Раскрытие бенефециаров
Автор: Зотова Юлия
История появления требования о предоставление информации о бенефициарах
Правомерность требования раскрытия бенефициаров
Варианты раскрытия бенефициаров
Довольно часто в документации крупных заказчиков встречается условие об обязательном предоставлении сведений о цепочке собственников, включая всех бенефициаров. Для того чтобы разобраться какие сведения требует предоставить заказчик, следует рассмотреть, как и зачем появилось данное требование.
История появления требования о предоставление информации о бенефициарах
В декабре 2011 года ряду крупных государственных корпораций было передано поручение правительства РФ № ВП-П13-9308, которое обязывало их раскрывать сведения по бенефициарам контрагентов по уже заключенным и по вновь заключаемым договорам. Появлению данного документа способствовала информация о заключении договоров с аффилированными лицами во многих компаниях с государственным участием. С целью избежать конфликта интересов и увеличить прозрачность сделок, в поручении, наряду с обязанностью о раскрытии информации о доходах руководящего состава государственных корпораций, также требовалось обеспечить полное раскрытие контрагентами сведений по всей цепочке собственников, включая бенефициаров, в том числе конечных. Под бенефициарами понимались юридические лица, которые получают доход, имущество или любую другую выгоду от участия в уставном капитале организации, а также лица, юридически не являющиеся ее акционерами или участниками.
Поручение было воспринято заказчиками буквально, поэтому в адрес их контрагентов посыпались письма с требованием немедленно предоставить сведения о бенефициарах, иначе заказчики грозили расторжением договоров. И если в случае общества с ограниченной отвесностью было все просто, так как всю информацию по собственникам и учредителям можно было найти в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, то дела с акционерными обществами обстояли сложнее. На тот момент, если количество акционеров в обществе превышало 50, реестр акционеров должен был вестись регистратором (с 1 октября 2014 все акционерные общества независимо от количества акционеров обязаны передать свои реестры регистраторам в соответствии с ГК РФ), что существенно усложнило процедуру получения и предоставления информации. Сообщать обо всех бенефициарах акционерного общества, акции которого обращались на бирже, было просто невозможно, так как количество их могло постоянно меняться. Также было затруднительно предоставлять информацию о зарубежных акционерах. На фоне сложившейся неприятной ситуации было дано разъяснение Игорем Сечиным: «… раскрывать бенефициаров нужно клиентам по договорам, которые «не являются сделками административно-хозяйственного назначения, заключенными в целях обеспечения функционирования юридического лица, а также биржевыми сделками». Кроме того, уточнено требование по публичным акционерным обществам, у которых могут быть тысячи мелких акционеров. Такие контрагенты могут раскрыть бенефициаров более 5% акций. То же правило действует в отношении «зарубежных публичных компаний мирового уровня»» [«КоммерсантЪ», издание №7 от 18.01.2012]. Это разъяснение хоть и не решило всех проблем, но позволило смягчить положение.
Правомерность требования раскрытия бенефициаров
Поручение привело к тому, что требование о предоставлении сведений о цепочке собственников и бенефициаров заказчики стали указывать в документации о закупке, тем самым отсекая на этапе подачи заявок тех, кто откажется предъявлять эту информацию в период заключения договора. Однако устанавливать это требование на основании вышеупомянутого поручения не совсем правомерно. Из поручения следует, что сведения о бенефициарах должны быть переданы перед заключением договора. Следовательно, требовать эту информацию не только от победителя, но и от других участников, может быть рассмотрено как нарушение конкуренции, а именно закона №135-ФЗ. Помимо этого следует отметить, что поручение правительства не относится к нормативным правовым актам и не имеет правового характера. Также оно находится под грифом «служебное пользование», и как такового упоминания в нормативно-правовых актах о нём нет. Из этого следует, что поручение не обязывает заказчика устанавливать требование в документации к участнику по предоставлению эти данных.
В случае, когда заказчик устанавливает в документации требование о раскрытии бенефициаров, первое, что необходимо указать участнику — его наименование и данные о руководителе. Далее он должен предоставить реквизиты учредителей, собственников и всех выгодоприобретателей. В соответствии с положениями части 1 статьи 6 закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоторые сведения, находятся в открытом доступе, в выписке из единого государственного реестра юридических лиц. Однако заказчик прописывает, что кроме общедоступных сведений также необходимо предоставить паспортные данные руководителей, собственников и прочих лиц, что, в свою очередь, является нарушением закона №152-ФЗ «О персональных данных». Помимо этого, если заказчик работает по закону №44-ФЗ, такое требование к предоставлению этих данных не является правомерным, так как в законе установлен закрытый перечень требований к участнику. Если же заказчик работает по закону №223-ФЗ, возможность требовать такие данные должна быть предусмотрена его Положением о закупке.
Варианты раскрытия бенефициаров
Когда участник сталкивается с ситуацией, требующей предоставления информации о бенефициарах, он имеет несколько вариантов ее решения. Первое – можно принципиально отказаться от предоставления этих сведений ссылаясь на закон о персональных данных и рассчитывать на справедливое правосудие ФАС, где будет решаться, насколько правомерно было подобное требование. Второе — нарушить законодательство о персональных данных и раскрыть информацию. К счастью многие заказчики упрощают работу участникам и вместе с формой по предоставлению сведений по бенефициарам и собственникам прилагают согласие на обработку и хранение персональных данных. Но даже если этого приложения нет, участник может составить его самостоятельно и приложить к заявке. В таком случае участник соглашается на предоставление своих персональных данных, не нарушает законодательства и удовлетворяет условие заказчика по установленным в документации нормам.
На схеме 1 представлено наглядное объяснение всех взаимодействий по вопросу раскрытия бенефициаров.
Схема 1. Раскрытие бенефициаров.
Цепочка бенефициаров образец. Инструкция по заполнению формы по раскрытию информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных)
Наименование и адрес Участника: _____________________________________________________________________________
№ п/п | Информация об участнике | |||||||||||||
ИНН | ОГРН | Наименование краткое | Код ОКВЭД | № | ИНН | ОГРН | Наименование/ ФИО | Адрес регистрации | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ:
Данные инструкции не следует воспроизводить в документах, подготовленных участником тендера.
Форма Таблицы изменению не подлежит. Все сведения и документы обязательны к предоставлению.
Таблица должна быть представлена в составе заявки на участие в тендере в двух форматах *.pdf и *.xls;
В столбце 2 участнику тендера необходимо указать ИНН. В случае, если контрагент российское юридическое лицо указывается 10-значный код. В случае, если контрагент российское физическое лицо (как являющееся, так и не являющееся индивидуальным предпринимателем) указывается 12-тизначный код. В случае если контрагент — иностранное юридическое или физическое лицо в графе указывается «отсутствует».
В столбце 3 участнику тендера необходимо указать ОГРН. Заполняется в случае, если контрагент — российское юридическое лицо (13-значный код). В случае если контрагент российское физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), указывается ОГРНИП (15-тизначный код). В случае если контрагент — российское физическое лицо, иностранное физическое или юридическое лицо в графе указывается «отсутствует».
В столбце 4 участником тендера указывается организационная форма аббревиатурой и наименование контрагента (например, ООО, ФГУП, ЗАО и т.д.). В случае, если контрагент — физическое лицо указывается ФИО.
В столбце 5 участнику тендера необходимо указать код ОКВЭД. В случае если контрагент российское юридическое лицо и индивидуальный предприниматель указывается код, который может состоять из 2-6 знаков, разделенных через два знака точками. В случае, если контрагент российское физическое лицо, иностранное физическое или юридическое лицо в графе указывается «отсутствует».
Столбец 6 участником тендера заполняется в формате Фамилия Имя Отчество, например Иванов Иван Степанович.
Столбец 7 заполняется в формате серия (пробел) номер, например 5003 143877. Для иностранцев допускается заполнение в формате, отраженном в национальном паспорте.
Столбец 8 заполняется согласно образцу.
Столбцы 9, 10 заполняются в порядке пунктов 3, 4 настоящей инструкции.
В столбце 11 указывается организационная форма аббревиатурой и наименование контрагента (например, ООО, ФГУП, ЗАО и т.д.). В случае, если собственник физическое лицо указывается ФИО. Так же, при наличии информации о руководителе юридического лица – собственника контрагента, указывается ФИО полностью.
Столбец 12
dekto.ru
Обязанность раскрывать сведения о цепочке собственников
В каких случаях участника закупки могут на законных основаниях обязать раскрыть всю цепочку собственников, включая бенефициаров, кто входит в эту цепочку, и к кому относится данное требование, рассмотрим в статье.
Кто такие собственники и бенефициары
В рамках 44-ФЗ заказчик не может обязать участника предоставлять сведения о цепочке собственников. Если закупка проводится в рамках 223-ФЗ, то предоставление сведений должно быть предусмотрено положением о закупках заказчика.
Запросинформации о цепочке собственников, включая бенефициаров, исходит из письма АП РФ от 30.12.11 № П24-746в, в котором ряду крупнейших государственных компаний несколько лет назад был разослан перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.11 № ВП-П13-9308, в том числе обязанность обеспечить раскрытие контрагентами этих госкомпаний цепочки собственников с целью предотвращения коррупции.
То есть, чтобы госчиновники не имели возможности бесконтрольно создавать юридических лиц для реализации незаконных схем, и управлять ими через посредников.
Речь в этой формулировке идет о фактических учредителях юридического лица участника (либо текущих держателей долей, если изначальные учредители перепродали их), причем заканчиваться цепочка должна на указании физических лиц. Ни одно юрлицо, указанное в цепочке не должно остаться «нераскрытым» на физических участников.
Если же среди учредителей, либо материнских компаний юрлица участника есть иностранные юридические лица, то здесь уже необходима конкретизация «бенефициара», то есть, какое именно лицо на самом деле получает выгоду и управляет компанией.
Как указывать собственников контрагента
Заполняется цепочка собственников достаточно просто: если собственниками контрагента являются физлица, необходимо указывать их, если учредителями (собственниками) выступают юридические лица, нужно указывать их учредителей (собственников).
Пример
Учредителями компании участника ООО «Стремнина» являются граждане Петров (22%), Сидоров (44%) и ООО «Аполлон» (33%). Участник при заполнении цепочки собственников указывает Петрова, Сидорова, а затем собственников ООО «Аполлон»: Махмудова и Куценко.
Если соучредителем ООО «Аполлон» также является юридическое лицо, нужно указать и физических лиц-учредителей этого юрлица тоже. Таким образом, в итоге должна получиться цепочка, в которой указаны все физические лица, являющиеся выгодоприобретателями от компании участника.
Кому нужно раскрывать цепочки собственников
Обязанность по установлению бенефициарного владельца, декларируемая в вышеприведенном письме АП РФ, также предусматривается Законом №115-ФЗ о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Перечень юрлиц, подпадающих под действие этого закона, весьма широк, от кредитных организаций до риелторских компаний, и такая информация может быть запрошена, если контрагент участника входит в их число.
Если контрагент участника не входит в число юрлиц, подпадающих под действие Закона № 115-ФЗ, и также не входит в перечень крупнейших госкомпаний, к которым относилось письмо АП РФ и соответствующее поручение, тогда законные основания для того, чтобы участник раскрывал цепочку собственников, отсутствуют.
Закон о цепочке собственников и бенефициарах
Упомянутое выше поручение Председателя Правительства РФ имеет закрытый статус и отсутствует в публичном пространстве. Формально оно действует бессрочно, но при этом распространяется лишь на фиксированный список крупнейших госкомпаний.
Участникам госзакупок следует обратить внимание на вступивший в силу 21 декабря 2016 года Закон № 215-ФЗ, вносящий изменения в Закон №115-ФЗ в части хранения и запроса данных о бенефициарных владельцах. Так, по новому закону юрлица обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению» их персональных данных.
Законом также определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных. Небольшой промежуток времени, прошедший с момента введения Закона №215-ФЗ пока не позволяет собрать достаточно статистики, чтобы оценить его влияние на сферу закупок.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
www.pro-goszakaz.ru
Что такое цепочка собственников включая бенефициаров
Что такое бенефициар
Евгений Маляр 29 декабря 2017 5 # Бизнес-словарь
Бенефициа́р (от фр. benefice «прибыль, польза») — физическое или юридическое лицо, которому предназначен денежный платёж; получатель денег. Каждый бухгалтер, осуществлявший платёж за границу, заполнял реквизиты банка бенефициара.
Слово это иногда употребляется и в обыденной жизни, когда хотят назвать кого-то, на ком событие некое отразится наиболее благоприятно. Из этой статьи можно узнать разные значения термина «бенефициар» применительно к бизнесу. Или кто это такой? Уточнение нелишнее, так как этим иностранным заимствованием обозначаются и юридические, и физические лица.
Морфология термина французская, родственная по происхождению с приятным для артистов словом «бенефис».
Что такое бенефициар и кто такой бенефициарный владелец (выгодоприобретатель): подробное описание и определение термина, права и обязанности + образцы документов для скачивания
� Автор статьи: Редакция сайта Здравствуйте, уважаемые читатели финансового журнала «Richpro.ru»!
В данной статье мы хотим рассказать, кто такой конечный бенефициар (выгодоприобретатель), кто такие бенефициарные владельцы, чем отличаются бенефициары от выгодоприобретателей и так далее. Ведь развитие экономических отношений подразумевает появление новых субъектов этой сферы хозяйственной деятельности общества для обозначения которых используются специальные термины.
При формировании рыночной экономики такими субъектами стали категории лиц, получающих прибыль от различных видов предпринимательской деятельности или извлекающие доход путем использования инвестиционных инструментов. Для определения таких лиц и используется данный термин. Из материала вы узнаете: Бенефициар — кто это такой; Отличия бенефициаров от выгодоприобретателей; Кто такой бенефициарный владелец (собственник) и как подать сведения о бенефициарном владельце — кому и для чего они нужны;
Информация о цепочке собственников включая бенефициаров, сведения о владельцах
Статью готовил(а): Елена ШевченкоФинансовый консультант в торговой организации.
Разбираюсь в кредитах, работе с банками, фанат личной эффективности.
Хобби – финхакинг, нахожу способы сэкономить или заработать на ровном месте. 7 лет назад ничего не знала о финансах.
Крупные предприятия чаще всего имеют несколько основателей, и вся информация о них хранится в отдельном виде. Причём данные собираются не только учредителей, но и долевых участников.
Цепочка бенефициаров
Обновление статьи: февраль 2019 года.
Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны): Содержание
- Бенефициарный владелец это учредитель или директор?Учредитель это конечный бенефициар или нет?Конечный бенефициар юридического лица это кто?Сведения о цепочке собственников, включая бенефициаровПример заполнения справки о цепочке собственникаБенефициар – кто это, права и обязанности бенефициараПохожие:Бенефициарный владелец это учредитель или директор?Учредитель это конечный бенефициар или нет?Конечный бенефициар юридического лица это кто?Цепочка собственников, включая бенефициаров Является ли учредитель бенефициаром Бенефициарный владелец это учредитель или директор?
На самом деле бенефициарным владельцем может быть и другое лицо, но если у вас обычное ООО, без каких либо сложных соподчинений, учредителями являются физические лица, то бенефициарный владелец — это учредитель компании с долей участия более 25%.
Справка о бенефициарах — образец заполнения
Справочная информация Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > Налог-налог 21 октября 2017 Справка о бенефициарах — образец предлагается нами для субъектов, которые обязаны представлять такую справку по правилам закона
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115).
Указанная справка является одним из инструментов борьбы с отмыванием денег через подставные компании. Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст.
3 закона № 115 понимаются
Обязанность раскрывать сведения о цепочке собственников
В каких случаях участника закупки могут на законных основаниях обязать раскрыть всю цепочку собственников, включая бенефициаров, кто входит в эту цепочку, и к кому относится данное требование, рассмотрим в статье. В рамках 44-ФЗ заказчик не может обязать участника предоставлять сведения о цепочке собственников. Если закупка проводится в рамках 223-ФЗ, то предоставление сведений должно быть предусмотрено положением о закупках заказчика.
Запросинформации о цепочке собственников, включая бенефициаров, исходит из письма АП РФ от 30.12.11 № П24-746в, в котором ряду крупнейших государственных компаний несколько лет назад был разослан перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.11 № ВП-П13-9308, в том числе обязанность обеспечить раскрытие контрагентами этих госкомпаний цепочки собственников .
Бенефициарный собственник
Обновление статьи: февраль 2019 года.
То есть, чтобы госчиновники не имели возможности бесконтрольно создавать юридических лиц для реализации незаконных схем, и управлять ими через посредников.
Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):
- Кто такой
В настоящей статье мы повторим, о чем было сказано ранее в других статьях настоящего блога.
Что значит бенефициарный владелец? В первую очередь это конечно же означает само понятие бенефициарного владельца, которое закреплено в 115 ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступном путем, и финансированию терроризма». Бенефициарый владелец в соответствии со ст.3 указанного закона, физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
Клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
Раскрытие информации о собственниках организации
vrangel Эксперт + Юрист по корпоративному праву + Юрист по трудовому праву 1437 75 подписчиков Спросить 6 ноября 2013 Начиная с 2012 года, организации, чьими партнерами являются крупные энергетические компании, компании связи или подразделения холдингов (например, РЖД), стали получать официальные письма от своих вышеназванных контрагентов с требованием раскрыть информацию о цепочке собственников фирмы.
В связи с этим, не вдаваясь в сложившуюся дискуссию о законности выдвигаемых требований, основанных на Поручении Председателя Правительства РФ №ВП-П13-9308 от 28 декабря 2011 г., опишем порядок представления такой информации в форме таблицы. Статьи по теме:
- Как составить реестр документов
- Как создать акционерное общество
Бенефициарный владелец это учредитель или директор юридического лица?
» » »
Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались.
Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь».
Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам. Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д. Однако этот термин можно определить и в общих чертах.
Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).
livedocuments.ru
Цепочка собственников включая конечных бенефициаров. Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения
Цепочка собственников это информация обо всех владельцах компании (учредителях, участниках, акционерах), которыми могут быть юридические и физические лица. Бенефициары в нашем случае — получатели выгоды, прибыли от деятельности компании. Если владельцем компании является юридическое лицо (организация), то следующим звеном цепочки будет являться информация о собственниках этой организации и.т.д., пока цепочка не закончится информацией о конечных бенефициарах — физических лицах. Рассмотрим подробнее, что понимается под цепочкой собственников в статье.
Собственники и бенефициары
Собственники организации — это её учредители (участники, акционеры). Собственниками организации могут быть российские и иностранные физические и юридические лица.
Бенефициар — это выгодоприобретатель, лицо получающее прибыль или иные преимущества. Бенефициарами могут быть физические и юридические лица.
Конечным бенефициаром всегда будет являться физическое лицо.
В узком смысле согласно 115-ФЗ Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно имеет преобладающее участие в юридическом лице (более 25 %) и возможность контролировать действия юридического лица.
Цепочка собственников (далее по тексту ЦС) всегда заканчивается конкретным человеком, получающим определенную прибыль. Информация о бенефициарах позволяет установить кто фактически контролирует деятельность компании и получает выгоду.
Раскрытие информации о цепочке собственников включая бенефициаров
Предоставлять сведения о ЦС необходимо при участии в закупках по 223-ФЗ, когда это предусмотрено положением о закупках заказчика. При размещении закупки в рамках 44-ФЗ, информация о владельцах компании не входит в перечень сведений и документов, которые обязан предоставить поставщик при подаче заявки на участие в закупке.
Заказчики требуют раскрытия сведений о ЦС на основании письма АП РФ от 30.12.2011 N П24 — 746 в. На основании этого письма, крупным компаниям с участием государства был направлен перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 N ВП-П13 -9308. Сделано это было с благой целью предотвращения коррупции, чтобы избежать создания чиновниками компаний, управления ими через подставных лиц и получения выгоды при заключении сделок с подконтрольными им государственными корпорациями.
Кроме того, ЦС компании — поставщика это информация, на основании которой при размещении закупки будет возможно установить является ли компания — поставщик аффилированным лицом по отношению к государственной корпорации — заказчику.
Полная информация о бенефициарах позволит определить взаимосвязь между компанией — поставщиком и руководителями государственной корпорации — заказчика.
Сведения о цепочке собственников
Информация о ЦС должна быть раскрыта полностью, до конечных бенефициаров — физических лиц. Участники государственных закупок должны учитывать требования 215-ФЗ от 21.12.2016 года, которым внесены изменения в 115-ФЗ в отношении данных о владельцах организаций.
Согласно изменениям в законе о
zikov.ru
Справка о цепочке собственников ООО «Ромашка» (ИНН 7734567890) | |||||||||
№ п/п | ИНН/либо аналогичные сведения для нерезидента Российской Федерации | Страна, налоговым резидентом которой является организация/физ. лицо | ОГРН | Наименова-ние организации/ Ф.И.О. | Адрес регистрации/место жительства (страна) | Серия и номер документа, удостоверяющего личность (для физического лица) | Руководитель / участник / акционер / бенефициар | Размер доли (доля | Информация о подтверждающих документах (наименование, реквизиты и т.д.) |
1 | 7754467990 | Российская Федерация | 108323232323232 | ЗАО «Свет 1» | Москва, ул.Лубянка, 3 | Участник | 25% | | |
1.0 | 111222333444 | Российская Федерация | Петрова Анна Ивановна | Москва, ул.Щепкина, 33 | 44 55 666777 | Руководитель | устав, приказ №45-л/с от 22.03.10 | ||
1.1 | 333222444555 | Российская Федерация | Сидоров Пётр Иванович | Саратов, ул. Ленина, 45-34 | 55 66 777888 | Участник | 45% | | |
1.2 | 6277777777 | Российская Федерация | 104567567567436 | ООО «Черепашка» | Саратов, ул. Ленина, 45 | Участник | 55% | учредительный договор от 12.03.2004 | |
1.2.0 | 7495672857623 | Российская Федерация | Мухов Амир Мазиевич | Саратов, ул. Ленина, 45 |
kalmius-info.ru
Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров
Работа с государственными компаниями или организациями с государственным участием часто сопряжена с большим количеством регламентов предоставления документов, поэтапности платежей или необходимостью регистрации в качестве участников на различных электронных площадках, связанную, опять таки с предоставлением документов. Однако иногда в список требуемых документов включается информация о учредителях или владельцах компании.
Основной вопрос: компания собирается заключить договор с государственной компанией или акционерным обществом с госучастием. Неожиданно от контрагента поступает требование раскрыть цепочку собственников компании и представить соответствующие документы. С чем связано такое требование и как на него реагировать?Решение: требование основано на документе, не имеющем силы нормативного правового акта. Формально законной обязанности представлять такие сведения нет, но конкретный вариант действий нужно выбирать с учетом коммерческой привлекательности договора.
Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров
Некоторое время назад Аппарат Правительства РФ письмом от 30.12.11 № П24-746в разослал ряду крупнейших государственных компаний перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.11 № ВП-П13-9308, в числе которых обязанность обеспечить раскрытие контрагентами этих госкомпаний цепочки собственников (далее – поручение). Совершенно очевидно, что появление этого документа связано с политикой государства по обеспечению прозрачности бизнеса, искоренению коррупции и препятствованию оттока капитала за рубеж. Но юридическая сила документа сразу же вызвала большие сомнения. Несмотря на закрытый статус и отсутствие в публичном доступе официальной версии (документ имеет гриф «Для служебного пользования»), поручение довольно быстро получило неофициальную огласку и вызвало бурную реакцию в юридическом сообществе. Представители госкомпаний жаловались на сжатые сроки сбора информации, а их контрагенты – на незаконный характер таких требований. И тем, и другим не был до конца ясен объем и конкретный состав сведений и документов, которые необходимо истребовать или, наоборот, представить. Однако каких-либо официальных разъяснений до сих пор не появилось, поэтому контрагенты госкомпаний, на которых распространялось действие поручений, вынуждены были довольствоваться той трактовкой, которую предлагали сами госкомпании. Цель этой статьи – подвести итоги действия поручения за прошедший год.
Интересный вопросУстановлен ли какой-то срок действия поручения?
Нет, срок действия поручения не определен. Следовательно, формально оно действует бессрочно до поступления иных указаний.
Требования госкомпаний к контрагентам согласно поручению
Поручение распространяется лишь на определенный список компаний, в числе которых, например, госкорпорация «Росатом», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Газпром», АК «Транснефть», «Иркутскэнерго», РЖД, «Аэрофлот», «Ростелеком», «Автодор» и т. д. Им дано указание обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с подтверждением соответствующими документами. Предоставление этой информации контрагентами также должно было стать необходимым условием заключения новых договоров и условием действия прежних договоров: госкомпаниям следовало внести изменения в свои внутренние документы, в соответствии с которыми непредставление вышеуказанной информации контрагентами влечет за собой необходимость расторжения действующих договоров.
Юридический статус поручения
Первый вопрос, который сразу же возник в связи с появлением поручения: имеет ли оно обязательную силу? Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», основными актами, издаваемыми правительством, являются постановления и распоряжения, причем только постановление является нормативным актом (то есть может создавать обязательства для неопределенного круга лиц) и то при условии его официального опубликования. Поручения же можно отнести к «иным актам, не имеющим правового характера» ( ст. 23 закона № 2-ФКЗ). Председатель Правительства РФ подписывает акты Правительства РФ ( ст. 24 закона № 2-ФКЗ), но полномочий самостоятельно издавать иные акты правового характера у него нет. Аппарат Правительства РФ лишь организует работу правительства и не обладает правом нормотворчества ( ст. 47 закона № 2-ФКЗ).
Следовательно, позиция о том, что поручение не может создавать обязательства для третьих лиц (контрагентов госкомпаний), вполне обоснована. При этом никто не ставит под сомнение обязательность исполнения поручения в рамках структуры органов исполнительной власти. Государство, безусловно, может продвигать свою политику в госкомпаниях, компаниях с государственным участием и ставить задачи своим функционерам. Но в плоскости предпринимательских отношений взаимодействие с контрагентами регулируется нормами гражданского права.
Nota bene!Перспективы дальнейшего действия поручения пока не ясны. Не исключено, что его положения со временем будут оформлены в виде нормативного правового акта и приобретут обязательную силу. Инициатива обеспечения прозрачности сведений о контрагентах госкомпаний в целом является здравой. Она преследует те же цели, что и законодательство о госзакупках и о противодействии коррупции. Подобное регулирование есть во многих развитых правопорядках. Но форма реализации этой идеи в виде поручения не достигла своей цели, поскольку оно не имеет обязательной силы и вступает в противоречие сразу с несколькими отраслями законодательства.
Практика исполнения поручений в 2012 году
Большинство контрагентов госкомпаний раскрыли необходимые сведения, но качество раскрытия (объем, состав сведений) нигде официально не комментируется – каких-либо отчетов о результатах исполнения поручения представлено не было. Можно сказать, что де-факто поручение исполняется в «добровольно-принудительном» порядке и все претензии, если они возникают, решаются во внесудебном порядке, так как до сих пор нет ни одного судебного решения, хотя бы упоминающего поручение в тексте, не говоря уже о ссылке на него в мотивировочной части. В ходе исполнения поручения проявились его недоработки, а также сложности, связанные с его ненормативной природой. Во-первых, компании, на которые распространяется поручение, долгое время не могли понять, в каком объеме нужно запрашивать сведения от контрагентов. В каждой из компаний поручение интерпретировали по-своему.
Объем и состав запрашиваемых сведений. Состав запрашиваемых сведений вызвал массу вопросов, потому что поручение не согласуется с нормами действующего корпоративного законодательства и законодательства о персональных данных. В частности, отдельную полемику вызвал используемый в поручении термин «конечный бенефициар», который не имеет точного значения в российском законодательстве. Для акционерных обществ существует определенный стандарт раскрытия информации ( ст. 90 , 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), и сведения о «конечных бенефициарах» в ее составе не фигурируют. Кроме того, для компаний, акции которых размещены на бирже, выполнить требование о раскрытии собственников невозможно даже в отношении «первичных» акционеров. Не говоря уже о том, что объем информации в таком случае был бы колоссальным и не поддающимся эффективной обработке.
Что касается информации о цепочке собственников в ООО, то сведения об участниках можно получить из ЕГРЮЛ. Владельцев же второго и последующих уровней раскрыть через ЕГРЮЛ невозможно. Кроме того, важно понимать, что при заключении договора с госкомпанией общество представляет директор, который и сам не имеет возможности в рамках правового поля истребовать информацию о «неофициальных» владельцах компании.
Учитывая, что «конечными бенефициарами» могут быть физические лица, нужно помнить также о том, что раскрытие персональных данных без согласия их владельца не допускается и влечет за собой административную ответственность ( ст. 6 , 9 Федерального закона от 27.06.07 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 13.11 КоАП РФ). Исполнение поручения, не имеющего силы нормативного акта, не относится к исключениям, допускающим обработку персональных данных без согласия их владельца ( ст. 6 закона № 152-ФЗ).
Результаты исполнения поручения. Кто-то ограничивается представлением выписки из ЕГРЮЛ, выполняя требования формально, кто-то представляет учредительные документы, а кто-то раскрывает информацию полностью. Госкомпании в свою очередь понимают, что если они будут более жестко подходить к требованию о раскрытии информации, то контрагент может обратиться в суд, где госкомпании будет трудно отстоять свою позицию со ссылкой на поручение.
Контрагентов госкомпаний больше всего волновала возможность расторжения действующих договоров и отказа заключать новые договоры из-за непредставления запрошенных сведений о цепочке собственников. Но прошедший год показал, что массового расторжения договоров не последовало. Для расторжения все-таки необходимо найти основание, предусмотренное гражданским законодательством, ведь поручение не распространяется на контрагентов, а значит, со ссылкой на него расторгать договор неправомерно. Если с кем-то договор и был расторгнут на этом основании, то лишь при условии, что такая возможность была предусмотрена в самом договоре. Например, не так давно авторы статьи на практике ознакомились с проектом договора, предложенным госкомпанией, в котором содержалось требование о раскрытии бенефициаров и условие о том, что в противном случае госкомпания вправе прекратить отношения.
Что касается отказов от заключения договора из-за непредставления информации, то здесь тоже существует момент, который госкомпании наверняка учитывают. Если госкомпания занимает доминирующее положение, то с ее стороны отказ от заключения договора без надлежащего юридического основания неправомерен ( п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и ответственность за это весьма существенна (ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ). А поручение таким юридическим основанием являться не может.
Nota bene!У компаний, не упомянутых в поручении, даже если их единственным акционером является государство, отсутствует необходимость исполнять это поручение. Поэтому если их контрагенты все-таки получают требования раскрывать информацию о цепочке собственников, то это скорее всего объясняется стремлением добровольно присоединиться к исполнению поручения либо собственным желанием получить такую информацию о контрагенте.
Возможные действия контрагентов госкомпаний
Итак, как же следует поступить потенциальному контрагенту госкомпании, получившему требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров? Тактики могут быть разными в зависимости от того, насколько компания хочет сохранять конфиденциальность сведений, а также от коммерческой ценности договора с госкомпанией. Прежде всего стоит уточнить у госкомпании, в каком объеме, виде и в какой форме она считает нужным получить соответствующие сведения. В зависимости от отрасли, в которой работает госкомпания, поручением определены органы, которые аккумулируют и обрабатывают поступившие сведения о контрагентах (Минэнерго России, Минтранс России, Минкомсвязь России и т. д.). Они могут уточнять «подотчетным» госкомпаниям объем необходимой информации. Кроме того, сами госкомпании сейчас имеют соответствующие положения в своих внутренних документах.
Если структура владения компанией простая, эта информация и так вполне может быть получена из других источников, то нет смысла отказываться от предоставления сведений. Вряд ли получится от этого что-то выиграть, а вот потерять контракт все-таки риск есть. Если договор был заключен после появления поручения, то в нем скорее всего прямо предусмотрено для такого случая право госкомпании на расторжение. Надо понимать, что госкомпании стремятся выполнить поручение, но вместе с тем знают, что юридических инструментов для понуждения контрагентов к раскрытию информации у них пока нет. Поэтому компромиссным вариантом может стать ограниченное раскрытие информации – например, в объеме выписки из ЕГРЮЛ, сведений о ключевых акционерах или о раскрытии цепочки собственников до структур, которые сами де-юре являются закрытыми (например, трастовые фонды, двухслойные офшорные структуры).
Персональные данные физического лица относятся к разряду сведений, которые могут быть раскрыты и/или использованы только с письменного разрешения этого лица. В случае запроса информации подобного рода должны быть соблюдены требования федерального закона «О персональных данных».
Хотите узнать больше? Будем рады помочь. «Юрист компании»
ppt.ru