Принудительная ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции: сроки, условия
Ликвидация обществ с ограниченной ответственностью может проходить не только по инициативе владельцев или по решению арбитражного суда (например, при банкротстве). Правом закрыть ООО в административном порядке может воспользоваться и налоговая инспекция. Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции — нечастое, но встречающееся явление в бизнес-практике. Несмотря на то что налоговая инспекция принимает решение об этом единолично, есть ряд процедур, который должен быть соблюден.
Отчетность и проводки
Принудительная ликвидация общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в том случае, если по формальным признакам деятельность не ведется. Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках:
- Отчетные документы, предусмотренные законодательством, не предоставлялись в налоговую инспекцию в течение 12 месяцев.
- На банковских счетах, принадлежащих компании, движение средств отсутствовало в течение 12 месяцев.
Ст. 21.2 того же закона предписывает налоговую инспекцию принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.
Таким образом, если инспекторы зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то сведения о вашем ООО могут быть «подчищены» из Госреестра, что означает закрытие бизнеса.
Однако в 2015 году Конституционный суд признал ст. 21.1 частично не соответствующей основному закону страны. Норму обжаловали предприниматели из Алтайского края. Компания «Отделсервис» инициировала банкротство компании «Лидер» в арбитражном суде. 11 декабря 2013 года последняя была признана банкротом. При этом 12 декабря того же года фискальные органы исключают сведения ООО «Лидер» из ЕГРЮЛ. На основании решения налоговой инспекции суд прекращает процедуру конкурсного производства, и требования кредиторов остаются неисполненными.
Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей. Несмотря на то что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства. Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.
Как действует налоговая служба
Налоговая инспекция «отсеивает» недействующие юридические лица на основе следующего алгоритма. Инспекторы создают реестр компаний-молчунов, которые не сдают декларации и другие отчетные бумаги.
По этому списку делаются запросы в банк, а по полученным сведениям анализируется состояние счетов. Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.
Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.
Далее у фискального органа есть три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».
После публикации инспекторы ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Срок ожидания равен 3 месяцам. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.
Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты остальных компаний. Ведь сделки фактически прекратившей работу компанией рискованны и могут принести существенные убытки.
А для того чтобы вашу компанию не вычистили из Госреестра, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведется). Это обезопасит от санкций инспекторов.
zhazhda.biz
Принудительная ликвидация ООО налоговой
Обновление: 2 августа 2017 г.
Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.
Почему налоговики могут «закрыть» фирму
Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:
- организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
- у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
- организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.
Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.
Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно
Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:
- суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
- у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.
Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.
Как исключают из госреестра
Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.
Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.
Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.
Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.
Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы
С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.
Также читайте:
glavkniga.ru
Ликвидация ооо по инициативе налоговой инспекции
Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований.
Возможна ли ликвидация ООО по решению налогового органа?
Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.
Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.
Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.
Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
- Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
Поэтому для вас работают опытные адвокаты + горячая линия:
- Справа онлайн-чат: опишите ситуацию, чтобы узнать у юриста консультанта, как решить вашу проблему
- Горячая линия для Москвы: +7 499 577 04 24
- Горячая линия по РФ: 8 800 511 38 27
Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.
Основания для принудительного закрытия
Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:
- Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
- Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
- При признании несостоятельности организации.
- Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
- Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.
Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.
Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.
К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.
Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.
Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации
Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:
прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.
указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.
Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.
закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.
Порядок принудительной ликвидации
Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:
- После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
- Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
- Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
- Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
- Происходит выделение из состава других организаций.
- Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
- Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
- Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
- Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
- В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.
Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации
Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности.
Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.
С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.
Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.
u-bags.ru
Как закрыть ООО самостоятельно, если деятельность не велась? — Правовед.ru
Добрый день, Алексей!
Чтобы не возникло в дальнейшем лишних вопросов, лучше все таки самостоятельно официально прекратить деятельность ООО.
Вот пошаговый порядок ликвидации ООО, но в Вашем случае часть шагов можно будет пропустить, поскольку деятельность фактически не осуществлялась.
1.Участники проводят общее собрание, на котором принимают решение о ликвидации. В случае, если общество состоит из одного участника, готовится решение единственного учредителя. Те, кто планирует закрыть ООО самостоятельно, могут скачать образец решения единственного учредителя о ликвидации и образцы других документов в соответствующем разделе нашего сайта.
2. В ходе общего собрания выбирается ликвидационная комиссия и составляется план мероприятий по ликвидации ООО.
3. Уполномоченное лицо в течение 3 рабочих дней информирует о принятом решении налоговые органы по месту госрегистрации юридического лица. В налоговую инспекцию необходимо представить заполненную форму Р15001. Кроме того, регистрирующие органы следует уведомить о создании ликвидационной комиссии и ее составе (для этого готовится форма Р15002).
4. В обязательный список того, что нужно, чтобы закрыть ООО, входит публикация информации о ликвидации фирмы. Объявление следует разместить в специализированном периодическом издании. Обычно подобные объявления публикуются в «Вестнике государственной регистрации». В сообщении указывается полное наименование компании и сроки, в течение которых кредиторы могут предъявить свои требования (не менее 2 месяцев со дня публикации объявления).
5. Для того, чтобы закрыть ООО, нужно провести полную инвентаризацию активов предприятия и направить письменные уведомления всем кредиторам.
6. По окончании срока, в течение которого кредиторы могли предъявить требования о погашении обязательств, составляется промежуточный ликвидационный баланс. В документе отражаются сведения об имуществе и обязательствах предприятия. Баланс утверждается участниками и подается в налоговые органы вместе с формой Р15003.
7. Уполномоченные лица увольняют всех сотрудников предприятия.
8. Производится окончательное погашение обязательств по отношению к кредиторам.
9. Завершаются расчеты по налогам и прочим обязательным платежам. Подаются декларации. Предприятие снимается с учета в ЕГРПО, ФОМС, ФСС и ПФР.
10. Составляется и утверждается ликвидационный баланс.
11. Активы, которые остались после выполнения всех обязательств, распределяются между учредителями в соответствии с их долями.
12. Закрываются расчетные счета, уничтожается печать предприятия.
13. В налоговый орган подаются документы для закрытия предприятия. Перечень документов для ликвидации ООО включает в себя квитанцию об уплате госпошлины, форму Р16001 и итоговый ликвидационный баланс.
Все, что нужно сделать после проведения перечисленных выше мероприятий – обратиться в налоговую инспекцию и получить свидетельство о том, что юридическое лицо прекратило свое существование, и запись об этом внесена в государственный реестр.
Данный перечень взят с сайта http://www.urself.ru/ и проверен мной.Тем не менее, коллега прав, отмечая, что если в течении 12 месяцев не будете осуществлять деятельность, то налоговая сама закроет.
Желаю Удачи!
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
pravoved.ru
Можно ли открыть ООО, если прежнее закрыла налоговая?
Здравствуйте, Анастасия
Здравствуйте, Анастасия!
Может и не получиться открыть новое ООО.
Согласно п. ф ст. 23 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:
если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
consjurist.ru