Close

Фз о банкротстве индивидуального предпринимателя: Статья 216. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом

Содержание

Статья 216. Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

2. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

3. Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и введении реализации имущества гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 4 ст. 216 (в ред. ФЗ от 29.07.2017 N 281-ФЗ) применяется к фактам — основаниям признания лица не соответствующим требованиям к деловой репутации, имевшим место с 28.01.2018. Факты, имевшие место до 28.01.2018, учитываются в соответствии с ранее действующей редакцией нормы.

4. В течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации).

В течение десяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Положения пунктов 2 и 4 настоящей статьи не применяются к индивидуальному предпринимателю, если по результатам завершения в отношении его процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры в составе непогашенной задолженности более пятидесяти процентов составляет задолженность, которая образовалась в период действия моратория, установленного в соответствии со статьей 9.1 настоящего Федерального закона, и (или) на которую была предоставлена судебная рассрочка, предусмотренная пунктом 3.1 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, и (или) в отношении которой было заключено мировое соглашение в ходе дела, возбужденного в период действия моратория, о чем указывается в соответствующем судебном акте.(п. 5 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Нововведения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся последствий признания гражданина (индивидуального предпринимателя) банкротом

С 28 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2017 г. №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» в положения пункта 3 статьи 213.30 и пункта 4 статьи 216 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касательно последствий признания гражданина или индивидуального предпринимателя банкротом.

Согласно положениям указанных статей (до внесения изменений), для граждан и индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами, устанавливается ряд ограничений и запретов, а именно:
в течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, также в течение указанного срока дело о банкротстве не может быть повторно возбуждено по заявлению этого гражданина;
в течение 3 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;
с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, а также он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Федеральный закон от 29.07.2017г. №281-ФЗ с 28.01.2018г. расширил вышеназванные ограничения и запреты, установленные для граждан и индивидуальных предпринимателей, в контексте регулирования деятельности финансовых организаций, а именно — дополнил следующим:
в течение 10 лет с даты завершения в отношении гражданина или индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.
в течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

Ведущий специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере СРО
Управления Росреестра по Иркутской области
Петр Суменков

Просмотров: 976

Как признать банкротом индивидуального предпринимателя

Действующее российское законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей, нельзя назвать достаточно проработанным и последовательным. Одной из правовых коллизий, имеющих принципиальное значение для данного института, является проблема определения оснований признания индивидуального предпринимателя банкротом.

Сочетание двух критериев

Двойственность правового регулирования оснований признания банкротства индивидуальных предпринимателей вызывает путаницу в решении данного вопроса правоприменителями. Арбитражный суд, налоговая инспекция либо контрагент несостоятельного предпринимателя решают этот вопрос по-своему.

Вместе с тем на сегодня в практике фактически сложилось два основных подхода к определению оснований признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Согласно первому подходу для признания индивидуального предпринимателя банкротом суд должен не только установить наличие просроченной свыше трех месяцев задолженности по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, но и в целях определения неплатежеспособности (платежеспособности) индивидуального предпринимателя сопоставить размер его обязательств со стоимостью принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Такой позиции придерживаются, например, некоторые ФАС (см. п.1), а также Минэкономразвития России (см. п.2).

Данный подход основывается на норме п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)» п. 3, согласно которой гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 10.12.2008 № А43-3287/2008-36-22 пришел к выводу, что к банкротству индивидуальных предпринимателей применяются правила о банкротстве гражданина.

В судебных актах ФАС СЗО встречается мотивировка о том, что ни в § 1, ни в § 2 главы X Закона № 127-ФЗ не определено, что понимается под неспособностью индивидуального предпринимателя удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, которые упомянуты в ст. 214 Закона № 127-ФЗ. Следовательно, в этом случае подлежат применению общие положения Закона № 127-ФЗ, то есть п. 1 ст. 34.

Согласно второму подходу особенности банкротства индивидуальных предпринимателей установлены ст. 214–216 Закона № 127-ФЗ. При этом в соответствии со ст. 214 Закона № 127-ФЗ основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, Закон № 127-ФЗ не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества, а общее правило определения признаков банкротства, предусмотренное п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, согласно которому гражданин признается банкротом только тогда, когда сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, при решении вопроса о банкротстве индивидуальных предпринимателей не применяется.

Настоящая позиция находит свое отражение в актах некоторых ФАС (см. п. 5).

Так, ФАС ВСО в Постановлении от 22.01.2010 № А78-2891/2008 отметил, что исходя из положений, содержащихся в ст. 214 Закона № 127-ФЗ, при решении вопроса о несостоятельности индивидуальных предпринимателей не применяется общее правило определения признаков банкротства, предусмотренное п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, согласно которому гражданин признается банкротом только тогда, когда сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.05.2010 № А65-24109/2009 установил, что при этом Закон № 127-ФЗ не ставит наличие признаков несостоятельности предпринимателя в зависимость от стоимости принадлежащего ему имущества и ее превышение над суммой его обязательств.

Банкрот банкроту рознь

Исходя из п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Положения, предусмотренные п. 1 указанной статьи, применяются, если иное не установлено Законом № 127-ФЗ.

Особенности несостоятельности индивидуальных предпринимателей определены ст. 214–216 Закона № 127-ФЗ.

Следовательно, предприниматель может быть признан несостоятельным, если выявлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом надо учитывать, что норма ст. 214 Закона № 127-ФЗ является специальной по отношению к закрепленной в п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ, а потому подлежит приоритетному применению.

Получается, что Закон № 127-ФЗ применительно к признакам банкротства индивидуального предпринимателя предусматривает только критерий неплатежеспособности. Поэтому факт превышения стоимости имущества должника над размером обязательств перед кредитором не имеет значения для установления наличия оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом.

Указанная точка зрения находит свое отражение в литературе. Так, В.А. Химичев отмечает, что законодатель по-прежнему выделяет потребительское банкротство граждан, в основу которого положен критерий неоплатности, и предпринимательское банкротство, где за основу принят критерий неплатежеспособности6.

М.В. Телюкина также подчеркивает важнейшую особенность банкротства индивидуальных предпринимателей по сравнению с банкротством обычных физических лиц – к предпринимателю применяется критерий неплатежеспособности: предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), только если выявлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; превышение размера обязательств над стоимостью имущества не требуется (см. п.7).

Е.А. Суханов говорит, что в соответствии с п. 1 и 5 ст. 25 ГК РФ, а также со ст. 214, 215 Закона № 127-ФЗ признаком банкротства является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Учитывая, что общие нормы Закона № 127-ФЗ применяются к рассматриваемым отношениям субсидиарно (ст. 202 Закона № 127-ФЗ), для банкротства предпринимателя достаточно лишь самой по себе такой неспособности, то есть здесь применяется принцип неплатежеспособности, а не неоплатности. Кроме того, важными факторами для признания его банкротом остаются срок, в течение которого гражданин-предприниматель был неспособен исполнить свои обязательства, и размер его задолженности8.

Таким образом, считаем, что положения п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ в части установления превышения суммы обязательств индивидуального предпринимателя над стоимостью принадлежащего ему имущества при определении признаков банкротства индивидуального предпринимателя не подлежат применению. Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом лишь в том случае, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им именно предпринимательской деятельности.

Николай Курц,
помощник председателя суда, г. Иркутск

_______________

  1. Постановления ФАС ДО от 11.09.2008 № А04-5586/07-10/247«Б», ФАС ЗСО от 30.06.2010 № А27-15621/2009, ФАС СКО от 14.07.2010 № А53-18821/2009.
  2. Письмо Минэкономразвития России от 02.02.2010 № Д06-275.
  3. СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  4. Постановление ФАС СЗО от 15.12.2009 № А05-14666/2008.
  5. Постановления ФАС УО от 13.12.2010 № А71-19586/2009-Г26, ФАС ЦО от 26.05.2009 № А08-52/2009-2 «Б».
  6. Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., 2006.
  7. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) М.: Юрайт-Издат, 2004.
  8. Гражданское право. Общая часть: Учебник: в 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. М., 2008. Т. 1.

По материалам: «эж-ЮРИСТ»

Введение моратория на банкротство организаций и индивидуальных предпринимателей в 2020 году (обзор ключевых положений)

В связи с распространением на территории России короновирусной инфекции 31 марта 2020 года Государственной думой РФ принят проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – «Законопроект»)[1].

Данный документ расширяет полномочия Правительства РФ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Среди многочисленных мер, направленных на защиту населения и экономики страны, новый Законопроект вносит существенные поправки в Закон о банкротстве[2], важнейшей из которых является право Правительства РФ устанавливать мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В данном обзоре рассмотрены наиболее значимые, на наш взгляд, положения Законопроекта и проекта постановления Правительства РФ № 428 от 03 апреля 2020 года (далее – «Постановление»), касающиеся банкротства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Проект Постановления опубликован на сайте ведомства[3] 04 апреля 2020 года. Документ на шесть месяцев вводит запрет на возбуждение судами дел о банкротстве, если соответствующее заявление подано в суд кредиторами после вступления данного постановления в законную силу[4]. Важно отметить, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве вводится в отношении отдельных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые наиболее существенно пострадали от ограничений, связанных с пандемией коронавируса. На банкротства физических лиц мораторий пока не распространяется.

Организации, на банкротство которых распространяется мораторий, будут определяться по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Соответствующий перечень кодов ОКВЭД утвержден Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России). В этот перечень вошли компании, работающие в сфере авиаперевозок, туроператоры, компании, занятые в сфере организации выставок и мероприятий, гостиничном, ресторанном бизнесе, и др. Полный перечень кодов ОКВЭД опубликован на сайте ФНС России[5].

Под действие моратория подпадают почти 1,3 млн. организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие коды ОКВЭД в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01 марта 2020 года. Кроме того, ФНС России разработала специальный онлайн-сервис[6], с помощью которого можно проверить, относится ли компания или индивидуальный предприниматель к числу лиц, в отношении которых действует мораторий.

Помимо организаций малого и среднего бизнеса, внесенных налоговым органом в указанный выше перечень, под действие моратория подпадают системообразующие, стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, а также стратегические организации, обеспечивающие реализацию единой государственной политики в отраслях экономики.  

Согласно Законопроекту, судам предписано возвращать поступившие от кредиторов заявления о признании должников банкротом в течение 6 месяцев с даты введения моратория. Исполнительные производства, а также дела о банкротстве, которые были возбуждены судом до даты моратория, но по которым на дату вступления моратория в силу не введена ни одна из процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, подлежат приостановлению.

Также приостанавливается начисление штрафных санкций по договорам за просрочку своевременного исполнения обязательств. Предпринимателям запрещается взыскивать со своих контрагентов неустойки, пени, штрафы, предусмотренные договорами. При этом обращаем внимание, что это правило распространяется только на те категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отношении которых действует мораторий.

Кроме того, в целях дополнительной защиты имущественного положения предприятий и индивидуальных предпринимателей законодатель вводит временный запрет на обращение взыскания на заложенное ими имущество пользу кредиторов, в том числе во внесудебном порядке. Мы полагаем, что суды будут также возвращать иски об обращении взыскания на имущество должника в период действия моратория.

С другой стороны, в целях защиты имущественных интересов кредиторов, компаниям и индивидуальным предпринимателям, подпадающим под действие моратория, запрещается совершать сделки по зачету взаимных встречных требований, осуществлять выплату дивидендов и распределять прибыль между участниками.

На срок действия моратория также приостанавливается обязанность генерального директора компании обратиться в суд с заявлением о признании его компании банкротом при выявлении признаков неплатежеспособности (недостаточности имущества). Аналогичная поправка введена в отношении банкротства физического лица. Однако поскольку на текущий момент действие моратория не распространяется на физических лиц, полагаем, что данное нововведение относится только к индивидуальным предпринимателям.

При этом стоит особо подчеркнуть, что право на подачу такого заявления за руководителем должника сохраняется. Более того, Законопроект устанавливает правило, по которому дело о банкротстве, возбужденное ранее по заявлению кредитора и приостановленное в связи с введением моратория, прекращается, если должник подал собственное заявление о признании его банкротом в период действия моратория.

Данные поправки, на наш взгляд, призваны защитить предпринимателей и менеджмент компаний от привлечения к субсидиарной ответственности по тем обязательствам, которые должники примут на себя в условиях неплатежеспособности (недостаточности имущества) в течение следующих 6-ти месяцев.

Однако стоит подчеркнуть, что вопросы субсидиарной ответственности руководителей в период действия моратория в Законопроекте не урегулированы. Мы предполагаем, что те обязательства, которые примет на себя должник в период действия моратория не будут включены в размер субсидиарной ответственности в том случае, если после окончания моратория в отношении компании все же будет возбуждена процедура банкротства.

На данный момент сложно спрогнозировать, как будет развиваться судебная практика по делам о субсидиарной ответственности за действия (бездействие) менеджмента, совершенные в период моратория. В связи с этим в целях дополнительной защиты от риска привлечения к субсидиарной ответственности, мы рекомендуем руководителям организаций разработать подробный план антикризисных мер для предупреждения банкротства своей компании. Данный вопрос будет нами подробно рассмотрен в ближайших публикациях.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос оспаривания сделок, совершенных компаниями и индивидуальными предпринимателями в период моратория. В Законопроекте указано, что все сделки, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности должника, и в которых размер денежного обязательства превышает 1 процент от балансовой стоимости активов должника, признаются ничтожными.

Помимо этого, увеличивается срок оспаривания подозрительных сделок и сделок с предпочтением, указанных в ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Период подозрительности исчисляется с даты введения моратория и распространяется на весь период его действия, а также 3-х месячный срок после его окончания. Данное правило будет действовать в тех делах о банкротстве, которые будут возбуждены в течение 3-х месяцев после окончания моратория.

Данное положение, в том виде, в котором оно сформулировано в Законопроекте, вызывает особую настороженность, поскольку создает серьезные риски для будущих контрагентов пострадавших компаний, потому что фактически любая сделка, которая не является типичной для должника в случае, если ее цена превышает 1% от стоимости активов компании, может быть в дальнейшем оспорена, если в отношении должника в дальнейшем будет возбуждена процедура банкротства. Не исключено, что компаниям, пострадавшим от пандемии, будет значительно сложнее привлекать дополнительное финансирование для поддержания своей деятельности. С другой стороны, предпринимателям теперь придется с особой внимательностью подходить к проверке своих контрагентов и анализу их финансового состояния для того, чтобы снизить риски невозврата задолженности в случае возможного банкротства своих контрагентов.

Еще одним существенным положением Законопроекта является введение упрощенного порядка заключения мирового соглашения между должником и кредиторами. Как отмечено выше, за должником сохраняется право (но не обязанность) обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве в период действия моратория. В этом случае должник вправе обратиться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения с кредиторами даже в том случае, если собрание кредиторов его не утвердило. По смыслу положений Законопроекта целесообразность и реализуемость такого мирового соглашения будет определять суд, однако кредиторы вправе возражать против его утверждения, ссылаясь на то, что такое мировое соглашение не имеет экономического смысла, направлено на затягивание процедуры банкротства, не способно обеспечить удовлетворение требований кредиторов в большей степени, чем в процедуре конкурсного производства и направлено на причинение вреда их имущественным интересам.

Данное нововведение представляется достаточно перспективным и, в последствии, может дать существенное развитие практике заключения мировых соглашений в банкротстве юридических лиц, как реабилитационной процедуры по реструктуризации долгов предприятия.

Несмотря на то, что Законопроект в значительной степени направлен на поддержку компаний, пострадавших от пандемии коронавируса, остается открытым ряд вопросов, в частности, касающихся оспаривания сделок, субсидиарной ответственности, возможное злоупотребление должниками положениями Законопроекта о мировом соглашении. Мы внимательно следим за развитием событий и в дальнейшем будем информировать о наиболее значимых изменениях в сфере законодательства о банкротстве.

[1] По состоянию на 06.04.2020 Законопроект одобрен Госдумой в третьем чтении, Советом Федерации РФ и передан на подписание Президенту РФ.

[2] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

[4] Указанный шестимесячный срок будет исчисляться с даты официального опубликования Постановления в Российской газете и иных официальных источниках нормативно-правовых актов РФ. По состоянию на 06.04.2020 документ не опубликован и не вступил в законную силу.

ИП-банкрот вправе вернуть статус после мирового соглашения с кредиторами, не дожидаясь 5 лет

Один из экспертов «АГ» отметил, что ВС устранил пробел в законодательстве, который негативно сказывался на предпринимательском климате в России. Второй отметил, что Суд сформировал крайне важную судебную практику с точки зрения банкротства как реабилитирующей процедуры. Третий добавил, что таким образом вопрос реализации реабилитации предпринимателя, ранее подвергшегося процедуре банкротства, закрыт.

1 ноября Верховный Суд вынес Определение № 308-ЭС19-8844 по спору между налоговым органом и бывшим предпринимателем по восстановлению его статуса ИП после утверждения мирового соглашения с представителем кредиторов уже после завершения процедуры банкротства и исключения записи о нем из ЕГРИП (дело № А53-14279/2018).

Бывший ИП заключил мировое соглашение после исключения его данных из ЕГРИП

В марте 2009 г. МИФНС № 8 по Владимирской области зарегистрировала Андрея Орлова в качестве индивидуального предпринимателя. В августе 2015 г. суд ввел в отношении него процедуру наблюдения, а весной следующего года он был признан банкротом (дело № А53-15678/2015). В отношении гражданина была введена процедура реализации его имущества, сведения о нем были исключены из ЕГРИП в мае 2016 г. в соответствии с п. 3 ст. 22.3 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП (№ 129-ФЗ).

В июне 2017 г. арбитражный суд утвердил мировое соглашение между Андреем Орловым и представителем кредиторов Ильей Масловым, производство по делу о банкротстве гражданина было прекращено. В своем определении от 26 июня суд распорядился восстановить гражданина в статусе ИП, указав на применение последствий прекращения производства по делу, установленных ст. 56 Закона о банкротстве.

Гражданин безрезультатно обжаловал бездействие налоговиков

Впоследствии Андрей Орлов обратился в УФНС по Ростовской области с жалобой на то, что налоговая инспекция после получения определения от 26 июня 2017 г. не предприняла действий по восстановлению его статуса в качестве ИП. Свои требования он обосновал ссылками на п. 2 ст. 57, п. 5 ст. 150 и п. 1 ст. 159 Закона о банкротстве.

Налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы по мотиву сохранения пятилетнего ограничения на регистрацию в качестве предпринимателя, ссылаясь на п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве. Он также указал, что действующее законодательство не предусматривает возможность восстановления статуса ИП при заключении мирового соглашения в рамках дела о банкротстве.

Гражданин оспорил бездействие регистрирующего органа в арбитражный суд. В своем заявлении он просил обязать инспекцию внести соответствующую запись в ЕГРИП на основании определения арбитражного суда о восстановлении статуса индивидуального предпринимателя с 26 июня 2017 г.

Все три инстанции отказались удовлетворять требование заявителя, заключив, что п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве является специальной нормой права, которой установлены иные последствия прекращения производства по делу о банкротстве, нежели его ст. 56. Как посчитали суды, указание в резолютивной части определения суда от 26 июня 2017 г. на применение последствий ст. 56 с учетом положений п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве не свидетельствует о том, что с момента прекращения производства по делу о банкротстве перестает действовать пятилетнее ограничение на регистрацию в качестве ИП. Они также отметили, что резолютивная часть определения не содержит выводов о необходимости восстановления у заявителя статуса ИП. Само же такое восстановление за прошедший период невозможно в силу Закона № 129-ФЗ, а также Порядка ведения ЕГРИП, внесения исправлений в него.

Верховный Суд частично не согласился с выводами нижестоящих судов

Гражданин обратился с кассационной жалобой в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Рассмотрев материалы дела, Коллегия напомнила, что с момента принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина его государственная регистрация в качестве ИП утрачивает силу. Кроме того, аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Признанный банкротом предприниматель не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение 5 лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

Верховный Суд отметил, что из системного толкования ст. 56, 57 и 159 Закона о банкротстве следует, что положения этих норм применяются к отношениям, связанным с заключением мирового соглашения в рамках процедуры банкротства предпринимателей, и исключают возможность применения его ст. 216. «Заключение мирового соглашения указывает на предоставление должнику возможности восстановить собственную платежеспособность, вернуть доверие кредиторов, поэтому выход из процедуры несостоятельности, сопряженный с восстановлением платежеспособности, не должен влечь таких последствий, как пятилетнее ограничение на ведение предпринимательской деятельности. В силу изложенного Судебная коллегия считает несоответствующим приведенным нормам права вывод регистрирующего органа и судов о сохранении у Андрея Орлова после прекращения дела о несостоятельности (банкротстве) в связи с утверждением мирового соглашения пятилетнего ограничения на приобретение статуса индивидуального предпринимателя, установленного п. 2 ст. 216 Закона № 127-ФЗ», – отмечено в определении Суда. В этой связи ВС РФ признал законным требование гражданина о признании незаконным бездействия налогового органа, сославшегося на вышеуказанную норму.

В то же время Суд согласился с отсутствием возможности для внесения инспекцией ретроспективной регистрационной записи в ЕГРИП

Касательно отказа в удовлетворении требований об обязании налоговой инспекции внести в ЕГРИП запись о восстановлении статуса ИП Верховный Суд отметил, что государственная регистрация юрлиц и предпринимателей в РФ носит заявительный характер, а гражданин не подавал соответствующее заявление в налоговую инспекцию вместе с необходимым пакетом документов. Действующее законодательство, подчеркнул Суд, не предусматривает возможность восстановления статуса ИП за прошедший период при заключении мирового соглашения, так как регистрация заявителя в качестве предпринимателя должна осуществляться в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ.

В этой связи у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для совершения регистрационных действий по внесению записи в ЕГРИП о регистрации его в качестве ИП с момента утверждения судом мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве (т.е. с 26 июня 2017 г.). «Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность для внесения уполномоченным органом ретроспективной регистрационной записи (за прошедший период), поскольку такая запись будет нарушать принцип достоверности сведений публичного реестра, а также его хронологичность», – отметил ВС.

Таким образом, Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и признал незаконным бездействие инспекции в нерегистрации гражданина в качестве ИП по мотиву сохранения пятилетнего ограничения в регистрации, предусмотренного п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве. В удовлетворении иных требований гражданина было отказано.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда


Адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Антон Задоркин отметил, что Судебная коллегия по экономическим спорам устранила пробел в законодательстве, который негативно сказывался на предпринимательском климате в России. «Вполне логично, что в случае прекращения процедуры банкротства в связи с заключением мирового соглашения с кредиторами гражданин не должен лишаться возможности заниматься предпринимательской деятельностью на 5 лет. Напротив, прекращение процедуры банкротства является подтверждением возвращения гражданина к активной самостоятельной деятельности, готовности брать на себя новые обязательства и полноценно отвечать за их выполнение. Из-за пробела в законодательстве представители ФНС не могли решить этот вопрос самостоятельно, а суды нижестоящих инстанций подошли к решению вопроса формально», – пояснил он.

Эксперт также согласился с выводом ВС о том, что гражданину не может быть возвращен статус ИП ретроспективно – на тот промежуток времени, когда он был признан судом банкротом и до заключения мирового соглашения с кредиторами, а также прекращения процедур банкротства. «Иное противоречило бы сути закона. Заключение мирового соглашения является результатом переговоров банкрота и кредиторов, это лишь один из вариантов завершения процедуры банкротства гражданина, который нельзя заранее спрогнозировать со 100%-ной вероятностью. Позиция Суда вносит ясность в вопрос возвращения гражданином статуса ИП после заключения мирового соглашения, предоставляя гражданину активную роль, когда он самостоятельно должен подать документы для регистрации в качестве ИП. Это позволяет решить возможные спорные ситуации и конфликты с ФНС России», – резюмировал Антон Задоркин.

Адвокат юридической фирмы INTELLECT, арбитражный управляющий Сергей Гуляев счел, что Верховный Суд сформировал крайне важную судебную практику с точки зрения банкротства как реабилитирующей процедуры. «В большинстве случаев банкротство в существующей практике представляет собой ликвидационную процедуру, направленную на прекращение должником экономической деятельности. Как верно было указано ВС РФ, мировое соглашение в рамках дела о банкротстве направлено, в первую очередь, на восстановление платежеспособности должника и последующая после прекращения дела о банкротстве регистрация в качестве ИП позволит должнику вести экономическую деятельность и производить расчеты с кредиторами», – отметил он.

По словам эксперта, иной подход лишил бы должника стимула заключать мировое соглашение в деле о банкротстве, так как на должника распространялись бы ограничения, предусмотренные ст. 216 Закона о банкротстве, в том числе запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет. «Это определение Суда примечательно не только с точки зрения верного применения ВС РФ норм Закона о банкротстве, но и с точки зрения экономики в целом, так как индивидуальные предприниматели, преодолевшие кризисную ситуацию в процедуре банкротства, смогут и дальше заниматься предпринимательской деятельностью, вновь зарегистрировав статус ИП», – подытожил Сергей Гуляев.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов отметил, что формальный характер ведения различных реестров действительно предполагает возникновение ряда вопросов в случае возникновения не предусмотренной законом или административным регламентом ситуации по изменению сведений в реестре. «Проще говоря – никто не хочет брать на себя ответственность за выполнение возможно незаконных действий. Проторенная канва по передаче вопроса на усмотрение суда, как всегда, работает стабильно и неизменно. Судебные органы для того и созданы, чтобы устранять сомнительные моменты своим властным решением. Процедурный вопрос по восстановлению статуса, а, равно как и восстановление собственной платежеспособности, возврата доверия кредиторов, действительно важен не только ИП как деловой единице бизнес-сообщества, но также и любому гражданину, попавшему в процедуру, с целью иметь возможность далее без каких-либо ограничений продолжать взаимодействовать в гражданском обществе. Подобное решение закрывает вопрос реализации такой реабилитационной процедуры», – отметил Артем Денисов.

Хозяйственное право РФ. Часть 21. Банкротство и права кредитора — Insights

6 января 2005 г.

Хозяйственное право РФ. Часть 21. Банкротство и права кредитора

Банкротство и права кредитора.

а. Общие вопросы

Законодательство предоставляет исключительную юрисдикцию по делам о несостоятельности арбитражным (коммерческим) судам.Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и самим должником (ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ; далее -« Закон о несостоятельности »).

Закон о несостоятельности предусматривает несколько основных видов процедур банкротства:

• надзор (предварительное определение)

• финансовое оздоровление;

• внешнее управление;

• процедура прямого банкротства (конкурса).

Процедура банкротства также может быть прекращена мировым соглашением на любом этапе.

Как правило, к индивидуальным предпринимателям применяется только конкурсная процедура и мировое соглашение.

Компания может быть признана банкротом, если сумма обязательств компании составляет не менее 100 тысяч рублей (около 3 500 долларов США) с условием, что эти долги останутся просроченными более трех месяцев. Индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом в случае неисполнения своего денежного обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев с установленного срока, если размер таких обязательств составляет не менее 10 тысяч рублей (прим.350 долларов США) и превышает его активы (статьи 3 и 6 Закона о несостоятельности). Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату принятия заявления о банкротстве и открытия арбитражным судом производства по делу о банкротстве.

Если должностное лицо обанкротившейся компании или члены ликвидационной комиссии не подали заявление о банкротстве своевременно, они несут вторичную ответственность по обязательствам компании. То же правило применяется в случае умышленного банкротства.
Дела о банкротстве разрешаются арбитражным судом в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд.

г. Виды процедур банкротства

Производство по делу возбуждено с подачи заявления о банкротстве.

Надзор

Если суд определяет обоснованность процедуры банкротства, он назначает надзор, целью которого является оценка финансового положения должника, предотвращение распыления активов и внесение предложений относительно дальнейшего хода процедуры (закрытие производства, в том числе порядок расчетов с кредиторами, финансовое оздоровление, внешнее управление и процедуры прямого банкротства (конкурса).

Судебный надзор должен также назначить временного управляющего и определить его вознаграждение. Во время процедуры надзора органы управления и исполнительные органы должника остаются на своих местах, но контролируются Временным управляющим. Однако, во время процедуры надзора, существенные операции и транзакции требуют предварительного согласия Временного управляющего. Некоторые операции должника (например, распределение дивидендов) и исполнение требований к должнику приостанавливаются с даты подачи заявления о банкротстве.В течение периода надзора Временный управляющий определяет финансовое положение должника, регистрирует требования кредиторов и созывает первое собрание кредиторов. Первое собрание кредиторов созывается не позднее, чем за десять дней до окончания срока надзора. На собрании кредиторы, действующие на основании информации, собранной в ходе процедуры надзора, определяют, применять ли одну из трех альтернативных процедур банкротства: финансовое оздоровление, внешнее управление, прямую процедуру банкротства (процедуру конкурса).Они также могут решить урегулировать спор мировым соглашением. Голос кредитора на собрании пропорционален сумме требования.

Решение первого собрания кредиторов относительно предпочтительного вида процедуры банкротства не вступает в силу до его утверждения арбитражным судом. При выборе режима судебного разбирательства суд принимает во внимание как решение, принятое на первом собрании кредиторов, так и положения, предусмотренные законом.Тем не менее, арбитражный суд по своему усмотрению решает, как действовать, но может также принять решение об отклонении ходатайства о банкротстве; или прекратить производство по делу о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление может быть назначено судом по решению учредителей или участников (акционеров) должника либо по ходатайству уполномоченного собственником имущества должника (в случае, если должник является унитарным предприятием) или третьих лиц.

Целью финансового оздоровления является восстановление способности должника платить и погашать обязательства должника в соответствии с графиком погашения. По согласованию с должником ходатайствовать о начале финансового оздоровления могут третьи лица. Ходатайство должно содержать информацию об обеспечении, предоставленном третьими лицами для обеспечения исполнения обязательств должником в соответствии с графиком погашения. Соглашение между третьими лицами должно предусматривать их солидарную ответственность.

Срок финансового оздоровления не может превышать двух лет.

Когда арбитражный суд принимает решение о начале финансового оздоровления, он одновременно должен назначить административного управляющего. При проведении процедуры финансового оздоровления исполнительные органы должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить Административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления.Если после этого арбитражный суд установит возможность восстановления движения денежных средств должника, он вправе инициировать процедуру внешнего управления.

Внешнее управление

Если арбитражный суд сочтет санацию компании возможной, он может назначить процедуру внешнего управления, которая не должна превышать восемнадцати месяцев.

Режим внешнего управления включает следующие мероприятия:

— приостановление рассмотрения требований кредитора;

— назначение арбитражным судом внешнего управляющего;

— прекращение полномочий исполнительных органов должника;

— об отмене ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов;

— объявление моратория на удовлетворение денежных требований кредиторов.

В течение одного месяца с даты назначения Внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.

Для восстановления платежеспособности компании Внешний управляющий может использовать следующие меры: изменение бизнес-профиля, ликвидация непроизводительных активов путем продажи или иным образом, управление и / или оптимизация кредиторской и дебиторской задолженности компании. Продажа предприятия может быть включена в план санации и реализована путем открытой продажи в форме аукциона.

Крупномасштабные сделки и так называемые «сделки с заинтересованностью» заключаются Внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (или комитета кредиторов).

В течение трех месяцев с момента начала процедуры внешнего управления Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров и других операций должника. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, которые стороны еще не совершили полностью или частично, при условии, что такие сделки могут помешать восстановлению платежеспособности или исполнение таких сделок может повлечь за собой убытки для должник по сравнению с аналогичными сделками, заключенными при сопоставимых обстоятельствах.

Порядок проведения конкурса

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом влечет открытие процедуры прямого банкротства (конкурсной процедуры) на срок до одного года. Этот срок может быть продлен еще на шесть месяцев по усмотрению суда. Суд назначает менеджера по конкуренции для проведения инвентаризации и оценки имущества должника. Целью данной процедуры является раскрытие активов должника, определение эффективного способа распределения активов и поступлений между кредиторами.Прямая процедура банкротства заканчивается ликвидацией компании-должника.

Мировое соглашение

Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть заключено на любой стадии процедуры банкротства (статья 150 Закона о несостоятельности). Такой договор утверждается судом, который проверяет законность договора и достаточность защиты прав третьих лиц.

Упрощенная процедура банкротства

Закон о несостоятельности также предусматривает использование упрощенной процедуры в случаях, когда активов должника явно недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов (статьи 224 230 Закона о несостоятельности).Закон также предусматривает упрощенную процедуру добровольного банкротства, которая может осуществляться с согласия всех кредиторов.

г. Приоритеты

Определенные платежи производятся до погашения задолженности кредиторам. Такие платежи производятся для покрытия судебных и административных сборов и гонораров внешнего управляющего, для удовлетворения текущих требований коммунальных предприятий и требований других кредиторов, возникших в ходе процедур банкротства. В приоритетном порядке за счет средств должника исполняются следующие обязательства:

1.судебные расходы должника, в том числе расходы на публикацию уведомлений, предусмотренных законодательством о банкротстве;

2. расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному администратору (временному управляющему, административному управляющему, внешнему управляющему) и держателю реестра;

3. текущие коммунальные и текущие расходы, необходимые для деятельности должника;

4. требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве, но до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе процедуры банкротства;

5.задолженность перед работниками, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве; и

6. прочие расходы, связанные с проведением процедуры банкротства.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очереди:

1. Требования физических лиц о возмещении вреда здоровью или смерти. Такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих выплат, а также компенсации морального вреда / боли и страданий;

2.задолженность по оплате труда по авторским договорам;

3. Задолженность перед прочими кредиторами.

Требования каждой последующей категории кредиторов оплачиваются при удовлетворении требований всех кредиторов вышестоящих рангов. Если активов должника недостаточно для покрытия всех требований кредиторов определенного ранга, имеющаяся сумма распределяется пропорционально суммам их требований; претензии с более низким рангом в этом случае вообще не подлежат компенсации.

Сэр, вы банкрот!

Начиная с 1 июля 2015 г., после почти десятилетнего обсуждения, поправки в Федеральный закон от 25 декабря 2015 г.Вступает в силу 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года (далее — «Закон» ), дополняющий законодательство институтом банкротства физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В рамках процедуры банкротства физических лиц применяются три процедуры: реструктуризация долгов лица, продажа его имущества и мировое соглашение. Положения Закона в равной степени распространяются на предпринимателей с некоторыми особенностями.

Возбуждение дела о банкротстве

Дела о банкротстве физических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции по заявлению самого физического лица, кредитора или уполномоченного органа (дела предпринимателей рассматриваются арбитражными судами). Сумма претензий к физическому лицу должна составлять не менее 500 000 рублей, а срок просрочки их исполнения — не менее 3 месяцев. Индивидуальный заявитель также имеет право обратиться в суд в ожидании банкротства в случае признаков, свидетельствующих о том, что он не сможет своевременно выполнить обязательства.

Финансовый менеджер из числа членов саморегулируемой организации, функции которого аналогичны функциям администратора, должен участвовать в деле о банкротстве. Управляющему предоставляются, в частности, все права управления и распоряжения имуществом банкрота.

Информация о процедурах, применяемых в деле о банкротстве, публикуется в Едином федеральном реестре информации о банкротстве, а в случае признания заявления обоснованным, признания банкротства и продажи имущества, информация также должна быть опубликована в печатном издании.При этом расходы на оплату гонорара финансового управляющего, а также на публикацию информации о процедурах банкротства возлагаются на физическое лицо.

В случае признания заявления обоснованным суд приступает к реструктуризации долга.

Реструктуризация долгов физических лиц

В рамках данной процедуры должен быть разработан план реструктуризации задолженности физического лица, содержащий порядок и сроки погашения требований кредиторов, согласованный с кредиторами и утвержденный судом.Общий срок плана реструктуризации ни в коем случае не может превышать 3 года.

В Законе прямо указано, что процедура реструктуризации долгов не применяется, если лицо было признано банкротом в течение последних 5 лет или если план реструктуризации долгов был утвержден в отношении него в течение последних 8 лет, что предполагает добросовестность претендента на реструктуризацию.

В связи с введением данного порядка установлен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам: кредиторам разрешается предъявлять требования только в рамках дела о банкротстве, исполнение судебных решений приостанавливается, штрафы больше не взыскиваются.

В случае успешного выполнения плана реструктуризации и погашения долга суд принимает решение о завершении реструктуризации. В противном случае принимается решение о признании лица банкротом и продаже его имущества.

Признание лица банкротом и продажа имущества

Данная процедура инициируется в случае невозможности реструктуризации долга, в частности, если план реструктуризации не предоставлен, не утвержден кредиторами или отменен судом, либо производство по делу возобновлено по основаниям, предусмотренным Законом ( обнаружение фактов сокрытия или незаконной передачи имущества, нарушения условий мирового соглашения).

Все имущество физического лица, имеющееся на дату принятия решения о признании лица банкротом, является активами банкротства и подлежит продаже. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и, в частности, включает в себя единственное жилое помещение лица, земельный участок под ним и т. Д.

По завершении продажи имущества и расчетов с кредиторами, требования, не удовлетворенные из-за недостачи имущества, считаются удовлетворенными.Признанное банкротом лицо также освобождается от обязательств, не востребованных в рамках процедур реструктуризации или продажи имущества, за некоторыми исключениями, связанными с противоправными действиями со стороны должника.

Статус банкрота сохраняется за лицом в течение 5 лет. В течение этого периода он не может брать на себя обязательства по кредитным и ссудным договорам без указания факта своего банкротства, а также возбуждать производство по делу о банкротстве. Кроме того, человек не может занимать руководящие должности в компании в течение 3 лет.Кроме того, суд может временно ограничить право человека на выезд из страны.

Мировое соглашение

Мировое соглашение между сторонами может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве. Производство по делу прекращается со дня заключения мирового соглашения и начала выполнения лицом его положений. В случае нарушения мирового соглашения производство по делу может быть возобновлено, физическое лицо признается банкротом, а на его имущество налагается взыскание.

Представляется, что введение института «банкротства потребителей» является важным шагом в условиях увеличения объемов потребительских кредитов и роста просроченной задолженности, особенно с учетом ослабления рубля. Внесенные поправки хоть и звучат устрашающе, но, тем не менее, имеют положительный эффект как для кредиторов, так и для должников. У заемщиков будет возможность применить законную реструктуризацию долга и тем самым избежать кабальных процентов за просрочку платежа. А у кредиторов появился новый инструмент цивилизованного взыскания долгов.

Дополнительные примечания

В случае возникновения вопросов в связи с вышеизложенным или при необходимости дополнительных материалов, обращайтесь к Анне Силинской или Никите Петрову, Санкт-Петербургский офис Capital Legal Services.

Это информационное письмо держит клиентов Capital Legal Services и других заинтересованных сторон в курсе информации, которая может в какой-либо степени повлиять на их деятельность или удовлетворить их конкретные интересы.Мнения и комментарии, выраженные в этом информационном письме, не должны рассматриваться как юридические заключения и не отменяют необходимости получения юридической консультации или юридического заключения по отдельным вопросам.
 

(PDF) Вопросы совершенствования законодательства о делах о несостоятельности (банкротстве) в России

https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.406

Автор для корреспонденции: Козырский Дмитрий

Отбор и экспертная оценка под ответственностью Оргкомитета конференции

eISSN: 2357-1330

Спор о праве в рамках отдельного спора в порядке, установленном ст.50,

51 АПК РФ. (стр. 175)

Очевидно, окончание этой полемики могло быть нормой в дополнение к закону о несостоятельности, принимая во внимание интересы третьих лиц в деле о несостоятельности.

Также ресурсы для применения досудебных сенсационных процедур, нормы по которым могли бы быть

, разработанные в дополнение к нормам закона о банкротстве с целью систематизации и детализации

существующих мер по предупреждению несостоятельности должников, являются до сих пор не израсходован (Outleeva, 2014).В частности, в

Жукова и Кондратьев (2012) справедливо указали на необходимость урегулирования таких аспектов порядка проведения досудебных процедур

, как основания для их обнаружения и порядок прекращения

. Аналогичную точку зрения высказали Гришмановский и Сотникова (2019).

7. Заключение

Таким образом, к основным задачам совершенствования законодательства о банкротстве относится задача компрометации

интересов должника и кредитора, а также института финансовых менеджеров в разрезе

целей государственной социально-экономической политики.При этом перспективы развития

законодательства по делам о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации связаны именно с законодательным согласованием интересов кредитора и должника

, совершенствованием правового

рамки, внушающие доверие должнику и готовность использовать этот институт для оздоровления

финансового состояния как субъектов хозяйствования, так и граждан.

Литература

Алексеев А.А. (2016). Проблемы и особенности введения института несостоятельности

(банкротства) физических лиц в России. Отношения собственности в Российской Федерации, 4, 79.

Баркатунов В.Ф., Покрамович О.В., Подосинников Е.Ю. (2017). Банкротство физических лиц:

Доступность правосудия, иллюзий и правовых реалий. Sci. Вестник Крыма, 2, 19–25.

Бигус, Дж.(2002). Закон о банкротстве, проблема замещения активов и конфликты кредиторов. Int. Rev. of Law и

Econ., 22 (2), 109–132. https://doi.org/10.1016/S0144-8188(02)00084-4

Епифанова Т.В., Дядя Ю.В., Надолинская В.В. (2018). Банкротство физических лиц: анализ

проблем и пути их решения. Пробл. экон. и юридическая практика, 5, 143–145.

Глухова О.Ю., Шевяков А.Ю. (2017). Производство по делу о несостоятельности (банкротстве)

.Соц.-экон. явления и процессы, 2, 184–189.

Готра, М. М. (2018). Допустимость участия третьих лиц в арбитражном процессе по делам о несостоятельности (банкротстве)

. Труды Инст. государства и права Руси. Акад. наук,

2, 173–189.

Гришмановский Д.Ю., Сотникова Л.В. (2019). Проблемы становления российского правового

института банкротства физических лиц. Бык.ЮУрГУ. Сер. Закон, 1, 33–41.

Кириллова О.Ю., Демидова Н.Г. (2017). Закон о банкротстве как инструмент перераспределения корпоративного контроля:

ретроспективный анализ. Универ. Бюл., 1, 66–71.

Оутлеева Р.В. (2014). Некоторые проблемы «принудительности» мирового соглашения в рамках

дел о несостоятельности (банкротстве). Русь. Justice, 6, 96.

Пахаруков А.А., Тюкавкин-Плотников А.А. (2012). Проблемы правового регулирования несостоятельности

(банкротства) индивидуальных предпринимателей.Сибирь. Law J., 4 (59), 48.

Павлова А.В. (2008). Организационно-правовой механизм регулирования института

несостоятельности и банкротства как фактора экономического роста. Пробл. Прогноза., 1 (106), 135–144.

Попондопуло, В. Ф. (2015). Банкротство. Правовое регулирование. Научно-практическое пособие. Москва:

Министерство экономики Республики Татарстан

Приказом Банка России от 03.03.2017 №# ОД-542, ОД-546, ОД-550 отозваны лицензии ПАО «Татфондбанк», ПАО «ИнтехБанк» и ОАО «Якорь Банк» и назначены временные администрации. сотрудников Банка России со сроком действия до назначения конкурсного управляющего в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» или конкурсного управляющего в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Отзыв банковской лицензии, произведенный до истечения срока моратория на удовлетворение требований кредиторов, не отменяет юридических последствий его введения, в том числе пошлины Государственного агентства по страхованию вкладов по уплате страховых вкладов.

Застрахованные средства (подлежащие возмещению через АСВ) — это деньги граждан, размещенные на срочные вклады и вклады до востребования, включая вклады в иностранной валюте; счет до востребования, в том числе для расчетов по банковским картам, для получения заработной платы, пенсий и стипендий; и на счетах индивидуальных предпринимателей.

Страховое возмещение вкладчику выплачивается в размере 100 процентов от совокупности всех банковских счетов (вкладов), в том числе открытых для предпринимательской деятельности, но не более 1,4 миллиона рублей в целом.

Сумма, не покрытая страховкой, будет возвращена в ходе процедуры ликвидации банка в рамках требований привилегированных кредиторов (для индивидуальных предпринимательских счетов, открытых для ведения предпринимательской деятельности, в рамках требований кредиторов третьей очереди).

Страховое возмещение по валютным банковским вкладам (счету) рассчитывается в рублях по курсу Банка России на дату наступления страхового случая.

Дополнительную информацию о порядке выплаты страхового возмещения инвесторы могут получить по горячей линии АСВ (8-800-200-08-05), а также на сайте АСВ в разделе «Страхование вкладов / Страховые случаи» (www.asv.org.ru ).

Проверка кредитной организации на предмет оценки стоимости имущества (активов) кредитной организации, выявление признаков несостоятельности (банкротства) и подготовка заявления о предъявлении Банком России иска о признании кредитной организации банкротом или о его устранении в Арбитражный суд. основные задачи временной администрации.

Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет открытие дела о банкротстве. Производство по делу о банкротстве вводится сроком на один год.

Основным назначением конкурсного управляющего является формирование реестра требований кредиторов и активов банкротства.

Исполнение обязательств перед кредиторами кредитной организации в порядке, установленном статьей 189.92 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», осуществляется за счет средств банкротства.

В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда здоровью или причинение вреда жизни, по заключенным договорам банковского вклада (счета) с кредитной организацией (за исключением требований физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. без учреждения юридического лица, если открыты счета для ведения уставной предпринимательской деятельности), требования АСВ по договорам банковского вклада (счета), переданным ему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». ».

Во второй очереди удовлетворяются требования о выплате выходного пособия и заработной платы лиц, работающих или работавших по трудовому договору, требования о вознаграждении авторов интеллектуальных результатов, требования о возврате личного дохода и членских взносов в профсоюз. суммы налогов, удержанные до отзыва банковских лицензий.

В третью очередь удовлетворяются все иные претензии, не относящиеся к первой и второй очереди (в том числе претензии юридических лиц).

Уточнены особенности подачи документов для участия в государственных закупках «опасных» работ

Минэкономразвития России в письме Кабинета министров от 27.01.2017 № Д28и-336 уточняет, что закупающая сторона должна в составе заявки предоставить свидетельство о допуске к работам по генподряду или предоставить допуски на виды работ, влияющие на безопасность капитального строительства, в зависимости от языка закупочной документации.

Минэкономразвития ранее неоднократно высказывало подобное мнение (в письме Кабинета министров от 14.09.2016 № D28i-2545).

Подготовка министерства основана на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации и Перечне видов работ, влияющих на безопасность капитального строительства. В Перечень также включены строительно-планировочные работы, то есть работы генерального подрядчика.

С учетом рекомендаций Минэкономразвития государственный заказчик вправе предъявить требования о предоставлении только свидетельства о допуске к работам по генеральному подряду.В этом случае в заявлении закупщика указывается именно его имя.

Если в этом случае закупающая сторона пытается предъявить свидетельство о допуске к определенным видам работ, заказчик не принимает документ, так как, согласно ФАС, требование о допуске к определенным видам работ от закупающей стороны является незаконным.

Федеральный закон 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции) — общество

И индивидуальный предприниматель (ИП), и различные юридические лица не имеют возможности начать свою деятельность без специального разрешения от государственного органа.В данной статье будет проанализирован закон 129-ФЗ,
.

Контент

Как индивидуальные предприниматели (ИП), так и различные формы юридических лиц не имеют возможности начать свою деятельность без специального разрешения государственных органов. В данной статье будет проанализирован закон 129-ФЗ, в котором рассказывается о процессе государственной регистрации представляемых лиц.

О чем закон?

Какие положения регулируются Федеральным законом 129-ФЗ? Ответ на этот вопрос содержится в главе 1 рассматриваемого нормативного акта.В нем рассказывается о правилах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также об их создании, реорганизации и ликвидации. Закон устанавливает требования, согласно которым должна быть оформлена соответствующая документация.

Какой орган призван осуществлять государственную регистрацию рассматриваемых лиц? Согласно статье 2 № 129-ФЗ таким органом может быть федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.Также стоит отметить, что за регистрацию необходимо взимать государственную пошлину — определенный денежный платеж, размер которого устанавливается законом.


О государственных реестрах

Правительство России обязано создавать и поддерживать специальные информационные базы, называемые реестрами. Эти базы данных содержат всю необходимую информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, об их деятельности, времени создания, размере капитала и др. Информация о создании и ликвидации таких лиц должна быть внесена в соответствующие базы данных.Государственные реестры ведутся как в электронном, так и в бумажном виде. Если информация в двух представленных базах данных не совпадает, приоритет будет отдан бумажным носителям.

Какую информацию должен содержать реестр о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе? Здесь следует указать:

  • организационно-правовая форма лица;
  • полное наименование, место и время создания;
  • способ создания или реорганизации лица;
  • сведения об учредителях организации;
  • особые сведения о правопреемстве и т. Д.

129-ФЗ гласит, что все государственные информационные базы, содержащие информацию об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, должны быть открытыми и общедоступными.


О государственной регистрации

Глава 3 № 129-ФЗ рассказывает о процессе государственной регистрации. Согласно закону, все процессы регистрации должны быть завершены в течение пяти дней с момента подачи соответствующей документации в государственный орган. Регистрация осуществляется по месту нахождения юридического лица, а в случае индивидуальных предпринимателей — по месту жительства.Претендентами могут быть:

  • конкурсных управляющих;
  • руководителя ликвидационной комиссии;
  • учредители юридического лица;
  • руководители постоянно действующих органов исполнительной власти и др.

Соответствующая документация может быть отправлена ​​в регистрирующий орган как по электронной почте, так и путем прямой доставки на бумажном носителе. Когда завершится регистрация? Статья 11 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» касается момента внесения сведений об организации в государственную информационную базу.


Об отказе в государственной регистрации

Согласно статье 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в регистрации государственного образца допускается только в следующих случаях:

  • представление всей необходимой документации в орган, в котором регистрация не осуществляется. выполненный;
  • представление заявителем неполной или неправильно оформленной документации;
  • несоблюдение установленных нотариальных форм;
  • несоответствие наименования индивидуального предпринимателя или юридического лица отдельным требованиям Федерального закона;
  • представление в регистрирующий орган документации, подписанной неуполномоченным лицом;
  • несоответствие сведений в документе, удостоверяющем личность гражданина, указанного в предоставленных сведениях;
  • несоблюдение юридическим лицом требований об уведомлении кредиторов в случае проведения процедур ликвидации или уменьшения капитала.

Федеральным законом № 129-ФЗ также определены другие положения о том, в каких случаях государственная регистрация будет запрещена.

Об ответственности субъектов регистрации

Статья 24 рассматриваемого нормативного акта касается санкций за возможные нарушения. При этом обе стороны несут равную ответственность: и регистрирующий орган, и заявитель. Таким образом, государственный орган, привлеченный к регистрации, несет ответственность за необоснованный отказ в регистрации, а также за несвоевременное выполнение своих полномочий, нарушение порядка регистрации, непредставление сведений об организации в соответствующий реестр и т. Д.повреждать.

Статья 25 касается ответственности заявителей. Согласно № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», организации и физические лица несут ответственность за непредставление или неполное предоставление информации в соответствующие государственные реестры. Кроме того, государственная регистрирующая организация может обратиться в суд с исковым заявлением о полной ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Апелляция

Статья 25.1 рассматриваемого нормативного акта касается возможности обжалования действий регистрирующего органа, который по ряду причин не внес положение об организации или гражданине в соответствующий реестр. Жалоба подается в вышестоящий территориальный регистрирующий орган. При этом апелляция может быть подана и в суде, в том числе в случаях отказа вышестоящего регистрирующего органа. Верховный суд Российской Федерации будет последней инстанцией в апелляционном процессе.

Стоит также сказать о последних изменениях в № 129-ФЗ, внесенных 29 июля 2017 года. Пункт 7 статьи 7.1 касается порядка внесения информации о фактах деятельности юридических лиц в регистр. Предоставляемая информация должна включать информацию о выдаче независимой гарантии. Исключение составляет соответствующая информация Внешэкономбанка.

комментарии от HyperComments

Российская Федерация: недавно принятые поправки к Закону о несостоятельности позволяют некоторым гражданам пройти процедуру банкротства, но избежать судебного разбирательства

(ноябрь25 февраля 2020 г.) 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о банкротстве». Этот закон, подписанный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 31 июля 2020 года, позволяет некоторым категориям граждан России заявлять о банкротстве, избегая судебного разбирательства и без уплаты сбора.

Фон

Федеральный закон Российской Федерации о банкротстве № 127-ФЗ принят 27 сентября 2002 г., последние изменения внесены 25 мая 2020 г.Согласно этому закону, банкротство может быть объявлено только решением Арбитражного суда — системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Это требование о судебном разрешении вопроса о банкротстве было подтверждено в 2015 году, когда Федеральным законом № 154-ФЗ было распространено российское судопроизводство на территорию Республики Крым.

Право на участие

Недавно принятые поправки позволяют физическим лицам подавать заявление о внесудебной процедуре банкротства, если они соответствуют определенным критериям приемлемости.Это:

  • Сумма долга, а также обязательств по уплате обязательных платежей должна быть не менее 50 000 рублей (приблизительно 648 долларов США) и не более 500 000 рублей (приблизительно 6 480 долларов США).
  • Эти суммы включают обязательства, сроки погашения которых не наступили, обязательства по уплате алиментов и обязательства по договору поручительства независимо от просрочки основного должника.
  • У должника нет имущества, в отношении которого может быть взыскано требование, и меры по поиску такого имущества не принесли результатов.
  • У должника нет непогашенных долгов или залогового права в связи с ранее вынесенными судебными постановлениями.

Порядок подачи заявлений во внесудебном порядке

Заявление о признании банкротства гражданина должно быть подано заявителем в Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания. В этом заявлении гражданин должен предоставить список всех известных кредиторов и размер задолженности перед ними.

В процедуре указывается специальная форма заявки. Также предоставляется инструкция по заполнению заявки. Подача заявки бесплатна.

Процедура банкротства занимает до шести месяцев. Кредиторы могут попытаться подать иск о банкротстве в суд в течение этого времени. Согласно новым правилам, гражданин вправе подать новое заявление о банкротстве не ранее чем через 10 лет после дня окончания предыдущей внесудебной процедуры банкротства.

Последствия внесудебного обращения

Если заявление о внесудебной процедуре банкротства одобрено, информация должна быть опубликована в Едином федеральном реестре банкротств. В результате вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и на внесение обязательных платежей. Это правило не распространяется на кредиторов, не указанных в заявлении.

При публикации в реестре денежные обязательства, возникшие до даты включения данного вида информации в Единый федеральный реестр, считаются исполненными, а начисление штрафов и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина , прекращены.

Мораторий на возбуждение дела о банкротстве

Статья 9.1, ранее добавленная в Закон о банкротстве, уполномочивает правительство России вводить мораторий на возбуждение дела о банкротстве кредиторами в случае чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, существенного изменения курса рубля и т. Д. обстоятельства.

6 апреля 2020 г., в ответ на пандемию COVID-19, Правительство Российской Федерации приняло Постановление No.428, который ввел мораторий на возбуждение дела о банкротстве кредиторами. Мораторий вступил в силу 6 апреля 2020 года и продлился до 5 октября 2020 года.

1 октября 2020 года постановлением правительства РФ № 1587 мораторий был продлен. Это продление вступило в силу 7 октября 2020 г. и действует в течение трех месяцев.

.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *