ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В НАЧАЛЕ XX в. ЛОГИСТИКА СТАЛА НАУКОЙ БЛАГОДАРЯ ВОЕННОМУ ДЕЛУ, включающему планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, строительство мостов и дорог. Искусными логистиками считаются знаменитые полководцы – генералиссимус А. Суворов, фельдмаршал М. Кутузов, маршал Г. Жуков. Со временем логистика перешла и в сферу экономики, хозяйственной практики, оформившись как теория управления товарно-материальными ресурсами вначале в обращении, а затем и в производстве товаров. Была разработана логистическая технология взаимодействия различных видов транспорта, ставшая основой развития, в частности, европейской транспортной системы стран Евросоюза.
В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до потребителя. Для управления движением материального потока необходимо знать способы воздействия на этот поток: выбор транспортного средства, оптимального маршрута перевозки, определение оптимального уровня запасов на складах, выбор количества и территориального расположения складов и оптовых баз, определение оптимального размера расфасовки готовой продукции и т.д.
Основным критерием оптимального управления движением материального потока служит повышение конкурентоспособности за счет снижения расходов по продвижению грузов, оптимизации запасов на всем пути следования, сокращения времени прохождения товаров от первичного источника к потребителю, повышения качества сервисного обслуживания потребителей.
Применение логистики объясняется рядом причин. Выделим основные три:
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОИСКА нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять внимание не только самому товару, но и качеству его поставки. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути.
2. ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ энергоносителей вынудило искать методы повышения экономичности перевозок, потребовало согласованных действий всех участников логистического процесса.
3. ПРИМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ логистики стало возможным благодаря внедрению компьютерных технологий, которые позволили управлять материальными потоками на всех этапах их перемещения. Глобальные компьютерные сети способствовали развитию отраслей, занятых оказанием услуг в области логистики.
В 1991 г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина: «Логистика — это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов».
Логистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные, городские, областные, региональные, межрегиональные, транснациональные и глобальные. По объектно-функциональному признаку — логистические системы группы предприятий, одной или нескольких отраслей, ведомственные, торговые, военные и т.п. Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию потребителям.
Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходит через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь пластиковой бутылки с «Джермуком» также довольно тернист. Для всех этих цепочек деятельности применяются разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят — «процесс», когда подчеркивается маркетинг — «логистический канал»; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин «цепочка ценности», когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о «цепочке спроса», когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин — «цепь поставок».
Цепь поставок — множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченной по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и затрат. Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с начала до конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов. Самый простой способ представить цель поставок — показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.
ПРЕДЫДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО УРОВНЯМ ПОСТАВЩИКОВ.
Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть — оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть — магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть — непосредственно потребителям, пользуясь своими веб-сайтами. Общая цель поставок разделяется, один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями.
Материальный поток, двигаясь через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.
Сегодня свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики — сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Логистический подход создает и условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.
Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых
Логистический менеджмент компании — это взаимосвязь основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения цели формируемой логистической системы. При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы — это взаимосвязь организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и др. целями.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют в основном в системе сбыта (дистрибуции) компании, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.
Логистический менеджмент по отношению к фактору «цена» обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка. Учитывая, что затраты в дистрибуции, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых, а в некоторых отраслях и превышающих себестоимость производства готовой продукции, логистические решения по транспортировке оказывают существенное влияние на возможность реализации маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые в процессе логистического менеджмента, могут значительно сократить логистические издержки в системе дистрибуции товаропроизводителя, расширив возможность маркетингового ценового маневра.
То же самое можно сказать и о других комплексных логистических активностях в сбыте: складировании, грузопереработке, управлении запасами. Необходимо учитывать и интегральное влияние на цену готовой продукции физического распределения в смысле замены одной комплексной логистической активности на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких элементарных активностей в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п. В ряде случаев логистик может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).
СКАЗАННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВАЖНОСТИ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ. Конечно, у нас существует целый ряд серьезных ограничений, мешающих внедрению логистического управления в полном объеме, это в первую очередь длящееся непозволительно долго блокадное положение Армении, отсутствие железнодорожной связи с Россией и многое другое. Но ведь можно внедрить логистическое управление в пределах республиканского транспортного узла и получить при этом немало преимуществ, прежде всего финансовых. Ни один армянский бизнесмен пока не обращался в НАН РА или Армянский экономический университет с целью заключить договор на оказание ему логистических сервисных услуг, предпочитая научным методам свои опыт и интуицию. А ведь в советское время задачи линейного программирования (одного из основных методов современной логистики) решались в ВЦ Академии наук, в ВЦ Госплана, в ВЦ Минавтотранспорта республики.
В 60-е гг. ХХ в. новосибирский ученый академик В.Канторович был удостоен Нобелевской премии за фундаментальные разработки в области линейного программирования. Сейчас же логистика не изучается ни в одном из многочисленных университетов Армении, не говоря о научно-исследовательских работах. В России картина иная. Российские студенты соответствующих учебных заведений обязательно изучают логистику и логистический менеджмент, издаются научные журналы по логистике, регулярно проводятся конференции и семинары по логистике, наконец, российские бизнесмены заключают договора на оказание им логистических сервисных услуг. Пора правительству республики, объявившему о приоритете информационных технологий, вплотную заняться логистикой, что, безусловно, приведет как к развитию бизнеса, так и явится вкладом в борьбу с бедностью.
mostga.am
Логистика Википедия
Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат)[1].
Логистика как наука — методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.
В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.
С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации[2].
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
История[ | ]
Термин появился первоначально в интендантской службе вооружённых сил и происходит от греч. λογιστική, что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865—912). В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания.
Развитые логистические методы можно обнаружить в различных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора, при этом учитывались место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние[3].
В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини. В советское время он был заменён термином «снабжение».
Теория логистики[ |
ru-wiki.ru
Логистическое управление складской деятельностью
РЕФЕРАТ
по курсу «Логистика»
1. Логистическое управление складской деятельностью
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с реализацией логистической функции складирования, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи и величину общих логистических издержек.
Современный крупный склад, представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня логистической цепи, которая и формирует основные технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической системы. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить благоразумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанного с вложениями капитала, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести:
1) Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии, со спросом — создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструкции, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.
2) Хранение. Складирование позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонными колебаниями в потреблении некоторых товаров.
3) Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.
4) Предо
mirznanii.com
Логистические цепи
Вместе с понятием «логистическая система» в литературе широко используются понятие «логистическая цепь» и «логистический канал», «цепь поставок». Во многих случаях эти понятия не очень четко разграничены и иногда употребляются как синонимы.
Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, которые реализуют доведение материального потока от конкретного производителя к его потребителям.
Множество частично упорядочено до тех пор, пока не выбраны конкретные участники процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления.
Существует и другая интерпретация логистической цепи, под которой понимают совокупность логистических операций, выполняемых последовательно от момента зарождения до момента угасания потока товаров, работ, услуг на соответствующем потребительском рынке.
Необходимо отметить, что для зарубежной литературы характерно употребление термина «цепь поставок», однако экономическое содержание этого понятия идентично «логистической цепи».
Логистические цепи протягивают между логистическими звеньями, чтобы проиллюстрировать организационную структуру логистических систем. В самом простом случае, когда логистическая система характеризуется как система с прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. В более сложных случаях в условиях функционирования эшелонных систем данная цепь может иметь древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами (гибкая логистическая система).
В целом, в логистической цепи, т.е. в цепи, по которой проходит материальный и информационный поток от поставщика к потребителю, выделяют следующие главные звенья:
– поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
– хранение продукции и сырья;
– производство товаров;
– распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;
– потребление готовой продукции.
В реальных условиях хозяйствования существует большое количество логистических посредников, широкий ассортимент материальных ресурсов, которые используются в производстве товаров, и разветвленные распределительные сети. Вследствие этого могут формироваться сложные логистические цепи взаимосвязанных звеньев, которые объединяют несколько логистических цепей, так называемые логистические сети.
www.logistic-info.ru