Close

Литье стекла в форму: художественное литье стекла и хрусталя производство наградной и сувенирной продукции по технологии художественного литья из стекла или хрусталя

Содержание

Китай Пресс-формы Литья Стекла, Китай Пресс-формы Литья Стекла список товаров на ru.Made-in-China.com

Цена FOB для Справки: 1,00-3,00 $ / шт.
MOQ: 15 шт.

  • Применение: Автомобиль,Бытовые Электротехники,Домашнее Использование,Электронное,Скобяные Изделия,Предмет Потребления
  • Выемка: Автоматическая
  • Обработка Поверхности: Термообработка
  • Использование Твердость: > HRC45
  • Плесень Жизнь: > 1000000 выстрелов
  • Сертификация: CE
  • Поставщики с проверенными бизнес-лицензиями

    Поставщики, проверенные инспекционными службами

    Henan L.T Trade Co., Ltd.
  • провинция: Henan, China

Способ литья стеклянных изделий

 

Класс 32а, 17

К ABTОРСКОИУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ВЫДАННОМУ НАРОДНЫМ КОйлвИСИАРНАТОМ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Зарегистрировано в Госгдарс пвенно.н бюро пос.ггдуюи ей регистрации изобретений при Госплане С(;ар

М. Я. Кривицкая.

Способ литья стеклянных изд

Заявлено 27 января 1937 года за M ТПОпубликовано 31 августа 1937 года.

Предлагаемый способ литья стеклянных изделий имеет в виду преимущественно отливку линз большого диаметра, имеющих определенный показатель преломления и возможно малое светопоглощение при отсутствии пузырей и свищей. Способ основан на принципе сообщающихся сосудов, для чего стекло льют в литник, сообщающийся с донной частью формы и устанавливаемый, с целью создания гидравлического напора, выше формы. Заполнение формы расплавленным стеклом происходит почти мгновенно, а пузырьки воздуха удерживаются при этом в литнике, так что отливка получается без пузырей.

Способ может быть осуществлен при помощи форм, изображенных на чертеже, где фиг. 1 изображает общий вид формы для отливки стекла по предлагаемому способу; фиг. 2— вид сверху и фиг. 3 — вертикальный разрез формы для получения элементов линз Френеля.

Форма 2 (фиг. 1 и 2) вставляется в имеющий закраины поддон 7, снабженный патрубком 5 и крышкой 3 с отверстиями 4 для выхода воздуха.

Патрубок 5 соединен трубой 6 с литником 7, высота которого больше высоты формы 2, с целью создания гидравлического напора. При заполнении формы стеклом пузырьки воздуха задерживаются в литнпке 7.

По затвердевании стекла форма разнимается, и изделие легко отделяется от стекла в патрубке 5.

Для получения по этому способу центрального элемента и колец для линзы Френеля диаметром 500 лгл была применена следующая конструкция формы, изображенная на фиг. 3.

В форму 5 вставлен цилиндр 2, не доходящий до поддона 6 формы на

— 15 — 30 лл в зависимости от высоты изделия, и имеющий в центре конусообразный литник 4 . Наружный диаметр литника в три раза, а внутренний в шесть раз меньше диаметра линзы 3 . С целью обеспечения соответствующего гидравлического напора стекла при формовке литник 4 изготовляется на 200 — 230 л.и выше формы; таким образом форма и литник представляют сообщающиеся сосуды, и стекло, при температуре 1250 поданное в литник непрерывной струей диаметром в 70 ил, в течение нескольких секунд заполняет форму изделия.

При разъеме формы производится подъем цилиндра 2 с литником при помощи тали, причем цилиндрический остаток стекла легко отрывается от дна линзы 3 и подымается совместно с цилиндром, Толщина стенок формы и цилиндра должна быть теплотехнически рассчитана, чтобы ооеспечить соответствующую теплоемкость и предупредить перегрев формы.

При осуществлении данного способа формовки стекла все воздушные пузыри, которые могут получиться, даже при сравнительно небольшой высоте падения вязкой струи стекла, остаются благодаря малому удельному весу пузырей, по сравнению с удельным весом стекла, в верхней части литника.

Помимо получения линз любых диаметров способ формовки стекла по принципу сообщающихся сосудов, с незначительным изменением конструкции форм, может быть применен для получения телескопов, зеркальных отражателей и астрономических зеркал.

Предмет изобретения.

1. Способ литья стеклянных изделий, отличающийся тем, что, с целью получения отливки без воздушных пузырей, литье производят в литник, сообщающийся каналом с донной частью формы.

2, Прием выполнения способа по п. 1, отличающийся тем, что, с целью создания гидравлического напора, литник устанавливают выше формы.

   

Кварцевое стекло отлили под давлением при низкой температуре

Снизу показаны стеклянные детали с микроканалами для жидкости, изготовленные по этому методу

Mader et al. / Science, 2021

Ученые изобрели простой способ изготавливать сложные детали из кварцевого стекла. Для этого они предложили использовать низкотемпературное литье под давлением, где в качестве сырья используется не чистый диоксид кремния, а его нанокомпозит со связующим материалом. Потенциально это позволит изготавливать стеклянные детали так же массово, как и пластиковые. Статья опубликована в журнале

Science

Стекло из чистого диоксида кремния, или кварцевое стекло, обладает множеством полезных свойств. Из-за низкого коэффициента преломления и прозрачности в широком диапазоне из него можно делать оптические компоненты. Кроме того, кварцевое стекло очень прочное, термостойкое и практически не меняет размеров от перепадов температуры, благодаря чему из него можно изготавливать лабораторное оборудование, оболочки газоразрядных ламп, архитектурные детали или иллюминаторы космических кораблей.

В то же время из-за этих свойств кварцевое стекло тяжело изготавливать и обрабатывать, и, что хуже всего, до настоящего момента детали из него не умели получать с помощью литья под давлением. При литье под давлением расплавленный или размягченный материал закачивается в форму, после чего деталь достаточно лишь слегка доработать. Это один из самых удобных методов изготовления сложных деталей из пластика или металла, но кварцевое стекло необходимо отливать при температуре около двух тысяч градусов, что гораздо выше точки плавления железа. Поскольку аппарат для литья под давлением при такой температуре получится очень дорогим и сложным, их трудно применять для массового производства, а потому стеклянные детали предпочитают заменять пластиковыми, хоть они и хуже.

Маркус Мадер (Markus Mader) из Фрайбургского университета и его коллеги изобрели метод отливки кварцевого стекла под давлением при низких температурах. Сырьем для их метода служит нанопорошок диоксида кремния с диаметром частиц от 50 до 100 нанометров. Для начала его смешивают со связующим пластичным агентом, Поливинилбутиралом, добавляют этиленгликоль и тщательно перемешивают. Затем смесь сушат, в результате чего получается податливая масса, напоминающая мягкий пластик по механическим свойствам. Из нее формируют гранулы, которые засыпают в экструдер, предназначенный для выдавливания материала с температурой 170 градусов и давлением 1000 бар.

Материал выдавливают в форму и остужают, в результате чего получается заготовка детали. Эту заготовку затем вымочивают в воде, чтобы избавиться от основной доли связующего вещества. 

Чтобы вывести 80 процентов материала из заготовки сантиметровой толщины потребовалось 12 часов, но чем тоньше деталь, тем меньше необходимо времени. На финальном этапе заготовки перемещают в печь, чтобы нанопорошок спекся в монолитное стекло. Материал следует спекать в вакууме при температуре 1300 градусов в течение 24 часов, в результате чего получается качественное кварцевое стекло с прозрачностью более 90 процентов, гладкое без дополнительной обработки. 

200 сырых стеклянных деталей, произведенные за 18 минут. Прозрачные справа прошли спекание.

Mader et al. / Science, 2021

Для демонстрации возможностей ученые сформировали 200 маленьких стеклянных деталей за 18 минут в полностью автоматическом режиме, а также несколько сложных стеклянных деталей, например, включающих микроканалы для жидкости. Кроме того, метод подходит и для работы с обычным стеклом. Ученые надеются, что этот метод позволит сделать стеклянные детали столь же распространенными, как и пластиковые.

Ранее швейцарские ученые научились изготавливать сложные предметы из стекол разного состава с помощью 3D-печати, но их метод требует фотоотверждения, а детали получаются не такими прозрачными. О том, как изготавливают стекла для самолетов и испытывают их на птицестойкость, можно прочитать в нашем материале «Я ломал стекло».

Василий Зайцев

Моллирование стекла

Наша стекольная мастерская известна далеко за пределами Москвы и Московской области благодаря высокому качеству и широкому ассортименту продукции. Мы предлагаем не только стандартные изделия из стекла.

Большим спросом пользуются изделия необычных форм, добиться которых помогают гнутье и моллирование.

При моллировании стекло подвергается тепловой обработке, что позволяет придать ему любую форму

Мы работаем со стеклянными поверхностями любой степени прочности и толщины, а возможность изменить их форму позволяет создать из них авторские изделия.

Моллирование в нашей стекольной мастерской

Для нагревания стекол мы используем специальное оборудование – печи с температурой нагрева до 700 градусов, под воздействием которой стеклянная поверхность приобретает пластичность и подвижность.

Процесс в нашей мастерской отличает:

  • возможность работы в любых масштабах;
  • высокая степень прочности;
  • отличное качество;
  • возможность придания изделию любой формы с сохранением прозрачности;
  • создание деталей на основе уникальных эскизов.

Добиваясь неизменно высокого качества готовых изделий, мы проводим контроль работы на всех этапах процедуры гнутья, а точное соблюдение технологий позволяет избежать таких неприятных моментов, как появление трещин, потеря формы и прозрачности, повреждение заготовки.

Возможность изменения поверхности стекла и придание ей любой формы дает широкий простор для творчества. На основе изогнутых стеклянных изделий можно изготавливать предметы мебели и декора, дверцы для душевых кабин, двери и гнутые фасады, стенки и перегородки. Гнутое стекло превратит унылую торговую витрину в произведение искусства!

Моллированные изделия из стекла станут предметом вашей гордости

При моллировании мы полностью соблюдаем технологию работы, постоянно ее совершенствуем и внедряем новые разработки, что позволило нашей стекольной мастерской стать одной из лучших в Москве и Московской области.

Изготовление пресс-форм

СОВРЕМЕННОЕ СТЕКЛОТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Изготовление пресс-форм являет­ся определяющим для качества произ­водимой бутылки. На основании чер­тежа бутылки разрабатываются черте­жи пресс-форм, захватов и приспо­соблений, позволяющих производить это изделие. Очень важный момент — качественное литье пресс-формы. От того, насколько хорошо выполнена эта операция, практически наполови­ну зависит качество конечного резуль­тата. Остальные составляющие успеш­ного результата — хорошее, высоко­точное оборудование и квалифициро­ванные специалисты. На сегодняшний день лидирующими в производстве пресс-форм являются предприятия Италии, Франции, Германии.

В состав комплекта пресс-формы входит черновая пресс-форма и чистовая форма. Также под каждую бутылку изготавливается комплект различных захватов и при­способлений, обеспечива­ющих ряд рабочих моментов производства бутылки.

Сами пресс-формы, как черновая, так и чистовая, изготавливаются в три этапа. Сначала отливается заготовка под будущую пресс-форму. Это очень ответственный мо­мент в производстве пресс-форм: от того, насколько ка­чественно выполнено литье, практически на 50% зависит качество конечного результа­та. Раковины либо другие де­фекты литья могут вскрыться в один из последних момен­тов обработки пресс-формы или ее эксплуатации и свести на нет все усилия по ее изго­товлению.

Следующий этап — «черно­вая» обработка. С помощью токарно-фрезерных станков с числовым программным управлением заготовке при­дается необходимая форма, зеркально отражающая форму будущей бутылки со все­ми выступами и декориру­ющими элементами. Для производства этой операции требуется высокоточное оборудование и грамотные, опытные специалисты, кото­рые будут им управлять. Ведь при производстве пресс-форм важно не только точно воспроизвести все ди­зайнерские изыски, нашед­шие свое отражение в форме и декорации бутылки, но и добиться того, чтобы все из­готовленные комплекты пресс-форм для конкретной бутылки были полностью идентичны.

И последний этап — шлифовка внутренней поверхнос­ти пресс-формы. Требуется устранить малейшие шерохо­ватости металла, которые мо­гут отрицательно сказаться на внешнем виде бутылки. После полировки можно сказать, что изготовление пресс-фор­мы завершено.

Рассматривая этапы изго­товления форм для произ­водства бутылок, можно прийти к выводу, что для по­лучения качественно выпол­ненного комплекта пресс-форм, требуется соотноше­ние определенных факторов. Это наличие на предприятии высокоточного оборудова­ния, базы для качественного литья и квалифицированных специалистов. На сегодняш­ний день лидирующие пози­ции по этим показателям за­нимают производства евро­пейских стран. Отечествен­ные предприятия не могут предложить продукцию дол­жного качества, так как, даже при наличии необходи­мого оборудования для об­работки металла и специ­алистов высокого уровня, практически ни одно из рос­сийских предприятий не рас­полагает достаточно качественным литейным оборудо­ванием. Поэтому заказы на изготовление пресс-форм приходится размещать за ру­бежом, что, конечно же, от­ражается на их стоимости.

Перед тем, как начнется само изготовле­ние пресс-форм, требуется произвести разработку и согласование технической документации: разработан­ные чертежи бутылки необ­ходимо перевести в коммер­ческий чертеж и утвердить его как на заводе-изготови­теле пресс-форм, так и на стекольном заводе, на кото­ром планируется произво­дить бутылку.

Коммерческие чертежи, разработанные ди­зайнерским отделом, нап­равляются на завод-изгото­витель пресс-форм. Специ­алисты этого предприятия проводят их корректировку и высылают коммерческое предложение, в котором ука­зывается примерная сто­имость выполнения заказа. Чертежи направляются на стекольный завод, конструк­торский отдел которого до­полнительно проводит расчет формы бутылки по ос­новным параметрам.

После проведения всех расчетов, чертежи утвержда­ются представителями сте­кольного завода и заказчи­ком. Заводу-изготовителю пресс-форм высылается утвержденное коммерческое предложение с деталировкой пресс-формы. И только пос­ле проведения согласований начинается непосредственно само изготовление пресс-форм, точнее — пилотной партии (комплекта пресс-форм для одной секции).

Изготовленная пилотная пресс-форма отправляется на стекольный завод, и произво­дится пробная партия буты­лок. При ее производстве спе­циалисты стекольного завода отслеживают малейшие не­достатки пилотной пресс-формы. При необходимости в чертежи вносятся изменения, и с учетом результатов испы­тания пилотной пресс-формы изготавливается вся партия пресс-форм.

Стоимость пресс-форм зависит от нескольких факто­ров. Прежде все­го, это форма самой бутылки. Изготовители пресс-форм в основном используют рота­ционные и фрезерные станки. Некоторые пресс-формы можно произвести на ротационном станке, и это обойдется для заказчика относительно недорого. Это пресс-формы для бутылок, все элементы которых имеют цилиндричес­кую форму.

Если же требуется изгото­вить пресс-форму для бутыл­ки несимметричной формы, либо имеющей элементы, не вписывающиеся в цилиндри­ческие формы (например, квадратные, шестигранные или овальные фрагменты), то потребуется ряд операций производить на фрезерном станке, что увеличит сто­имость производства.

И наиболее заметно повы­шает стоимость пресс-форм наличие на бутылке узоров, фигурных выступов и других декорирующих элементов.

Кроме того, наличие ос­трых граней и декориру­ющих элементов на бутылке не только увеличивает сто­имость производства пресс-форм, но и сокращает срок их службы. В процессе эксплуатации «фигурные» пресс-формы нуждаются в тщательной чистке, в резуль­тате тонкие узорные выточ­ки постепенно сглаживают­ся, что приводит к быстрому «старению» пресс-формы. Говоря другими словами, чем сильнее форма бутылки отличается от «классической бутылочной» и чем больше использовано декориру­ющих элементов, тем дороже изготовление пресс-формы для ее производства и тем меньше она будет служить.

При разработке конструкции пресс-формы первоначально разрабатывается матри­ца на основании теплового расчета в соответствии с заданной оптимальной. Отвод тепла от стекломассы обеспечивается достаточной толщи­ной стенок матрицы, при необходимо­сти дополнительно предусматривает­ся водяная рубашка или обдув. Выбор материала матрицы диктуется темпе­ратурным режимом ее работы и составом стекла.

Кольцо (или крышка формы) огра­ничивает растекание стекломассы в форме, задает толщину и диаметр го­тового изделия. Поскольку кольцо со­прикасается со стекломассой при каждом прессовании, поверхность контакта необходимо минимизировать во избежание перегрева кольца. Конструктор должен правильно определить толщину кольца для обеспечения теп­лового режима и его размеры с уче­том температурного расширения матрицы. Внутреннее отверстие кольца изготавливается с необходи­мым зазором для прохождения пуан­сона. Важное значение имеет точ­ность установки кольца на механизм держателя пресса и его центровки относительно форм.

Пуансон создает давление на стек­ломассу и распределяет ее по объе­му формы. Форма пуансона должна обеспечивать плавное уменьшение толщины стенок изделия по мере уда­ления от точки падения капли, чтобы в процессе прессования перемещать в форме как можно меньший объем ос­тывающей стекломассы. Время вы­держки также является критическим параметром, поэтому ход пуансона должен быть по возможности корот­ким. Рабочий зазор между пуансоном и кольцом следует выдерживать таким же, как в холодном состоянии. Если зазор при нагреве формокомплекта до рабочей температуры вырастет, стекло может выдавливаться из фор­мы, пуансон будет «залипать» и повре­дит кольцо. Слишком малый зазор приведет к «вытягиванию» стекла из формы при обратном ходе пуансона и повреждению изделия.

Кольца изготавливаются из чугуна, отлитого в кокиль («отбеленный» чугун), или чугуна со сферолитной струк­турой графита, имеющего высокую прочность при сжатии. Пуансон изго­тавливается из той же нержавеющей стали, что и матрица. Внутри него про­тачиваются каналы для водяного или воздушного охлаждения. Пуансон и кольцо никогда не изготавливаются из одинакового материала для уменьше­ния вероятности заедания при рабо­те. Кроме того, кольцо из нержавею­щей стали не обладает достаточной жесткостью в горячем состоянии и может деформироваться под давлением прессования.

Точность механической обработки деталей формокомплекта является наиболее важным условием хорошей работы форм.

Очень важно, чтобы капля падала точно в центр формы, которая имеет в этой части максимальную толщину и, соответственно, поглощает боль­ше тепла. Точная центровка капли обеспечивает равномерность рас­пределения стекломассы по объему формы. Для несимметричных изделий распределитель может выполнять также роль предварительной подго­товки формы капли до подачи ее в форму. При правильном выборе тем­пературы стекломассы и времени прессования капля стекла успевает в форме достаточно разогреться, что­бы исчезли следы отреза. Но иногда необходимо прибегать к дополнитель­ной «огневой полировке» капли на ее пути от ножниц к форме.

По завершении прессования вра­щающийся стол пресса переводит форму с изделием в позиции охлаж­дения, обдуваемые воздухом. Затем изделие извлекается вручную или ав­томатически и передается на огневую полировку для удаления швов, остав­шихся от стыков формы. Операция считается завершенной при передаче изделий в печь отжига.

Для выпуска малых серий (500-4000 в смену) декоративных или све­тотехнических изделий широко при­меняются небольшие прессы с гид­равлическим, пневматическим или ручным рычажным приводом. Набор стекломассы, как правило, выполня­ется вручную.

В этом случае к формам предъявляются иные требования, чем при автоматизиро­ванном производстве. В конструкции пуансона и кольца должны учитывать­ся возможные колебания массы стек­ла при ручном наборе и относительно невысокие давления прессования (на ручном прессе). Процесс производ­ства будет менее стабильным, так как вручную трудно выдержать постоян­ный темп, а значит, будет меняться температура формы. Соответственно, конструкция формы должна предус­матривать большую «свободу» регули­ровки температурного режима.

Литьевое (инжекционное) прессо­вание — сравнительно молодая техно­логия, появившаяся около 30 лет на­зад. Эта технология заключается в том, что стекло подается в «предва­рительную» форму, откуда выдавли­вается пуансоном через литниковое отверстие в форму для окончательного формования, которая может быть одно — или многопозицонной (до 50 изделий) и иметь соответствующую систему каналов. Размеры и форма литникового отверстия являются ключевыми факторами, так как опре­деляют скорость истечения стекло­массы.

Эта технология успешно применя­ется в производстве пробок флако­нов, ножек рюмок, стеклянных ручек, часовых стекол и малых подарочных изделий. Преимуществом метода яв­ляется возможность применения неквалифицированной рабочей силы, так как наличие предварительной формы снижает требования к точно­сти набора стекломассы. От операто­ра требуется лишь открыть и закрыть форму, отрезать стекло и нажать кнопку пуска.

Метод позволяет получать изделия малого веса, тонкой формы, со сложным рисунком. Производительность составляет около 500 шт. в смену при производстве пробок и 200 шт. при производстве ножек.

В идеальном случае изделие и форму для ее производства должен проектировать один и тот же человек. Конструктор при этом сначала оцени­вает требуемую практическую полез­ность и декоративные качества с по­зиции конечного потребителя и реали­зует их в проекте изделия. Затем как технолог-стекольщик он рассматри­вает возможности формования изде­лия. Наконец, как изготовитель фор­мы он оценивает технологию изготов­ления формы. При таком подходе уда­ется избежать многих ошибок и про­блем, возникающих при передаче проекта от дизайнера к технологу и затем — к конструктору форм.

Появление закаленного стекла расширило возможности его применения в разы и позволило применить в производстве столешниц, перегородок и даже лестниц. Кроме того, стекло используют как декоративный элемент, причем не только, в …

История стеклянной тары насчитывает около 3500 лет. Самые древние находки этого вида тары относятся к 1500-м годам до нашей эры. Из стекла в те времена изготавливали маленькие пузырьки, в которых …

Стекольная промышленность в России – один из наиболее динамично развивающихся секторов промышленности. В значительной степени эту динамику определяет именно стеклотарный сегмент. Это обусловлено постоянным увеличением выпуска и расширением ассортимента фасованных …

Технологии формования мирового и отечественного стеклоделия в коллекциях томских музеев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 78-82

УДК 069.51:745/749(571.16)

Л.В. Пилецкая

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМОВАНИЯ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ

В КОЛЛЕКЦИЯХ ТОМСКИХ МУЗЕЕВ

Статья посвящена изучению информативности коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова и Томском областном художественном музее с точки зрения технологии формования. Прослежено развитие указанной технологии и его отражение в музейных коллекциях. Подробно рассмотрен типологический, географический и хронологический состав коллекций. Из общего числа экспонатов выделены наиболее старинные и ценные произведения, а также изделия, которые являются единичными в общем собрании и вместе с тем отличаются высоким творческим и эстетическим потенциалом.

Ключевые слова: типичные изделия; авторское стекло; виды формования; стеклоделие; гутное стеклоделие; выдувание.

Современное стекольное искусство — искусство наукоемкое, высокотехнологичное, многостилевое. Особое место в стеклоделии отводится вопросам формовки стеклянных изделий. Изготовление художественных изделий из стекла начинается с приготовления и тщательной обработки шихты — смеси различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла [1. С. 7]. Затем следует процесс варки стекла, от него во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры от 700°С до 1450-1480°С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка, или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье и др. [2. С. 13, 14]. Формование изделий из стекломассы на протяжении тысячелетий производилось вручную. Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась. Во II тыс. до н.э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н.э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и разноцветное [3. С. 9]. Переворот в технологии стеклоделия произошел в конце I тыс. до н.э. и выразился в изобретении метода выдувания полых тонкостенных прозрачных стеклянных сосудов с помощью простейшего приспособления — выдувательной трубки. В процессе долгой эволюции технической деятельности человека стеклоделие претерпело значительные изменения в результате открытий, опытов и ошибок многих поколений [4. С. 11].

Традиционные формы культурной деятельности человека, запечатлённые в предметах, но не сводящиеся к ним, в том числе знания и навыки, связанные с технологиями художественных ремесел, относятся к нематериальному культурному наследию. Благодаря ему осуществляется преемственность в творчестве поколений и поступательность в развитии человечества. Хрупкость и уязвимость, а также угроза утраты нематериального культурного наследия потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов [5]. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный сохранить и актуализировать многие объекты нематериального культурного наследия [6. С. 130].

Обращение к фондам муниципальных музеев г. Томска позволяет выявить виды музейных предметов из стекла и проследить на их основе развитие традиций

в технологии формования в мировом и отечественном стеклоделии. Музейные предметы из стекла хранятся в Томском областном художественном музее (ТОХМ) и Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова (ТОКМ). Их коллекции несколько отличаются друг от друга по своей направленности и структуре.

Фонды краеведческого музея, согласно подсчётам автора, произведённым по инвентарным книгам, составляют 783 предмета из стекла и охватывают период производства с XVIII по XXI в. Географический состав коллекции ТОКМ разнообразен и включает в себя Россию, Западную Европу, Америку. Основная масса изделий представлена бытовым стеклом конца XIX — 1-й половины XX в., произведённым местной промышленностью. Музейное собрание ТОКМ содержит разнообразный ассортимент: образцы стекла, дроты, ламповое стекло, плафоны, аптекарские сосуды, тарная и лабораторно-химическая посуда, винные бутылки, посуда для пития, столовая посуда, ёлочные игрушки, парфюмерные, туалетные и письменные приборы, а также декоративные вазы, блюда, авторские композиции. Предметы разнообразны по форме и размерам, различны по цвету: бесцветные, зелёные, голубые, коричневые, молочные, ярко-зелёные, кобальтовые, марганцевые.

Фонд стекла в ТОХМ, согласно подсчётам автора, содержит 513 предметов, датируемых периодом XIX -начало XXI в., из них значительная часть музейных предметов изготовлена в XX — начале XXI в. на западноевропейских и отечественных стеклозаводах. Типологический состав коллекции включает печати, столовую посуду, декоративные вазы, авторские моно- и многофигурные произведения. Основой коллекции ТОХМ является собрание Лучановского завода стекло-изделий, работавшего с 1908 г. [7] и закрытого в 2002 г. [8. Л. 1-9]. В составе коллекции серийная продукция завода и авторские работы лучановских художников К.Г. Глазовой и Ф.Ш. Яхина, работавших на заводе в 1970-1990-е гг. [9. Л. 1; 10. Л. 71]. Авторское художественное стекло — одно из постоянных направлений комплектования фондов ТОХМ. Коллекция авторского стекла включает произведения искусства XX — начала XXI столетия, созданные ведущими и периферийными европейскими и отечественными предприятиями. В них отражаются инновационные приемы и техника работы в стекле. Наиболее распространенная форма авторских изделий — декоративные вазы и тарелки.

В целом, 1 296 музейных предметов, хранящихся в ТОКМ и ТОХМ, демонстрируют становление и разви-

тие традиций стеклоделательного производства. Коллекции музейных фондов представляют 14 техник: выдувание (303 предмета), выдувание в форму (272), гут-ное стеклоделие (169), свободное выдувание (59), прес-совыдувание (25), выпиливание и точение (15), центробежное литьё (11), отливка, или литьё (8), вытягивание (4), прессование (2), клеймение (2), полирование, тихо-дутие (по 1 предмету). Как видим, большая часть музейных коллекций выполнена выдуванием ручным способом с помощью выдувательной трубки. Далее по степени репрезентативности идут выдувание в форму и гутное стеклоделие. Другие технологии формования отражены в коллекциях гораздо слабее.

Выдувание — своеобразный метод формования, применимый только к вязким материалам, в частности к стеклу. Усовершенствованная технология предполагала также наличие особых печей — гут, способных обеспечивать высокие температуры при варке стекла. Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима, где на протяжении нескольких веков искусство стеклоделия находилось на большой высоте. Открытие способа выдувания положило начало большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца XIX — начала XX в. и характеризовавшемуся на всём своем протяжении единством технологических приемов, не претерпевших принципиальных изменений. В соответствии с технологией оставался более или менее постоянным и характер продукции в этот период, охватывая всевозможные разновидности полых изделий, главным образом всевозможные сосуды «настольного» масштаба, а также отдельные декоративные изделия — кубки, вазы, бокалы, блюда, туалетные флаконы, осветительные приборы и т. п. Однообразная по типам и назначению продукция с точки зрения стиля, композиции и исполнения отражала характерные особенности развития искусства и народного творчества в отдельных странах в различные эпохи.

Несколько отличается от выдувания метод ручного прессования стекла. Примерно за 1200 лет до н.э. уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Раскаленную массу «отпрыскивают» захватным приспособлением в форму и, пользуясь металлической (ранее деревянной) болванкой, придают стеклу под давлением нужную форму [11. С. 28].

Почти все предметы в ТОКМ (277 предметов) и ТОХМ (26), выполненные этими методами, отечественного производства; они разнообразны по форме и назначению. Среди них серийная фабричная продукция: водочный графин с пробкой из бесцветного стекла (ТОКМ. 11467), четверть (стеклянная бутыль) (ТОКМ. 6390/1, 2), питейная посуда (ТОКМ. 9490/1, 2), аптечная посуда (ТОКМ. 11319/1-9), ёлочные украшения (ТОКМ. 4158/1-50) и др. Наиболее ценным из них является кувшин, созданный в XIX в. на Императорском стекольном заводе, из хрусталя, выдуванием с травленым растительным орнаментом (ТОКМ. 2502). Коллекция ТОХМ представляет авторское стекло художников из Москвы, Ленинграда, Дятьково, Вышнего Волочка, Саранска, Мытищ, Томска. В классических традициях выдувания из прозрачного хрусталя выполнены комплект из двух предметов «Лебеди» москов-

ской художницы О.М. Кобылинской (ТОХМ. 202, 203) и композиция из трех предметов «Стужа» дятьковского художника В.К. Погребного (ТОХМ. 941-943).

Выдувание в форму с последующим отколом «набелей» также хорошо представлено в томских музеях. Отколка колпачков-«набелей», образуемых на выдуваемых в форме изделиях, производится посредством надреза алмазом и последующего прогрева изделия у надреза узким пламенем горелки. В ТОКМ хранится 238 различных по назначению предметов. Среди них лабораторно-химическая, аптечная, тарная и питейная посуда, парфюмерные флаконы, ёлочные украшения. Наиболее интересны предметы с фактурной поверхностью: ёлочные украшения (ТОКМ. 12298/173) и стопка второй половины XX в. из пронзительносинего стекла с рельефом на поверхности (ТОКМ. 13090). Единственный в своём роде музейный предмет — флакон для одеколона корпорации «ЯеЫоп» -изготовлен в 1997 г. в Нью-Йорке из белого стекла в технике выдувания в форму (ТОКМ. 12324). В ТОХМ указанная техника представлена 34 авторскими композитными работами российских художников. Наиболее выразительна ваза из бесцветного и сульфидного стекла с лепкой, выполненная художницей Е.С. Жигалкиной из Мытищ Московской области (ТОХМ. 889). Сложной живописной техникой отделана шкатулка «Красная бабочка» из сульфидного стекла, изготовленная выдуванием в форму ленинградской художницей И.А. Ивановой (ТОХМ. 1142). Сочетание полированной и матированной поверхности демонстрирует композиция «Реки Сибири» из пяти предметов, выполненная из светлоголубого стекла выдуванием в форму Ф.Ш. Яхиным (ТОХМ. 1601-1605).

Музейные экспонаты широко представляют древнюю гутную технику стеклоделия и наглядно демонстрируют пластичность материала, его многоцветность и светопроницаемость. Способ изготовления изделий у печи (гуты) — гутное стеклоделие — является основным традиционным рабочим методом производства стекла. Гутное стеклоделие предполагает слитность процессов выработки и отделки. Декорирование поверхности происходит с помощью трубки благодаря тому, что на ещё горячее стекло наплавляется в виде разных плоских или пластических фигур та же самая или иначе окрашенная стеклянная масса [12. С. 11]. В начале нашей эры гутное стеклоделие появилось на территории Италии, Греции, Галлии (территория нынешней Франции), Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, в конце V в. н.э., центр стеклоделия переместился в Византию, но расцвета оно достигло в Венеции, куда переселились многие греческие и византийские мастера. В X-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы. С конца XIII в. во многих городах Италии — Аль-тере, Падуе, Ферраре, Равенне и др. — возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими масте-рами-перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются во Франции и в Германии (Нюрнберг, Кассель, Кельн, Рейн) [13. С. 131].

В XV-XVI вв. соперницей Венеции по производству стеклянных изделий в Европе стала Чехия, бывшая Богемия. Согласно археологическим раскопкам и

письменным источникам, начало чешского стеклоделия относится к средним векам, техника его проникла сюда из соседних стран, и вскоре в Чехии стали варить стекло, которое по своей прозрачности, блеску и твёрдости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Особой популярностью чешское гутное стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. [14. С. 186].

В коллекциях ТОХМ насчитывается 124, в ТОКМ -45 предметов, выполненных в гутной технике. В их числе предметы массовой серийной продукции, относящиеся к типичным музейным предметам, и уникальные произведения. В ТОХМ представлена массовая бытовая посуда Лучановского завода стеклоизделий из жёлтого и дымчатого стекла: ваза для цветов, кувшин, кружка для пива, набор для сока и др. (ТОХМ. 14691483). В музее также хранятся авторские произведения из стекла: пластика «Рыба» К.Г. Глазовой выполнена из сульфидного цветного стекла (ТОХМ. 1557), ваза «Структура» Ф.Ш. Яхина создана выдуванием из толстостенного трёхцветного стекла, перетеканием одного цвета в другой без смешения (ТОХМ. 1606). В состав коллекций ТОКМ входит столовая посуда Лучановско-го завода стеклоизделий, выпускаемая в 1980-е гг. из жёлтого, белого и дымчатого стекла с росписью (ТОКМ. 5115/1-16), а также флаконы для парфюмерии (ТОКМ. 6770), склянки для лекарств (ТОКМ. 6769), бутылочки для чернил (ТОКМ. 6771), изготовленные как в России, так и за рубежом из бесцветного и цветного стекла.

Музейные коллекции ТОКМ содержат уникальный предмет — рюмку «ремер», изготовленную гутной техникой в Германии в конце XIX — начале XX в. из поташного (зеленого) стекла, с ножкой, декорированной навитием по спирали (ТОХМ. 12792). Подобный тип сосуда для пития возник в Рейнской области Германии в конце XV в. Мастера использовали традиционные и вновь изобретенные методы и приемы изготовления стеклоизделий и разрабатывали новые типы и формы сосудов.

Технику свободного выдувания в коллекциях ТОХМ представляют 53 изделия, в ТОКМ — 6. Качество изделия напрямую зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья стеклодува. Это труд одного лица, мастера или подмастерья. Техника применяется для создания авторских композиций и подразумевает высокий художественный уровень произведения. В ТОХМ наиболее интересна сочетанием материала и фактурой поверхности авторская композиция из четырех предметов «Лунный свет», созданная из цветного стекла художником Лучановского завода стеклоизделий Ф.Ш. Яхиным (ТОХМ. 152-155).

В ТОКМ указанную технику демонстрируют наборы художников этого же завода — Ф.Ш. Яхина и К.Г. Глазовой: декоративный набор из цветного стекла «Березки», состоящий из трех предметов (ТОКМ. 7158/1-3), и декоративный набор из дымчатого стекла «Радуга» из трех предметов (ТОКМ. 7154/1-3).

Хранящиеся в ТОКМ 25 предметов дают наглядное представление о методе прессовыдувания. Он применяется в машинном производстве широкогорлой стеклянной тары — банок различных типов. Этим способом

производятся предварительная заготовка и формование в черновой форме горла изделия, а остальная часть изделия выполняется выдуванием в чистовой форме [15. С. 28]. Среди музейных предметов стеклянная банка, обёрнутая лубяной тесьмой (ТОКМ. 646), молочные бутылки (ТОКМ. 8738/1-3), стаканчик-стопка вместимостью 100 мл, изготовленные в 1960-1980-е гг. (ТОКМ. 12879/1-3), и др.

Современный этап в стеклоделательном производстве характеризуют разные техники. Выпиливание и вытачивание производится специальными пилами и ножами при непрерывном охлаждении и вращении. Выпиливание и точение в ТОХМ (13 предметов) и ТОКМ (2) представляют изделия отечественного производства. Оригинально, в технике вытачивания из хрусталя, художником из Саранска Н.В. Ершковым созданы скульптурные формы «Бык» и «Лайка» (ТОХМ. 892, 893). Разнообразны по технике изготовления авторские пластики художников Б.А. Федорова с Дятьковского стеклозавода и А. А. Аствацатурьяна из Санкт-Петербурга. Выдуванием из двухцветного стекла с последующим вытачиванием Б. А. Федоровым, художником из Дятьково, выполнена пластика «Кристалл» (ТОХМ. 930/1-3). Пластика из трех предметов «Противостояние» создана из хрусталя вытачиванием художником А.А. Аствацатурьяном (ТОХМ. 929/1-3). Два тиражных экспоната в ТОКМ изготовлены точением: кружка с надписью «Пей, а дела разумей» из бесцветного стекла (ТОКМ. 7178) и ваза для фруктов из прессованного стекла (ТОКМ. 2216). В коллекции ТОХМ находятся три предмета, в изготовлении которых использовано только выпиливание: композиция из трех предметов «Виражи», созданная из хрусталя художником из г. Гусь-Хрустального А.С. Куриловым (ТОХМ. 658-660).

Единичные предметы, отформованные машинными методами, хранятся в ТОКМ. В течение долгой истории стеклоделия выдувание производилось ртом, ныне сконструированы и применяются «трубки-самодувки». «Трубкой-самодувкой» выполнена тарная посуда из бесцветного стекла: бутылка для уксусной эссенции, изготовленная до 1917 г. (ТОКМ. 12890), коньячная бутылка (ТОКМ. 11332), водочная бутылка (ТОКМ. 12889).

Методом центробежного литья выполнены образцы массовой серийной фабричной продукции Лучановского завода стеклоизделий, хранящиеся в ТОХМ, в их числе вазы для сервировки стола разной хронологии, столовая посуда и пепельница, изготовленные из цветного стекла (ТОХМ. 1488-1497, 1536). С 1940 г. применяется метод отливки изделий в быстро вращающихся формах способом центробежного литья [16. С. 42].

Отливка, или литье стеклянных изделий в формы, встречается на практике редко, так изготовляются, например, крупные диски для астрономических приборов или высокохудожественные изделия. Методом отливки, или литья, выполнены музейные предметы, хранящиеся в ТОКМ (7) и в ТОХМ (1). В их числе два кубка из хрусталя (ТОКМ. 7700/397; ТОКМ. 5597), графин 2-й половины XX в. (ТОКМ. 13089), стеклянная фляжка, изготовленная в 1940-1941 гг. (ТОКМ. 13033/13). Самый впечатляющий предмет — графин,

созданный во 2-й половине XX в. в России из сульфидного стекла литьём и украшенный по бокам рельефным растительным декором (ТОКМ. 13089). Типические предметы, изготовленные литьем, хранятся в ТОКМ, в их числе масленка в виде черепахи (ТОКМ. 4561/5), флакон для одеколона «Сказка о царе Салтане» (ТОКМ. 12744/1, 2). Особый интерес в силу изготовления техникой литья в форму, крайне редко применяемой при формовке стеклянных изделий, представляет хранимая в ТОХМ авторская геометрическая пластика художника В.Я. Шевченко из Вышнего Волочка, отлитая в форму из матового и цветного стекла (ТОХМ. 5486, 886).

Единичными экземплярами в музейных коллекциях представлены следующие техники стеклоделия: вытягивание, прессование, клеймение, полировка и тиходутое стекло.

Методом вытягивания изготовляются оконное и техническое листовое стекло, стеклянные дроты (трубки малого диаметра), трубы, стержни, стеклянное волокно [17. С. 5-16]. Метод вытягивания представляют предметы, хранящиеся в фондах ТОКМ, в виде дротов из синего и коричневого стекла (ТОКМ. 11051/14, 15). Прессованием изготовлены в 1920-1940-е гг. в СССР сахарница из бесцветного стекла «Курица в гнезде» (ТОКМ. 12988) и масленица, произведённая в конце XIX в. в России (ТОХМ. 1323). Технику клеймения стеклоизделий представляют плафоны из стекла, изготовленные в конце XIX — начале XX в. в России, на которых расположено клеймо с изображением медалей и текстовых надписей (ТОКМ. 9486, 9487). По одному музейному предмету

характеризуют техники полирования и тиходутия: ваза для цветов, изготовленная из двухслойного стекла и полированная (ТОКМ. 11028), и ваза «Лирическая», изготовленная из цветного стекла, тиходутая (ТОХМ. 946).

Таким образом, в музейных коллекциях ТОКМ и ТОХМ лучше всего представлены традиционные виды формования стеклоизделий: выдувание, выдувание в форму и гутное стеклоделие. В большом количестве представлены предметы, изготовленные свободным выдуванием, прессовыдуванием, выпиливанием и точением, центробежным литьём. Единичные музейные предметы представляют отливку, или литьё, вытягивание, прессование, клеймение, полирование и тиходутие. Фонды томских музеев хранят 1 296 предметов из стекла и охватывают период производства с XVIII по XXI в. Наибольшее количество бытового стекла конца XIX -1-й половины XX в. хранится в ТОКМ, в ТОХМ значительная часть музейных предметов изготовлена в XX -начале XXI в. и представляет авторские произведения. В составе коллекций уникальный предмет зарубежного производства — рюмка «ремер», единичные предметы императорского стекольного завода, серийная продукция отечественных производителей, и прежде всего Лу-чановского завода стеклоизделий, и авторское стекло художников из Москвы, Ленинграда, Дятьково, Вышнего Волочка, Саранска, Мытищ, Томска. Изделия отечественного стеклоделия образуют основу коллекций по стеклу в ТОКМ и ТОХМ и наиболее полно отражают технологию стеклопроизводства, тогда как произведения европейских мастеров являются эпизодичными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шелковников Б.А. Художественное стекло. Л., 1962.

2. Стекловаренные печи / под ред. М.Г. Степаненко ; пер. с нем. А.В. и Ю.К. Гастевых. М. ; Л. : Государственное химико-техническое изда-

тельство ОНТИ.

3. Качалов Н.Н. Художественное стекло. Л., 1951.

4. Качалов Н.Н. Стекло. М. : Изд-во АН СССР, 1956.

5. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. // ЮНЕСКО. URL:

www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf.

6. КауленМ.Е. Музейное дело России. М., 2003.

7. Сибирская жизнь. 1908. 29 октября.

8. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 2. Д. 326.

9. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 292.

10. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 320.

11. Рабан И. Чешское стекло. Прага, 1963.

12. ЦейтлинМ.А. Очерки по истории развития стекольной промышленности в России. М. ; Л., 1939.

13. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей /пер. с чешск. Б.Б. Михайлова. 7-е изд. Прага : Артия, 1988.

14. Миллер Д. Все об антиквариате : пер. с англ. М. : БММ АО, 2001.

15. Стекольная промышленность. Сборник 2. М. : Государственное научно-техническое издательство легкой промышленности, 1950.

16. Стекло. Реферативный указатель технической литературы / под ред. С.И. Иофе. М. ; Л. : Государственное издательство легкой промышленности, 1972.

17. Стекло : сборник переводов из периодической зарубежной литературы / под ред. П.П. Будникова ; пер. А. Бережного. М. : Изд-во иностранной литературы, 1963.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 3 апреля 2014 г.

TECHNIQUES OF FORMATION OF NATIONAL AND WORLD GLASS-MAKING IN TOMSK MUSEUM COLLECTIONS

Tomsk State University Journal. No. 383 (2014), 78-82.

Piletskaya Lyudmila V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: typical artwork; auteur glass; types of molding; glass-making; blowing.

Museum objects made of glass are kept in Tomsk Regional Art Museum (TRAM) and Tomsk State Museum of History of the Region named after Shatilov (TSMHR). These collections differ in structure and orientation. Funds of TSMHR, according to the author’s data based on inventory books comprise 783 items made of glass and cover the period from the 18th to the 21st centuries. The geographical composition of the collection in TSMHR is diverse and contains Russia, Western Europe, America. The main objects in the collection are represented by household glass from late 19th — first half of the 20th centuries. The museum’s collection of works in TSMHR

contains samples of glass, glass tubes, lamp-glass, lamp shades, pharmaceutical jars, package and laboratory ware, wine bottles, dishes for drinking, Christmas-tree decorations, tableware, perfume, dressing-table sets and sets for writing, as well as vases, plates and author’s compositions. Items are different in forms and sizes, and also have various colors: achromatic, green, blue, brown, bright-green, lacteous, cobalt, manganese. The funds of glass in TRAM consist of 513 items, dated within the period of the 19th — early 21st centuries, made at western European and national glass-factories. The typological structure of the collection includes stamps, tableware, decorative vases, and author’s mono- and multi-figure pieces of art. Author’s art glass is one of the main directions of funds formation in TRAM. The collection of author’s glass includes artworks of the 20th — early 21st centuries made by leading and minor European and national concerns. Innovation ways and techniques of work in glass are affected in them. The most extended form of author’s products is decorative vases and plates. The set of works of Luchanovo glass-work factory (1908 — 2002) is the basis of the collection in TRAM. The collection includes serial products of the factory and author’s works made by Luchanovo artists K.G. Glazova and F.Sh. Yakhin who worked at the factory in 1970 — 1990. In common, 1296 museum items are kept in TRAM and TSMHR demonstrating the establishment and development of the tradition in glass-work making. The collections represent 14 techniques: blowing (303 items), blow molding (272), hot-glass glass-making (169), free blowing (59), pressblow (25), sawing and turning (15), spinning (11), founding (8), extension (4), pressing (2), marking (2), planishing (1), ‘soft blowing’ (1). There is a unique item of foreign manufacturing in the collection. It is a shot »Remer», singular items of Emperor’s glass-factory, serial products of national manufacturers, and, first of all, of Luchanovo glass-work factory, as well as author’s glass of artists from Moscow, Leningrad, Dyatkovo, Vyshny Volochok, Saransk, Mytishchi, Tomsk. Products of national glass-making form the basis of the collections of TRAM and TSMHR and fully reflect the technique of glass-making, while foreign artworks are episodic.

REFERENCES

1. Shelkovnikov B.A. Khudozhestvennoe steklo [Art glass]. Leningrad, 1962.

2. Stepanenko M.G. (ed.) Steklovarennye pechi [Glass-making furnace]. Translated from German by A.V. and Yu.K. Gastevykh. Mos-

cow-Leningrad: Gosudarstvennoe khimiko-tekhnicheskoe izdatel’stvo ONTI Publ., pp. 13-14.

3. Kachalov N.N. Khudozhestvennoe steklo [Art glass]. Leningrad, 1951.

4. Kachalov N.N. Steklo [Glass]. Moscow: USSR AS Publ., 1956.

5. UNESCO convention for the safeguarding of the intangible cultural heritage (2003). Available at: www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-

Russe.pdf. (In Russian).

6. Kaulen M.E. Muzeynoe deloRossii [Museum business of Russia]. Moscow, 2003.

7. Sibirskaya zhizn’. 29 October 1908.

8. Tomsk District Archive. Fund 135. List 2. File 326. Pp. 1-9.

9. Tomsk District Archive. Fund 135. List 1. File 292. P. 1.

10. Tomsk District Archive. Fund 135. List 1. File 320. P. 71.

11. Raban I. Cheshskoe steklo [Czech glass]. Prague, 1963.

12. Tseytlin M.A. Ocherkipo istorii razvitiya stekol’noypromyshlennosti v Rossii [Sketches on development of glass-making in Russia]. Moscow- Leningrad, 1939.

13. Bol’shaya illyustrirovannaya entsiklopediya drevnostey [The Big Illustrated Encyclopedia of Antiquities]. Translated by into Russian by B.B. Mikhaylov. Prague: Artiya Publ., 1988.

14. Miller D. Vse ob antikvariate [All about the antiques]. Translated from English. Moscow: BMM AO Publ., 2001.

15. Stekol’naya promyshlennost’ [Glass industry]. Moscow: gosudarstvennoe nauchno-tekhnicheskoe izdatel’stvo legkoy promyshlennosti Publ., 1950. Issue 2.

16. Iofe S.I. (ed.) Steklo. Referativnyy ukazatel’ tekhnicheskoy literatury [Glass. Patent index of technical literature]. Moscow-Leningrad: gosudarstvennoe izdatel’stvo legkoy promyshlennosti Publ., 1972.

17. Budnikov P.P. (ed.) Steklo. Sbornikperevodov izperiodicheskoy zarubezhnoy literatury [Glass. The collection of translations from foreign periodicals]. Translated by A. Berezhnoy. Moscow: Izd-vo inostrannoy literatury Publ., 1963.

Received: April 03, 2014

От чего зависит цена стеклянных изделий? | Крым любовь моя

Хочу продолжить тему о стекле, но здесь больше внимания уделить тому, от чего зависит цена стеклянных изделий.

Стекло — это безвредный материал, отличающийся эстетичностью, прозрачностью, хрупкостью.

Из стекла изготавливают самые разнообразные изделия, его применяют не только в производстве посуды, но выпускается и строительное, лабораторное стекло, стекло для фотоаппаратов, линз.

Вид стекла зависит от его состава, поэтому варьируя состав, и получают разные виды стекол. Это первый фактор, определяющий уровень цены изделий из стекла.

Следующий фактор — это то, каким способом изготовлено стеклянное изделие. Чем сложнее способ производства, тем оно дороже.

Способы производства стеклянных изделий совершенствовались с развитием технологий, технического прогресса. Но самый древний метод изготовления изделий из стекла, известный человечеству — выдувание, до сих пор является наиболее востребованным.

Ваза из глушеного стекла выдувная.

Ваза из глушеного стекла выдувная.

При этом способе производства применяется трубка стеклодува, на которую набирается определенное количество стекломассы и сначала в прямом смысле слова с помощью легких человека выдувается так называемая баночка-пулька, которая затем довыдувается в металлической раскрывающейся форме.

Бокалы, изготовленные выдуванием из хрустального стекла.

Бокалы, изготовленные выдуванием из хрустального стекла.

Разновидностью является выдувание без формы, называемое гутенским. Эти виды формования стеклянных изделий являются наиболее сложными и дорогими.

Вазы гутенской работы.

Вазы гутенской работы.

Несколько позднее появилась еще одна разновидность выдувания, называемое механизированным, при котором изделия выдуваются сжатым воздухом на автоматизированных и полуавтоматизированных линиях.

Изделия, изготовленные выдуванием.

Изделия, изготовленные выдуванием.

Преимуществом выдувания является то, что этим способом можно изготовить изделия самых разных, как сложных, так и простых форм.

Следующим способом формования стеклянных изделий является прессование, при котором используются специальные неразъемные и разъемные пресс-формы.

Стакан прессованный из обычного стекла.

Стакан прессованный из обычного стекла.

В такую пресс-форму подается определенная порция стекломассы, затем в нее опускается пуансон и стекломасса растекается между стенками пресс-формы и пуансона.

Схема получения прессованных изделий. Изделия, полученные прессованием.

Схема получения прессованных изделий. Изделия, полученные прессованием.

Прессованные изделия имеют толстые стенки, рисунок от пресс-формы (матричный рисунок), швы от разъемной пресс-формы; форма прессованных изделий может быть только цилиндрической, конической или просто расширяющейся.

Прессование является высокопроизводительным способом и благодаря высокой степени механизации и автоматизации, изделия из стекла, изготовленные этим способом, имеют низкую себестоимость.

Следующий способ формования стеклянных изделий — прессовыдувание сочетает в себе прессование и выдувание. Сначала в пресс-форме выпрессовывается заготовка, которая затем выдувается в готовое изделие.

Схема получения прессовыдувных изделий. Образцы прессовыдувных изделий

Схема получения прессовыдувных изделий. Образцы прессовыдувных изделий

Характерными признаками прессовыдувания является наличие швов от разъемной формы, матричного рисунка от формы, сама форма может быть самой разной. Этим способом производятся графины, банки для консервирования, бутылки для напитков и пр.

Центробежное литье применяется при производстве полых изделий, имеющих форму тела вращения. В такую металлическую форму подается порция горячей стекломассы, которая растекается равномерно по стенкам формы, когда ее приводят во вращение.

Ваза для фруктов, изготовленная центробежным литьем.

Ваза для фруктов, изготовленная центробежным литьем.

Этот способ высокопроизводительный, поэтому стеклянные изделия имеют невысокую себестоимость.

Применяются для изготовления стеклянных изделий и другие способы производства, но перечисленные выше являются основными и наиболее широко применяемыми.

Из них самым трудоемким является выдувание, поэтому и выдувные стеклоизделия являются самыми дорогими. Причем среди разновидностей выдувания наиболее сложной является гутенская работа, которая используется для изготовления художественных изделий.

Самый простой способ производства изделий из стекла — прессование, соответственно и изделия этого способа изготовления являются самыми дешевыми.

Прессовыдувание и центробежное литье занимают промежуточное положение по сложности производства и уровню цены.

К ценообразующим факторам относятся также способы украшения стеклянных товаров, но это материал для другой статьи.

Если вы узнали что-то новое, не пожалейте и поставьте лайк!

До новых статей!

Рэнсом и Рэндольф | Процесс литья стекла

Процесс литья стекла включает создание и использование форм на гипсовой основе. Использование гипсовых форм для литья стекла – это искусство.

 

Для достижения этой цели можно использовать множество процессов; однако двумя наиболее распространенными методами изготовления форм на гипсовой основе являются открытое литье и литье по выплавляемым моделям.

 

В обоих методах сама форма используется только один раз. Материал формы на основе гипса смешивается с соответствующим процентным содержанием воды для создания суспензии.Затем эту суспензию выливают вокруг шаблона и дают застыть или затвердеть.

 

После надлежащего отверждения шаблон удаляется путем вытягивания его из формы; отводом пара или отводом тепла. После того, как шаблон удален, стекло можно поместить в форму.

 

Метод размещения стекла варьируется от художника к художнику, в зависимости от предпочтений и опыта.

 

Молдинг с открытым торцом

Молдинг с открытым лицом чаще используется, когда одна сторона конечной детали плоская, или для менее сложных деталей, и включает заливку гипса вокруг рисунка, который можно физически удалить после того, как гипс затвердеет.

  1. Залейте гипсом шаблон и дайте гипсу застыть в соответствии с инструкциями на упаковке

  2. Удалите шаблон, если он сделан из материала, который нельзя помещать в печь

  3. Нагрейте гипсовую форму в печи для отверждения материала

  4. Поместите стеклянную фритту (небольшие кусочки стекла) в форму и вплавьте в гипс

  5. Как только стекло затвердеет, снимите гипс

  6. Все детали оригинального искусства переносятся с материала формы на стеклянный объект

  7. Окончательная отливка стекла завершена

 

Литье по выплавляемым моделям

Литье по выплавляемым моделям чаще используется для изготовления трехмерных или более сложных изделий, где рисунок не может быть легко удален вручную (требуется удаление рисунка с помощью тепла или пара) и включает создание резиновой мастер-формы оригинального произведения искусства. .

  1. Создание резиновой мастер-формы искусства

  2. Извлеките произведение искусства из резиновой формы и заполните резиновую форму воском

  3. Когда воск затвердеет, удалите восковую модель из резиновой формы.

  4. Поместите восковую модель в колбу и залейте ее гипсовой опокой

  5. Высушите гипс и нагрейте колбу, чтобы удалить восковой узор

  6. Заполнить или вылить стекло в форму

  7. Удаление гипса с затвердевшего стекла арт

  8. Окончательная отливка стекла завершена

Литье в стеклянных печах с цветными формами де Верре

Описание

Типичное руководство по литью в стеклянных печах с проектными инструкциями, включающими стеклянную фритту, листовое стекло и многоразовые формы для литья.

Джейн Персико
Книга Синопсис:

Джейн Персико привносит свой свежий и вневременной стиль в искусство литья в стеклянных печах. В этом вдохновляющем, но в то же время очень практичном руководстве представлены великолепные фотографии красиво оформленных изделий, которые поразят воображение. Четкие и простые инструкции позволяют фьюзерам любого уровня мастерства создавать удивительные декоративные элементы, тарелки, миски и украшения.

Glass Kiln Casting — это 80-страничная книга, содержащая более 260 цветных фотографий в 12 главах, которая наверняка вдохновит вас на десятки исключительных проектов.В первой главе содержится бесценная информация о формах для литья фритты, инструментах, оборудовании и печах, а также подробный, но простой подход к работе с цифровыми контроллерами печей. Стиль письма Джейн помогает мастерам в процессе литья фритты. Она покажет вам, как делать украшения, тарелки и миски из фриттового литья с потрясающими впечатляющими результатами. Эта книга обязательно станет фаворитом в студии, и к ней снова и снова будут обращаться фьюзеры всех уровней.

Детали книги:
  • 80 страниц – все в цвете
  • 264 цветных фотографии
  • 11 проектов
  • 8 1/4” x 10 7/8” (21 x 27.6 см)
  • Мягкая обложка: квадратный переплет
  • Рекомендованная розничная цена — 23,95 доллара США
  • ISBN-10: 0-919985-55-6
  • ISBN-13: 978-0-919985-55-1
Об авторе:

Исследования Джейн Персико в области слияния полудрагоценных камней и работы с ними привели ее к созданию линии украшений, которые представлены в галереях и коллекциях по всему миру. Она также овладела искусством литья стекла и Pâte de Verre и использует эти техники в своих новейших проектах.

Контактная ссылка автора: Авторы и дизайнеры

Только зарегистрированные клиенты, которые приобрели этот продукт, могут оставить отзыв.

Отливки по выплавляемым моделям — Стеклянная форма

Отливки по выплавляемым моделям — Стеклянная форма — Франклин Бронза

Мировой лидер в поставках литья по выплавляемым моделям для производства стеклянных форм.

Franklin Bronze Precision Components — мировой лидер в производстве прецизионных отливок по выплавляемым моделям для производства стеклянных форм.

Производство литья по выплавляемым моделям Franklin Bronze было основано в 1985 году для целенаправленной поставки отливок для производства стеклянных форм. Изготавливаемые детали включают направляющие кольца, перегородки, плунжеры, вставки, гильзы, продувочные головки и верхние пластины.

Franklin Bronze обеспечивает высококачественное стабильное литье по выплавляемым моделям благодаря техническим знаниям, собственным инструментам и механической обработке, а также автоматизированной обработке.

Для стекольной промышленности разливаем следующие сплавы:

  • Никель – 30 и 40 по шкале Роквелла
  • Латунь/бронза – GS-889, GS-909, XX (Minox)
  • Нержавеющая сталь
  • – 17-4 PH, 303/304, 440C, нержавеющая сталь 316.
  • Бромаллой (GS-128)
  • Стеллит 6 и 12

Хотите узнать больше о том, как мы обслуживаем производителей стеклотары?

Прочтите об этом в последнем выпуске журнала Glass Machinery Parts & Accessories Magazine

.

Узнайте, как мы получили награду Института литья по выплавляемым моделям за биметаллические отливки

Узнайте, как литье по выплавляемым моделям снижает затраты на производство шейных колец

Запрос цитаты Связаться с нами

Примеры отливок для стекольной промышленности

Направляющие кольца

Эти отливки образуют горлышко или уплотнительную поверхность бутылки и изготавливаются почти исключительно из никель-борных сплавов, 

Плунжеры для продувки и продувки

Эти отливки используются для проделывания отверстия в полурасплавленном стекле и завершения операции «выдувания» на пустой стороне изготовления бутылок.Чаще всего эти плунжеры отливают из никель-борных сплавов.

Перегородки

Перегородка используется для вставки в пустую сторону производства бутылок для формирования контура дна и размера дна бутылки. Разливают чаще всего в никель-боровые сплавы, иногда в бронзовый сплав «ХХ».

Верхние пластины

Эти пластины встроены в форму для стеклянного контейнера. Они обеспечивают защиту и продлевают срок службы верхних формирующих краев бутылки. Компания Franklin Bronze поставляет эти верхние пластины с плоской поверхностью, отшлифованной на дне и концентрически выточенной по внешнему диаметру, для легкой и быстрой установки в предварительно обработанные полости верхней плиты пресс-формы.Эти верхние пластины отлиты либо из никель-борного сплава, либо из нержавеющей стали.

Шейные кольца

Горловые кольца используются для формирования резьбы или верхней части горлышка непосредственно под кромкой или уплотняющей поверхностью бутылки. Эти отлитые по выплавляемым моделям кольца обеспечивают экономию металла, экономию машинного времени и заявленный увеличенный срок службы.Эти шейные кольца, обычно отлитые из цельной бронзы, также могут быть отлиты с борно-никелевыми вставками в области контакта со стеклом. Это обеспечивает еще более премиальный продукт в отношении срока службы и превосходных тепловых характеристик. Шейные кольца отливают в различных спецификациях «XX» или Minox Bronze.

Вставки для шейных колец

Этот специальный продукт специально разработан для отливки в бронзовые кольца шеи, чтобы обеспечить превосходную площадь контакта кольца шеи со стеклом.Franklin Bronze использует собственные вставки для горловых колец в соответствии с требованиями при производстве горловых колец, а также продает их другим литейным заводам, производящим вставные отливки горловых колец.

Выдувные головки и вставки для выдувных головок

Эти отливки используются для управления и направления сжатого воздуха, используемого для «выдувания» конечного контейнера в процессе изготовления бутылок.Никель-бор и нержавеющая сталь являются распространенными сплавами.

Отливки на вынос

Выемки используются для извлечения готовых емкостей из горячего стекла из открытой формы в качестве заключительного этапа процесса изготовления емкостей. Эти отливки специально разработаны для установки вставок (обычно графитовых), которые поднимают бутылку чуть ниже края.Эти отливки изготавливаются из различных сплавов бронзы и нержавеющей стали в соответствии с требованиями заказчика.

Воронки

Как следует из их названия, эти отливки используются для «нагнетания» полурасплавленного стекла в пустую полость формы в качестве первого шага в процессе изготовления бутылок.Традиционно эти отливки отливают из закаленной износостойкой нержавеющей стали.


Запрос цитаты Связаться с нами

Kingsign 4 * 8ft прозрачные акриловые литого стекла листовые прозрачные пластиковые листы, прозрачный акриловый лист, отлитый из ПММА Perspex

Номер модели Фирменное наименование Kingsign
Kingsign® прозрачный акрил sheet- # 1154
Происхождение Китай
Маленькие заказы. .2 г/см 3
  • Диапазон толщины: 0,65–10 мм (экструдированный акриловый лист), 1,5–300 мм (литой акриловый лист)
  • Производительность: 2000 тонн в месяц
  • Основные размеры:
    1220×2440 мм1,8320 мм 1000×2000мм, 2000×3000мм, 1250×1850мм, 1250×2480мм, 1270×2500мм, 2050×3050мм, 1850×2450мм, 1350×2000мм, 1660×2600мм, 1540×3140мм, 4000×8000мм (специальные размеры) , ширина экструдированного акрилового листа менее 2000 мм
  • Цвета: прозрачный (прозрачность 93%)
  • Детали упаковки: Полиэтиленовая пленка с обеих сторон акрилового листа, затем упакована на экспортный поддон
     
    График поставки: 15-20 дней для контейнера
      
    Производственные сертификаты:  Plastic Inspection / SGS / CE

    Условия оплаты: T/T, L/C

    Порт погрузки: Шанхай 2 9 листов 9 форматов

    3 Вес

    3

    вес листа (кг)=ширина (м)*длина (м)*1.2*Толщина (мм)

    Применение:

    • Архитектурная
    • Искусство и Дизайн
    • Выставка/выставка
    • Фрэмирование
    • Frights
    • . Характеристики продукта :
      • Отличные характеристики по сохранению температуры
      • Легкий вес, превосходная эластичность
      • Простота ремонта и обслуживания
      • Характер мягкости
      • Яркие цвета и прочность
    Свяжитесь с нами без сомнений Сертификаты продукта Стандарт

    СГС
    Сертификат SGS
    Сертификат Image

    Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше одного

    Номер сертификата SHAEC1407010101
    Дата выпуска 2014 / 25.04
    Выдан
    Срок действия Дата 2025/04/25
    Удем
    Сертификат Standard CE
    Сертификат Image

    Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше один

    Номер сертификата М.2021.206.C67765
    Дата выпуска 2021/09/15
    Выдан
    Дата истечения срока действия 2025/09/14
    SHAEC1407010101 2014/04/25 2023/04/25
    Стандартный Сертификат ROHS
    Сертификат Image

    Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше одного

    Номер сертификата
    Дата выпуска
    Выдан SGS
    Срок действия
    Сертификат стандарта SGS
    Сертификат Image

    Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше один

    Номер сертификата SHAEC2116750803
    Дата выдачи 01.08.2021 2
    Выпущено SGS
    Дата истечения 2025/08/12

    ./12

    ./12

    ./12

    .Если вы не можете найти сертификат в Интернете, обратитесь в агентство по сертификации или к поставщику для дальнейшей проверки.

    Информация о доставке

    Шанхай
    FOB порт
    Время выполнения 7-10 дней
    Вес за единицу 2000,0 килограммы
    Размеры за единицу 1,22 х 2,44 х 1,5 метра
    Код HTS США 3920.51.00 00
    Единиц на экспорт коробки 2000,0
    Экспорт коробки Размеры 1,22 х 2,44 х 0,2 Метров
    Экспорт Картонные Вес 50 килограммах

    Основные экспортные рынки

    — Азия

    — Австралазия

    — Центральная/Южная Америка

    — Восточная Европа

    — Средний Восток/Африка

    — Северная Америка

    — Западная Европа

    .

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *