Close

Актуальность проекта по экологии – Проект по экологии на тему: Экологический проект «Твой след на Земле»

Проект на тему: Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Все в природе важно!»

Проект

«Все в природе  важно!»

(для детей 6-7 лет)

Участники:

  • дети подготовительной к школе группы  № 6,
  • родители,
  • музыкальный руководитель Цаава Г.В.,
  • библиотекарь детской библиотеки района Северный Полатовская Нина Ивановна,
  • главный специалист отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных. Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцова Анастасия Владимировна,

Руководители: 

  • Ширяева Ирина Юрьевна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709, г. Москва СВАО
  • Герасименко Юлия Романовна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709,  г. Москва СВАО

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.

        

Продолжительность: 2 месяца (с 10.01.18 г. — 01.03.18 г.)

Актуальность.  

Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему сегодня является одним из важных направлений педагогической работы. Бережное отношение к окружающей природной среде у детей с раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении чувственных проявлений ребёнка по отношению ко всему живому, что наблюдает ребенок. Задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в формировании экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение.

Добрые чувства и способность любить и ценить окружающий мир формируется у малышей через взаимодействие с природой с самых ранних лет. И от того каким будет это взаимодействие в детстве зависит и дальнейшее поведение человека. С ранних лет ребенку нужно объяснять законы природы, а самое главное, причины и последствия негативного влияния и воздействия на экологию.

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Как же помочь детям, особенно дошкольного возраста, изменить свое поведение и сформировать самые простые, но от этого не менее важные и полезные привычки?

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра, именно в игровой форме ребенок легче воспринимает и усваивает новую информацию. Процесс обучения с элементами игры или в форме игры является наиболее продуктивным. Поэтому и в нашей работе по формированию элементарной экологической грамотности мы применяем различные игр о природе. Но помимо игры детям нравится рассуждать и фантазировать и они всегда с интересом слушают невероятные рассказы о приключениях их любимых героев и искренне переживают.

В увлекательной форме рассказать детям о природе помогают экологические сказки. На своих занятиях по окружающему миру мы решили применить эти формы работы для того, чтобы рассказать детям нашей группы о влиянии человека на природу его роли, а также о взаимосвязи всех животных и растений в природе. Тема хоть и кажется простой, но в то же время является достаточно объемной. Дети хорошо знают что нельзя делать в природе и как поступать можно, но сами механизмы взаимосвязи им представить достаточно трудно.

Проблема

        Во время одной из бесед с ребятами мы на примере нашего близлежащего парка разбирали, какую в нем функцию играют различные животные и для чего они нужны. Тогда девочка  Лиза спросила: «А вот зачем, например, нужны мыши в лесу? Ведь они только все портят!»  А Максим добавил: «А я вот комаров не люблю! От них вообще пользы нет, только кусаются, когда мы на дачу приезжаем!».

        Воспитатель рассказала ребятам о том, что все животные, обитающие рядом друг с другом  и с человеком, играют важную роль и  предложила им вместе разобраться, почему это так.  Детям стало интересно, у них возникли вопросы:

Что я знаю о том, как животные связаны друг с другом?

Что я хочу узнать нового о природе?

Где я могу получить такие знания?

Таким образом, возникла идея реализовать проект по экологическому воспитанию, который так и назвали – «Все в природе  важно!»

Цель: становление и развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через осознание того, что состояние природы и окружающей среды зависит от действий каждого.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять представления детей о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях в природе;
  • учить детей применять полученные знания и навыки во взаимодействии с окружающим миром в реальной жизни;
  • знакомить детей с изменениями в жизни животных в разное время года;
  • закреплять понятия о «невидимых ниточках природы» способом создания экологических историй и рассказов на основании изученных законов природы;
  • познакомить детей со способами решения экологических проблем, демонстрируя примеры их положительного решения путем создания экологических мультфильмов.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, внимание и любознательность в процессе общения с природой;
  • развивать у детей умение придумывать и составлять экологические рассказы и сказки, основываясь на полученных знаниях;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственную связь между поступками человека и явлениями в окружающей среде;
  • развитие коммуникативных навыков через общение со взрослыми и сверстниками, увлеченными общим делом.

Воспитательные:

  •  способствовать развитию эстетического восприятия природы и природных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, добрые чувства по отношению ко всему живому во всех их проявлениях;

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

  • развитие познавательного интереса детей, расширение их представлений о родной природе, о взаимосвязи всего живого на планете;
  • сформированность  элементарных умений бережного и заботливого отношения природе;
  • повышение чувства личной ответственности у дошкольников за состояние природы ближайшего окружения;
  • сплочение детского коллектива, проявление дружественных чувств друг к другу;
  • обогащение активного и пассивного словаря детей.

Со стороны родителей:

  • родители — активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность;
  • вовлеченность в совместную экологически-ориентированную деятельность с детьми путем составления сказок о природе и ее явлениях, в подготовке макета для мультипликации;
  • применение в практике воспитания детей рекомендаций и консультаций воспитателей.

Со стороны педагогов:

  • осуществление проектной деятельности;
  • повышение профессиональных компетенций;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

        I. Подготовительный этап 

  • подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;
  • определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
  • определение участников проекта;
  • постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
  • подготовка необходимых материалов для реализации проекта: подборка иллюстраций растений и животных, которые встречаются на территории нашей природной зоны, энциклопедической и детской художественной литературы о природе и т.д.;
  • подбор мультипликационных фильмов для просмотра с детьми в детском саду и дома;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе различными фотографиями с видами природы, природных явлений, внесение новых игровых атрибутов для детских игр, в театральный уголок  группы.

II. Основной этап

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников подготовительной группы по написанию экологической сказки и созданию мультфильма.

Так как дошкольники очень любят фантазировать и сочинять, воспитатели предложили детям придумать сказку о том, как и почему все животные взаимосвязаны. А затем дети решили  претворить придуманную сказку в жизнь и создать мультфильм, сделанный  собственными руками.

Содержание работы по реализации проекта

Содержание деятельности

Участники деятельности

Работа педагогов

Подготовка  материалов для продуктивной деятельности детей

дети, воспитатели

Составление и оформление  анонса для родителей о проекте «Все в природе  важно!».

воспитатели

Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми и педагогами.

дети, воспитатели

Организация просмотра мультипликационных фильмов с детьми в детском саду и дома.

воспитатели, родители

Обогащение детской домашней библиотеки энциклопедическим и художественным материалом

родители

Работа с детьми

Проведение бесед с просмотром мультимедийных  презентаций

  • «Птицы и звери рядом с нами»,
  • «Зачем животным помогать?»

Наблюдение:

  • «Природа вокруг нас»,
  • «Животные, которые нас окружают»

Беседы: 

  • «Экологические сказки и рассказы»,
  • «Что такое мультфильм»,
  • «Что такое макет-декорация»,
  • «Как делают мультфильм»,
  • «Какие бывают мультфильмы?»,

Создание мультфильма 

по сказке, сочиненной воспитанником подготовительной группы № 6 Андреем Г. «Спасение леса».

дети, воспитатели

Проведение НОД:

Ознакомление с окружающим:

  •  «Что такое «невидимые ниточки природы»,
  • «Природа  — наше богатство»,
  • «Взаимосвязь животных в природе»,
  • «Природа и человек»,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» — чтение детям и анализ ситуаций в них,
  • «Сочиняем экологическую историю»,
  • «Представление сочиненных детьми подготовительной группы экологических сказок»,
  • «Изучаем фотоаппарат  и видеокамеру».

Рисование:

  • «Мое поведение на природе»,
  • Иллюстрации к сказке собственного сочинения «Спасение леса» (автор Андрей Г., воспитанник подготовительной группы № 6 ДО № 5).

Аппликации:

  • «Наша сказочная природа»,

Ручной труд:

  • «Герои нашей сказки» — консруирование из бумаги,
  • «Создаем декорации» — изготовление детьми декораций для сказки: деревьев, животных, фона природы.

Театрализованная деятельность:

  • «Играем в сказку «Спасение леса» с героями сказки, сделанными своими руками (плоскостное изображение)

Чтение художественной  и специальной литературы:

  • Добрые сказки,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» (Методические разработки к учебно-методическому комплекту «Юные экологи Москвы»)

Экологическая акция:

«Покормите птиц и зверей зимой»,

«Поможем дереву перезимовать».

дети, воспитатели

дети, воспитатели

Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание иллюстративного материала, энциклопедий,
  • поиск информации в интернете с помощью родителей,
  • самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
  • рисование,
  • выполнение самостоятельно фигур из бумаги и картона,
  • фотографирование.
  • сочинение сказок, фантазирование,
  • самостоятельное изготовление детьми деталей для декораций к мультфильму,
  • сюжетно-ролевые игры с игрушками по экологической сказке собственного сочинения «Спасение леса»,
  • театрализованные игры.

дети подготовительной к школе группы

Взаимодействие с родителями

  • оказание родителями помощи детям в поиске информации в интернете, подбор познавательной литературы для детей,
  • совместная прогулка в парк, наблюдение за птицами и животными,
  • запись сочиненных детьми экологических сказок (помощь ребенку), оформление в текстовый документ,
  • совместное творческое занятие детей и родителей подготовительной группы «Наша сказочная природа» — создание коллажа на тему экологии, использование газетных вырезок, цветных карандашей (место проведения группа детского сада),
  • совместное просматривание детей и членов семьи фильмов и мультфильмов, обогащение детской домашней библиотеки книгами, альбомами, журналами о природе,

Консультации для родителей:

«Как сказка помогает в воспитании ребенка»

родители

совместная деятельность детей и родителей

воспитатель и родители

Взаимодействие с организациями

Экскурсия в детскую библиотеку района Северный с просмотром мультимедийной презентации «Земля наш общий дом»

Библиотека района Северный

Встреча с главным специалистом отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцовой Анастасией Владимировной,

 «Природные  связи»

ГПБУ «Мосприрода»

Помощь в предоставлении оборудования и материалов

ГБОУ «Школа № 709», г. Москва

III. Заключительный этап

  • Презентация проекта «Все в природе  важно!» для детей старшего дошкольного возраста дошкольного отделения № 5 ГБОУ Школа № 709, родителей и педагогов  с просмотром мультфильма по сказке «Спасение леса»;
  • Участие в городском конкурсе «Юные экологи Москвы — 2018».

Выводы

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный», его обитателях и растительным миром в зимнее время. Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного отношения к природе парка и заботе о его обитателях.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и научила дошкольников отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Проект дал возможность переосмыслить родителям и детям отношение к окружающей природе, научил ребят самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.

Приходя в детский сад, дети стали делиться с друзьями и педагогами  своими наблюдениями о том, что иногда люди неправильно поступают: выбрасывают мусор вблизи домой, распугивают птиц с кормушек громкими криками или музыкой. Ребята осуждали такое поведение и рассказывали о способах грамотного экологического поведения.

Родители осознали, что обучение ребенка с помощью сказок – очень эффективный метод. Некоторых детей и родителей увлек процесс сочинения собственных сказок, и они захотели продолжить их сочинение и доже написать книгу экологических рассказов, и попробовать дома всей семьей снять уже свой мультфильм.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее родного парка и даже района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Журавлев Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. — Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013.
  4. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 26.02.2018).
  5. Лыков И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  6. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия. Авт.-сост. Ф.Х. Никулина.- Учитель, 2013.

Приложение

Сказка

Спасение леса

                                                                                                   Автор Андрей Гладков,

воспитанник подготовительной группы № 6

ДО № 5 ГБОУ Школа № 709

В одном лесу жил был дятел, которого все называли Малыш Дятел.

Он был очень добрым и умным малышом, но не все звери и птицы хотели с ним дружить, а ему от этого было очень обидно. Ещё он боялся хищников, потому что они могли его съесть, ведь он такой маленький! Поэтому он хотел, чтобы в его лесу таких зверей не было.

Однажды дятел прогуливался по лесу и встретил своих друзей бельчат.

Дятел: «Здравствуйте, белки!»

Белки:     Привет, Малыш Дятел! Нам срочно нужно новое дупло, можешь смастерить его для        

                нас? Как ты умеешь, самое лучшее!

 Дятел:   Конечно, сделаю! А заодно наемся там разных вкусных жучков.

 И он полетел на дерево, где селились все белки. Когда дятел уже почти заканчивал мастерить дупло, мимо пролетал его друг Аист.

Аист:     Привет дружище! Чем занимаешься?

Дятел:   Привет! Я мастерю белкам дупло.

И Малыш Дятел полетел за Аистом, чтобы расспросить как у него дела.

Проводив Аиста, Дятел полетел обратно к беличьему дереву, чтобы довести свою работу до конца. Когда Малыш Дятел вернулся, он увидел, что в дупле лежит книга, она была необычная и блестящая. Дятел взял книгу и прочитал:

Дятел:  Волшебная книга. Ух, ты! Нужно посмотреть, что в ней написано.

И он стал листать волшебную книгу. И вдруг на одной из страниц он прочитал: «Любое твое желание исполнится, если произнести это заклинание».

Дятел:    Вот это удача! Я давно хочу, чтоб не было животных, которых я боюсь и которые

             могут меня съесть. Или моих друзей! Пусть они исчезнут из нашего леса!

Дятел произнес свое заветное желание и прочитал заклинание, но ничего необычного не произошло. Тогда он положил книгу и отправился сообщить своим друзьям — белкам о том, что их новый дом готов.

Дятел:   Белки, я смастерил вам новое дупло, как вы и просили! Прыгайте туда и уже сами  

             обживайте его!

Белки:   Спасибо, Малыш Дятел!

Довольные белки попрыгали смотреть свое новое дупло. А Малыш дятел полетел к себе домой. Пролетая по лесу, Малыш Дятел заметил, что он очень изменился. Раньше в лесу все были заняты своими делами: птицы щебетали песенки, звери трудились. Сейчас же стало очень шумно. Он не мог понять, в чем же дело.

Дятел:   Что случилось? Почему в лесу так много мышей и ворон?! Куда все птицы подевались?

И тогда дятел подумал: «Может это произошло из-за моего желания и волшебной книги? Нужно срочно вернуться и прочитать другое заклинание! »

Дятел:  Белки, белки, вы не видели в дупле книгу, на ней еще должно быть написано

             «Волшебная книга»?

Белки:   Нет, мы ничего такого не видели.

Заподозрив, что-то неладное Малыш дятел решил полететь за советом к мудрому Филину, чтобы он помог во всем разобраться. Ведь Мудрый Филин знал ответы на все вопросы.

Филин:  Здравствуй Малыш Дятел, рассказывай, с чем ко мне пожаловал?

Малыш дятел подробно рассказал Филину о том, что произошло с ним и про все изменения в лесу.

Дятел:   Теперь я не знаю где мне искать эту Волшебную книгу, и как вернуть все обратно.

Филин: Да, это очень печально. Ты, дятел, забыл главное правило природы: «ЛИШНИХ ЖИВОТНЫХ НЕ БЫВАЕТ», всё в природе взаимосвязано. Ведь даже маленькие и незначительные насекомые или зверьки выполняют полезную роль в жизни леса. В лесу нет ни полностью полезных, ни полностью вредных животных – они все его частичка!

Все хищники по твоему желанию исчезли. Поэтому в лесу размножились мыши, они теперь уничтожают наш лес, объедают все деревья и кустики. Тебе надо срочно привести всё в порядок.

Филин: Эту Волшебную книгу принес тебе Чёрный Ворон. И сейчас она находится в Дремучем лесу на самом верху Могучего дерева. Чёрный Ворон захотел, чтобы поднялась паника во всем лесу, и птицы и звери ушли бы оттуда. А он стал главным.

Ты, Малыш Дятел, должен торопиться и успеть до захода солнца забрать Волшебную книгу нашего леса у Черного ворона. Лети скорее в дремучий лес и будь осторожен!

Малыш дятел стремительно полетел в сторону дремучего леса, он понял, какую ошибку совершил, и торопился все исправить и вернуть обратно.

Дятел знал, что Черный ворон очень хитрый и просто так не отдаст ему книгу, поэтому он решил по дороге позвать на помощь  своих друзей белочек и Аиста.

Друзья все вместе отправились в Дремучий лес. В Дремучем лесу им было очень страшно, никто не бывал там раньше. В этом лесу было темно, но друзья шли, осторожно пробираясь к Могучему дереву.

Ворон:   Ну и зачем вы ко мне пожаловали, я не звал сюда гостей?

Аист:      Нам нужна Волшебная книга, без нее лес погибнет!

Белки:    Отдавай ее сейчас же, мы знаем, ты её украл.

Ворон:   Я верну книгу, если вы отгадаете загадки моего могучего дерева. А если нет, пеняйте на себя, не видать вам книги!

Дерево:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Звери: Лес!

Звери посовещались и отгадали загадку, в ту же минуту Черный ворон исчез, а Малыш Дятел и его друзья взяли книгу и полетели обратно в лес.

Дятел:  Скорее ребята! Нужно торопиться, ведь солнце уже совсем низко, мышей в лесу становится все больше и больше.

Аист:     Нам нужно успеть все исправить!

Прилетев обратно в лес, дятел открыл Волшебную книгу на той же странице, загадал новое желание:

Дятел:   Пусть в нашем лесу все станет как прежде!

  Малыш Дятел прочитал заклинание снова, и в то же время в лесу все стало меняться. И постепенно стало так, как и должно было быть.

В это время прилетел Мудрый Филин. И дятел решил, что книгу нужно отдать ему:

Дятел:   Мудрый Филин, я возвращаю тебе Волшебную книгу, вот держи!

После этого в лесу всё встало на свои места. А Малыш Дятел теперь понял, что все звери, все птицы и насекомые нужны лесу и природе. Без любого из них может все измениться и превратить их размеренную жизнь в беспорядок, что приведет к беде.

nsportal.ru

Проект по экологии: План проекта экологического образования «Зеленый мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир»

                                         Участники проекта: учащиеся 5-11 классов

                                         МБОУ  «Байлянгарская средняя школа имени

                                          Р.И.Зарипова»

                                         Руководитель проекта: 

                                         Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель

                                         биологии и химии МБОУ  «Байлянгарская

                                         средняя школа имени Р.И.Зарипова»

Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир»

Организация-исполнитель: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова»   Кукморского  муниципального района Республики Татарстан

Адрес:        422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Школьная, д. 10

Телефон:        +7(843)-643-47-83

E-Mail:        [email protected] , [email protected] tatar.mail.ru

Руководитель проекта:   Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель  биологии  МБОУ  «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова»   Кукморского муниципального района РТ

Адрес:        422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Советская, д. 36

Телефон:        +7(843)-643-47-21

E-Mail:         [email protected] tatar.mail.ru

География проекта:  Республика Татарстан,   Кукморский  муниципальный  район, село Байлянгар

Сроки реализации проекта:  2016-2020 гг.

Краткая аннотация проекта

         Проект  реализации экологического образования   «Зелёный мир» предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности  учащихся через  посильное участие в решении экологических проблем села, района и  участие  в труде, охране природы.

В проекте участвуют классы, отряды,  индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.  

       Целью данного проекта является создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.

     

Обоснование необходимости проекта

           Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.         

           17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них  – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».  Особенно это важно  сейчас, когда  отмечается  большое количество проблем экологического характера.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.

Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.  Формирование у школьников ответственного отношения к  природе — сложный и длительный процесс, поэтому  целью  экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  

          Инновационная деятельность МБОУ «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан связана с важной проблемой – введением непрерывного экологического образования, направленного на развитие экологической культуры подрастающего поколения. Целенаправленная работа по воспитанию экологически грамотного гражданина  ведется по  программе «Экология души». По программе проводятся различные мероприятия  по познавательным и природоохранным деятельностям, организуется  недели биологии-экологии, где дети получают знания в игровой форме, в форме лекций, семинаров, развлекательных программ, которые предусматривают воспитание экологической культуры.  Формированию  представления о прекрасном  помогают походы по родному краю, конкурсы на лучшую композицию из природного материала, овощей и цветов, проведение викторин, дней здоровья.    На основе данной программы создан проект реализации экологического образования  «Зелёный мир».        

Цели и задачи проекта

Цель  проекта:  формирование экологической культуры школьника как комплекса мировоззренческих  взглядов, затрагивающих все сферы человеческого сознания.

Задачи  проекта:

  • реализация познавательных  интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
  • организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
  • модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении; 
  • формирование нравственной экологической позиции личности, развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
  • включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • создание банка данных форм и методов природоохранной работы, улучшение экологического состояния окружающей среды.

Основное содержание проекта   

       Проект предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности  учащихся через  посильное участие в решении экологических проблем села, района и  участие  в труде, охране природы.

В проекте участвуют классы, отряды,  индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.  

 Проект построен на теоретическом изучении природы и экологии, как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В организационный период  происходит коллективное планирование работы, назначаются ответственные по направлениям  деятельности.

В основной период учащиеся изучают природу родного края, ведут фенологические наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, зверями, организуют тематические дни  (День птиц, День леса, День Земли), экскурсии, фотовыставки.

В практической части проекта дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в  сохранение природы.

В итоговый период учащиеся представляют результаты работы:   выставку экологических фотографий, поделок из природного материала, защищают рефераты, выступают в научно-практических конференциях экологического профиля.

        В ходе реализации проекта учащиеся  овладевают  определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей республики и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушения экологического равновесия.

Направления проекта:

1. Интеллектуально-познавательное.

2. Природоохранное.

                   Интеллектуально-познавательное часть проекта (формы работы):

  1. Интеллектуально-познавательная деятельность  на уроках.  
  2. Конкурсы экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу».    
  3. Выступление экологических агитбригад.  
  4.  Видеолекторий  с использованием фильмов о «Гринпис», экологических  проблемах.  

         5. Изучение деятельности природоохранных организаций:  

              — «Гринпис»;  

              — Фонд охраны дикой природы;

              — Всемирный союз охраны природы;  

              — Союз охраны птиц России;

          6. Классные часы, беседы, викторины.  

          7. Познавательные экологические игры.  

Природоохранная часть программы (формы работы):

   1.  Акция «Живи, родник»  —  очистка и паспортизация родников.  

   2.  Акция «Мы чистим мир».

    3. Благоустройство  и озеленение  школьных территорий.  

    4. День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире.

    5. Акция «Внимание первоцветы!».

    6. Экологические игры.

    7. Организация  акций для пернатых — «Покормите птиц зимой!», «Мастерская кормушек и скворечников»

     8. Акции «Сбереги природу-сдай батарейку»,  «Сдай батарейку-спаси ежа»

    9. Сбор макулатуры.

    10.  Эколого-познавательные туристические походы.

План реализации проекта

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1.

Создание школьного научного эколого-биологического  общества «Зеленый мир»

сентябрь 2015

ШМО учителей естественнонаучного цикла

2.

Заседания школьного научного эколого-биологического общества «Зеленый мир»

3 раза в год

Учителя биологии и экологии, учащиеся члены НОУ

3.

Организация преподавания предметов, элективных курсов, курсов по выбору экологической направленности

август-сентябрь ежегодно

Директор ОУ, учителя биологии и географии

4.

Озеленение и создание зеленой зоны в здании  школы «Зеленый мир»

2016-2017 год

Руководитель и члены НО «Зеленый мир»

5.

Расширение материально-технической базы творческой экологической лаборатории в ОУ

в течение года

Руководитель ОУ

7.

Выставка поделок из природного материала

сентябрь-октябрь  ежегодно

Классные руководители

8.

Участие в осенней выставке – ярмарке «Юннат»

сентябрь-октябрь   ежегодно

Классные руководители

9.

Участие в муниципальном этапе Всероссийских олимпиад по биологии и экологии

ноябрь – декабрь  

ежегодно

Учащиеся 9-11 классов

9.

Организация походов к памятникам природы  района: «Река Нурминка»,  «Сабинский  охотничий Лесхоз», сосновая посадка  «Кукморская Гора»

сентябрь, февраль, май

ежегодно

Учащиеся 5-8 кл, учителя биологии

10.

Акции «Сбереги природу-сдай батарейку»,  «Сдай батарейку-спаси ежа»

ежегодно

Учащиеся 5-11 классов

11.

 Конкурс экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу».    

октябрь   ежегодно  

Учащиеся 1-11 кл, учителя географии, биологии, ИЗО

12.

Видеолекторий  с использованием фильмов о «Гринпис», экологических  проблемах 

ноябрь    ежегодно

Учащиеся 1-11 кл, учителя биологии

13.

Конкурс «Экологичная семья».

ноябрь   ежегодно  

Учащиеся 1-11 кл, родители и классные руководители

14.

Акция «Возвращенный лес» по сбору макулатуры

декабрь   каждого года

Учащиеся 1-11 кл

15.

 Организация  акций для пернатых — «Покормите птиц зимой!»

декабрь – февраль

ежегодно

Учащиеся 1-11 классов, учителя экологии, биологии

16.

Подготовка и выпуск   экологической газеты «Зеленая колыбель»

январь, май  

ежегодно

Творческая группа учащихся

17.

Изучение деятельности природоохранных организаций

январь  

ежегодно

Учащиеся 8-11 классов, учителя экологии, биологии,

18.

Участие в региональном этапе Российского национального конкурса «Водных проектов»

февраль

ежегодно

Учащиеся 9-10 классов, учителя экологии

19.

Конференции школьного научного общества  по проблемам экологии

февраль — март    

ежегодно

Члены НОУ

20.

Участие в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума  «Зелёная планета»

март

 ежегодно    

Учащиеся 6-9 классов

21.

Организация  акций для пернатых — «Мастерская кормушек и скворечников»

март  

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

22.

Акция «Внимание первоцветы!»

апрель    

ежегодно

 Учащиеся  1-11 классов, классные руководители

23.

Участие в ежегодной научно-практической конференции учащихся «Моё Я в Большой науке»

апрель  

ежегодно

Члены НОУ

24.

День Земли — выступление экологических агитбригад.

Флешмоб «Час Земли»

апрель  

ежегодно  

Творческая группа учащихся

25.

Разработка экологической тропы и экскурсии по ней  

апрель    2018

Творческая группа учащихся

26.

«Лучший ландшафтный дизайн пришкольного участка». Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории 

апрель — май  ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

27.

Акция «Живи, родник»  —  очистка и паспортизация родников

май  

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

28.

Акции «Нет — свалкам!»,   «Чистый школьный двор»

май, сентябрь

ежегодно

Родители и учащиеся  1-11 классов, классные руководители

29

Организация  проектно-исследовательской деятельности  учащихся

сентябрь-май ежегодно

Учитель биологии, творческая группа учащихся

30

Освещение  участия ОУ в муниципальном проекте  экологического образования на школьных  сайтах и районной газете «Трудовая слава»

В течение года

Творческая группа учащихся

Ожидаемые результаты

  1. Изучение богатства природного наследия.
  2. Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний,    

     практическими умениями, организаторскими способностями, расширение    кругозора.

  1. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
  2. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости  и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах.
  3. Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
  4. Воспитание экологической культуры детей.

Бюджет

Проект осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования.  Финансовые средства образуются за счет следующих источников:

-спонсорская помощь;

-средства местного бюджета;

-средства МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с. Байлянгар»

— прочих поступлений, не запрещенных действующим законодательством РФ и РТ

nsportal.ru

Проект (9 класс) на тему: Экологическо-исследовательский проект «Чем я могу помочь природе»

(Слово воспитателя)

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы, учащиеся 9-Б класса, представим свой проект «Чем я могу помочь природе».

В чем, по-вашему мнению, актуальность и значимость работы над экологическим проектом?

  1. Обострением экологической проблемы в стране и в мире, что диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети не все экологически воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Цели:

 — воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;

— помогать учащимся осознавать свою ответственность за природу вокруг нас, судьбу родной земли.

Задачи:

— учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

— проявлять заботу к природе и ее обитателям.

— формировать представление о необходимости сохранения окружающего мира, а так же умение видеть красоту родной природы.

План работы обучающихся  9-б класса по реализации эколого-исследовательского проекта «Чем я могу помочь природе».

Классный час «Природа и я»

Беседа «Помоги природе»

Посещение библиотеки.

Конкурс рисунков «Моя любимая природа»

Поход в лес

Экскурсия в ботанический сад

Проведение проекта «Чем я могу помочь природе»

(видеоролик)

Природа – колыбель человеческой жизни, наша родная стихия. Никто не сможет жить без воды, земли, воздуха, пищи. Когда подумаешь о неотъемлемой красоте заката или восхода солнца, о весеннем звонком журчанье ручья, об аромате молодых клейких листочков – стает ясно, что нам нужна красота природы, ее сила и поддержка.

Главное не причинять ей вреда. Помочь ей может любой из нас. Если мы не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда произойдет на земле?

Земля погибнет. И в этом будет полная вина человечества.

Как же я могу помочь природе? Защитить ее? Кажется все легко и просто. Но нет, это очень трудоемкая работа, которая требует не пять и даже не десять лет, она требует всю жизнь.

Что бы помочь природе нужны знания и умения. Получаем мы их через опыт других людей. А так же много нового мы узнали из книг нашей библиотеки.

Еще у нас проводился конкурс рисунков, где мы старались изобразить глобальные экологические проблемы, красивые пейзажи, гармонию человека и природы.

Окружающая нас природа полна интереснейших фактов, глубочайших тайн и любопытнейших загадок. И в этом мы убедились, когда посетили наш ботанический сад, расположенный на территории КФУ имени В,И. Вернадского.

В настоящее время мы, учащиеся 9-Б класса, мастерим скворечники. Какая может быть красота вокруг нас без птиц? Птицы уничтожают насекомых – вредителей лесов и полей.

Оказываем помощь больным деревьям и кустарникам. На месте старых, погибших растений высаживаем новые деревья.

Борьба с мусором – это огромнейшая проблема 21 века. Если оглянуться вокруг, то мы увидим… (видеоролик).

Подумайте ребята!

Во время походов в лес мы постоянно убираем мусор. Для того, что бы лес был красивым и здоровым, нужно очищать его от мусора. Ведь именно мусор выделяет ядовитые вещества. Они проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве питьевой воды.

Так же в процессе гниения образуются ядовитые газы, которые попадая в атмосферу, загрязняют ее.

Ребята, давайте вместе будем беречь богатство природы:

— экономно использовать электричество;

-экономить воду и бумагу;

— Не разбрасывать мусор.

Мы любим лес, устраиваем свалки

Ну кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю нужно охранять,

Она, как мы, такая же – живая!!!

Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – ПРИРОДА.

Давайте же всегда ее беречь.

Эффективность экологичеко-исследовательского проекта.

Мы узнали много нового, интерсного о родном крае. Стали внимательнее и бережнее относиться к окружающей среде и ее жителям, научились выполнять творческие работы.

Вывод.

Мы осознаем актуальность и серьезность экологической проблемы. Работа по улучшению ситуации с окружающей средой ведется систематически и ответственно и приносит определенный результат. Мы стараемся сделать все от нас зависящее, что бы сохранить и приумножить богатство родного края.

nsportal.ru

Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект по экологическому воспитанию » Экологически чистый город глазами ребёнка»

Проект по экологии на тему:

 «Экологически чистый город глазами ребенка»

Курган 2017г.

Аннотация проекта:

  1. Вид проекта: Информационно – творческий.
  2. Предметно-содержательная область: природные ценности.
  3. Участники: дети, родители, воспитатели.
  4. Срок реализации: 3 месяца.
  5. По количеству участников: групповой.
  6. Форма предоставления: презентация.

Актуальность проекта:

В настоящее время человек все дальше отдаляется от природы, забывая ее значимость, ценность, красоту, величие. Вырубаются леса, загрязняется воздух, почва, вода, исчезают многие виды животных, птиц, растений, мелеют реки, моря, озера. Неразумно используются природные ресурсы. Огромное количество отходов не перерабатывается, а просто выбрасывается, что тоже отрицательно влияет на почву, воду. В связи с этим проблема сохранения окружающей среды и улучшения экологической обстановки стоит очень остро.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша планета требует защиты. Ребята изучают экологическую ситуацию в природе, климатические условия, флору и фауну. Исследуют экологические проблемы. Наша задача – сделать все возможное, чтобы уменьшить вред, наносимый природе.

В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

 

Цель проекта:

Воспитать социально активную личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней.

Задачи проекта:

  1. Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
  2. Конкретизировать знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни в природе и в городской среде.
  3. Развивать воображение, творчество, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
  4.  Воспитывать умение прогнозировать последствия своих действий, желание жить в экологически чистом городе.
  5. Привлечение внимания детей и родителей к проблемам экологии.

Описание проекта:

Изучив педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении экологии просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по экологии в дошкольном учреждении:

  1. Приобщение детей к экологии: изучения экологической ситуации в природе, климатических условий, флоры и фауны, исследование экологических проблем.
  2. Создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике.
  3. Проведение тематически экологических занятий, бесед, дидактических игр с помощью  методической литературы и интернет – ресурсов.
  4. Чтение и заучивание художественной литературы по экологии.

Ожидаемый эффект:

Создание и деятельность такой работы должно способствовать повышению познавательного интереса детей и родителей к вопросам экологии, формированию у детей чувства любви к природе.

В течении работы над проектом будут использованы и оформлены следующие

материалы:

1. Художественная литература (стихи, сказки, загадки, рассказы об экологии).

2. Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Город будущего».

3. Коллективный коллаж: «Растительный и животный мир города будущего».

4. Создание альбома «Экологически чистый город глазами ребенка».

Этапы проведения проекта:

1 этап – подготовительный. На первом этапе осуществляется планирование и сбор информации. (Октябрь)

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

2 этап – основной. (Ноябрь)

  • Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
  • Экскурсии по территории детского сада с целью наблюдения за растениями.
  • Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Город будущего».
  • Заучивание стихов, чтение художественной литературы и разгадывание  загадок об экологии.
  • Оформление альбома «Экологически чистый город глазами ребенка».

3 этап – заключительный. (Декабрь)

  • Диагностическое обследование детей, анализ результативности.
  • Представление материалов проекта.
  • Подведение итогов.

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты». 2014
  2. Соколова Л.А. «Экологическия тропа детского сада» 2014
  3. Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет».
  4. Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. «Как знакомить дошкольников с природой»

nsportal.ru

Проект на тему: Проект по экологии

«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность.»
В.А. Сухомлинский

Педагогический проект:

«Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста через художественное слово и дидактические игры».

Автор проекта:

Краснослободцева Анжелика Анатольевна,

воспитатель МДОУ  детский сад №3

р.п. Сосновка, Тамбовской области

Необходимость проекта

В современном мире экологическое воспитание становится все более приоритетным направлением. Это связано с тяжелой ситуацией на планете.  Одна из причин такого положения — экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть вмешательство человека в природу.

Понижение у современных детей уровня познавательного интереса к природе – вопрос, который волнует не только воспитателей но и родителей.

Если в воспитательно – образовательный процесс ввести дидактические игры и художественное слово, то у детей будут формироваться ценностные отношения к природе.

Тип проекта: информационно-              творческий; 

По характеру содержания: ребенок, общество  и                                               культурные ценности; 

По количеству участников: групповой,   15 человек;

По длительности: 9 месяцев

            Проблемные вопросы:
1. Каким образом у детей формируются представления о природе?
2. Как природа влияет на развитие у детей нравственных представлений?
3. Какие наиболее эффективные формы  и методы работы используются в решении обозначенной проблемы?
4. Почему художественное слово эффективный метод эмоционального воздействия?
                                           Проблема.
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического воспитания в детском саду.
Таким образом, необходимо детям прививать любовь к природе с уже дошкольного возраста. Эта проблема касается подрастающего поколения и всех жителей планеты.

Аннотация проекта

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Дети знакомятся с природоведческой литературой в различные режимные моменты; проводятся дидактические игры; организуются экскурсии в разное время года.

Проект способствует формированию умений правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.

Цель проекта:

Формирование ценностного отношения к природе на основе эмоционального воздействия художественного слова и дидактических игр.

Задачи проекта:

Проанализировать педагогическую, методическую и нормативные документы по проблеме исследования;

Изучить передовой педагогический метод по теме исследования;

Разработать дидактический материал;

Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;

Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей;

Пробудить у детей интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

Способствовать эмоциональному воздействию художественного слова и дидактических игр на формирование ценностного отношения к природе;

Оценить результаты проделанной работы.

Принципы обучения и воспитания дошкольников

  1. Принцип целенаправленности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип доступности
  4. Принцип наглядности обучения.

Перечень и описание программных мероприятий

Перечень и описание программных мероприятий

Перечень и описание программных мероприятий

Перечень и описание программных мероприятий

Ожидаемые результаты после мероприятий

  1. Дети повысят качество знаний по экологическому воспитанию.
  2. Получат опыт ориентации экологической деятельности в природе.
  3. Научатся заботится о природе.
  4. Повысится кругозор.
  5. Узнают и научатся применять правила поведения в природе.
  6. Научатся играть в дидактические игры.
  7. Сформируются личностные качества.

Усвоение детьми знаний в ходе проекта

До начала проекта.

Усвоение детьми знаний в ходе проекта

На заключительном этапе

Вывод по уровню знаний детей

Мы видим положительные результаты проделанной работы. На заключительном этапе повысился уровень сформированности экологических знаний у детей: углубились и расширились знания детей о животном  и растительном мире; чувствуется желание детей познать много нового; дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться; овладели навыками ухода за растениями.

Оценка усвоения информации, предлагаемой в рамках проекта, осуществлялась по вопросам экологического воспитания дошкольников.

Результаты проекта

  1. На занятиях по экологии дети стали более внимательными, бережно относятся к природе.
  2. Полученные знания дети «проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности» на основе метода проб и ошибок.
  3. На основе художественного слова и дидактических игр, у детей углубились и расширились знания о животном и растительном мире.
  4. Дети поняли, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
  5. Все это содействовало воспитанию эмоционально-положительного отношения, вызывало добрые чувства и побуждало детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы, ценностного отношения к ней.

Практическая значимость проекта

Разработка дидактического материала, проектов о природе.

Разработка дидактических рекомендаций для родителей.

Возможность использования проекта воспитателями других детских садов.

Перспективы развития проекта

  • Дополнение системы дидактическим материалом, художественной литературой.
  • Дальнейшая непрерывная систематическая работа.
  • Использование проектных технологий по экологическому воспитанию.

Список информационных ресурсов

  1. Самородова А.П. «Организация и методика проведения наблюдений на прогулке», Методические рекомендации, Тамбов, 2003, 27стр.
  2. Рыжова Н.А., Тычинина О.Н. «Что такое экология?», Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников, Тамбов, 2003, 55 стр.
  3. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?», Москва, 2003, 94 стр.
  4. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», Москва, 1981, 78 стр.
  5. Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства», Москва, 2001, 82 стр.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников», Москва, 2002, 90 стр.
  7. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2004, 232 стр.
  8. Соломеншекова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», Москва, 2007, 43 стр.
  9. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
  10.  Николаева С.Н. «Юный эколог», 1999
  11. www.ivalex.ru

nsportal.ru

Проект по экологии на тему: экологический проект «Чистое село-наше село»

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Управление по образованию, спорту и молодежной политике МО «Усть-Канский район»

МБОУ «Усть-Кумирская средняя общеобразовательная школа»

Экологический проект

«Чистое село – наше село»

Автор: Головина  Татьяна

                                                                                                                                                                                 

Руководитель: учитель  биологии

Шестакова М.В.

с. Усть-Кумир

2013  год

Оглавление

  1.                                                                           
  2. 1.Актуальность проекта………………………………………………………. 3
  3. 2.Цель, задачи и гипотеза  проекта……………………………………..……. 4                                                                    
  4. 3.Содержание  проекта…………………………………………………………5-7
  5. 4. Результаты…………………………………………………………………….8
  6. 5.Социальная значимость……………………………………………………….9
  7. 6.Приложение  

3-4

5-8

9

Актуальность

   

   Наше село, в котором мы живём, небольшое, но очень красивое. Летом оно утопает в зелени, однако если присмотреться повнимательней, то глазу открывается совсем другая картина: кругом валяется самый разнообразный мусор:  битое стекло, фантики от конфет, обёртки от мороженого, коробки от соков, бумага, пустые бутылки и многое другое.

   В школе работает детская  организация «Пилигрим», одним из направлений которой является природоохранная деятельность.

   Ребята учатся решать социальные проблемы, контактируя с жителями поселка и местными властями. Мы участвуем в различных  конкурсах экологической направленности (День Земли, День Птиц, экологический месячник и др.), развивая свои творческие способности, также принимаем  участие в практических делах по очистке территории села и школы. Под руководством педагогов делаем первые шаги к сотрудничеству с  организациями, занимающимися благоустройством  нашего села — Администрация сельского поселения и руководством СПК «Талица».    

   Два раза в год: весной и осенью мы организуем уборку территории школы и села. Привлекая к нашим акциям «Эко-десант» всех, кому не безразлично, в каком селе мы живём.

   Участвуя в экологических проектах,  мы  учимся  ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации,  делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды, а также приобретаем  опыт, навыки исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве с природоохранными ведомствами и местными органами власти.

3

Цель проекта:

формирование экологической культуры учащихся школы и населения  

Задачи:

  • Изучить, выделить причины загрязнённости села
  • Изучить мнение жителей по данной  проблеме
  • Найти пути решения проблемы
  • Организовать совместные с жителями экологические десанты по уборке улиц села с привлечением органов местной власти.
  • Разработать соответствующие правила по санитарной очистке и благоустройству села.

Гипотеза:

 если благоустроить наше село, очистить его от мусора, то произойдет экологическое улучшение и  нам будет приятно жить в таком селе.

                                                                        4

                                     Содержание проекта

Выбор проблемы

  Проблема нашла нас сама – это  проблема улучшения санитарного состояния села, которая  давно уже требует оперативного решения.

Исследование проблемы.

   

Учащиеся нашей школы включились в работу. Работу организовали, разбив школьников на группы.

   Первая группа из  учеников самостоятельно провела исследование среди различных категорий населения, для изучения мнения жителей о различных аспектах проблемы накопления ТБО.

    Вторая группа встречались с представителями Администрации сельского поселения и руководством СПК  «Талица».

  Третья группа занималась изучением СанПинов, рассматривала нормативные документы, материалы, напечатанные в газетах и журналах.

   Был проведен социологический опрос — “От кого зависит чистота улиц нашего поселка?” (было охвачено 80 семей). (Приложение 1)

  Целью опроса являлось: изучить мнение жителей о санитарном состоянии улиц села, связанного с накоплением твердых бытовых отходов, наметить пути реализации проблемы.

  Методы:    

  • проведение опроса жителей села различных возрастных групп и социальных категорий;
  • последующее обобщение и анализ полученных данных.

5

В социологическом опросе принимали участие:

7 человек от 7 до 12 лет,

15 человек – от 13 до 17 лет,

15 человек – от 18 до 25 лет,

20 человек – от 26 до 36 лет,

31 человек — от 36 до 50 лет,

12 человек – старше 50 лет,

из них 25 – обучающихся,

29- рабочих,

13 – служащие,

25 – пенсионеры

8 неработающих.                

Мы получили следующие результаты:

1. Не все жители бережно относятся к чистоте нашего села.

2. А вот  жить  в чистом селе хотят все.

3. Выходили на уборку не все жители, а только те, которым не безразлично в каком селе мы живём, те которые действительно любят своё село, а также учащиеся школы.

4. На вопрос «Приходилось ли вам бросать мусор на  улице?» — большинство людей ответили – «да». Мотивируя это тем, что всё равно всё перегниёт и станет удобрением.

5. Очень многие жители считают, что грязный вид улиц села влияет на их здоровье и настроение.

   

   

6

План действий

   

  Определив первую из экологических проблем, существующих в нашем селе, мы приступили к её решению.

   Когда мы проводили анкетирование населения, попутно выяснили, почему люди разбрасывают мусор на улице. Ответы были разные. В основном говорили, что урн для сбора мусора мало, а нести до дома просто неохота. На вопрос, почему же тогда вы не участвуете в уборке улиц, когда большинство этим занимается, нам отвечали так: «За предоставление тракторной телеги под мусор и последующий вывоз его на свалку надо заплатить деньги». Не все желают это делать. Тогда мы спрашивали, если бы транспорт для вывоза мусора предоставляли бесплатно, согласились бы они убирать часть улицы перед своим домом. Жители давали нам своё согласие.

  • Созданные инициативные группы учащихся в сопровождении учителей отправились решать проблему предоставления транспорта для сбора мусора с улиц нашего села.
  • Одна группа пошла в Администрацию сельского поселения. В ходе встречи с главой поселения и управляющей делами были достигнуты договорённости по предоставлению на безвозмездной основе трактора с телегой. Чтобы жители села могли навести порядок на территории своего двора и прилегающему к нему участку улицы.  
  • Другая группа встретилась с руководством СПК «Талица», где также решали вопрос о предоставлении трактора с телегой для вывозки накопившегося мусора. Руководство хозяйства также пошло нам навстречу.

    Ведь все хотят жить в чистом селе и дышать чистым воздухом!

   Договорившись с транспортом, оставалось решить ещё один главный вопрос. Необходимо было организовать жителей села.

   На общешкольной линейке через учащихся мы обратились к родителям с призывом поддержать нашу акцию «Чистое село» и принять в ней активное участие. Также мы написали и развесили по селу обращение к жителям села.

(Приложение 2)

7

Результаты работы над проектом

 

    В назначенное время все жители села вместе со школьниками вышли на уборку. Село преобразилось на глазах! А как было приятно видеть, что равнодушным не остался никто!

   Сейчас акция «Чистое село» стала традицией. Два раза в год, весной и осенью, на территории нашего села проходят совместные с его жителями эко десанты  по очистке улиц от мусора. Мусор, конечно, появляется на улицах села, но его всё же стало меньше. Надеемся, что когда-нибудь он и вовсе исчезнет с наших улиц. А наши сельчане научатся пользоваться урнами и вообще станут культурнее.

   При работе над проблемой мы увидели, что к нам относятся доброжелательно, с пониманием, с желанием оказать поддержку и помощь не только представители Администрации сельского поселения, руководители  СПК, но и жители села. Все участники данной акции почувствовали себя активными гражданами своего села, ответственными за его процветание и благополучие. (Приложение 3)

8

Социальная значимость проекта

   

  Организация совместных экологических десантов будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах,  формированию у населения правильного экологического поведения  и недопущения несанкционированных свалок на территории  села.

   Работа по данному проекту, это только начало. В нашей школе ежегодно проводятся мероприятия по экологическому направлению, в прошлом году, был проведен экологический месячник «Эко-я, эко-ты, эко-мы», составили план, с удовольствием участвовали в мероприятиях, получили результаты. Группа учащихся школы защитила нашу работу на уровне района и заняла 1 место. (Приложение 4)

9

Приложение 1

Анкета социального опроса

«От кого зависит чистота улиц нашего села?»

Всегда ли вы бережно относитесь к чистоте поселка?

Нравится ли вам жить в чистом поселке?

Принимаете ли участие в уборке территории села?

Приходилось ли вам бросать мусор на улице?

Влияет чистота на улицах села на ваше здоровье и настроение?

Да (чел.)

Нет (чел.)

63

37

100

0

53

47

65

35

84

16

 

Приложение 2

Обращение к жителям села

Внимание! Внимание! Внимание!

«И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь».

И.И. Ландо

Дорогие Усть-Кумирцы, поддержите нас!

Только вместе мы можем сделать наше село краше, сделать его чище, убрав весь мусор с улиц.

Всех желающих принять участие в акции «Чистое село» приглашаем присоединиться к нам и выйти на уборку села 4 мая в 14 часов.

        

Приложение 3

Правила общежития граждан населенных пунктов

  Живёшь в селе — будь его хозяином!

  Стремясь обеспечить гражданский мир и согласие, веру и справедливость, считаем необходимым каждому гражданину выполнять следующие правила  общежития в населённом пункте:

По санитарной очистке и благоустройству

1.   Содержать в хорошем состоянии территории усадьбы и прилегающую к ней дорогу до середины проезжей части.

2.   Производить озеленение своей усадьбы деревьями, кустарниками и цветами.

3.   Своевременно вывозить мусор и навоз в отведённое место или складировать навоз и сено, оставшиеся после зимовки на территории усадьбы, строго обеспечивая при этом правила пожарной безопасности.

4.   Производить подрезку деревьев и кустарников, если их высота превышает минимально допустимое расстояние до линий связи и электроснабжения, которые проходят по территории усадьбы.

5.   Определять для пастьбы в общественные стада крупный рогатый скот, овец и коз, находящихся в частной собственности.

6.   Не допускать бродяжничество КРС, телят, свиней и птицы по улицам населённого пункта и по посевам.

7.   Относиться бережно к земле, как основе нашей жизни. Своевременно принимать меры к уничтожению сорняков на усадьбе и предотвращению их распространения.

8.   Содержать собак на привязи.

9.   Не нарушать ветеринарных санитарных правил, направленных на предупреждение заразных болезней животных и птицы. Обеспечить охрану населения от болезней, общих для человека и животных, а также  обеспечить доброкачественность продуктов и сырья животного происхождения в санитарном отношении.

  Приложение 4

План мероприятий экологического месячника

«Эко-я, эко-ты, эко-мы»

     №

Мероприятия

1

Конкурс рисунков «День птиц», «Экологический знак»

2

Конкурс стихов и сказок на экологическую тему

3

Конкурс «Домик для птиц»

4

Конкурс лозунгов в защиту природы

5

Конкурс «Экомода» (костюм из бросового материала)

        

6

Конкурс «Отгадай» (викторины, ребусы, кроссворды)

7

Фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили»

8

Ярмарка «Отходы в доходы» (поделки из пластиковых бутылок)

9

Эко- десант «Сделаем  чище планету!»

10

Праздник «Планета – наш общий дом»  (подведение итогов)

nsportal.ru

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *