Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач / Хабр
В недавно прочитанной книге Дмитрия Чернышева «Как люди думают», обратила внимание на методы, которые помогают находить идеи и придумывать что-то новое. Методов, конечно, гораздо больше. Тот же ТРИЗ, о котором столько говорят, но я решила остановиться на тех, которые приводит автор книги.
Метод синектики
Разработан американским изобретателем Уильямом Гордоном. Образовано из греческих корней и может быть переведено как «совмещение разнородных элементов».
Гордон считал, что основной источник креативности — в поиске аналогий и выделял четыре вида — прямую, символическую, фантастическую и личную.
При прямой аналогии
рассматриваемому объекту находится аналогия в окружающем нас мире. В природе или технике.
Символическая
— основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны.
Фантастическая аналогия
свободна от любых ограничений, которые накладывает на нас реальность. Представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности.
Личная аналогия
ставит человека на место рассматриваемого объекта. Необходимо представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса.
Если еще короче, то прямые аналогии — реальные, символические — абстрактные, фантастические — нереальные, субъективные — телесные.
Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles.
Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.
Метод фокальных объектов
Был изобретен в 1923 году. Основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его.
Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте.
Процесс прост: к исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов.
Метод состоит из шести последовательных шагов.
- Выбираем фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
- Подбираем несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
- Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяем к главному объекту.
- С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
- Оцениваем полученные результаты с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.
Пример:
Возьмем фонарик и дополним его свойствами из слов очки, валенки, парашют. Можно получить теплый (н-р ручка с подогревом), цветной (разные цвета излучаемого света), модный фонарик.
Морфологический анализ
Для генерации новых идей. Придумал швейцарский астроном Фриц Цвикки. Основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.
Последовательность действий при этом следующая:
- Точно сформулировать проблему.
Например: Визитка. Более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть). - Определить важнейшие элементы объекта.
Пример: форма, покрытие визитки - Определить варианты исполнения элементов.
- Основная рекомендация — никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки — шар, прямоугольник и др., покрытие — пластик, картон, колбаса и др..
- Занести их в таблицу.
- Оценить все имеющиеся в таблице варианты, проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты
Примеры: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др. Выбрать оптимальный вариант.Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Метод ментальных карт
Как нарисовать ментальную карту:
- Взять лист бумаги и написать в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключить ее в замкнутый контур.
- От центральной темы нарисовать ветви и расположить на них ключевые слова, которые с ней связаны.
- Продолжать расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
- Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося дерева надолго остается в памяти.
Правила работы с ментальными картами
Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.- Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты.
- Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
- Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
- Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
- Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
- Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).
Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость картыИ последний совет из книги
«Придумать даже самую замечательную идею — это только полдела. Ее нужно донести до собеседника. Убедить его. Нет ничего страшного в том, что вашу идею сразу не примут. Билл Гейтс говорил своим сотрудникам, что, если никто не смеялся хотя бы над одной из их идей, они, возможно, недостаточно творчески подходят к работе. Это барьер, который нужно преодолеть» Новых творческих идей и вдохновения!
Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8). Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:
В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2). Таблица 5.2 Вариант этапов синектического штурма
На этом этапе важно «уплотнить ощущение», поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, «стремительная медлительность», «мгновенная вечность» и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.
В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9). Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации. Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации. К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.
|
Методы развития креативности 6: Синектика
Синектика: метод развития и поиска креативных идей
Как можно использовать ручку в борьбе с драконом? Нам кажется, что если вы умеете рисовать, стоит нарисовать его точную копию, чтобы он отвлекся на нее и сбежать, предложив ручку в качестве взятки дремучим и необразованным стражникам, охраняющим выход из замка.
Нет, нет. Сегодня мы будем говорить не о детских фантазиях, а о научном методе креативного мышления, который позволяет разорвать привычные схемы мышления, найти решения чрезвычайно комплексных проблем, формулировать идеи и закрепить креативное мышление как навык. Мы будем говорить о методе синектики.
Непростая суть синектики
Принципы метода синектики были разработаны американским изобретателем Уильямом Гордоном. Изучая мышление своих коллег, он пришел к выводу, что групповое творчество функционирует по тем же принципам, что и индивидуальное. А после этого сформулировал метод синектики в своей книге «Synectics: The Development of Creative Capacity».
Главная особенность метода синектики в его сложности. Для того, чтобы успешно провести синектическую сессию, потребуется специально обученный ведущий, который сможет контролировать процесс и взаимодействие участников. Сам же метод построен на использовании 4 типов аналогий, активации воображения, разнообразных образов и разрыва с привычными способами мышления и смысловыми связями. Цель группы: поместить объект в максимально непривычный контекст, найти его свойства, скрытые от обыденного мышления, и переосмыслить всю получившуюся картину.
Синектика и мозговой штурм: отличия
Синектику часто сравнивают с мозговым штурмом. И в первом, и во втором случаях, группа работает над решением задачи и борется со стереотипным мышлением. Тем не менее, синектика – более тонкий инструмент. Использование аналогий и метафорического мышления позволяет эффективнее выходить за рамки привычного, а разрешенная критика идей делает процесс более напряженным и насыщенным.
Аналогии в методе синектики
Стандартная синектическая сессия состоит из 10 этапов. Разберем каждый из них:
1. Работа с проблемой
Сессия начинается с того, что группа, управляемая ведущим, совместно формулирует проблему, которую будет решать. Все рациональные размышления и логические связи остаются на этом этапе.
2. Первые решения
На втором этапе начинается постепенное погружение в океаны творческого мышления. Ведущий провоцирует группу на создание спонтанных решений проблемы, записывая их в порядке появления.
3. Новая попытка
На третьем этапе синектической сессии производится вторая попытка сформулировать проблему. Но делается это уже в соответствии с правилами, заданными ведущим. Зачастую, уже здесь все переворачивается с ног на голову, а участники внезапно осознают задачу с совершенно другой стороны.
4. Прямые аналогии
Отсюда стартует суть метода синектики, построенного на свободном поиске аналогий. Первый их тип – прямые. Хороший пример прямой аналогии – это лев как символ власти и царственности, скелет как символ скоротечности времени и смерти. На этом этапе участники ищут прямые аналогии с исследуемым объектом. Чем богаче и интересней будут их жизненный опыт и знания, тем более эффективным получится поиск.
5. Личные аналогии
Далее настает классический момент «вживания в роль». Под руководством ведущего, участники пытаются представить себя в роли изучаемого объекта, чтобы понять его «изнутри». Это позволяет глубже понять предмет изучения, его сильные и слабые стороны, особенности и трудности.
6. Символические аналогии
На этом этапе стороннему наблюдателю может показаться, что навязчивый бред и галлюцинации все-таки передаются воздушно-капельным путем. Процесс поиска аналогий переходит в область обезличенных образов, позволяющих выявить парадоксальные свойства и противоречия изучаемого объекта. Часто на этом этапе используются разбираются привычные, но странные словосочетания: например, незаконное бандформирование. Разве существуют законные? Обращение к ним и создание аналогий позволяет вообразить объект в ярком, необычном свете.
7. Фантастические аналогии
Галлюцинации и безумие группы усугубляются. Этому способствует полное отрицание законов физики, вселенной и видимого мира. По сути, на этом этапе ведущий подталкивает участников к использованию сказочных, нереалистичных идей для того, чтобы открыть в исследуемом объекте новые свойства и характеристики.
8. Анализ аналогий
Это – первый аналитический этап, спускающий участников с небес на землю и заставляющий анализировать получившиеся результаты.
9. Перенос
Проанализированные символы и аналогии переносятся на проблему в практической плоскости. Здесь начинается новая волна озарений – участники начинают понимать, что «бредовые» идеи могут оказаться ключами к совершенно адекватным решениям.
10. Решения
На волне вдохновения группа начинает разработку практических решений. Ведущий снова контролирует процесс, не давая участникам возвращаться в мир фантазий.
Метод синектики позволяет многим компаниям решать задачи невероятной сложности: от разработки новых продуктов до поиска стратегических решений в долгосрочной перспективе. Поэтому наш совет прост: если другие технологии креативного мышления не дают взрывного результата или задача кажется слишком сложной – синектика станет именно тем ключом, который откроет любую запертую дверь.
Метод синектики как средство развития креативности учащихся
В статье поднята проблема возможности формирования компетенции будущего — креативности — посредством метода синектики. Автор провел анализ современной образовательной ситуации, а также определил главную цель педагога XXI века. В результате был сделан вывод о целесообразности развития креативности, предложены универсальные педагогические приемы метода синектики.
Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество — знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков — навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills.
Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием «гибких» компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся [3, с. 53]. Соответственно, главная цель современных учителей — обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна сегодня. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха четыре навыка XXI века, или 4К (компетенции будущего): критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.
Креативность — или творческое мышление — способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие. Креативность может существовать на разных уровнях: подражание (создание идентичной копии), изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных), комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый), преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму), создание нового [4, с. 148-153].
Новые веяния времени требуют от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Метод синектики является эффективным средством формирования креативности учащихся.
В переводе с греческого языка «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». Разработчиком метода является американский исследователь Уильям Гордон, который сформулировал его в 1961 году в книге «Синектика: развитие творческого воображения». В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников [2, с. 258-259]. Обучающиеся выполняют задания с помощью свободного размышления и вдохновения, интуиции, что позволяет активизировать их мыслительную деятельность в отсутствии готовых решений, которые можно списать из учебника или Интернета. Задача учителя — привести учащихся к озарению.
В синектике используются несколько видов аналогий.
1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. Классическим примером прямой аналогии является знакомое из уроков геометрии доказательство подобия треугольников.
Рассмотрим применение приема «Игра с дефинициями (понятиями)» на уроках обществознания.
— Перед вами иллюстрации, сравните: что их объединяет? Найдите сходство.
(политический лидер, источники права, общество как система).
2. Символическая (обобщенная) аналогия. Позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Например, урок географии по осадкам может именоваться «слезы Неба».
Приведу пример из опыта работы со сложным для понимания учащихся процессом — работа фондовой биржи. Используем приём «Игра с метафорой». Сравним фондовую биржу с мукомольной ветряной мельницей.
— Без каких элементов невозможно функционирование мельницы? Предложите аналогичные элементы для устройства фондовой биржи.
Энергия ветра | СМИ, слухи, инсайд |
Лопасти | Инвесторы (стремятся пополнить свой бюджет в условиях инфляции) |
Зёрна | Ценные бумаги (акции, облигации …) |
Работники | Брокер / доверительный управляющий |
— Догадались, что будет результатом работы нашей мельницы? (Мука — прибыль как для инвесторов, для брокеров, так и для государства в форме налогов).
3. Субъективная (личная) аналогия. Подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок.
— Для меня аналогия фондовой биржи — это пчелиный рой, который первоначально вызывает опасение, но на деле является организованным сообществом.
— Ребята, а какая у вас возникает аналогия?
Учащиеся также предлагали муравейник, паутину.
Результатом применения приемов метода синектики в обществознании является формирование понимания работы фондовой биржи учащимися.
Таким образом, синектика обладает широким практическим применением. Метод можно использовать:
- при работе с различными источниками информации;
- на разных этапах урока: актуализации знаний, целеполагания, на этапе закрепления материала;
- на уроках различного типа: изучения нового материала, закрепления, исследования.
Метод синектики универсален для всех школьных предметов. Например: в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, а на уроке изобразительного искусства архитектурный комплекс Кижи можно сравнить с муравейником.
Уникальность метода заключается в том, что не навязываются определенный тип и подход к решению проблемы и поощряется творческая активность и деятельностный подход. Ученики с удовольствием погружаются в творческий процесс, конструируя свои знания. А для учителя всегда есть возможность разобрать сложившуюся картину на составляющие части, и приступить к новому синтезу.
Объективным показателем работы, подтверждающим эффективность данного опыта, является повышение качества знаний на 15 % по темам, которые традиционно вызывали затруднения у учащихся.
Показателем эффективности использования метода синектики служит позитивная рабочая атмосфера на уроке, где как взрослый, так и ребенок чувствует себя комфортно: не боится критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боится рисковать. Ведь как говорил Антон Семёнович Макаренко «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».
Литература
- Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
- Соболева О.Б. Учебник обществознания как средство формирования soft-skills // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. №3.
- Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
- Челнокова Т.А. Метод синектики в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.
Метод синектики (примеры) | Маркетинг
Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.
Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.
В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.
Особенности метода синектики
[agg-ad id=»1631″ align=»none»]
Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:
- Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
- Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
- Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
- Все участники должны обладать специальной подготовкой.
Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы:
- Тщательный подбор участников.
- Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.
Читайте по теме: Метод дельфи (примеры)
Специфика первого этапа по методу синектики
На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить:
- Наличие гибкого мышления.
- Широкий диапазон знаний.
- Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
- Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
- Психологическая совместимость участвующих.
Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.
Специфика второго этапа по методу синектики
На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности:
- Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
- Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
- Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
- Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.
Читайте по теме: Что такое SKU в торговле?
Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.
Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.
Читайте по теме: Что такое маржа. Расчет маржинальности. Валовая маржа
Пример использования метода
В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.
Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.
14.4. Метод синектики. Системное решение проблем
14.4. Метод синектики
Есть два способа прожить жизнь: первый – это думать, что все обыденно и чудес не существует, второй – это видеть чудо во всем, даже в обыденности.
Альберт Эйнштейн
Отмеченное выше противоречие частично устраняется в методе синектики, при котором штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом. Факторы реализации этого метода приведены на рисунке 14.5.
Уильям Гордон (автор синектики), стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.
Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:
1) превращение незнакомого в знакомое;
2) превращение знакомого в незнакомое.
В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.
Нерациональная форма обсуждения является причиной появления метафор, образов, символов.
Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.
Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий:
1) прямые;
2) личные;
3) символические;
4) фантастические.[61]
Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.
Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.
В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).
Общий алгоритм решения проблемы изложен ниже.
1. Формулируется проблема, как она задана, – формулировка проблемы.
2. Производится очищение от очевидных решений – дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм).
3. Происходит превращение необычного в привычное – поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений).
4. Формулируется проблема, как она понята, – определяются главные трудности и противоречия, препятствующие ее решению.
5. Ставятся наводящие вопросы – ведущий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.[62]
Подробнее этапы сеанса синектического штурма выглядят следующим образом (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Вариант этапов синектического штурма
1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
4. Создание «прямой аналогии» помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: «Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?» Ответы обобщаются и производится выбор наиболее удачного из них.
5. Создание «личной аналогии» позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: «Что я чувствую или как я действую, будучи…?» Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
6. Создание «символической аналогии» (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками. На этом этапе важно «уплотнить ощущение», поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, «стремительная медлительность», «мгновенная вечность» и т. д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.
7. Создание «второй прямой аналогии» необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
9. «Вынужденное согласие» начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: «Что означают эти признаки в контексте проблемы?» Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектического сеанса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесМетод синектики
Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Творческий процесс даже отдельного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.
Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают «неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.
В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.
В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия, например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.
Как показали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многом зависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи.
Критический отбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осуществлять в несколько этапов. На первом этапе дается краткий анализ каждой выдвинутой идеи, на втором — эти цели целесообразно сгруппировать, далее важно критически проанализировать и отобрать наиболее оригинальные.
К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:
— метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;
— после применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает;
— применение метода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьметодов мышления: синектика
Предыстория : Основываясь на своей работе в группе дизайна изобретений Артура Д. Литтла, Джордж Принс, Билл Гордон и их коллеги в 1950-х годах решили устранить непредсказуемость достижения творческих результатов в своих попытках решить проблемы клиентов. К 1960 году успех их исследований побудил их покинуть группу Little и основать собственную компанию под названием Synectics.
Название Synectics объединяет части греческого слова и предполагает «объединение различных элементов».»
Описание Основа синектики лежит в значении названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор несет ответственность за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией. Это достигается при планировании
1. Планирование
Чтобы обеспечить успех сессии, фасилитаторы и другие лица, ответственные за поиск решений, включая тех, кого метод синектики называет владельцами проблем, готовятся, выполняя следующие действия. :
- Определите владельцев проблем и убедитесь, что им нужны новые решения.
- Убедитесь, что у владельцев проблем есть возможность внедрять новые решения.
- Понять отношение владельцев проблем к проблемной области.
- Понять параметры ожидаемого решения.
- Определите ожидания владельцев проблемы.
2. Сессия
В общем, следующие шаги выполняются и повторяются по мере необходимости для достижения целей генерации идей владельцев проблемы.
- Владелец проблемы описывает проблему с точки зрения пожеланий, то есть выражается так: «Я желаю…»
- Группа вырабатывает как можно больше подходов к решению, называемых трамплинами.
- Группа и владельцы проблем выбирают и сосредотачиваются на разработке идей решений для наиболее многообещающих трамплинов.
Любое количество мозговых штурмов или генерирования идей В процессе поиска решения можно использовать техники или упражнения, например: перефразирование, детализированные ответы, аналогии, экскурсии, свободные ассоциации, случайные стимулы и др.
На протяжении всего занятия ведущий отвечает за создание и поддержание атмосферы спекулятивного мышления и открытого вклада, привлекающего разнообразные идеи и защищающего участников от критики.
Где изучать синектику
Следующий метод мышления »Что такое синектика? Значение.Синектика — это подход Гордона (1960) к творчеству. мышление, которое зависит от совместного понимания того, что кажется другим. Его основной инструмент аналог или метафора. Подход, который часто используется рабочими группами, может помочь членам рабочей группы развивать творческие способности. ответы на решение проблем, чтобы сохранить новую информацию, чтобы помочь в создании писать и исследовать проблемы.Это помогает пользователям сломать существующие установки ума и усвоить абстрактные понятия. ИсторияДжордж Принс и Уильям Дж.Дж. Гордон был частью Артура Группа разработки изобретений D. Little Inc., консалтинговая компания, отвечающая за за помощь компаниям в разработке концепций новых продуктов. Озадачен тем, почему некоторые встречи были гораздо более плодородными, чем другие, Гордон и Принс полагали, что у них меньше делать с людьми в комнате и многое другое с динамикой, которая была работает без ведома тех, кто находится в комнате. Чтобы понять эту динамику, Принц и Гордон записали на пленку тысячи часов совещания по разработке новых продуктов. Они изучали, как люди взаимодействовали. Записи выявили существенные различия во встречах, которые привели к изобретениям. и те, которые этого не сделали. Затем они превратили свои наблюдения в методы, которые воспроизвели методы, неофициально используемые успешными изобретателями и предпринимателями. Термин синектика происходит от греческого слова synectikos . что означает «сведение вместе» или «сведение разных вещей в единое целое». связь.» ПредположенияУильям Гордон сформулировал три основных принципа или предположения синектической теории:
ПроцессТипичные этапы синектического процесса:
Сравните с: Латеральное мышление | Ключи мыслителя | Абилин Парадокс | Аналоговый стратегический Рассуждение | Паралич по анализу | Мозговой штурм | Технологическое прогнозирование | Неявное знание | Гештальт-теория | ТРИЗ | Интеллект-карты | Шесть мыслящих шляп | Метаплан | Ограниченная рациональность | Причинно-следственная неопределенность | Сценические ворота | Планирование сценария | Теория игр | Анализ первопричин | Диалектическое исследование | Аналоговый стратегический Рассуждение | Теория ограничений | Анализ силового поля | Каталитические механизмы | Окно Джохари | Метод Дельфи | Рассказывание историй |
Синектический подход к творческому мышлению — HRDevelopmentinfo.ком
Синектика — это набор инструментов процесса, которые можно использовать в явном порядке или по отдельности в соответствии с требованиями ситуации. Синектика включает в себя принцип мозгового штурма, заключающийся в воздержании от суждений, и расширяет его до определения проблем, целей и потребностей. Он использует метафорические процессы, чтобы стимулировать мышление.
Synectics используется, чтобы стимулировать творческий процесс и открывать новые взгляды на решение проблем. Этот инструмент для мозгового штурма предоставит учащимся метод для получения нового понимания обычных или неудобных тем.Синектику можно использовать в любом возрасте, и она хорошо работает с учащимися, отказывающимися от традиционных методов обучения.
Учителя-фасилитаторы могут использовать синектику в классе, побуждая учащихся к описанию темы, созданию прямых аналогий, описанию личных аналогий, выявлению сжатых конфликтов, созданию новой прямой аналогии и повторному изучению исходной темы.
Шаг 1: Описание темы
Учитель-фасилитатор выбирает слово или тему и просит учащихся описать тему либо в обсуждениях в небольших группах, либо в индивидуальном порядке, написав абзац; е.г., АВТОМОБИЛИ. используется производителем автомобилей для создания продукта, более привлекательного для потребителей.
Шаг 2. Создание прямых аналогий
Учитель-фасилитатор выбирает другое слово или тему и просит учащихся составить список, который будет иметь те же характеристики, что и слова или фразы, перечисленные на шаге 1. Для сравнения двух слов, изображений или понятий устанавливается прямая аналогия; например, чем похожи АВТОМОБИЛИ и КОМФОРТ? Учащихся просят создать драматические мысленные образы.Мысленные образы являются важными инструментами в процессе синектики.
Шаг 3: Описание личных аналогий
Учащихся просят выбрать одну из прямых аналогий и создать личные аналогии. Учащиеся «становятся» выбранным ими объектом, а затем объясняют, каково это быть этим объектом; например, каково это быть автомобилем, который удобен?
Шаг 4. Выявление сжатых конфликтов
Учащихся просят соединить слова из списка, созданного на шаге 3, в пары, которые кажутся противоречащими друг другу.Учащихся всегда следует просить объяснить, почему они выбрали слова, которые противоречат друг другу. Затем учащиеся выбирают один путем голосования; например, Чем отличаются планы окружающей среды и ремонта?
Шаг 5: Создание новой прямой аналогии
По сжатой конфликтной паре, за которую проголосовали учащиеся, попросите их провести другую прямую аналогию, выбрав что-то, описываемое парными словами; например, каковы планы окружающей среды и ремонта, такие как стиль, цвет, размер и т. д.?
Шаг 6. Пересмотр исходной темы
Вернитесь к первоначальной идее или проблеме, чтобы учащийся мог создать продукт или описание, в котором используются идеи, созданные в процессе.Учащиеся могут сосредоточиться на последней аналогии или использовать аналогии, сделанные в других четырех шагах.
Резюме
Synectics зависит от открытой, либеральной коммуникационной среды. Необходима группа людей, которым комфортно работать друг с другом и которые выработали здоровый уровень доверия к раскрытию информации.
Ширли Дж. Карузо, Эд.Д.
Стратегии решения проблем: Синетический подход
22 апр Стратегии решения проблем: синетический подход
Термин «Синектика» происходит от греческого слова synectikos, которое означает «сведение вместе» или «приведение различных вещей в единую связь», и поскольку творчество включает в себя координацию вещей в новые структуры, каждая творческая мысль или действие основывается на синектическом мышлении.
Синектическое мышление — это процесс обнаружения связей, объединяющих, казалось бы, разрозненные элементы. Это способ мысленно разобрать вещи на части и собрать их воедино, чтобы получить новый взгляд на все типы проблем. Это творческий метод решения проблем, который использует аналогии. Эта техника была разработана Гордоном и Принсом.
Метод синектики различает две фазы:
- Создание странного знакомого
- Сделать знакомое странным (см. Roozenburg and Eekels, 1995)
Его также можно описать как совокупность знаний и ряд техник, предназначенных для побуждения к творческому решению проблем или творческой деятельности.Методы включают преднамеренные усилия в правополушарном мышлении и позитивном поддерживающем поведении.
Какова его цель?
- Поощряет способность жить со сложностью и очевидным противоречием
- Стимулирует творческое мышление
- Мобилизует оба полушария мозга, правое полушарие (мечтатель) и левое полушарие (рассуждающий)
- Обеспечивает свободное мыслительное состояние сознания
- Синектические триггерные механизмы катализируют новые мысли, идеи и изобретения
- Синектическая теория основана на разрушительном мышлении
Как вы это делаете?
Синектическое мышление похоже на ментальную игру в пинбол.Ввод стимула, отраженный от подсчета очков (триггерные вопросы), трансформируется. Обычные восприятия превращаются в необычные; знакомое или прозаическое делается странным. Синектическая игра — это работа творческого ума.
- Прежде всего, вы должны определить проблему, которая у вас есть, и записать ее.
- Затем вы должны собрать информацию об этом (для этого можно использовать «Рыбью кость»), чтобы смешать ее с информацией, уже хранящейся в мозгу.
- Проявите творческий подход, используя триггерные вопросы, чтобы преобразовать свои идеи и информацию во что-то новое.Эти вопросы являются инструментами трансформационного мышления и могут привести вас к большим открытиям.
Триггерные вопросы для Synectics
ВЫЧИТАТЬ
- Удаление определенных деталей или элементов
- Сжать или уменьшить
- Что можно уменьшить или утилизировать?
- Какие правила вы можете нарушить?
- Как упростить?
- Как абстрагироваться, стилизовать или сокращать?
ДОБАВИТЬ
- Расширение или расширение
- Разработайте свой эталонный предмет
- Дополнить, улучшить или присоединить
- Увеличить, сделать больше
- Что еще можно добавить к вашей идее, образу, объекту, материалу?
ПЕРЕДАЧА
- Переместить субъекта в новую ситуацию
- Адаптация, транспонирование, перемещение, перемещение
- Адаптировать с учетом другой системы отсчета
- Переместить объект из его обычной среды
- Перенести в другую историческую, социальную, географическую обстановку
- Адаптация модели птичьего крыла для проектирования моста
- Как предмет можно преобразовать, перевести, преобразить?
СОПРОТИВЛЕНИЕ
- Сочувствовать субъекту
- Поставьте себя на его место
- Что, если субъект обладает человеческими качествами?
- Относиться к предмету эмоционально, субъективно
ЖИВОТНЫЙ
- Мобилизация визуального и психологического напряжения
- Управление живописными движениями и силами
- Применение коэффициентов повторения и прогрессии
- Какими человеческими качествами обладает субъект?
НАЛОЖЕНИЕ
- Перекрытие, наложение, покрытие, наложение
- Наложение непохожих изображений или идей
- Элементы наложения для создания новых образов, идей, смыслов
- Наложение элементов с разных точек зрения, дисциплин, времени
- Сочетание сенсорных восприятий, таких как звук и цвет
- Наложение нескольких видов для отображения разных моментов времени
ИЗМЕНЕНИЕ ШКАЛЫ
- Увеличить или уменьшить объект
- Изменить шкалу времени – секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы
- Изменить пропорцию, относительный размер, отношения, размеры
ЗАМЕНА
- Замена, замена или замена
- Какую другую идею, образ или материал вы можете заменить?
- Какой альтернативный или дополнительный план можно использовать?
ФРАГМЕНТАТ
- Разделять, разделять, разделять, рассекать
- Разберите предмет или идею на части
- Нарезать, разобрать
- Какие устройства могут разделить его на более мелкие части?
- Как сделать его прерывистым?
ИЗОЛЯТ
- Разделить, отделить, обрезать, отсоединить
- Возьмите только часть объекта
- «Кадрируйте» свои идеи с помощью «мысленного» видоискателя
- Какой элемент вы можете отсоединить или сфокусировать?
ИСКАЖЕНИЕ
- Искажение предмета из его истинной формы, пропорций или значения
- Создавать воображаемые или действительные искажения
- Деформируйте его, но создайте уникальное метафорическое/эстетическое качество
- Сделать длиннее, шире, толще, уже
- Растопить, раздавить, зарыть, расколоть, разорвать, пытать, пролить на него что-нибудь
МАСКИРОВКА
- Маскировка, сокрытие, обман, шифрование
- Скрыть, замаскировать, «имплантировать» объект в другую систему отсчета
- Маскировка путем мимикрии, как у хамелеонов и мотыльков
- Создать скрытый образ, который подсознательно передает
ПРОТИВОРЕЧИЕ
- Противоречат исходной функции субъекта
- Противоречат визуально и интеллектуально, но остаются структурно интегрированными
- Противоречат законам природы, таким как гравитация, время, функции человека
- Противоречат нормальным процедурам, социальным условностям, ритуалам
- Противоречат оптической и перцептивной гармонии (напр.иллюзии)
- Запретить, наоборот
ПАРОДИЯ
- Высмеивание, подражание, насмешка, бурлеск или карикатура
- Высмеивайте объект, поджаривайте его
- Превратите это в шутку, лимерик или каламбур
- Делайте нелепые, нелепые или комичные ссылки
- Сделать юмористический рисунок проблемы
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
- Выдумывать, «искажать» правду, фальсифицировать, фантазировать
- Использовать тему в качестве темы для представления эрзац-информации
- Интерпретировать информацию по-разному, чтобы ввести в заблуждение или ввести в заблуждение
АНАЛОГ
- Ассоциации розыгрыша
- Ищите сходство между разными вещами
- Сравните с элементами из разных областей, дисциплин
- С чем я могу сравнить свой предмет?
- Сделать логические или нелогичные ассоциации
ГИБРИДИЗ
- Перекрестное оплодотворение – брак субъекта с маловероятным партнером
- Что бы вы получили, если бы вы скрестили _____ с ______?
- Цвет, форма и структура перекрестного опыления
- Перекрестное опыление органическими и неорганическими элементами
- Перекрестное опыление идей и восприятий
МЕТАМОРФОЗА
- Преобразование, преобразование, преобразование
- Изобразите объект в состоянии изменения
- Изменение цвета, конфигурация
- Сделать структурные прогрессии
- Превращение старения (из кокона в бабочку)
- Сделать трансмутацию «Джекилл и Хайд»
СИМВОЛИЗАЦИЯ
- Визуальный символ означает что-то другое, чем то, чем он является
- Создайте иконку для своей идеи
- Как можно наделить ваш предмет символическими качествами?
- Публичные символы являются клише, хорошо известны и понятны
- Частные символы являются загадочными, имеют особое значение для их создателя
- Произведения искусства часто представляют собой интеграцию как общественных, так и частных символов
- Превратите свой объект в символ (общедоступный или частный)
МИФОЛОГИЗИРОВАТЬ
- Создайте миф вокруг своего предмета
- Превратите свой объект в знаковый объект
ФАНТАЗИЯ
- Пофантазируйте на тему
- Вызывать сюрреалистические, нелепые, диковинные, причудливые мысли
- опрокинуть умственные и сенсорные ожидания
- Как далеко вы можете расширить свое воображение?
- Что, если бы автомобили были сделаны из кирпичей?
- Что, если бы аллигаторы играли в бильярд?
- Что, если насекомые вырастут больше людей?
- Что, если бы ночь и день наступили одновременно?
ПОВТОР
- Повтор формы, цвета, формы, изображения или идеи
- Повторите, повторите, переформулируйте или продублируйте тему ссылки каким-либо образом
- Контроль факторов возникновения, последствий, последовательности и развития
КОМБИНАТ
- Объединить вещи
- Соединить, упорядочить, связать, унифицировать, смешать, объединить, перестроить
- Комбинируйте идеи, материалы и методы
- Объединить разнородные вещи для создания синергетической интеграции
- Что еще можно подключить к своему сабжу?
- Соедините различные сенсорные режимы, системы отсчета, дисциплины
Синектика как современный метод решения творческих задач: учебное пособие Глава
Аннотация
Важной потребностью в условиях современного образования является разработка и применение инновационных технологий в обучении учащихся.В наше время стало очень важно быть творческой личностью. Формирование и развитие творческой личности требует охвата всего периода жизни человека. Одним из направлений образовательной организации должно стать развитие творческого мышления учащихся. Поскольку творческое мышление важно для общества, необходимо разработать стратегии, способствующие его развитию. Различные стратегии, такие как творческое решение проблем, латеральное мышление и синектика, были разработаны для содействия развитию мышления и творчества.В этом исследовании изучалось влияние одного из этих методов, синектики, и его влияние на школьников. TopBackground
В этом разделе представлена историческая информация о развитии синектической стратегии. Он документирует разработку и изучение производства творческих идей основателем синектики Гордоном и партнером Позе. Также представлена информация о работе бывшего коллеги Гордона, Принса. Также приводятся примеры из истории, демонстрирующие продуктивные преимущества аналогогического мышления, необходимого для синектики.
Александр (1965) обсудил разнообразный опыт Гордона, основоположника синектики. Гордон получил образование в университетах Калифорнии и Пенсильвании, а также в Гарвардском и Бостонском университетах. Он изучал физику, историю, биохимию, психологию и философию и перепробовал множество профессий. К ним относятся обращение с лошадьми, разведение свиней, обучение, письмо, изобретение и плавание на шхуне. Гордон водил машину скорой помощи во время Второй мировой войны и работал с Гарвардской лабораторией подводного звука над разработкой акустической торпеды.Он был заинтригован более высокой, чем в среднем, продуктивностью определенной группы людей, работавших над этой проблемой, и получил назначение в эту группу. Пытаясь найти ключ к продуктивным инновациям, Гордон записывал их рабочие сессии, а также свои собственные идеи и мысли, когда работал над изобретениями в частном порядке. Гордон сформировал операционную группу для компании Arthur D. Little, Inc. в 1952 году, которая отвечала за создание изобретений и стала образцом творчества и инноваций.
Гордон целенаправленно привлекал людей с разным прошлым, чтобы составить группу.Он «состоит из физика, интересующегося психологией; инженер-электромеханик; антрополог, интересующийся электроникой; художник-график с дополнительным опытом промышленного проектирования; и скульптор с некоторым химическим образованием» (Гордон, 1961). Рабочие сессии группы также были записаны, и их тщательное изучение помогло получить представление о процессе инноваций.
Ключевые термины в этой группе
Критическое мышление: Способность ясно и рационально мыслить о том, что делать или во что верить; он включает в себя способность к рефлексивному и независимому мышлению.
Синектика: Методология решения проблем, которая стимулирует мыслительные процессы, о которых субъект может не знать.
Эвристика: метод решения проблем, который использует ярлыки для получения достаточно хороших решений с учетом ограниченного периода времени или крайнего срока.
Сжатый конфликт: Практика создания фразы с использованием двух противоречащих друг другу слов.; чем больше противоречие, тем лучше будут идеи и решения ученика.
Аналогия: Когнитивный процесс передачи информации или смысла от определенного предмета (аналога или источника) другому (цели) или лингвистическое выражение, соответствующее такому процессу.
Креативность: Склонность генерировать или признавать идеи, альтернативы или возможности, которые могут быть полезны при решении проблем, общении с другими и развлечении себя и других.
Метафорическое мышление: Замещающий психический процесс, в котором неявные сравнения производятся между качествами объектов, которые обычно рассматриваются в отдельных классификациях.
Синектика | Папка с обучающей стратегией
Ресурс: Отдел профессионального развития Саскачевана и Отдел разработки инструкций и исследований Саскачевана.(1991). Planning Adventures: Synectics, Instructional Strategies Series No. 4.
Синектика — это учебная стратегия, в которой используются метафоры и аналогии, чтобы стимулировать разнообразное и творческое мышление для углубления понимания концепций.
Синектика — это метод решения проблем, который включает в себя творческое мышление группы людей из разных областей опыта и знаний.Уникальность синектики заключается в том, что она использует метафоры и аналогии для пробуждения творчества.
Процесс:
Использование синектики в классе можно выполнить, выполнив следующие шаги:
1. Установить понимание слова или темы с помощью словаря или другого справочника. В качестве альтернативы, если слово или тема хорошо поняты, пусть учащиеся кратко опишут их индивидуально в письменной форме или в ходе обсуждения в малых группах.
2. Попросите учащихся провести мозговой штурм с использованием прямых аналогий. На этом этапе изучаемое слово или тема сравнивается с чем-то совершенно не связанным. Например, если слово на шаге № 1 было «кошка», спросите: «Чем кошка похожа на торнадо?»
3. Пусть учащиеся поработают с прямой аналогией, чтобы создать личную аналогию. Учащийся должен «стать» кошкой и описать, как бы он чувствовал себя в роли кошки.
4. Чтобы исследовать контраст, попросите учащихся определить различия: «Чем кошка отличается от торнадо?»
5.Проведите новую аналогию, спросив учащихся: «Чем кошка и торнадо похожи на океан?»
6. Вернитесь к исходному слову или теме, чтобы учащиеся могли использовать возникшие идеи для создания нового продукта (стихотворения, абзаца и т. д.).
Преимущества
- Стимулирует разнообразное и критическое мышление
- Создает много дискуссий и размышлений в классе до, во время и после урока
- Подходит для любого возраста и уровня подготовки
Недостатки
- Словарный запас модели может мешать учащимся.Такие термины, как синектика, метафора, аналогия и сжатый конфликт, могут быть навязчивыми на любом уровне обучения.
- Процесс может быть трудным для объяснения ученикам
- Учитель может не знать, как лучше всего объяснить процесс
- Количество шагов, необходимых для завершения упражнений, может напугать учителя и учеников
Физическое воспитание/Здоровье/Обществоведение Перспектива: Хотя в настоящий момент мне трудно думать о том, как использовать синектику в любой из моих предметных областей (я считаю, что лучше всего использовать ее на английском или Класс творческого письма), я верю, что синектика может помочь учащимся лучше учиться, потому что она будет стимулировать творческое мышление.Используя метафоры и аналогии, учащиеся могут установить связь со своим собственным опытом и знаниями, что, я считаю, поможет мотивировать учащихся к обучению.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что такое техника синектики? [Комплексный ответ]
Ищете ответ на вопрос: Что такое техника синектики? На этой странице мы собрали для вас самую точную и исчерпывающую информацию, которая полностью ответит на вопрос: Что такое методика синектики?
Основные принципы и правила синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принсом между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в Invention Design Group в Arthur D.Маленький. (АДЛ).
Другим аспектом синектики является очень активная роль фасилитатора, который не только поощряет идеи, но и специально вводит несколько видов метафор, перечисленных выше, чтобы стимулировать творческое мышление. Использование метафор позволяет неуместным, случайным вещам предлагать аналогии, которые являются источниками новых взглядов на проблему.
Во время сеанса синектики фасилитатор несет ответственность за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.Это достигается как при планировании, так и при генерировании идей. 1. Планирование Определите владельцев проблемы и убедитесь, что они хотят новых решений.
Гордон считал, что усталость от долгих занятий синектикой играет жизненно важную роль в раскрытии идей. Этот метод использует метафорический и аналогичный обмен информацией внутри тщательно отобранной группы людей с разными характерами и областями специализации, при этом лидер группы играет доминирующую роль во время обсуждения.
Что такое метод Гордона?
Метод Гордона предполагает разработку новых идей, когда люди не знают о проблеме. … После этого группа отвечает, высказывая ряд идей. Затем это может привести к разработке концепции, за которой следует соответствующая концепция под руководством предпринимателя.
Что такое синектическая модель обучения?
Синектика. Модели обучения. Синектика — это учебная модель, предназначенная для активизации творчества учащихся и помощи им в новом взгляде на старые идеи посредством использования различных форм метафорического мышления для активизации «генеративного мышления».более творческий и веселый способ.
Что является примером синектики?
Синектический триггерный механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей. … Например, при изучении формы и функции в биологии учащимся показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенными структурными адаптациями.
Как вы используете Synectics?
SynecticsОпределите владельцев проблем и убедитесь, что им нужны новые решения.Убедитесь, что владельцы проблем имеют возможность внедрять новые решения. Понять образ мыслей владельцев проблем в отношении проблемной области. Понять параметры ожидаемого решения. Определить ожидания владельцев проблем.
Что такое метод мозгового штурма?
Мозговой штурм — это метод генерирования идей и обмена знаниями для решения конкретной коммерческой или технической проблемы, при котором участникам предлагается думать без перерыва. Мозговой штурм — это групповая деятельность, в которой каждый участник делится своими идеями, как только они приходят ему в голову.
Что такое обратный мозговой штурм?
Обратный мозговой штурм помогает решать проблемы, сочетая методы мозгового штурма и обратного. … Вместо того, чтобы думать о прямых решениях проблемы, обратный мозговой штурм работает, определяя способы, которыми вы могли бы вызвать или усугубить проблему. Затем вы переворачиваете эти идеи, чтобы найти решения, о которых раньше не думали.
Какова цель синектики?
Синектика — это подход к решению проблем, направленный на развитие творческого мышления, часто среди небольших групп людей с разным опытом и навыками.
Как синектика используется в классе?
Вот шаги по использованию синектики для развития творческого мышления: Шаг 1: Учащиеся исследуют данную ситуацию, задачу или проблему. … Шаг 2: Учащиеся заменяют прямую аналогию личной аналогией. … Шаг 3: Учащиеся используют описания из шагов 1 и 2 для создания «сжатых конфликтов».
Что из следующего является лучшим методом для разработки новой идеи, рассматривая положительные и отрицательные стороны предмета?
Таким образом, перечисление атрибутов относится к методу разработки новой идеи путем рассмотрения положительных и отрицательных сторон.Это метод разработки новой идеи путем сосредоточения внимания на идентификации параметров и творческом синтезе.
Чем синектика отличается от мозгового штурма?
Как существительные разница между мозговым штурмом и синектикой заключается в том, что мозговой штурм — это метод решения проблем, при котором члены группы спонтанно вносят идеи, в то время как синектика — это методология решения проблем, которая стимулирует мыслительные процессы, о которых субъект может не знать.
Что такое синектическая модель обучения?
Синектика. Модели обучения.Синектика — это учебная модель, предназначенная для активизации творчества учащихся и помощи им в новом взгляде на старые идеи посредством использования различных форм метафорического мышления для активизации «генеративного мышления». более творческий и интересный способ.
Кто дал модель обучения синектике?
Уильям Дж. Дж. Гордон Синектическая модель обучения была разработана Уильямом Дж. Дж. Гордоном и его коллегами в 1961 году. Эта модель использует ряд аналогий в классе. Синектика — это творческое слово, означающее «объединение различных и явно не относящихся к делу элементов» (Gordon and Poze, 1981).
Чем синектика отличается от мозгового штурма?
Как существительные разница между мозговым штурмом и синектикой заключается в том, что мозговой штурм — это метод решения проблем, при котором члены группы спонтанно вносят идеи, в то время как синектика — это методология решения проблем, которая стимулирует мыслительные процессы, о которых субъект может не знать.
Что такое мозговой штурм и пример?
Мозговой штурм — это обдумывание и попытка придумать идеи или решения проблемы самостоятельно или в группе…. Когда у вас внезапно возникает идея нового электронного устройства, казалось бы, из ниоткуда, это пример мозгового штурма.
Кто является создателем процесса творческого решения проблем Synectics?
Организация под названием Synectics, основанная в 1950-х годах Уильямом Гордоном и Джорджем Принсом, отстаивала идею о том, что более непосредственные усилия по использованию бессознательного разума будут способствовать научному творчеству.
Каким образом процесс синектики может улучшить ваше преподавание и обучение?
Результаты показали, что обучение методом синектики не только увеличивает креативность в отношении беглости, оригинальности, гибкости и проработанности, но также увеличивает индивидуальные различия.Таким образом, данный метод вызовет образовательный прогресс на уроке обществознания.
Что такое техника Гордона?
Метод Гордона предполагает разработку новых идей, когда люди не знают о проблеме. … После этого группа отвечает, высказывая ряд идей. Затем это может привести к разработке концепции, за которой следует соответствующая концепция под руководством предпринимателя.
Что такое подход к большой мечте?
Подход «большой мечты» Здесь предприниматель мечтает о проблеме и ее решении.Он или она мыслит масштабно. При таком подходе каждая возможность регистрируется и исследуется, или требуемые ресурсы документируются.
Что означает слово синектика?
синектика. / (sɪˈnɛktɪks) / существительное. (функционирует как единственное число) метод выявления и решения проблем, который зависит от творческого мышления, использования аналогии и неформального общения между небольшой группой людей с различным опытом и знаниями.