому внутреннему продукту.

Основной фондовый рынок страны показал стабильный рост. Индекс Московской биржи России, за которым внимательно следят составные индексы, упал примерно на 570 пунктов в начале 2009 года, как и большинство мировых индексов. С тех пор он неуклонно рос, достигнув чуть менее 3200 к концу февраля 2021 года.

В России по-прежнему можно получать доход от инвестиций.Уловка для инвесторов состоит в том, чтобы понять проблемы и возможности России.

ВВП на душу населения в России, разумный показатель личного богатства простых граждан, составляет примерно треть от ВВП стран Европейского Союза.

Вызовы России

Россия занимает 9-е место в списке крупнейших стран мира по численности населения — около 146 миллионов человек. У многих из них за последнее десятилетие наблюдался некоторый рост доходов, и они тратят все большую часть своего дохода на предметы роскоши, услуги и отдых.

Однако репутация страны как пристанища для олигархов не занижена. Согласно последним данным Всемирного банка, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, разумный показатель благосостояния граждан страны, в 2019 году составил 11 585 долларов США. Это было ниже уровня многих стран, бывших при Советском Союзе, включая Хорватию, Эстонию, Литву, Польшу, Словакию и Словению. (ВВП на душу населения в том году составлял 34 913 долларов в Европейском союзе и 63 343 доллара в Северной Америке.)

Россия, похоже, относительно хорошо справилась с пандемией COVD-19 в 2020 году и в 2021 году. Согласно отчету Всемирного банка, ее экономика сократится на 4% в 2020 году, что меньше, чем прогнозировалось ранее, из-за налогово-бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики. это помогло сдержать издержки экономического кризиса.

Природные ресурсы России

Самая большая привлекательность России для инвесторов — это ее богатые природные ресурсы. Нефть и газ играют важную роль в российской экономике с точки зрения производства для внутренних нужд и на экспорт.

По данным Управления энергетической информации США, по состоянию на 2017 год Россия была крупнейшим в мире производителем сырой нефти и вторым по величине производителем сухого природного газа. Россия также связана с энергетической отраслью через ряд ключевых совместных предприятий в Африке и других регионах-производителях энергии.

Его продолжающаяся зависимость от нефти делает его экономику уязвимой перед волатильностью мировых цен на нефть.

Минеральное богатство

Но нефть и газ — не единственные природные ресурсы, которыми богата Россия.Нация сидит на минералах на триллионы долларов. Он утверждает, что является источником 83% золота, экспортируемого в Европу. Также считается, что он обладает крупнейшими в мире запасами алмазов.

При этом энергия и минералы — это отчасти благословение, отчасти проклятие. Сильная зависимость России от ресурсов представляет собой риск. Когда вы инвестируете в Россию, вы должны учитывать динамику товарных цен.

Человеческий капитал

Россия также богата человеческими ресурсами.

Его образовательные традиции превосходны по математике и точным наукам и превосходны по языкам. Он производит множество умных работников. Россия может похвастаться поразительным уровнем грамотности — 99%, и примерно половина граждан страны имеет среднее образование.

Русская коррупция

Российская политика может представлять самый большой инвестиционный риск.

Рассмотрим ЮКОС, возможно, одну из крупнейших и наиболее успешных нефтяных компаний России.В 2003 году ее генеральный директор Михаил Ходорковский вступил в конфликт с президентом Владимиром Путиным. Российские суды признали его виновным по сфабрикованным обвинениям и приговорили к восьми годам тюремного заключения. ЮКОС был вынужден обанкротиться, а его части были проданы союзникам Путина за доли от его реальной рыночной стоимости. Акционеры ЮКОСа потеряли свои майки в этом деле.

Этот печально известный пример был недавно, но с тех пор нет никаких свидетельств существенных изменений.

Препятствие к ведению бизнеса

«Коррупция существенно мешает бизнесу, работающему или планирующему инвестировать в России.Высокопоставленная и мелкая коррупция является обычным явлением, особенно в судебной системе и государственных закупках », — отмечает профиль бизнеса в России на 2020 год, подготовленный Порталом по рискам и соблюдению нормативных требований, бизнес-ресурсом, поддерживаемым GAN Integrity.

Россия временами мешала иностранным инвесторам работать в среде, свободной от бюрократического давления. В 2008 году полиция провела обыск в московском офисе ВР, пытаясь убедить акционеров продать свои доли в совместном предприятии британского нефтяного гиганта и российской нефтедобывающей компании ТНК.

Другие глобальные операторы, включая Carrefour и DeBeers, отказались от операций в России. Российское правительство имеет опыт оказания давления на иностранные энергетические компании в рамках своих усилий по укреплению контроля над крупнейшими и наиболее важными месторождениями углеводородов в стране.

Компании, которые гордятся этичностью ведения бизнеса, такие как шведский гигант по производству предметов домашнего обихода Ikea, объявили мораторий на российские инвестиции из-за сохраняющихся опасений.

Рейтинг российской коррупции

Россия заняла 129-е место из 179 стран в Индексе восприятия коррупции 2020 года от антикоррупционной организации Transparency International, что соответствует Азербайджану, Малави и Габону. (США заняли 25-е место.)

Согласно Индексу восприятия коррупции, в России существует множество препятствий для честной и эффективной деловой практики. Считается, что даже в Иране, Ливии и Пакистане меньше коррупции.

Можно с уверенностью сказать, что корпоративная коррупция и отсутствие прозрачности являются серьезными рисками для инвесторов в России.

Итог

В поисках инвестиционных возможностей по всему миру инвесторы должны знать национальные риски, которые могут угрожать их инвестициям. Высокие доходы приносят инвестиции с высоким риском, и развивающиеся рынки, вероятно, являются местом, где можно получить прибыль, превышающую доходность развитых стран.

Хотя Россия предлагает высокую доходность, в ней доминируют энергетические компании, уровень регулирования все еще находится в лучшем случае, а политические риски выше, чем где-либо еще.

Это поразительная особенность инвестирования в Россию. Риски и потенциальные выгоды высоки.

Риск зарубежного бизнеса — Россия

Пожалуйста, прочтите самую свежую информацию для британских компаний по России и Украине, включая Крым.

Политический и экономический контекст

Вмешательство России в Украину и незаконная аннексия Крыма в 2014 году, химическая атака в Солсбери в 2018 году и применение химического оружия на территории России в 2020 году создают сложные условия для британского бизнеса, работающего в России.Существуют ограничения на осуществление некоторых видов деятельности в России, но законный бизнес может продолжаться, а экспорт из Великобритании остается устойчивым как по товарам, так и по услугам.

Департамент международной торговли (DIT) (ранее известный как UK Trade & Investment) продолжает оказывать поддержку британским компаниям на рынке, предлагая ряд услуг, включая целевые мероприятия, консультации по конкретным секторам, введение на рынок и торговые миссии.

По оценке МВФ на 2020 год, Россия занимает 11 место в мире по размеру ВВП.Экономика снизилась на относительно скромные 3,1% в 2020 году отчасти благодаря более легким ограничениям COVID-19. Однако перспективы остаются неутешительными из-за санкций и структурных ограничений. Макроэкономическая политика по-прежнему ставит во главу угла стабильность; государственный долг остается низким даже после пандемии, а инфляция остается низкой и стабильной. МВФ прогнозирует, что рост составит 3,0% в 2021 году и вернется к докризисному уровню к 2022 году. Программа государственных расходов на 400 миллиардов долларов, «Национальные проекты», может ускорить рост и открыть возможности для бизнеса в таких областях, как инфраструктура, финансовые услуги и т. Д. здравоохранение и образование.

Хотя в России самое маленькое население среди экономик БРИК, она со значительным отрывом самая богатая на душу населения. Это означает, что в нем относительно большой средний класс, хотя недавние низкие темпы роста снизили их реальные доходы. Тем не менее, потребители стремятся к качеству и инновациям в растущем секторе розничной торговли.

Внутреннее предложение потребительских товаров и услуг в России все еще недостаточно развито, поэтому есть возможности для развития нового бизнеса, например электронная коммерция.Рост в настоящее время зависит от сектора, например горнодобывающая промышленность, углеводороды и сельское хозяйство.

Усиление политической напряженности и внимание российского правительства к импортозамещению заставили некоторые компании опасаться покупать иностранные товары и услуги. Однако россияне понимают, что британский экспорт предоставляет одни из самых качественных и самых инновационных товаров и услуг. Значительные возможности остаются, например, в сфере потребительских товаров, предметов роскоши, образования и станков.

Инвестиционный климат в России неоднозначен.В 2020 году он занял 28 позицию в рейтинге Всемирного банка Doing Business; в настоящее время он занимает более высокое место, чем Китай, Индия и Бразилия. Однако есть опасения по поводу верховенства закона, прозрачности и доступа к кредитам. Эти опасения создают проблемы для внутренних и международных инвестиций, но крупные западные компании по-прежнему широко представлены в России в ряде секторов, включая энергетику, финансы, бизнес-услуги, потребительские товары, автомобили и машиностроение. Несмотря на санкции и экономический спад, ряд компаний продолжают инвестировать.

В 2011 году Россия, Казахстан и Беларусь вступили в Таможенный союз. В 2015 году союз превратился в Евразийский экономический союз, который состоит из Таможенного союза и Единого экономического пространства. С тех пор к Союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Организация все еще развивается, но регулирование различных секторов и технические регламенты теперь устанавливаются централизованно Евразийской экономической комиссией. Конечная цель Евразийского экономического союза — свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы

Санкции ЕС

Правительство Великобритании и наши международные партнеры, включая ЕС, ввели санкции против вмешательства России в Украине и незаконной аннексии Крыма.Эти санкции означают, что торговля и инвестиции с Россией в определенных целевых областях и / или с конкретными юридическими / физическими лицами являются незаконными.

Мы прилагаем все усилия для обеспечения полного выполнения Минских соглашений и работаем с нашими международными партнерами для обеспечения будущей стабильности и процветания в регионе. Для достижения этих целей мы будем использовать весь спектр наших дипломатических каналов и будем постоянно следить за нашим общим взаимодействием с Россией.

Информацию о введенных ограничительных мерах можно найти в Правительстве.Сайт в Великобритании. В случае сомнений компаниям следует обратиться на горячую линию поддержки бизнеса. Британские компании должны помнить о потенциальных рисках и проблемах работы в условиях санкций. Бизнесу следует по-прежнему уделять пристальное внимание российским разделам DIT и FCDO.

Компаниям также может потребоваться знать о режимах санкций, введенных другими странами, например, США.

Ограничительные меры ЕС являются целенаправленными, поэтому законный бизнес может продолжаться там, где санкции не применяются.Компаниям следует ознакомиться с информацией о санкциях на сайте GOV.UK, а в случае сомнений — связаться с DIT Russia, которое может предоставить контактные данные московских юридических фирм, знакомых с режимом санкций.

Важно, чтобы компании тщательно изучили санкции и воспользовались советами DIT. Мы ожидаем, что британские компании будут строго придерживаться закона.

Права человека

Россия — страна, обеспокоенная проблемами прав человека. Подробнее см. Годовой отчет FCDO о правах человека в России.

Взяточничество и коррупция

Взяточничество является незаконным. Взятка в любой точке мира является правонарушением со стороны британских граждан или лиц, обычно проживающих в Великобритании, организаций, зарегистрированных в Великобритании, или шотландских товариществ. Кроме того, коммерческая организация, ведущая бизнес в Великобритании, может нести ответственность за поведение лица, которое не является ни гражданином Великобритании, ни резидентом Великобритании, ни органом, зарегистрированным или созданным в Великобритании. В этом случае не имеет значения, имеют ли место действия или бездействие, составляющие часть правонарушения, в Великобритании или в другом месте.

Коррупция широко распространена в России и является серьезной проблемой для работающих там предприятий. Правительство России продолжает заявлять о своей приверженности сокращению коррупции и других вредных неформальных практик, но на практике они остаются проблемой. В Индексе восприятия коррупции Transparency International в 2018 году Россия упала до 138 из 180 стран.

Посетите портал Business Anti-Corruption, который предоставляет советы и рекомендации по вопросам коррупции в России.

Прочтите информацию на нашей странице «Взяточничество и коррупция».

Террористическая угроза

Существует высокая угроза терроризма. Хотя нет никаких указаний на то, что британские граждане или интересы были конкретными целями, нападения могут быть неизбирательными, в том числе в местах, часто посещаемых иностранцами. Вам следует сохранять бдительность во всех общественных местах, включая туристические объекты и места массового скопления людей, особенно там, где доступ не контролируется (например, мероприятия под открытым небом и рынки), а также в крупных транспортных узлах.

Предыдущие атаки были нацелены на транспортную инфраструктуру, включая аэропорты, автобусы, поезда и метро.Дальнейшие атаки вероятны и могут произойти в любой точке России.

См. Рекомендации по путешествиям FCDO.

Прочтите информацию, представленную на нашей странице об угрозах терроризма.

6. Совет по безопасности

Ведение бизнеса в России связано с защитными вопросами безопасности; Деловые люди должны быть осведомлены о следующих действиях местной службы безопасности (ФСБ):

  • IT-атака на офисные компьютеры, ноутбуки, КПК и другие электронные устройства
  • физическое, аудио и видеонаблюдение
  • подходов к персоналу
  • перехват телефонных звонков (стационарных и мобильных), текстовых сообщений, электронной почты, факсов и почты
  • обысков офисов, домов, транспортных средств и (особенно) гостиничных номеров (включая сейфы)

Для получения конкретной консультации пишите на адрес MoscowBusinessSecurity @ fcdo.gov.uk

Прочтите информацию, представленную на нашей странице с советами по защите.

Интеллектуальная собственность

Права ИС являются территориальными, то есть они обеспечивают охрану только в странах, где они предоставлены или зарегистрированы. Если вы думаете о международной торговле, вам следует рассмотреть возможность регистрации своих прав интеллектуальной собственности на экспортных рынках.

Прочтите информацию, представленную на нашей странице интеллектуальной собственности.

Организованная преступность

Прочтите информацию, представленную на нашей странице об организованной преступности.

Свяжитесь с нами по адресу [email protected]

Осознавая сложности ведения бизнеса в России

От конфликта на Украине до вмешательства России в выборы в США и Европе и управления сирийской войной — очевидно, что отношения между Западом и Россией становятся все более враждебными. Тем не менее Россия остается важной частью портфелей большинства западных транснациональных корпораций на развивающихся рынках. Эти компании не застрахованы от геополитической напряженности, которая может влиять на их бизнес как прямым, так и косвенным образом.

Хотя это относительно редко, было несколько случаев прямого вмешательства российского правительства в дела западного бизнеса. Например, в 2014 году, в начале резкого обострения американо-российских отношений из-за конфликта на Украине, Кремль подал в суд на McDonald’s за якобы нарушение правительственных кодексов безопасности и даже временно закрыл четыре магазина из-за предполагаемых «нарушений здоровья». Точно так же через несколько часов после того, как США и ЕС ужесточили санкции в отношении России в том же году, российские власти совершили налет на российскую штаб-квартиру Ikea, которая долгое время боролась с вмешательством со стороны российского правительства.

Некоторые клиенты моей компании (руководители крупных американских и европейских транснациональных корпораций), работающие в России, также заметили ужесточение нормативных требований за последние несколько лет: они стали свидетелями большего количества внеплановых проверок предприятий, резкого изменения требований к маркировке, угроз нормативных изменений со стороны региональных органов власти. и федеральное правительство, а также усиление давления с целью найма и производства на месте. Они также сообщали об угрозах штрафов и увеличении задержек и платежей во время прохождения таможни на российской границе.Интересно, что все эти вторжения в бизнес-операции, как правило, исходят не из Кремля, а со стороны местных чиновников, которые, похоже, стремятся завоевать расположение Кремля в условиях повышенной международной напряженности.

Недавний экономический спад в России, спровоцированный падением цен на энергоносители, также способствовал более консервативной государственной политике в ущерб экономическим реформам, что подрывает деловой климат и долгосрочные перспективы роста. Государственные доходы и возможности частного сектора ухудшились за последние несколько лет и будут медленно восстанавливаться.

Эта среда меняет то, как транснациональные компании работают в стране и продают свою продукцию. Наши клиенты в этом регионе уже заметили несколько изменений, из-за которых вести там бизнес стало сложнее и дороже.

Под влиянием растущего экономического давления — и отражения тенденций на других развивающихся рынках — российское правительство было вынуждено поддерживать местный бизнес, часто в ущерб иностранным инвесторам. Например, закон 2014 года обязывает правительство отдавать предпочтение местным производителям перед иностранными фирмами при проведении государственных тендеров без учета различий в качестве.В ответ на решение Запада ввести санкции в отношении России правительство решило наложить взаимные санкции на различный импорт сельскохозяйственной продукции из Запада и приняло политику импортозамещения, что означает, что оно импортирует меньше продуктов питания и молочных продуктов при субсидировании больше отечественного производства. Это было выгодно некоторым российским отраслям, но ограничило доступ на рынок для иностранных компаний.

В то же время транснациональные корпорации испытывают давление со стороны государства, чтобы продемонстрировать свою приверженность рынку путем дальнейшей локализации своей цепочки поставок, рабочей силы, бренда и производства.Это создает проблемы, когда нет (или нет высококачественных) местных поставщиков, что часто имеет место в определенных секторах, таких как здравоохранение.

Между тем бюджетная политика правительства снижает внутренний спрос. Например, чрезмерная зависимость страны от экспорта сырьевых товаров в сочетании с отсутствием политики, поддерживающей рост (например, налогово-бюджетного стимулирования, поддержки несырьевых секторов, повышение верховенства закона), создали проблемы для получения достаточных государственных доходов. В результате Москва ввела различные акцизы и рассматривает возможность повышения ставки НДС (с 18% до 24%) и более высоких налогов на прибыль (с целью повышения единой ставки с 13% до 20%, или создать прогрессивную шкалу), что повредит покупательной способности потребителей.

В последние годы правительство также сокращает финансирование здравоохранения, образования, государственной промышленности и пенсий. Во многих случаях людям приходится нести больше затрат напрямую — например, чтобы оплачивать больше услуг собственного здравоохранения, — что также ограничивает их покупательную способность.

Мы также слышим от клиентов, что все больше государственных проектов закрываются, что сокращает возможности для компаний, которые надеются продать их государству. Кроме того, поскольку российские агентства сталкиваются с сокращением федерального финансирования, у них появляется стимул вводить в действие нормативные акты или специальную политику, чтобы получать больше доходов от иностранных компаний, либо взимая платежи на таможне, либо налагая штрафы и налоги на свои местные операции.

Кроме того, процесс принятия экономических решений становится все более политизированным, поскольку правительство ставит политические цели (например, переизбрание Путина в 2018 году) и внешнюю политику выше внутренних реформ, таких как борьба с коррупцией, которые могут привести к улучшению деловой среды. Это, вероятно, и дальше будет затруднять бизнес-планирование.

Итак, что могут сделать предприятия?

Большинство фирм, с которыми мы работаем, чувствуют себя бессильными, чтобы справиться с меняющимися условиями в России.Но, основываясь на опыте и стратегиях наших клиентов, есть способы, которыми они могут управлять неопределенностью. Несмотря на бурный политический и экономический климат, Россия по-прежнему остается очень привлекательной по сравнению с другими развивающимися рынками, такими как Бразилия или Нигерия, в долгосрочной перспективе из-за ее большого населения, государственных и частных покупательных возможностей и сильной ресурсной базы.

Во-первых, компании должны точно определить, какие элементы их деятельности наиболее уязвимы для резких изменений во внешнеполитических отношениях.Затем компаниям необходимо продумать типы политических и макроэкономических событий (например, дальнейшие санкции, падение цен на нефть, протесты и т. Д.), Которые могут повлиять на экономику (например, волатильность рубля) и политику (например, запрет на импорт), а также повлиять на их операций, местных партнеров и клиентов. Они могут быть изложены в планах сценариев с определенными действиями по смягчению последствий, которые помогут предприятиям быстро отреагировать в случае необходимости.

С 2014 года мы помогли многочисленным производителям потребительских товаров пройти через этот процесс, чтобы смягчить последствия резкого обесценивания рубля для их бизнеса.Слабый рубль заметно увеличил инфляцию, что, в свою очередь, вынудило центральный банк повысить процентные ставки, что привело к увеличению стоимости кредита. В результате дистрибьюторы наших клиентов столкнулись с трудностями при получении ссуд и, следовательно, имели меньше финансовых возможностей покупать продукты у наших клиентов для распространения в магазинах по всей стране. Чтобы предотвратить любые сбои в работе, некоторые клиенты решили предоставить финансирование самим дистрибьюторам, чтобы они по-прежнему могли покупать, а затем продавать продукты у наших клиентов.Для многих фирм это оказало значительное положительное влияние на их способность сохранять долю рынка и узнаваемость бренда при сохранении прибыльности.

Во-вторых, компаниям следует укрепить свои группы по связям с государством, чтобы опережать любые нормативные изменения. Транснациональные корпорации могут даже объединяться с конкурентами (как иностранными, так и местными) и отраслевыми ассоциациями, чтобы лоббировать в правительстве политические решения, влияющие на их сектор и клиентов.

В-третьих, компаниям следует рассмотреть возможность локализации большей части своих операций.Чем больше вы местный житель, тем больше у вас шансов получить государственные тендеры и тем больше у вас будет рычагов для защиты от потенциально вредного государственного регулирования. При увеличении налоговых отчислений, использовании местной рабочей силы и привлечении местных поставщиков фирмам будет легче продемонстрировать, как государственное вмешательство негативно сказывается на российском бизнесе и рабочих.

Несмотря на беспорядки в отношениях между Россией и Западом, наличие плана быстрого реагирования может помочь транснациональным корпорациям выдерживать, управлять или даже извлекать выгоду из политических событий.

Export.gov — Ведение бизнеса в России

]]>

США привержены поддержке торговых и инвестиционных отношений между США и Россией в несанкционированных секторах экономики. Иностранная коммерческая служба (FCS) при представительстве США в России служит важным ресурсом как для американских, так и для российских предприятий, стремящихся к развитию и расширению новых отношений. FCS помогла российским и американским компаниям внедрить инновационные технологии и увеличить инвестиции, укрепив связи между нашими странами.Бесчеловечный лимит, введенный Российской Федерацией для наших сотрудников, привел к сокращению нашего присутствия в стране, ограничив нашу способность предоставлять полный набор услуг. Несмотря на эти ограничения, мы по-прежнему привержены поддержке американского бизнеса в Российской Федерации и будем предоставлять помощь и информацию, если позволят ресурсы.

Обзор рынка: Россия представляет серьезные проблемы и возможности для опытных американских экспортеров. Экономический спад в России в 2014–2016 годах, вызванный низкими ценами на нефть, западными санкциями и усугубляемый отсутствием структурных экономических реформ, оказал давление как на российские корпорации, так и на среднего потребителя.Хотя целевые экономические санкции США и Европы остаются в силе и постепенно расширяются, общего торгового эмбарго в отношении России нет. Благодаря жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике и более высоким ценам на нефть рост ВВП России в 2018 году составил 1,7%. Ожидается, что в 2019 году экономика будет расти сопоставимыми или несколько более медленными темпами. Несмотря на некоторые экономические проблемы, более 1000 американских фирм различного размера продолжала вести бизнес в России благодаря 142 миллионам потребителей, более 29 тысяч долларов ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), растущему среднему классу и высокообразованной и подготовленной рабочей силе.

Есть три основных фактора, которые заслуживают рассмотрения при оценке деловых перспектив в России: геополитика, динамика рынка и верховенство закона. Поддержка правительством Россией сепаратистов на Украине, вмешательство в выборы в США в 2016 году, кибератаки российского происхождения и роль российских спецслужб в отравлениях жителей Соединенного Королевства в марте 2018 года, а также несогласие с позицией США по Определенные вызовы глобальной безопасности, такие как Сирия и Венесуэла, вызвали напряженность в отношениях с США и их союзниками, что привело к усилению экономических ограничений в последние годы.Экономические санкции США и Европы, введенные в 2014 году и впоследствии усиленные, остаются в силе и вряд ли будут отменены в ближайшем будущем. Сохраняются отраслевые ограничения на шельфовые, арктические и сланцевые нефтегазовые проекты, финансовый сектор и оборонную промышленность. Кроме того, ряд российских юридических и физических лиц подвергается ряду санкций, требующих от американских фирм проведения тщательной проверки потенциальных деловых партнеров. С 2014 года американские экспортеры сельскохозяйственной продукции подвергаются российским контрсанкциям — одной из ряда протекционистских мер политики импортозамещения, призванных предоставить российским компаниям явные или неявные преимущества перед международными конкурентами.В 2018 году российская Дума приняла закон, одобряющий дальнейшие ограничения на импорт из Запада в случае расширения существующих западных санкций, и в настоящее время рассматривается закон, делающий любое сотрудничество с западными санкциями незаконным. Эти законы могут не выполняться, поскольку их выполнение может привести к потерям для некоторых российских экономических интересов, однако тот факт, что такие меры находятся на рассмотрении, создает неопределенность, которая является препятствием для бизнеса.

Экономические санкции: Целевые U.S. предприятиям следует знать, что Соединенные Штаты вводят санкции в отношении российских лиц (физических, юридических лиц и судов) в ответ на такие действия, как незаконная аннексия Крыма Россией, ее вторжение на восток Украины, вмешательство в выборы, злонамеренные действия с использованием киберпространства, деятельность человека. нарушения прав, использование химического оружия, распространение оружия, незаконная торговля с Северной Кореей и поддержка Сирии. В то время как американские компании и частные лица могут на законных основаниях участвовать в широком спектре коммерческой деятельности с участием России, которая не подлежит санкциям, штрафы за нарушение требований U.Санкции С. могут быть суровыми. Поэтому американским компаниям рекомендуется ознакомиться с потенциально применимыми санкциями и провести тщательную комплексную проверку, чтобы установить, могут ли санкции применяться к конкретному виду деловой активности или конкретным клиентам, клиентам, поставщикам или партнерам.

Сводный контрольный список может быть полезным инструментом для проведения комплексной проверки. Список проверки — это веб-платформа, которая объединяет одиннадцать отдельных списков проверки экспорта министерств торговли, штата и казначейства в единый список сторон, для которых правительство США поддерживает ограничения на определенный экспорт, реэкспорт, санкции и передачу товаров. .Компании могут выполнять поиск в списке по названию организации, стране и другим критериям, чтобы определить, могут ли потенциальные стороны сделки подпадать под экспортные ограничения или другие санкции. У Министерства финансов США есть Ресурсный центр с исчерпывающей информацией о санкциях, связанных с Россией, особенно в отношении Украины. Дополнительные информационные ресурсы можно найти в разделе «Экспортный контроль» настоящего коммерческого руководства для страны.


Население, ВВП, Инфляция, Бизнес, Торговля, ПИИ, Коррупция

Скачать PDF
Краткие факты
  • Население:
  • ВВП (ППС):
    • 4 доллара.4 триллиона
    • Рост на 1,3%
    • 0,8% Совокупный годовой рост за 5 лет
    • 29 181 долл. США на душу населения
  • Безработица:
  • Инфляция (ИПЦ):
  • Приток ПИИ:

Оценка экономической свободы России 61.5, что делает его экономику 92-й по величине в рейтинге 2021 года. Его общая оценка увеличилась на 0,5 балла, в первую очередь из-за улучшения оценки налогового бремени. Россия занимает 42-е место среди 45 стран европейского региона, а ее общий балл ниже средних региональных и мировых показателей.

Экономика России второй год подряд оценивается как умеренно свободная после более чем десятилетия в категории в основном несвободных. До тех пор, пока верховенство закона не будет значительно усилено, инвестиционный кодекс не будет либерализован и правительство прекратит проводить коррумпированную государственническую и протекционистскую экономическую политику, однако дальнейшее расширение экономической свободы в России будет затруднено.

ВЛИЯНИЕ COVID-19: По состоянию на 1 декабря 2020 года в России пандемией было связано 40 050 смертей, и прогнозировалось, что экономика сократится на 4,1 процента за год.

Фон

Владимир Путин был переизбран президентом в 2018 году на фоне обвинений в фальсификации результатов выборов. Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины в начале 2014 года и продолжает разжигать нестабильность, поставляя оружие и войска в восточно-украинский регион Донбасса.Продолжающиеся экономические санкции Запада привели к утечке мозгов и капитала. Экономика России сильно зависит от экспорта нефти и газа. В последние годы низкие цены на нефть, финансовое бремя аннексии Крыма и усилия по перевооружению вооруженных сил истощили государственные финансы. Из-за своих действий на Украине заявка России на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития была отложена на неопределенный срок.

Методология верховенства закона Просмотр

Российская конституция признает право собственности.Государству принадлежит большая часть земли, но большинство строений находятся в частной собственности. Верховенство закона поддерживается непоследовательно. Суды лишены независимости, сталкиваются с сильным политическим давлением и склоняются в пользу вынесения обвинительного приговора. Коррупция широко распространена в высокоцентрализованном и авторитарном правительстве и в мире бизнеса, терпимого к кумовству. Отсутствие ответственности позволяет бюрократам действовать безнаказанно.

Методология просмотра государственных размеров

Ставка индивидуального подоходного налога составляет 13 процентов, а максимальная ставка корпоративного налога составляет 20 процентов.Другие налоги включают акцизы и налог на добавленную стоимость. Общее налоговое бремя составляет 11,4 процента от общего внутреннего дохода. Государственные расходы составили 33,6 процента от общего объема производства (ВВП) за последние три года, а профицит бюджета в среднем составил 1,1 процента ВВП. Государственный долг эквивалентен 14,0 процента ВВП.

Методология анализа эффективности регулирования

Улучшение бюрократического аппарата коммунальных служб в Москве и Санкт-Петербурге сделало получение электроэнергии менее затратным по времени.Открытие бизнеса обходится дешевле, а получение разрешений на строительство теперь занимает меньше времени. Рынок труда фрагментирован из-за низкой мобильности рабочей силы, но очень гибких ставок заработной платы. По данным Всемирного банка, на субсидии и трансферты уходит почти 70 процентов государственного бюджета.

Методология Open MarketsView

В России действует 11 соглашений о преференциальной торговле. Средневзвешенная тарифная ставка составляет 5,5 процента, действует 227 нетарифных мер.Торговая и инвестиционная деятельность частного сектора подрывается структурными и институциональными ограничениями, вызванными вмешательством государства в рынок.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *